Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Впф как основной предмет нейропсихологии

Поиск

Нейропсихология — одно из направлений науки, имеющей длительную историю, а именно — психологии, т.е. науки о ду­ше (по-гречески — психеи). Это обозначено во второй части термина. Его первая часть — «нейро» — свидетельствует о том, что нейропсихология рассматривает мозговое представитель­ство души, понимаемой как совокупность психологических со­ставляющих человека. Таким образом, нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека.

Психология — понятие, неотрывное от понятия психики, которая трактуется в науке по-разному. Согласно теории антропопсихизма, ведущей начало от философа Декарта, психика существует только у человека; в отличие от этого, теория панпси­хизма основана на убеждении во всеобщей одухотворенности природы: психика — свойство всякой материи. Иная точка зре­ния представлена в теории биопсихизма. Соответственно ей, психика — свойство не всякой, а только живой материи. Нако­нец, существует господствующая в наши дни концепция нейропсихизма, по которой психика свойственна той материи, у кото­рой есть нервная система.

А Н. Леонтьев писал: психика — это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития — сту­пени органической, живой материи. Однако она не возникает вместе с органической материей, а является продуктом ее даль­нейшего развития. Следовательно, психика присуща не всякой органической материи, а лишь той, у которой есть нервная сис­тема. «Психика есть свойство живых, высоко организованных материальных тел, которое заключается в их способности отра­жать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность — таково наиболее общее ма­териалистическое определение психики... Всякая попытка пред­ставить психическое, хотя и связанное с материей, но вместе с тем принадлежащее особому духовному началу, является отступ­лением от научных позиций».

Нейропсихология считается относительно молодой областью научного знания. Официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее, со времен Второй мировой войны. Ее признанный создатель — выдающийся отечественный ученый А.Р. Лурия, имея двойное (неврологическое и психологическое) образование, сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего и явилась нейропси­хология. Он разработал теорию системной динамической лока­лизации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии

Вместе с тем нельзя не отметить, что вопрос о том, где раз­мещается душа, волновал человечество издавна. Долгое вре­мя считалось, что душа бестелесна, т.е. мозг не имеет к ней никакого отношения. Затем психические функции стали раз­мещать в трех желудочках мозга. Каждый из них считался местом, где хранятся ее «образы», т.е. отображенные впечат­ления.

Несмотря на то, что с позиций сегодняшнего дня такие пред­ставления следует расценивать как метафизические, нужно при­знать, что отдельные содержащиеся в них идеи являются ценны­ми. В частности, к ним относится вывод, что человек обладает душой и телом, работающими относительно независимо друг от друга. Душа рассматривалась как обитель идеальных образов, мозг — как орган, из которого под влиянием воли жизненная энергия проистекает во все части тела по каналам, называемым нервами.

Впоследствии благодаря трудам ученых и, в первую оче­редь, отечественных, таких, как И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о зна­чении для психики человека центральной нервной системы (ЦНС), и прежде всего головного мозга. Тем самым основание для появления нейропсихологии переросло в ее необходи­мость.

Являясь, как уже было отмечено, мультидисциплинарной и междисциплинарной областью знаний, нейропсихология тесно связана с различными научными дисциплинами. Одни из них относятся к биосоциальному кругу наук, в которых так или ина­че рассматривается психика человека, другие — к наукам о мозге. Как именно нейропсихология связана с различными науками, показано схематически в табл. 1.

 

Таблица 1

Нейропсихология и дисциплины о мозге

Что изучает нейропсихология

1.Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозго­вую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.

2. Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости

3. Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связёй проводниково - нервных путей).

Значение для других дисциплин

· Для неврологии и психиатрии:

Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФдля диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

· Для дефектологии:

Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы различных нарушенийразви­тия;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы­деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий вмозге.

· Для психиатрии:

Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений пове­дения, вызванных изменениями сознания при психических за­болеваниях и потерей способности к использованию средств
языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результата­ми нейропсихологической диагностики, выявляющей пер­вично пострадавшие уровни и области мозга.

 

Е.Д. Хомской, многолетней соратницей А.Р. Лурия, в создан­ном ей в 1987 году учебнике «Нейропсихология» выделены раз­личные разделы этой дисциплины. В качестве главного из них указывается клиническая нейропсихология, задачей которой явля­ется изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения. Указывается на важность качественного анализа синдро­мов, сопоставления их и определения топики (локализации) очага поражения. Для этого клиническая нейропсихология име­ет свой инструментарий — специфические методы диагностики. Часть их была предложена классиками неврологии прошлого, но в целом диагностическая нейропсихологическая система созда­на А.Р. Лурия. Она получила широкое распространение не толь­ко в нашей стране, но и за рубежом.

Другим разделом нейропсихологии является эксперименталь­ная нейропсихология. Она направлена на изучение различных форм нарушения ВПФ. В ее рамках используются как нейропсихологические диагностические методы, так и инструменталь­ные, которые в последнее время стали весьма разнообразными и информативными: ЭЭГ — электроэнцефалографические иссле­дования; КТ — компьютерная томография; ЯМР — ядерно-маг­нитный резонанс; МРТ — магнитно-резонансная томография; ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография; ОФЭКТ — однофатонно-позитронная компьютерная томография и др.

В результате экспериментальных нейропсихологических ис­следований описаны мозговые механизмы различных видов аг­нозии и апраксии, нарушений речи, памяти, внимания, регуляторных (лобных) механизмов психики, созданы классификации форм афазии, наиболее распространенной из которых является классификация А.Р. Лурии.

В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством профессора, действительного члена Академии РАО В.М. Шкловского. Основной задачей нейроре­абилитации является разработка методов восстановления нару­шенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и резидуального (отдаленного) этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейро­реабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психиче­ской деятельности, а также социального статуса больного. Про­блема адаптации человека, потерявшего такие важные функции, как движения, память, речь, т.е. его приспособления к изменив­шимся условиям жизни, охватывает отношения с членами семьи (внутрисемейные), а также и с посторонними людьми (внесемейные). Это означает, что нейрореабилитация включает не только собственно лечебно-восстановительное направление, но и то, которое предусматривает пути налаживания дальнейшей судьбы больного: профессиональную диагностику и профессио­нальную ориентацию. Выявление реальных способностей к тем или иным видам трудовой и общественной деятельности людей, у которых пострадали жизненно важные функции, позволяет оп­ределить оптимальный доступный им вид занятости. В против­ном случае дезорганизуется жизнь здоровых членов семьи, что ведет к значительным убыткам в общественном и государствен­ном масштабе.

Относительно недавно (в 70-е годы) сложился раздел нейро­психологии, обозначенный как нейропсихология детского возрас­та или, иначе, возрастная нейропсихология или нейропсихология развития. Значительный вклад в эту область в 80-х годах про­шлого столетия внесла ученица А. Р. Лурии Э.Г. Симерницкая. Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан прин­ципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.

Особенностью ВПФ и их мозговой организации и является то, что они меняются от возраста к возрасту. Они получают более определенное и устойчивое представительство в том или ином участке мозга, в результате чего их связи с другими областями становятся менее подвижными. Это, с одной стороны, облегчает диагностику нарушений, а с другой, лишает детей одного из главных преимуществ — пластичности мозга, обеспечивающей высокий компенсаторный потенциал.

Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последо­вательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навы­ков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвы­чайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский

Наконец, существует нейропсихология старческого возраста, которая еще мало разработана, но весьма актуальна для понима­ния природы и терапии различных старческих дегенерации, в том числе слабоумия.

К сказанному следует добавить, что нейропсихологический метод оказывается плодотворным для решения общих задач пси­ходиагностики. Сюда относятся прежде всего проблемы индивидуальных различий в изучении личности человека: определение качества и степени одаренности детей и взрослых, особенности поведения людей, поставленных в экстремальные ситуации и пр. В развитии этих разделов нейропсихологии особую роль играют представления о значении индивидуальных, природно обуслов­ленных взаимоотношений, которые складываются между полу­шариями мозга.

Значимы также индивидуальные различия в объеме и актив­ности межанализаторных связей. Они обусловлены врожденны­ми «акцентами» на том или ином анализаторе, в соответствии с которыми люди подразделяются на преимущественно «слушаю­щих», «смотрящих», «ощущающих», «обоняющих». Особенно ак­туально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного видов восприятия и запоминания явлений действительности. Выяснено, что в одних видах деятельности, например, в речевой, у всех людей главенствует (доминирует) слуховой анализатор, а в других, например, в познании предметного мира — зрительный. Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содру­жественной. Как оказалось, для анализаторных взаимодействий важны также двигательные и тактильные подкрепления. Для це­лого ряда людей они являются необходимым условием выработки тех или иных навыков даже высшей психической деятельности (отсчитывание, отстукивание, проговаривание и пр.). Понима­ние этого привело к созданию арсенала аудиовизуальных и кине­тических методов обучения, которые оправдывают себя в разных областях педагогики, психологии, психотерапии и пр.

Объемы участия того или иного вида восприятия индивиду­ально различны. Это, к сожалению, далеко не всегда учитывает­ся в школах, где усредняются темпы деятельности детей, а имен­но осматривания, прослушивания ими чего-либо, чтения, письма счета. Нередко это ведет к трудностям усвоения нужной информации и в конце концов — к снижению успеваемости. Нейропсихологические методы диагностики и наблюдения в ди­намике за результатами учебного процесса в школе весьма по­лезны, хотя недостаточно используются пока на практике.

У нейропсихологии есть своя методология рассмотрения тех или иных патологических явлений, своя терминология и поня­тийный аппарат. Часть используемых в ней терминов и понятий совпадает с теми, которые употребляются другими дисциплина­ми, а часть специфична именно для нейропсихологии. Так, понятия и термины этиологии, клиники, патогенеза являются универсальными. Они означают одно и то же и в медицине, и в нейропсихологии. Этиология — это причина, происхождение ка­кого-либо явления, в частности, заболевания или нарушения. Клиника — это картина патологического состояния, совокуп­ность определяющих его симптомов. Патогенез — это те законо­мерные или индивидуальные реакции, которыми организм отве­чает на патологические влияния. В нейропсихологии это прежде всего влияние на головной мозг. Они являются механизмами развития болезни или нарушения. Патогенетические механизмы обусловливают то, какую форму принимает то или иное заболе­вание и его последствия.

Существуют также понятия и термины, которые употребля­ются преимущественно в нейропсихологии, даже если возникли в рамках других дисциплин. К ним относятся понятия гнозиса и агнозии, праксиса и апраксии, модальности, модально-специфиче­ских и модально-неспецифических явлений, понятия кинетических и кинестетических, афферентных и эфферентных сигналов и т.д.

А.Р. Лурия ввел в нейропсихологию чрезвычайно важное по­нятие факторного анализа, раскрывающее значение первичных и вторичных симптомов, а также особенности их взаимосвязи для особенностей синдрома, представляющего собой совокупность симптомов в целом. Первичные симптомы — это те, которые обусловлены непосредственно очагом поражения или другими повреждениями мозга, а вторичные — это те, которые возника­ют системно, т.е. вытекают из первичных, являются их следстви­ем. Например, у больного имеются дефекты артикуляции, не­смотря на то, что в зоне локализации артикуляционных поз и движений поражение отсутствует. В этом случае они могут яв­ляться системным следствием другого дефекта, а именно нечет­кости акустических представлений о произносимых звуках речи, вызванных поражением не артикуляционной, а слуховой коры мозга. Правильно проведенный факторный анализ позволяет определить стратегию и тактику коррекционно-восстановительной работы в каждом конкретном случае. Признание закономер­ной системной симптоматики в том или ином патологическом синдроме подтверждает известную мысль выдающегося англий­ского ученого X. Джексона о том, что локализовать симптом и локализовать поражение — не одно и то же

Итак, нейропсихология — дисциплина, которая существен­ным образом дополняет и неврологию, и психологию, и психи­атрию, и лингвистику. Она явилась тем необходимым звеном, которое позволило рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией — целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались в таком виде не­раскрытыми.

 

 

Вопросы по теме «ВПФ как основной предмет нейропсихологии»:

1. Какие теории, трактующие понятие психики человека вы знаете?

2. Что такое психея? Каков современный эквивалент понятия души?

3. Что означает часть «нейро» в термине нейропсихология?

4. Кем была создана нейропсихология?

5. Какое место занимает нейропсихология в ряду других наук? С какими науками она связана непосредственно?

6. Что дают нейропсихологии различные науки, и какой вклад в них вносит она сама?

7. Какие разделы нейропсихологии вы знаете?

8. Какова основная задача клинической нейропсихологии?

9. Какова основная задача экспериментальной нейропсихоло­гии?

10. Каковы основные задачи нейрореабилитации?

11. Чем интересна нейропсихология детского возраста

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.1 (0.016 с.)