Психология слухов и паники как массовых психических явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология слухов и паники как массовых психических явлений



При рассмотрении массовых психических явлений в больших групповых образованиях (в первую очередь, распространения слухов, паники и группового вандализма) исследователи часто используют

термин «большая диффузная группа». По своему содержанию он имеет много признаков определения толпы — размытость ее границ, слабые или опосредствованные взаимодействия участников, изменчивость состава, низкий уровень сплоченности и др. Под этим термином будем понимать многочисленную, нечетко определенную по составу, изменчивую и низко интегрированную совокупность людей, локально и опосредствованно связанных друг с другом (Журавлев, 2002). Примерами больших диффузных групп являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители конкретных теле- или радиопередач, постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еженедельников и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д.

Психология слухов

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» — явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996).

При этом социально-психологические условия и закономерности их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о пред стоящей денежной реформе в стране или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.). Информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

• слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда ин формация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым провоцирует не определенность (например, несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля—мае 1986 г.):

• важным условием, способствующим распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, состояние общего диском форта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.;

• благоприятным фактором возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жиз ни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

• удовлетворяют естественную социальную потребность челове ка в познании окружающего мира и стимулируют ее;

• снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время в состоянии неопреде ленности, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

• слухи не только помогают человеку сориентироваться в си туации, но и регулируют его поведение, которое в соответст вии с ними может изменяться;

• слухи выполняют функцию предвосхищения социальных со бытий, тем самым помогая человеку что-то предусмотреть, внести коррективы в своп представления и отношения к со циальным явлениям или в реальное поведение.

Профилактика слухов. Общая ориентация в «социальной работе» со слухами состоит is противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распространению. Прикладные исследования и практический опыт в этой области позволили выработать ряд рекомендации:

максимальное упреждающее информирование населения о наи более важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п. (при этом необходимо стремиться к доступности, по нятности и непротиворечивости информации, в экстремаль-

ных условиях — к организации регулярной работы специальных источников информации по интересующим население вопросам);

целенаправленное снижение значимости тех социальных объек тов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов:

положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом);

выяснение подлинных причин возникновения слухов для повыше ния эффективности последующей разъяснительной работы (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позво ляет людям относиться к происходящим событиям более трезво и рационально);

выявление распространителей слухов и нейтрализация их влия ния на группу и др.

Практическая задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей (например, предвоенная и военная обстановка, экономические и политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.). В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех. кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.

Психология паники

Паника — это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей. Для людей, находящихся в паническом состоянии, характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому иначе панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха (Журавлев, 2002).

 

Для возникновения паники решающим является наличие сочетания ряда условий и факторов:

• общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или продолжи тельного переживания негативных эмоций и чувств (предше ствует и способствует возникновению паники);

• наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов (усиливают у населения предвосхищающее переживание предстоящей опасности или степень ее негативных послед ствий);

• наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участ ников толпы, имеющих предрасположенность к панике по своим личностным особенностям; для возникновения паники в большой группе иногда достаточно одного процента пани кующих от общего состава группы);

• сочетание не только общих, но и частных («местных») усло вий жизни большой группы в каждый конкретный период времени (такие ситуации предусмотреть сложнее всего в силу многочисленности характеристик физической и социальной среды).

Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество населения страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникновения послужила трансляция по национальному радио радиопостановки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, последствия были соответствующими.

Изучению этого случая массовой паники было посвящено специальное исследование, проведенное группой психологов во главе с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классическим. В результате исследования были выделены четыре группы людей, различающихся по особенностям своего поведения в условиях паники.

Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, самостоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращался к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел к отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса).

В третью группу вошли те, кто. испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан.

Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не статус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к паническому восприятию событий. Важны были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основные признаки классификации больших групп и их виды.

2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп.

3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп.

4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу как социальную группу, назовите основные виды толп.

5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений.

6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп.

7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы».

8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения человека в толпе и вне ее.

9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникновения слухов в больших группах?

10. В чем состоят основные функции слухов?

11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах.

12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и каковы социальные условия, способствующие ее возникновению?

Литература

1. Андрееве Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследо вания психологии больших групп // Методологические проблемы исследо вания больших групп / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 196—205.

3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об ществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 1996.

4. Нэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. С. 52—70.

5. Меккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: АЛЬПИНА, 1998.

6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 2003.

 

10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998.

11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про блем сегодняшнего дня // Психологический журнал. Т. 11. 1990. № 5. С. 3—16.

14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Per Se, 2002.

16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.

17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из менений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1998.

 

18. Социально-психологические исследования руководства и предприни мательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Инсти тут психологии РАН», 1999.

19. Тощенко Ж. Т., Хврченко С. Б. Социальное настроение. М.:

Academia, 1996.

20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анато мия эффективного общения. М., Academ-A, 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.019 с.)