Лабораторное занятие 5. Исследование эмоционально-волевой сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторное занятие 5. Исследование эмоционально-волевой сферы.



Экспериментальные методики патопсихологии для исследования эмоционально-волевой сферы: вариант ТАТ (CAT), выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.

6. Примерные вопросы для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине

«Клиническая психология»

 

6.1. Примерные вопросы к зачету и экзамену

Для студентов 5 курса очной формы обучения (I часть; IX семестр)

1. Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

2. Донаучный период становления и развития клинической психологии.

3. Научный период становления и развития клинической психологии за рубежом.

4. Научный период становления и развития клинической психологии в России.

5. Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины.

6. Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

7. Нейропсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

8. Психосоматика как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

9. Психология аномального развития как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

10. Методологические принципы клинической психологии.

11. Этика в клинической психологии.

12. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

13. Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в РФ.

14. Понятие нормы и патологии, здоровья и болезни в клинической психологии.

15. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

16. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

17. Методология клинико-психологического исследования.

18. Построение клинико-психологического исследования.

19. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.

20. Основные принципы строения мозга (психика и мозг).

21. Теория системной динамической локализации ВПФ.

22. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.

23. Общая характеристика I функционального блока мозга.

24. Общая характеристика II функционального блока мозга.

25. Общая характеристика III функционального блока мозга.

26. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

27. Синдромный анализ нарушения ВПФ.

28. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома.

29. Методы нейропсихологического исследования.

30. Нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурия.

31. Нейропсихологическая батарея тестов Л.С. Цветковой.

32. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.

33. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

34. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

35. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

36. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.

37. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

38. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга.

39. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

40. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

Для студентов 5 курса очной формы обучения (II часть; X семестр)

1. Теоретические основы и практическое значение патопсихологии.

2. Нарушения ощущений и восприятия.

3. Нарушения произвольных движений и действий.

4. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков.

5. Нарушения памяти.

6. Нарушения мышления (нарушения операционной стороны мышления, искажение процесса обобщения, нарушения динамики мышления, нарушения целенаправленности мышления).

7. Нарушения сознания (делириозное помрачнение сознания, онейродное состояние сознания, сумеречное состояние сознания, аменция, коматозное состояние, деперсонализация).

8. Нарушения личности (нарушение опосредованности и иерархии мотивов; нарушение смыслообразования; нарушение подконтрольности поведения).

9. Пограничные нервно-психические расстройства (психогении).

10. Основные типы неврозов: неврастения, истерия, психастения и навязчивые состояния.

11. Признаки характеризующие неврозы.

12. Классификация личностных расстройств.

13. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

14. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

15. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

16. Органические психические расстройства.

17. Эпилепсия.

18. Алкоголизм.

19. Наркомании, токсикомании, табакокурение.

20. Шизофрения.

21. Маниакально-депрессивный психоз.

22. Психосоматические расстройства.

23. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматических расстройств.

24. Особенности патопсихологического исследования в детской и подростковой психиатрии.

25. Психология инвалидности.

26. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения.

27. Структура и основы содержания заключения психодиагностического исследования.

28. Основные методы патопсихологического эксперимента.

29. Экспериментальные методики патопсихологии для исследования памяти.

30. Экспериментальные методики патопсихологии для исследования внимания и сенсомоторных реакций.

31. Экспериментальные методики патопсихологии для исследования уровня и течения мыслительных процессов.

32. Экспериментальные методики патопсихологии для исследования эмоционально-волевой сферы.

33. Экспериментальные методики патопсихологии для исследования личности.

34. Отличие патопсихологического эксперимента от обычного исследования.

35. Этапы беседы в патопсихологическом эксперименте.

36. Задачи патопсихологического исследования.

Для студентов 5 курса заочной формы обучения (X семестр)

1. Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

2. История возникновения клинической психологии.

3. Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины.

4. Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

5. Нейропсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

6. Психосоматика как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

7. Психология аномального развития как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

8. Методологические принципы клинической психологии.

9. Этика в клинической психологии.

10. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

11. Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в РФ.

12. Понятие нормы и патологии, здоровья и болезни в клинической психологии.

13. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

14. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

15. Методология клинико-психологического исследования.

16. Построение клинико-психологического исследования.

17. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.

18. Основные принципы строения мозга (психика и мозг).

19. Теория системной динамической локализации ВПФ.

20. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.

21. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

22. Синдромный анализ нарушения ВПФ.

23. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома.

24. Методы нейропсихологического исследования.

25. Нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурия.

26. Нейропсихологическая батарея тестов Л.С. Цветковой.

27. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.

28. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

29. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

30. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

31. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.

32. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

33. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга.

34. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

35. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

36. Теоретические основы и практическое значение патопсихологии.

37. Нарушения ощущений и восприятия.

38. Нарушения произвольных движений и действий.

39. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков.

40. Нарушения памяти.

41. Нарушения мышления (нарушения операционной стороны мышления, искажение процесса обобщения, нарушения динамики мышления, нарушения целенаправленности мышления).

42. Нарушения сознания (делириозное помрачнение сознания, онейродное состояние сознания, сумеречное состояние сознания, аменция, коматозное состояние, деперсонализация).

43. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

44. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

45. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

46. Пограничные нервно-психические расстройства (психогении).

47. Основные типы неврозов: неврастения, истерия, психастения и навязчивые состояния.

48. Органические психические расстройства.

49. Эпилепсия.

50. Алкоголизм.

51. Наркомании, токсикомании, табакокурение.

52. Шизофрения.

53. Маниакально-депрессивный психоз.

54. Психосоматические расстройства.

55. Особенности патопсихологического исследования в детской и подростковой психиатрии.

56. Проведение патопсихологического исследования и подготовка заключения.

57. Структура и основы содержания заключения психодиагностического исследования.

58. Основные методы патопсихологического эксперимента.

59. Методики для исследования памяти.

60. Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций.

61. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов.

62. Методики для исследования эмоционально-волевой сферы.

63. Методы (методики) для исследования личности.

64. Отличие патопсихологического эксперимента от обычного исследования.

65. Этапы беседы в патопсихологическом эксперименте.

66. Задачи патопсихологического исследования.

7. Методические рекомендации и требования к написанию курсовых работ

 

При выполнении курсовых работ по теме клинической психологии следует ориентироваться на систему рекомендаций и требований, изложенных в учебно-методическом пособии Зеленковой Т.В. и Копченовой Е.Е. Курсовые и выпускные квалификационные работы по психологии. – МГОПИ, 2007. – 53 с.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.

2. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития детей.

3. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.

4. Дифференциальная диагностика ЗПР и психического недоразвития.

5. Психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития.

6. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.

7. Депрессии: диагностика, профилактика, коррекция.

8. Методы изучения детей с нарушениями развития.

9. Проблема компенсации при нарушениях психического развития.

10. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.

11. Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

12. Требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.

13. Школьная неуспеваемость и пути ее преодоления.

14. Роль игры в коррекции психического развития ребенка.

15. Вредные и пагубные привычки несовершеннолетних: профилактика и коррекция.

16. Индивидуализация и дифференциация обучения проблемных детей.

17. Дети с нарушениями интеллекта в массовой школе: диагностика и психолого-педагогическая коррекция.

18. Коррекционное обучение и воспитание детей с ЗПР.

19. Психолого - педагогическая запущенность: диагностика, профилактика и коррекция.

20. Профилактика нарушений зрения на уроках.

21. Школьные неврозы: проблемы профилактики и коррекции.

22. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей.

23. Школьная дезадаптация: факторы возникновения и преодоления.

24. Детское бродяжничество как психолого-педагогическая проблема.

25. Детский и молодежный суицид как психолого-педагогическая проблема.

26. Психолого-педагогические основы работы педагога-психолога с дезадаптированными детьми в детском учреждении.

27. Психолого-педагогическая профилактика наркомании в подростковой среде.

28. Содержание и способы психолого-педагогические профилактики отклоняющегося поведения в детской среде.

29. Психолого-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде.

30. Агрессивность в подростковом возрасте как психолого-педагогическая проблема.

31. Уход из дома как проявление девиантного поведения.

32. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте.

33. Адаптация детей с недостатками физического и психического развития в специальных дошкольных учреждениях.

34. Организация психолого-педагогической работы по профилактике суицида среди подростков.

35. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младшего подростка.

36. Проблема влияния внутрисемейных отношений на успеваемость младшего школьника.

37. Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование личности подростка.

38. Влияние табакокурения на психическое развитие и личность подростка.

39. Подростковая наркомания: профилактика и коррекция.

40. Токсикомания: профилактика и коррекция.

 

8. Методические рекомендации и требования к написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных работ

 

Не предусмотрены.

 

 

Список рекомендуемой литературы по всему курсу

 

ОСНОВНАЯ:

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М., 2009. С. 320.

2. Блейхер В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. – М., 2009. С. 624.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2013. С. 264.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2012. С. 368.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики. – М., 2008. С. 368.

6. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2011. С. 864.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2011. С.144.

8. Левченко И.Ю., В.В. Ткачева и др. Патопсихология: теория и практика. 3 изд. – М., 2013. С. 224.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2012. С. 433.

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2013. С. 384.

11. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 2008. С. 432.

12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – СПБ, 2010. С. 384.

13. Сидоров П.И., Парняков А. В. Клиническая психология. В 2 томах. – М.-Екатеринбург, 2010. С. 880.

14. Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2012. С. 336.

15. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., СПб., 2011. С. 496.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 2007. С. 720.

2. Ананьев В.А. Психология здоровья: Основы психологии здоровья: Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006. С. 384.

3. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б., Герасимов Н.П., Беглянкин Н.И. Алкоголизм, наркомании, токсикомании. – М., 2009. С. 64.

4. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. – СПб, 2010. С. 293.

5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Наркотизм (природа и преодоление). – М., 2006. С. 432.

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб, 1999. С. 200.

7. Ваисов С.Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. – М., 2008. С. 272.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1983.

9. Геппе Н.А., Малахов А.Б., Шарапова О.В. Профилактика табакокурения среди детей и подростков. – М., 2008. С. 144.

10. Дмитриева Т.Б., Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. – М., 2007. С. 488.

11. Ерышев О.Ф., Спринц А.М. Психиатрия. – М., 2008. С. 384.

12. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – СПб., 1982. С. 272.

13. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2004. С. 1168.

14. Корсакова К.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М., 2007. С. 144.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуаций характера у подростков. – М., 2010. С. 256.

16. Марилов В.В. Общая психопатология. – М., 2009. С. 224.

17. Медицинская и судебная психология: Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М., 2009. С. 608.

18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – СПб., 2012. С. 428.

19. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 480.

20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М., 2009. С. 176.

21. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002. С. 288.

22. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2005. С. 360.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.061 с.)