Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие 4. Методологические основы нейропсихологии (занятие 1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии. 2. Основные принципы строения мозга (психика и мозг). 3. Теория системной динамической локализации ВПФ. 4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия. Семинарское занятие 5. Методологические основы нейропсихологии (занятие 2) 1. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. 2. Синдромный анализ нарушения ВПФ. 3. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома. 4. Методы нейропсихологического исследования.
Литература 1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. – СПб, 2001. 2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб, 1997. 3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. 4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2004. 5. Корсакова К. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М., 1988. 6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000. 7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998. 8. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. 9. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М., 1987. 10. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М. – Воронеж, 2000. 11. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб, 1999. 12. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985. 13. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000. Контрольные вопросы 1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы: 1) Галена; 2) Галля; 3) Клейста; 4) Лурия. 2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является: 1) установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики; 2) разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга; 3) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций; 4) совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах. 3. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является: 1) Сеченов; 2) Бехтерев; 3) Выготский; 4) все трое. 4. Зона ближайшего развития – это: 1) ближайший к текущей дате возрастной период; 2) то, что может ребенок с помощью взрослого; 3) уровень достигнутого интеллектуального развития; 4) критерий учебной успеваемости. 5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является: 1) наличие связи между элементами системы; 2) многочисленность элементов системы; 3) наличие нескольких уровней в системе; 4) цель. 6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает: 1) трудности формирования гностических функций; 2) неодновременность развития функций; 3) патологию со стороны двигательного аппарата; 4) различия в результатах нейропсихологического тестирования. 7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением: 1) принципа системной локализации функций; 2) принципа динамической локализации функций; 3) принципа иерархической соподчиненности функций; 4) всех трех принципов. 8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена: 1) меньшей подверженностью травмам; 2) их реализацией в макросистемах головного мозга; 3) более ранним периодом формирования; 4) последними двумя обстоятельствами. 9. Основным тезисом эквипотенционализма является: 1) многоуровневость организации ВПФ; 2) функциональная равноценность левого и правого полушарий; 3) принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей; 4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности. 10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся: 1) к энергетическому неспецифическому блоку; 2) к блоку переработки экстероцептивной информации; 3) к блоку программирования, регуляции и контроля; 4) ни к одному из них. 11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является: 1) совокупность физиологических исследований; 2) клиническая беседа с больным или испытуемым; 3) синдромный анализ; 4) математическая процедура. 12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается: 1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития; 2) в масштабности охвата психических функций; 3) в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга; 4) различий нет, это синонимы. 13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с: 1) патологией лобных долей; 2)повреждением глубоких структур мозга; 3) нарушением работы теменно-затылочных отделов; 4) височной патологией. 14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится: 1) постановка топического диагноза; 2) оценка динамики психических функций; 3) определение причин аномального психического функционирования; 4) выбор форм нейрохирургического вмешательства.
Семинарское занятие 6. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы (занятие 1)
1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. 2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. 3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. 4. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга. 5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. Семинарское занятие 7. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы (занятие 2)
1. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. 2. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. 3. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. 4. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.
Литература 1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. – СПб, 2001. 2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб, 1997. 3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. 4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2004. 5. Корсакова К. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М., 1988. 6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000. 7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998. 8. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. 9. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М., 1987. 10. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М. – Воронеж, 2000. 11. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб, 1999. 12. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985. 13. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2000. Контрольные вопросы 1. Расстройства различных видов ощущений называются: 1) агнозиями; 2) галлюцинациями; 3) сенсорными расстройствами; 4) иллюзиями. 2. Общим признаком зрительных агнозий являются: 1) неспособность увидеть что-либо; 2) изменения полей зрения; 3) нарушение мыслительных процессов; 4) потеря способности узнавания. 3. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется: 1) аутотопагнозией; 2) тактильной агнозией; 3) дермолексией; 4)соматоагнозией. 4. Аутотопагнозия – признак: 1) нижнетеменного поражения; 2) верхнетеменного поражения; 3) среднетеменного поражения; 4) поражения вторичных отделов зрительного анализатора. 5. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан: 1) Бехтеревым; 2) Сеченовым; 3) Лурия; 4) Бернштейном. 6. Замена нужных движений на шаблонные является признаком: 1) кинестетической апраксии; 2) пространственной апраксии; 3) кинетической апраксии; 4) регуляторной апраксии. 7. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется: 1) алалией; 2) мутизмом; 3) дизартрией; 4) афазией. 8. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к: 1) эфферентной моторной афазии; 2) сенсорной афазии; 3) семантической афазии; 4) динамической афазии. 9. Основным дефектом при вербальной алексии является: 1) слабое зрение; 2) нарушения симультанного узнавания; 3) перепутывание букв; 4) первая и третья причины. 10. Аграфия – это: 1) потеря способности к рисованию; 2) потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей; 3) навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании; 4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать. 11. Акалькулия часто сочетается с: 1) семантической афазией; 2) кинестетической апраксией; 3) соматоагнозией; 4) эмоциональными расстройствами. 12. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой: 1) первого блока мозга; 2) второго блока мозга; 3) третьего блока мозга; 4) всех трех блоков. 13. «Полевое поведение» является результатом поражения: 1) лобных долей; 2) височных долей; 3) затылочных долей; 4) теменных долей. 14. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является: 1) корректурная проба; 2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам; 3) управление движущимся объектом; 4) узнавание стимульного материала. 15. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются: 1) поражением конвекситальных отделов лобных долей; 2) левовисочными поражениями; 3) теменно-затылочными поражениями; 4) правовисочными поражениями. 16. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов: 1) между теменной и височной корой; 2) от зрительного анализатора к третичным полям; 3) внутри лимбической системы; 4) между ретикулярной формацией и лобной корой. 17. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как: 1) безразличное благодушие; 2) грусть; 3) депрессия; 4) тревога. 18. Процесс опознания от общего к частному более представлен: 1) в левом полушарии; 2) в правом полушарии; 3) одинаково в обоих полушариях; 4) в зависимости от стимульного материала. 19. Левшество – это: 1) преобладание размера левой руки над правой; 2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми; 3) преобладание левой руки и левой ноги над правыми; 4) различия в чувствительности правой и левой половины тела. 20. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является: 1) слабая выраженность симптоматики; 2) значительная выраженность симптоматики; 3) длительный период обратного развития симптомов; 4) высокая зависимость от латерализации очага поражения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.161 (0.01 с.) |