Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Клиническая психология как наука и практика.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1. Клиническая психология как наука и практика. Клиническая психология - наука изуч-я психолог. особ-ти людей страдающие психолог. заболеваниями, методы и способы диагностики психич. отклонений дифференциации психич. феноменов и психопотолог.симптомов и синдромов, психологию вз-отношения пациента и персонала, психокорекци-е и психотеропевтич. психопрофилактич-е способы помощи пациентам а также теоретич. аспекты психосаматич. и саматопсихич. взаимотнош-й. Предмет КП явл изуч мех-в и закономер-тей возник-я стойких дезодаптивных сост. Т.о можно сказать что Кл псих заним диагностикой, коррекцией, востановл равновестногосоотношения индивида и его жизни, на основе знаний возник-х дезодоптациях. Задачи: 1.Разработка принципов и методов психолог исслед-й в клинике.2.Создание и изуч психолог методов воздейств на психику чел-ка в лечеб-х и профил целях. Соотношение КП и мед психологии. В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология также понимается достаточно широко, в число ее задач включаются диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль эффективности психокоррекции и психотерапии.В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил помимо клинической психологии психогигиену. Сущ. ряд областей мед. Y связанных с клин.Y: психиатрия, неврология и нейрохирургия, соматическая медиц. Патопсихология является одним из разделов мед. психологии. Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога. Медицинская психология - область психологических знаний, вносимая в сознание медицинских работников. Сюда входят некоторые аспекты психологии личности, психологии развития, проблемы деонтологии и др. Предмет медицинской психологии - особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения (сохранения и укрепления здоровья). Конкретные цели медицинской психологии могут быть сформулированы так: изучение психологических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Стр-ра КП. Нейропсих — отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы функций психических высших на материале локальных поражений мозга головного. Рассматривает соотношение мозга и психики. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, развивая идеи Л.С. Выготского о социальной детерминации и системном строении функций психических высших, разработал теорию системной динамической локализации процессов психических — теоретическую основу нейропсихологии. Направления: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. Она использует синдромный анализ для квалификации этих нарушений и диагноза поражений мозга. Методы анализа являют собой набор специальных проб, адресуемых к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. Соматопсих — в круг ее проблем входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относимыми к неврологическим и психическим. Особое значение имеет исследование больных с расстройствами психосоматическими — внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, бронхиальная астма и пр.), в происхождении и течении коих ведущее место занимают психические факторы. Патопсих — раздел медицинской психологии, изучающий особенности психической д-ти, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при заболеваниях психических или соматических. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания псих процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом — основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии — области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных процессов психических, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры процессов психических, приводящих к наблюдаемым симптомам. Патопсихология изучает расстройства психические в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных: 1) для диагностики дифференциальной расстройств психики; 2) для установления меры выраженности дефекта психического в интересах экспертизы — судебной, трудовой, военной и пр.; 3) для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных; 4) для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации. Конструкт болезни. Следствия болезни ( роль больного, жалобы, плохое самочувствие) Собственно болезнь (патолог измен в индивиде и дефект) Причины болезни (биолог, психологич, соц) ТЕМА 2. Методы КП. 1. Клинико-психологические методы: · Беседа (сбор психологического анамнеза) · Интервью · Изучение продуктов д-ти · Качественно-количественный анализ содержания (контентанализ) 2. Экспериментально-психолог методы: · Нестандартизированные метоы в рамках нейро псих-го и патопсихолог-го эксперимента. · Стандартизир методы: исслед И, Л, псих состояний. · Проективные методики · Психосемантические методики. Под патопсихологич экспер-м поним использ любой диагностич-й процедуры в целях моделир-я, познават процессов, мотивов и отношения личности. Осн задача патопсих-го эксп закл в обнаружении экспер-та функционир-я отдел-х психолог функций и выявл патопсихолог синдр-в. Патопсихолог синдром.- представ собой патогенетич-й, обусловлен-ю общьность симптомов, т.е. признаков психич рас-в внутр-е взаимообуслов-х и вз- связан-х. К нему относ совокуп-ть повед-х мотив-х и познават особ-й психич деят-ти больн-х. Патопсихолог синдр расмотр на 3 ур-х: 1) патопсихолог (ур-нь наруш-й морфолог стр-р, тканей мозга и биохим-х проц-в); 2) патофизиолог-й (ур-нь измен-й на физич ур-не; наруш-я гармональной регуляции); 3) Пато и нейро психолог ур-нь (наруш психич проц-в и связ-е с ним св-ва психики кот и проявл психич симптоматикой.) Кл.интервьюирование - эксперементальный метод исслед-я. Подбор необход мет-к осущ на основе анализа эфектив-ти психокорекционных и психотерапевтич-й мет-к. 3группы методов КП: 1) кл инервъюирование; 2) эксперементально-психолог; 3) оценка эфектив-ти психокоркек-го возд-я. Целью Кл интервью явл оценка индивид-но психолог особ-й испыт-го по качеству, силе и тяжести, и естеств-я оценка отнош-я испыт-го к проц-су ислед-я. Кл интервью представал собой получ-е информ-ции об индивидуально-психологич-х св-в лич-ти, психолг феноменов, психопатолог синдромов и симптомов, о внутр картине болезни и о стр-ре проблеме клиента- это способ психолог воздейст-я на чел-ка на основе личного контакта психолога и пациента. Кл интервью отлич тем, что направл не только на актив-е предьявл-е жалобы но и на выявление скрытых мотивов чел-ка и оказ-е ему помощи в осознании истинных,внутр-х оснований для измен-го психич-го сост-я. Ф-ии Кл интер-ю: диагностическая и терапевтич-я, должны осущ параллельно, след-но могут привести к выздоровлению и реабилитации пациента. Принципы Кл интер-ю: · однозначность, · точность · доступность(базир на словарном, культурном,этническом параметрах) формул-ка воп-в; · адекватность и последов-ть; · гибкость; · безпрестрастность,6.проверенность получ-й информ-ции. Структура Кл интервью. I. Установление доверительной дистанции; Ситуативная поддержка; Предоставление конфиденциальности; Определение доминирующих мотивов в проведении Кл интервью. II. Выявление жалоб. Использ пассивные и активные методы Кл интервью. Оценка ВКБ (представление пациента о болезни, отнош к ней, переживание её). Структурирование проблемы. III. Оценка желаемого рез-та интервью и терапии. Определение субъективной модели доровья и предпочтительного психического статуса. IV. Оценка антиципационных способностей пациента. Обсуждение вариантов исхода заболевания при его обнаружении. Терапия. Антиципационный тренинг.
Расстройство ощущений. На структурном уровне возникновению расстройств ощущения и восприятия способствуют сосудистые заболевания, травмы, опухоли головного мозга, гипоксия, дегенеративные заболевания (деменции, атрофии). Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия. По органам чувств выдел зрит, слух, осязат (тактильные), обонят и вкус расстройства. К зрит растр-вам относят: - снижение или усиление остроты зрения; - нарушения цветового восприятия; - искажения пространственного восприятия; - выпадение отдельных полей зрения; - нарушения зрительного узнавания (агнозии); - иллюзии и галлюцинации. К наруш слуха относят: - нарушения восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков; - нарушения узнавания шумов и сигналов (слуховая агнозия); - слуховые иллюзии и галлюцинации; - интероцептивные шумы (ощущение шума в ушах в отсутствие внешнего раздражителя). К тактильным наруш относят: - расстройства способности локализации очага раздражения; - расстройства ощущений давления, температуры, влажности, боли; - нарушения различения внешних признаков объектов; - иллюзорные ощущ и осязательные галлюцинации; - нарушение восприятия схемы тела. К нарушм обоняния и вкуса относят: - частичную или полную потерю обонятельных или вкусовых ощущений; - потерю взаимосвязи между определенным запахом и вкусом и типичным для них объектом; - инверсию привычных запахов и вкусов (приятные запахи или вкусы воспринимаются как отвратительные или наоборот). По ур восприятия выделяют следующие типы нарушений в сфере чувственного познания:на уровне ощущ.: измен-е порога чувствит-ти, сенестопатии, на уровне восприятия: психосенсорные рас-ва, агнозии, иллюзии, на ур-не представлений: голлюцинации. В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувст-ти:снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме. Снижение порога - гиперестезия - представляет собой усиление восприимчивости, интесификацию ощущ-я, что в крайних случаях может приводить к нездержанности гневу. Повышение порога может проявл в виде: гипестезия(снижение восприимчив-ти, пониж-е чувствит-ти.) и анестезии (полная нечувствит-ть при анатомо-физиологич-й сохран-ти - психическая слепота, утрата вкусов). Сенестопатии - это проецирование каких-то ощущений внутрь телесного Я"(ощущения - жжет, печет переливание, закупоривание сосудов). Расстройство восприятия. В основе расстройств восприятия лежит наруш. процесса идентификации субъект-го образа с воспринимаемым объектом (узнавание). В случае психосенсорных расстройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнавания воспринимаемых объектов. В случае иллюзий возник-й субъективный образ не соотв реальному объекту и полностью его замещает. Психосенсорные растр-ва возникают у людей, начиная с дошкольного возраста,и обнаруживаются в 2 формах: 1. Искаженное восприятие объектов внешнего мира. Их величины и размеров, формы, постоянства цветовой гаммы, пространственного положения и устойчивости, количества и целостности, ощущение замедления или ускорения течения времени. Встречаются системные искажения восприятия объектов внешнего мира- дереализации. При дереализациях реальный мир представляется мертвым, нарисованным, неестественным, человек может отмечать необычное восприятиеосвещенности, цветовой раскраски. Мир кажется как бы во сне. Дереализации обычновозникают не раньше возраста 6-7 лет. 2. Искаженное восприятие собственного тела. Нарушения схемы тела, положения его частей, веса, объема и т. д. Системные искажения восприятия собственного тела называются деперсонализацией. При деперсонализации ч-к убежден в том, что его физич и психич "Я" к-то образом изменилось, но как изменилось, он не может. При измен восприятия телесного облика говорят о соматич деперсонализации. Она проявл-ся в чувстве измененности, отчужденности или отсутствия частей тела или внутренних органов, а также их функций. Если больной ощущ. Изменения своего психич. «Я»- это аутопсихич.деперсонализ-я. Нарушение памяти. П-ть - проц. организац. и сохран. прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в д-ти или возвращение в сферу сознания. Клинические типы нарушений памяти: 1. Дисмнезии -формальные растр-ва динамических процессов памяти. · гипермнезии · гипомнезии · парамнезии · амнезии Парамнезии · псевдореминисценции - ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Замещаются провалы в памяти. · криптомнезии— искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. · эхомнезии— обманы памяти, при которых события происходящие в настоящее время кажутся происход-е раньше. · конфабуляции— ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Различ. амнезии: По отношению к событиям,происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий: 1) ретроградная — выпадение из памяти событий до начала болезни, после черепно-мозговой травмы; 2) конградная — выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни; 3) антероградная — утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни; 4) антероретроградная — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни; скорее всего, возникает в резул-те временного недостатка кровообращения в гиппокампе. По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий: 1 ) фиксационная —неспособ-ть больного удерживать и фиксировать поступ-ю инф-ю (на текущие и недавние события); 2) анэкфория — неспособность воспроизведения информации без подсказки; 3 ) прогрессирующая — сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии: 1) ретардированная — забывание наступает ч/з некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время — уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ). 2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучш-й или ухудш-й) во времени; 3) лабильная (прерывистая) — нарушения колеблются в течение времени — то возникают, то исчезают; 4 ) регрессирующая — амнезия с частичным восстановлением памяти.
Нарушения мышления. Зейгарник выделяет три основных вида патологии мышления: 1) нарушения операционной (операциональной) стороны мышления 2)нарушения динамики мышления 3) нарушения личностного компонента мышления. Нарушение операциональной стороны мышления. Мышл-е явл-ся обобщенным и опосредованным познанием действительности, поэтому среди логических операций, обеспечивающих протекание мыслит.деят-ти, операция обобщения явл ключевой. Формы нарушений: а) снижение уровня обобщения, б)искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосред-е представл о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При искаж-и проц-а обобщ-я больные в своих суждениях отраж-т случ-е стороны явл-й, существ-е же отнош-я между предметами мало приним-ся во внимание, предметное содержание вещей и явл-й часто не учитыв-ся. он руководст-тся чрезмерно общими признаками, Возникает симптом резонерства. Особенно явно он проявляется при сравнении и определении понятий. Например, слово «часы» определяется как «импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества». Обычно использование речи при выполнении интеллект-ых заданий у здоровых взрослых людей приводит к улучшению результатов деятельности. У больных шизофренией этого не происходит. Речь не облегчает выполнения задания, а затрудняет его, так как произносимые слова вызывают новые, часто случайные ассоциации Нарушения динамики эмоций. Апатия. Нарушение эмоционально-волевой сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений, вялостью, безразличием к себе и близким, к происходящему вокруг, отсутствием желаний, жизненных побуждений, бездеятельностью. При сочетании А. с абулией говорят об апатико-абулическом синдроме. Входит в группу основных симптомов шизофрении (эмоциональное отупение), наблюдается при органических поражениях головного мозга, особенно лобной локализации. Тупость эмоциональная - эмоциональное обеднение, утрата аффективной откликаемости, бедность эмоциональных проявлений, эмоциональная холодность, равнодушие, безразличие к родным и близким. Сочетается с апатическими изменениями, нередко — с огрубением чувств, брутальностью. Утрачивается интерес и к самому себе, своему положению, состоянию, отсутствуют какие-либо планы на будущее. Является прогредиентным и необратимым состоянием. Характерный признак шизофренического дефекта, наблюдается также при хронических органических процессах, поражающих кору головного мозга и подкорковые образования, особенно лобной области (прогрессивный паралич). Лабильность эмоциональная -нестойкость настроения, склонность к его колебаниям, перепадам, частым сменам полярности эмоций. Характерна для невротических синдромов, синдромов помрачения сознания. Угнетение влечений Анорексия – угнетение пищевого инстинкта. Представляет собой главный симптом синдрома нервной анорексии, может проявляться при невротических, депрессивных расстройствах и др. Снижение либидо – угнетение полового влечения. Встречается при депрессивных, невротических расстройствах, при экзогенных вредностях (алкоголизме, наркоманиях). Гипобулия – снижение интенсивности и количества побуждений к деятельности. Крайней степенью гипобулии является абулия – полное отсутствие побуждений к деятельности, утрата желаний, полная безучастность и бездеятельность. Встречается при невротических расстройствах, дефектах личности, слабоумии. Усиление влечений. Булимия – усиление пищевого инстинкта, проявляющееся в неумеренном аппетите и неразборчивости в еде. Встречается при деменции, олигофрении, гашишном опьянении. Гиперсексуальность – резкое усиление полового влечения, которое становится доминирующим мотивом. Встречается при маниакальном синдроме, гебефренном синдроме, слабоумии, олигофрении. Гипербулия – состояние избыточной активности с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений, импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Наблюдается при маниакальном синдроме, психопатиях и др. 3. Парабулии - извращения влечений с затронутостью мотивационного и интеллектуального этапа волевого акта. Некоторые варианты парабулий: дромомания (вагобандаж, пориомания) – неудержимое влечение к перемене мест, бродяжничеству дипсомания – импульсивное влечение к употреблению алкоголя клептомания – внезапно возникающая страсть к бесцельным кражам пиромания – влечение к поджогам копролалия – непреодолимое стремление к употреблению циничных ругательств гомоцидомания – влечение к убийству людей. Перверзии – извращения полового влечения. Некоторые варианты: альгоглания – влечение к достижению сексуального удовлетворения путем причинения физической боли (себе – мазохизм, партнеру – садизм) нимфомания (у женщин), сатириазис ( у мужчин) – импульсивно возникающее эротическое влечение с неукротимой, беспорядочной активностью трансвестизм – стремление принимать внешний облик лиц противоположного пола, переодеваться в их одежду гомосексуализм – половое влечение к лицам своего пола (педерастия (мужеложество) у мужчин, лесбианство (трибадия) у женщин) фетишизм – направленность полового влечения на отдельные части тела или предметы туалета. Парабулии могут протекать в следующих трех клинических формах: Навязчивые влечения – побуждения появляются помимо воли, сопровождаются борьбой мотивов, с сохранением критического отношения к ним. Выявляются при психопатических, невротических синдромах. Компульсивные влечения – побуждения возникают подобно витальным влечениям (голоду, жажде). Критическое отношение сочетается с невозможностью борьбы с ним. Определяется при психопатических синдромах, в структуре большого наркоманического синдрома. Импульсивные влечения – возникающие остро, безмотивно с неотступным стремлением к реализации болезненные побуждения. Самосознание полностью подчинено влечению. Возможно сужение сознания на высоте патологического состояния. Наблюдается при кататонических расстройствах, сумеречных состояниях. В двигательной сфере парабулии проявляются в виде компульсивных действий, которые представляют собой реализованные компульсивные влечения, насильственных действий – непроизвольно возникающих движений, исчезающих во время сна и усиливающихся при волнении (насильственные плач, смех, крик и т.п.), импульсивных действий – возникающих внезапно сложных двигательных актов. Психомоторные нарушения. Кататонический синдром - это психические расстройства, проявляющиеся, главным образом, в двигательной сфере. Представлен двумя полярными расстройствами – возбуждением и ступором, протекающими на фоне формально ясного сознания и с наплывом фантастических образов и изменением восприятия окружающего. Кататоническое возбуждение. Носит немотивированный, бессмысленный характер и характеризуется наличием не связанных, разрозненных, автоматизированных действий, обращенных вовне или на себя. Кататонический ступор. Проявляется обездвиженностью, повышением мышечного тонуса и отказом от речи (мутизм). Различают следующие разновидности кататонического ступора. · Ступор с восковой гибкостью (каталепсия, болезнь Цельсия)– на фоне мутизма, малоподвижности, повышения мышечного тонуса с преобладанием тонуса сгибателей над разгибателями, характерно длительное сохранение приданной позы, застывание в ней. При этом приданная пациенту, даже неудобная поза может сохраняться в течение длительного времени. · Негативистический ступор – обездвиженность с выраженным активным и пассивным негативизмом, включая отказ от еды. · Ступор с оцепенением – полная стойкая обездвиженность, выраженный активный негативизм. Больной находится в эмбриональной позе, преобладает напряжение в сгибателях. В ночное время больные растормаживаются, начинают тихонько двигаться, отвечать на вопросы, есть, умываться; с наступлением утра и возрастанием интенсивности раздражений оцепенение возвращается. У больных со ступором может не быть другой симптоматики, но чаще имеют место галлюцинации, бредовое толкование окружающего. Это выясняется при растормаживании больного. Симптомы кататонического ступора: Симптом Павлова – в ступоре больной не отвечает при обращении к нему голосом обычной громкости, но отвечает на вопросы, задаваемые шепотом. Находящиеся днем в ступоре больные начинают передвигаться, разговаривать, есть с наступлением ночи. Симптом «воздушной подушки» Дюпре – лежащий больной держит голову на весу. Симптом хоботка – непроизвольное вытягивание губ вперед в виде трубочки. Симптом Бумке – отсутствие реакции зрачков на болевые и эмоциональные раздражители. Симптом последнего слова Клейста – больной с мутизмом отвечает на вопрос уже после того, как задавший его удалится. Симптом Вагнер-Яурегга – при надавливании на глазные яблоки мутичный пациент может ответить на вопрос. Симптом капюшона (Останкова) – своеобразная поза с натягиванием на голову рубашки, одеяла в результате чего полностью или частично закрывается лицо. Характерна бредовая интерпретация больным позы в плане идей воздействия. Кататонические расстройства наблюдаются при шизофрении. Нарушение влечений. Расстройства влечений (инстинктов) могут проявляться в виде патологического усиления, ослабления или извращения. Расстройства самосознания. В широком смысле к самосознанию относят все содержание психической деятельности, ее развитие, отношение к внешнему миру, социальные связи. В таком широком понимании сознание личности изменяется при любом психическом заболевании. Расстройства самосознания можно разделить на: 1. Нарушение самосознания активности (произвольности) — чувство затруднения, замедления, ослабления всей психической активности (мышления, чувств, моторики). Субъективно пациенты указывают на затруднения прежней психической активности, ухудшаются повседневные решения, действия, яркость чувств, внимание, речь и т. д. В зависимости от степени выраженности встречается от астенического до депрессивно-бредовых и от истощения психической деятельности до дисгармонии личности негативных синдромов. 2. Расстройство осознания единства (целостности, простоты) “Я” — затруднения до выраженных нарушений осознания себя как единого неразрывного целого. Возникает переживание утраты простоты, единства, целостности, “присущности Я”, появляется чувство раздвоенности, дивергенции, внутреннего распада, появления двух, трех несогласованных “Я”, нередко находящихся в постоянном противоречии, борьбе. Встречается при галлюцинаторно-бредовых, парафренных, негативных синдромах. 3. Нарушение осознания идентичности (постоянства) “Я” — потеря принадлежности своего “Я” самому себе, нет постоянства присущих личности отдельных свойств характера, мышления, эмоций, памяти и т. п. Встречается при аффективных, аффективно-бредовых, синдромах помрачения сознания. 4. Нарушение самосознания витальности — снижение или исчезновение чувства собственной жизненности, болезненная “психическая анестезия”, потеря эмоционального резонанса. Наблюдается при депрессивных, депрессивно-бредовых синдромах. 5. Изменение границ самосознания — ослабление самосознания вплоть до полного исчезновения различия между “Я” и “не Я”, между миром внутренним и внешним. Встречается при синдромах психического автоматизма, онейроиде, негативных синдромах. 6. Расстройство осознания непроницаемости “Я” сопровождается открытостью внутреннего мира, его “рассекречиванием”, доступностью для проникновения в личностную индивидуальность, открытость и изменчивость привычного “образа Я”, преимущественно в форме “отчуждения”, “нереальности”, “открытости” физических и психических актов. Встречается наиболее ярко при синдроме психического автоматизма, аффективно-бредовых, помрачения сознания. 7. Изменение стабильности “Я” во времени и пространстве проявляется расстройством осознания непрерывности и преемственности “Я” во времени и пространстве своего “Я” как в прошедшем, настоящем, так и в будущем времени, а также изменения “Я” в трехмерном пространстве. Характерно для синдромов психического автоматизма, помрачении сознания. Деперсонализация (де + лат. persona — особа, личность). Нарушение самосознания личности, сопровождающееся отчуждением ее психических свойств. Выраженность Д. колеблется от приглушенности, блеклости самосознания до полного отчуждения мыслей, чувств, представлений, воспоминаний и др., переживаемых больным как сделанные извне. В таком виде Д. близка к синдрому психического автоматизма Кандинского—Клерамбо. А.А. Меграбян характеризует Д. как синдром отчуждения и придает ей решающее значение в патогенезе психических нарушений при шизофрении. Д. наблюдается в виде самостоятельного синдрома при различных психических заболеваниях: в частности, Ю.Л. Нуллер придает ей особое значение в формировании депрессивных фаз МДП, выделяя случаи, когда Д. оказывается единственным синдромом, полностью определяющим клиническую картину болезни. Входит она и в структуру других синдромов, например, дисморфомании. Ю.Л. Нуллер сближает Д. с понятием болезненной психической анестезии. Дереализация (де + лат. realis — вещественный). Психопатологическое состояние, характеризующееся тягостным переживанием утраты реальности с окружающим миром. Часто сочетается с деперсонализацией (деперсонализационно-дереализационный синдром). Расстройства речи. Речь — сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, — посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии.
Расстройства речи делят на три группы: 1) связанные с потерей голоса 2) обусловленные нарушением произношения слов 3) затрагивающие формирование и понимание речи.
1. Афония представляет собой потерю голоса, которая наблюдается при заболеваниях глотки или её нервного аппарата. 2. Дисфония менее серьёзное нарушение силы, тембра и высоты голоса. Например, при некоторых заболеваниях [ларингит, опухоли гортани, односторонний паралич голосовых связок] человек может говорить охрипшим голосом или только шёпотом. 3. Дизартрия нарушение функции мышц речевого аппарата (губ, языка, нёба или глотки). Слова могут произноситься с носовым оттенком, невнятно, но центральный символьный аспект речи при этом остаётся сохранным. Причинами дизартрии могут быть нарушения двигательной иннервации при поражении центральной или периферической нервной системы, паркинсонизм и заболевания мозжечка. 4. Афазия нарушение формирования и понимания речи. Она часто обусловлена поражением доминантного полушария головного мозга (обычно левого).
Т.к. утрата моторной или сенсорной функции речи носит название афазии, то, согласно классификации различают моторную, сенсорную и семантическую афазии. Моторная афазия – симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм («телеграфный стиль»), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока). Моторная афазия обычно сочетается с аграфией (невозможностью писать). Аграфия так же, как и моторная афазия, представляет собой один из видов апраксии. При поражении задних отделов средней лобной извилины аграфия может быть изолированным симптомом, не сочетаясь с афазией. Сенсорная афазия — характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии — вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике). Семантическая афазия возникает при поражении височнотеменнозатылочной области и характеризуется забыванием слов и затруднениями в использовании сложных логико-грамматических структур. Больные могут свободно общаться с людьми, их речь бывает понятной, хотя и бедной именами существительными. Скрывая свой дефект, больные заменяют наименования предметов их описанием: ручка—“чтобы писать”, стакан—“чтобы пить” и т. д. При семантической афазии больные не могут уловить смыслового различия выражений, состоящих из сложных слов (например, “брат матери”
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.76 (0.022 с.) |