Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Патопсихологическое исследование, как и любое другое научно обоснованное исследование, представляет собой особый вид деятельности, в которой закономерно выделяются различные компоненты, этапы. В любом психологическом исследовании выделяют как минимум два, а чаще три-четыре этапа: подготовительный, получение эмпирических данных, этап (этапы) анализа и интерпретации полученных данных. Такое деление на этапы правомерно и дляпатопсихологического исследования. Выделение этих этапов имеет условный характер, так как только все вместе они могут реализовать исследовательскую деятельность. Однако на каждом из выделяемых этапов патопсихолог выполняет различные действия в различных условиях. Подготовительный этап проводится до непосредственной встречи психолога с будущим испытуемым. Целью данного этапа является планирование будущего эмпирического исследования. С этой целью психолог решает две взаимосвязанные задачи: 1) построение программы (схемы) исследования и 2) получение предварительных данных о будущем испытуемом. Выбор конкретных методик не может быть случайным, он также определяется целью исследования и характером поставленных задач. Таким образом, патопсихологические методики, с одной стороны, характеризуются полифункциональностью, а с другой – взаимодополнительностью. При подборе патопсихологических методик для проведения экспериментального исследования опираются на два основных принципа: 1. В программе исследования должны сочетаться методики, позволяющие более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти необходимо сочетать методики для исследования зрительной и слуховой, непосредственной и опосредованной, кратковременной и долговременной памяти. 2. Данные, полученные в эксперименте с помощью одной методики, необходимо подтвердить результатами, полученными с помощью других методик. Поэтому обязательным является сочетание близких по направленности методик, что повышает надежность и достоверность полученных результатов. В выборе конкретных методик исследования существенную роль играют: 1. Цель исследования. 2. Значимым для выбора методик являются также образование больного и его жизненный опыт. 3. Выбор методик может определяться особенностями контакта с больным. Например, при обследовании больного с дефектом зрения подбираются методики с опорой на слуховое восприятие. При обследовании глухих и слабослышащих испытуемых упор делается на методики, представляемые в визуальной форме, на невербальные методики, а в случае необходимости использования словесной методики ее представляют в письменном виде (как и все инструкции к методикам). Кроме того, все сведения, полученные психологом из медицинских документов, бесед с родителями и педагогами, из анализа графической продукции, ложатся в основу той рабочей гипотезы, на проверку которой и будет направлено все дальнейшее эмпирическое исследование. Проведение экспериментального исследования. Целью второго этапа патопсихологического исследования является сбор эмпирических данных. На этом этапе осуществляется непосредственное взаимодействие психолога с испытуемым, проводится эксперимент, беседа и наблюдение за больным в процессе общения и выполнения заданий. Проведение патопсихологического исследования требует от психолога активности и творческого подхода. Экспериментатор должен быть готов к коррекции программы по ходу исследования (изменение порядка предъявления методик, замена некоторых из них, включение новых, ранее не запланированных исследовательских приемов, изменение тактик взаимодействия с больным), в зависимости от реакций больного, его поведения, результатов выполнения заданий. В самом начале исследования желательно установить продуктивный контакт экспериментатора с испытуемым, так как от этого зависит непосредственная работа последнего по выполнению предложенных ему заданий. Проведение беседы в начале исследования позволяет экспериментатору наметить конкретный ход экспериментального исследования, скорректировать его предварительную схему. Большое значение для получения диагностически значимых данных имеет порядок предъявления методик. Обычно после проведения беседы дают относительно несложные и нейтральные задания, затем постепенно сложность заданий возрастает. Принято начинать обследование с проб на исследование восприятия, памяти, внимания, затем переходят к исследованию мышления и личности. Выполнению задания по каждой методике предшествует инструкция. Инструкция играет большую роль в проведении исследования. Результаты исследования нельзя оценивать только как успешные и неуспешные. Все искаженные, не соответствующие инструкции действия больных представляют собой ценный экспериментальный материал, важный для анализа психики больного. Для оценки результатов исследования важно также оценить отношение испытуемого к помощи экспериментатора во время исследования – принимается ли она испытуемым или отвергается в силу негативистических проявлений и некритичности. Важным требованием к проведению экспериментально-психологического исследования является тщательное ведение протоколов. В протоколах исследований следует отмечать особенности поведения испытуемого, понимание им инструкций, а также все то, что связано с выполнением задания. Все данные, грамотно и тщательно зафиксированные в протоколе, позволяют психологу в дальнейшем осуществить качественный анализ полученных результатов, объективнее подойти к постановке психологического диагноза (квалификации патопсихологического синдрома) на заключительном этапе исследования. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. Заключительный этап исследования – анализ полученных эмпирических фактов, их обобщение и интерпретация является очень важным и нередко очень трудным (особенно для начинающего исследователя). Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время проведения исследования: данные беседы, наблюдения и, естественно, результаты выполнения всех экспериментальных проб. При интерпретации экспериментальных данных необходимо обращать внимание на: 1) отношение испытуемого к эксперименту, которое находится в зависимости от его состояния; 2) особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора; 3) характер отношения испытуемого к инструкциям эксперимента; 4) особенности проведения каждой отдельной экспериментальной пробы (здесь важны как количественные показатели работы, так и качество выполняемой деятельности); 5) отношение к совершаемым ошибкам, возможность поиска путей их коррекции самим испытуемым; 6) восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи и др. Важно также не только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные функции и компенсаторные возможности. В.М. Астапов также выделяет ряд последовательных этапов, через которые проходит процесс анализа и интерпретации результатов исследования: – обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависят процесс и результаты деятельности, что необходимо учитывать при оценке отдельного симптома; – оценка мотивированности испытуемого в исследовании, наличие или отсутствие заинтересованности; – анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик (понимание инструкции, отношение к заданию, способ выполнения, рассуждения по поводу принимаемых решений, ошибки и возможность их коррекции, проявления эмоционально-волевой сферы и т. п.); – сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности (патопсихологические симптомы); – сопоставление патопсихологических симптомов и формирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома, под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого, сформулированных в психологических понятиях. Таким образом, в результате проведенного многоступенчатого анализа патопсихолог дает психологическую квалификацию нарушения, т. е. устанавливает психологический диагноз, который является большим подспорьем в уточнении психиатрического диагноза или при решении других значимых для клиники задач. На основании проведенного анализа результатов исследования составляется заключение, которое в письменной форме отражает и обосновывает характеристику выявленного патопсихологического синдрома, т. е. квалифицирует нарушение психической деятельности больного. Заключение по данным экспериментально-психологического исследования, по мнению Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и многих других патопсихологов, не может быть стандартным, так как само патопсихологическое исследование в целом не является стандартным. Несмотря на то, что заключение не поддается унификации, могут быть даны рекомендации относительно схемы заключения, которое включает в себя несколько частей (введение, основную часть и заключительную, резюмирующую часть). Вначале можно коротко описать характер запроса, по поводу которого проводится исследования (запрос врача, педагога, жалобы родителей), а также диагностически значимые анамнестические сведения (о возможных причинах нарушения, времени его возникновения и основных проявлениях). Также в вводной части можно описать жалобы больного по поводу состояния его памяти, внимания, умственной работоспособности. Основное содержание вводной части составляет описание (также очень краткое) поведения больного во время проведения исследования. Отмечается то, как больной работал — старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных результатов, мог ли критически оценить свои успехи. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования и к качеству своих действий и обозначаемые как микростатус («статус за столом», по выражению С.Я. Рубинштейн), имеют большое значение для оценки, в первую очередь, личности испытуемого. Основная часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности испытуемого, т.е. об обнаруженных при исследовании особенностях мышления, памяти, внимания, темпа его сенсомоторных реакций, наличия или отсутствия признаков повышенной истощаемости. Обязательно описываются особенности личностно-эмоциональной сферы, выявленные в исследовании. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании, характеризующие особенности нарушения психической деятельности и личности испытуемого, т. е. дается аргументированная квалификация патопсихологического синдрома.
Основные термины и понятия анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования беседа, заключение по данным экспериментально-психологического исследования, качественный анализ, количественный анализ, методы патопсихологического исследования наблюдение, патопсихологический эксперимент. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании? 2. Какие принципы проведения патопсихологического экспериментального исследования выделила Б.В. Зейгарник? 3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным? 4. Какие функции выполняет беседа с больным (клиническая беседа) в патопсихологическом исследовании? 5. Какую роль играет наблюдение в получении диагностически значимых данных? 6. Что понимают под анамнезом в клинике и психологии? 7. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик. 8. Как влияет цель исследования на выбор конкретных патопсихологических методик? 9. Какие задачи решает патопсихолог на подготовительном этапе исследования? 10. В чем сущность метода анализа продуктов деятельности, применяемого в детской патопсихологии? 11. Является ли патопсихологическое экспериментальное исследование стандартизированным? Какова общая схема его проведения? 12. Опишите структуру протоколов, применяемых в патопсихологии. 13. Как влияет наличие установочного поведения на порядок предъявления экспериментальных методик? 14. Какие этапы проведения анализа эмпирических данных выделил В.М. Астапов? 15. Какую структуру имеет патопсихологическое заключение?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.007 с.) |