Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология слухов и паники как массовых психических явленийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При рассмотрении массовых психических явлений в больших групповых образованиях (в первую очередь, распространения слухов, паники и группового вандализма) исследователи часто используют термин «большая диффузная группа». По своему содержанию он имеет много признаков определения толпы — размытость ее границ, слабые или опосредствованные взаимодействия участников, изменчивость состава, низкий уровень сплоченности и др. Под этим термином будем понимать многочисленную, нечетко определенную по составу, изменчивую и низко интегрированную совокупность людей, локально и опосредствованно связанных друг с другом (Журавлев, 2002). Примерами больших диффузных групп являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители конкретных теле- или радиопередач, постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еженедельников и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д. Психология слухов Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» — явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996). При этом социально-психологические условия и закономерности их возникновения и распространения являются общими: • слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о пред стоящей денежной реформе в стране или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.). Информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется; • слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда ин формация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым провоцирует не определенность (например, несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля—мае 1986 г.): • важным условием, способствующим распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, состояние общего диском форта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.; • благоприятным фактором возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жиз ни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов. Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции: • удовлетворяют естественную социальную потребность челове ка в познании окружающего мира и стимулируют ее; • снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время в состоянии неопреде ленности, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной; • слухи не только помогают человеку сориентироваться в си туации, но и регулируют его поведение, которое в соответст вии с ними может изменяться; • слухи выполняют функцию предвосхищения социальных со бытий, тем самым помогая человеку что-то предусмотреть, внести коррективы в своп представления и отношения к со циальным явлениям или в реальное поведение. Профилактика слухов. Общая ориентация в «социальной работе» со слухами состоит is противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распространению. Прикладные исследования и практический опыт в этой области позволили выработать ряд рекомендации: • максимальное упреждающее информирование населения о наи более важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п. (при этом необходимо стремиться к доступности, по нятности и непротиворечивости информации, в экстремаль- ных условиях — к организации регулярной работы специальных источников информации по интересующим население вопросам); • целенаправленное снижение значимости тех социальных объек тов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов: • положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом); • выяснение подлинных причин возникновения слухов для повыше ния эффективности последующей разъяснительной работы (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позво ляет людям относиться к происходящим событиям более трезво и рационально); • выявление распространителей слухов и нейтрализация их влия ния на группу и др. Практическая задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей (например, предвоенная и военная обстановка, экономические и политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.). В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех. кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений. Психология паники Паника — это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей. Для людей, находящихся в паническом состоянии, характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому иначе панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха (Журавлев, 2002).
Для возникновения паники решающим является наличие сочетания ряда условий и факторов: • общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или продолжи тельного переживания негативных эмоций и чувств (предше ствует и способствует возникновению паники); • наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов (усиливают у населения предвосхищающее переживание предстоящей опасности или степень ее негативных послед ствий); • наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участ ников толпы, имеющих предрасположенность к панике по своим личностным особенностям; для возникновения паники в большой группе иногда достаточно одного процента пани кующих от общего состава группы); • сочетание не только общих, но и частных («местных») усло вий жизни большой группы в каждый конкретный период времени (такие ситуации предусмотреть сложнее всего в силу многочисленности характеристик физической и социальной среды). Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество населения страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникновения послужила трансляция по национальному радио радиопостановки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, последствия были соответствующими. Изучению этого случая массовой паники было посвящено специальное исследование, проведенное группой психологов во главе с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классическим. В результате исследования были выделены четыре группы людей, различающихся по особенностям своего поведения в условиях паники. Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, самостоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращался к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел к отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса). В третью группу вошли те, кто. испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не статус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к паническому восприятию событий. Важны были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний. Контрольные вопросы 1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основные признаки классификации больших групп и их виды. 2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп. 3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп. 4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу как социальную группу, назовите основные виды толп. 5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений. 6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп. 7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы». 8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения человека в толпе и вне ее. 9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах? 10. В чем состоят основные функции слухов? 11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах. 12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и каковы социальные условия, способствующие ее возникновению? Литература 1. Андрееве Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследо вания психологии больших групп // Методологические проблемы исследо вания больших групп / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 196—205. 3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об ществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 1996. 4. Нэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. С. 52—70. 5. Меккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: АЛЬПИНА, 1998. 6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998. 11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998. 13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про блем сегодняшнего дня // Психологический журнал. Т. 11. 1990. № 5. С. 3—16. 14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999. 15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Per Se, 2002. 16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. 17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из менений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1998.
18. Социально-психологические исследования руководства и предприни мательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Инсти тут психологии РАН», 1999. 19. Тощенко Ж. Т., Хврченко С. Б. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. 20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анато мия эффективного общения. М., Academ-A, 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.01 с.) |