Тема 14. Расстройства личности и поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Расстройства личности и поведения



14.1. Классификация личностных расстройств.

14.2. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

14.3. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

14.4. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

Классификация личностных расстройств. В отечественной клинической психологии по-прежнему доминирует классификация, предложенная еще П.Б. Ганнушкиным в 1933 г. и развитая А.Е. Личко в 1977. В классификации А.Е. Личко базовыми критериями являются типы поведенческих реакций (их выраженность и сочетание). Однако с 1994 г. отечественная клиническая психология официально перешла на более удобную международную классификацию, в которой в качестве критерия выступает сфера проявления психических нарушений: когнитивная, эмоциональная или волевая. В соответствии с ней, в современной клинической психологии выделяют три вида расстройств личности:

с преобладанием нарушений мышления (шизоидные, шизотипические и параноидные личности) — эксцентричные;

с преобладанием эмоциональных нарушений (диссоциальные /антисоциальные, эмоционально неустойчивые импульсивный и пограничный тип, а также истерические личности) демонстративные;

с преобладанием волевых нарушений (ананкастные, уклоняющиеся и избегающие, зависимые личности) тревожно-астенические.

Кроме указанных расстройств возможны так называемые смешанные («амальгамные») расстройства.

Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления). Шизоидные личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте модели поведения, которые проявляются в виде обособления от социальных контактов и ограничения выражения эмоций в межличностных отношениях. Вопреки сходному звучанию слов, шизоидные расстройства личности имеют мало общего с шизофренией. Большинство людей с шизоидными чертами никогда не становятся психотичными (шизофрениками). Шизоиды — это амбивалентные конфликтные личности, у которых грубость и холодность сочетается со сверхчувствительностью. Этим людям свойственны эмоциональная холодность, неспособность проявлять нежные чувства, а также гнев по отношению к другим людям. Однако они очень ранимы к повседневным жизненным трудностям. Внешне «толстокожие», шизоидные личности имеют эмоционально богатый внутренний мир. Просто они испытывают выраженное нежелание иметь близкие отношения с окружающими, не испытывают радости от таких отношений. Это распространяется даже на отношения с членами семьи. Именно повышенная чувствительность и ранимость приводит их к защитной аутистической реакции, замыкании в своем внутреннем мире и к сложным вспышкам ярости при нарушении их увеличенного личностного пространства. Общение их утомляет, что заставляет их быть активно холодными и бесстрастными в отношениях, ограничивать свои интересы на ограниченном круге деятельности, которую они предпочитают выполнять индивидуально. Шизоидным личностям свойственны слабая ответная реакция и на похвалу, и на критику; незначительный интерес к сексуальным контактам (в зависимости от возраста), повышенная озабоченность фантазиями и самокопанием. У них мало близких друзей или приятелей, и они не стремятся к развитию общения с другими, страдая от изолированности, робкости и склонности скрывать интимные стороны своего «Я». В межличностных отношениях шизоидные личности склонны к внезапным разрывам контактов. Часто они впадают в морализаторство или фанатическую религиозность.

Шизоидное расстройство личности, по-видимому, берет начало в эмоционально и когнитивно неудовлетворительных детско-родительских отношениях в младенчестве. Эмоциональная неудовлетворенность заключается в недостаточности позитивных эмоциональных подкреплений поведения ребенка со стороны матери. Когнитивная неудовлетворенность заключается в рассогласовании когнитивного и эмоционального аспектов общения матери с ребенком, т. е. в неадекватной передаче вербальной и невербальной информации об отношении матери к ребенку.

Шизотипические расстройства личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте нарушения социального и межличностного взаимодействия, которые характеризуются дискомфортом, связанным с недостаточной способностью создавать тесные взаимоотношения с окружающими, когнитивными нарушениями (аномальное мышление), искажением восприятия и эксцентричностью поведения или внешнего вида. Главным признаком выступает чудаковатое поведение, которое сопровождается неадекватными или сдержанными аффектами (выглядят эмоционально холодными и отрешенными). Они плохо контактируют с другими, стремясь к социальной отгороженности. Склонны к магическому мышлению, подозрительности. Иногда возникают навязчивые размышления и нарушения восприятия (иллюзии, галлюцинации). Аномалии мышления проявляются в аморфности, обстоятельности, избыточной метафоричности и детализации, вычурности речи. Однако разорванности мышления нет. Иногда вычурное поведение может сопровождаться стойкими обсессивно-фобическими или истерическими реакциями, поведенческими штампами и инертностью.

Главным отличием шизотипического расстройства личности от шизофрении следует считать сохранение у этих людей чувства реальности.

Параноидные расстройства личности. Впервые возникающие в подростковом возрасте недоверие и подозрительность в отношении окружающих, которые сопровождаются интерпретацией действий последних как злонамеренных и направленных против этого человека. Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция быть постоянно недовольным кем-то, отказ прощать, отношение свысока; подозрительность, тенденция искажать реальные действия других людей, интерпретируя их только как враждебные или презрительные. Параноидная личность озабочена сомнениями в лояльности и надежности друзей и коллег, считает, что другие угрожают ее репутации или будут использовать информацию против нее, сомневается в верности своего сексуального партнера. Она лишена чувства юмора и эмоционально ригидна. Затруднительные ситуации легко приводят к умышленной враждебности и агрессивности по отношению к партнерам. Имеет воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами человека (без учета фактической ситуации); тенденцию к переживанию своей повышенной значимости (все относит на свой счет); поиск тайного смысла в происходящем.

Развитие параноидного расстройства личности, по-видимому, связано с жестоким обращением в детстве, слишком жесткими наказаниями и авторитарным стилем воспитания.

Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере). Диссоциальные расстройства личности. Впервые возникают в возрасте до 15 лет как грубое несоответствие поведения доминирующим социальным нормам, игнорирование и нарушение прав окружающих. Уже в детстве у потенциально диссоциальной личности часты побеги из дома, кражи, прогулы уроков. К 15 годам отмечается употребление психоактивных веществ и желание прекратить учебу. Кульминация расстройства наступает в возрасте поздней юности. В целом диссоциальное расстройство проявляется в бессердечном отношении к чувствам других; безответственности, пренебрежении правилами и обязанностями; неспособности поддерживать взаимоотношения при отсутствии трудностей в установлении контактов. Диссоциальная личность имеет низкую устойчивость к фрустрациям и низкий порог разрядки агрессии. Она неспособна испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта (особенно – из наказания); имеет выраженную склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему антиобщественному поведению. Диссоциальная личность склонна ко лжи, которая проявляется в частых и повторных обманах окружающих, стремлении получить из лжи личную выгоду или удовольствие. У таких людей нередко встречается безрассудное игнорирование личной безопасности и безопасности других людей, что повышает риск травматизации и насильственной смерти, а также развития делинквентного (противоправного) поведения.

Диссоциальные личности эмоционально неразвиты: у них не хватает готовности к сопереживанию и сочувствию, состраданию и благодарности. Из-за этого они склонны к садизму и насилию (не всегда, однако, достигающих криминального уровня).

Развитие диссоциального расстройства личности связано с ранней потерей родителей, недостатком заботы и внимания матери, антиобщественным поведением отца, непоследовательными (противоречивыми) отношениями между родителями, недостаточными эмоциональными связями между родителями и ребенком.

Эмоционально неустойчивые расстройства личности заключаются в ярко выраженной тенденции действовать импульсивно, без учета последствий. Характерной чертой является неустойчивость настроения (легкость возникновения гнева) и повышенная возбудимость, что легко провоцирует у таких людей поведенческие взрывы и агрессию в тех случаях, когда окружающие выказывают свое неодобрение чрезмерной спонтанностью поведения эмоционально неустойчивых лиц или противодействуют им. Последствия своего поведения такие личности обычно не могут предвидеть, поэтому действуют импульсивно в соответствии только с изменчивым настроением без учета ситуации социального взаимодействия. Выделяют две разновидности эмоционально неустойчивого расстройства личности (импульсивная и пограничная личность), которые объединяет общая основа: импульсивность и отсутствие самоконтроля.

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности проявляется в слабости контроля над поведением, вспышках агрессии и неоправданной жестокости в ответ на осуждение окружающими. Этот тип также называется «возбудимым (агрессивным, эксплозивным)». Возбудимые люди склонны к аффективным взрывам, сила которых не соответствует вызвавшему реакцию поводу. Аффект не сдерживается или сдерживается слабо, поэтому он быстро воплощается в наступательное агрессивное поведение, имеющее цель аффективной разрядки, после которой наступают сожаление и раскаяние. Между этими аффективными импульсами никаких других нарушений личностного функционирования не отмечается. Нередко провоцирующим фактором возбуждения для таких людей является алкоголь.

Развитие импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности происходит на фоне незначительных органических повреждений мозга в раннем детстве, благодаря которым формируется повышенная готовность к аффективным приступам при неразвитости тормозных процессов. Вместе с тем эта органическая особенность актуализируется при наличии в психике неосознаваемых побудительных импульсов вытесненных агрессивных устремлений.

Пограничный тип эмоционально-неустойчивого расстройства личности наряду с эмоциональной неустойчивостью включает тотальные искажения образа «Я» (личностная неопределенность, нестабильность самооценки и неуверенность в своих желаниях, предпочтениях, ценностях и т. п.). Содержание и направленность намерений и предпочтений (в том числе сексуальных) пограничной личности неопределенны и часто непонятны окружающим людям и кажутся им странными. Поэтому межличностные отношения людей с пограничными расстройствами нестабильные и напряженные: они все время колеблются между идеализацией и обесцениванием своих партнеров и не могут понять, какие же чувства они на самом деле испытывают к ним. Нередко все люди разделяются ими на тех, кому человек с пограничным расстройством личности нравится, и тех, кто его ненавидит. Тем, кто, как кажется пограничной личности, позитивно относится к нему, пограничная личность приписывает разнообразные идеальные качества и стремится к разнообразному общению с ними. Человек как бы балансирует на грани сохранения адекватности реальным ситуациям взаимодействия. Ему кажется, что близкие люди могут скоро разорвать с ним всякие отношения, что приводит к неистовым попыткам избежать этого «неизбежного конца» (мнимого или реального). Неустойчивость межличностных отношений приводит к эмоциональным кризисам, выраженным колебаниям настроения (например, человек эпизодически впадает в глубокое уныние, озлобленность, гневливость или начинает испытывать сильную тревогу о своем будущем), постоянному ощущению опустошенности жизни. Эмоциональная нестабильность может проявляться в импульсивных потенциально саморазрушительных действиях (в том числе постоянное желание участия в драках, угрозы покончить с собой), навязчивых желаниях и зависимостях (например, бездумная трата денег, бесконечная и бесцельная смена сексуальных партнеров, пренебрежение правилами, переедание, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.).

Развитие пограничного расстройства личности связано с органическими нарушениями, обусловленными повреждением головного мозга в перинатальном периоде, травмами или заболеваниями головного мозга, вызывающими нарушения в деятельности лобных долей. Эти органические поражения актуализируются в условиях отсутствия родительской заботы в детстве, сложных семейных отношений, а также под действием ситуаций физического или сексуального насилия (особенно в детстве).

Истерические расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте в виде чрезмерной эмоциональности и стремления привлекать к себе внимание. При истерическом расстройстве личность вместо истинных переживаний стремится демонстрировать «художественно более выраженные», театральные эмоции. Она склонна к самодраматизации и драматизации происходящего. Истерическая личность ощущает сильный эмоциональный дискомфорт в ситуациях, когда на нее не обращают внимания. Ее отношения с окружающими часто полны неуместных проявлений сексуальности (во внешности или в поведении). Такой человек чрезмерно озабочен своей физической привлекательностью, склонен трактовать возникающие отношения как более интимные, чем это есть на самом деле. Речь истерической личности чрезвычайно выразительна, но неточна. Такой человек обладает повышенной внушаемостью и подвержен влиянию окружающих. Эмоции лабильны и поверхностны, а сама личность стремится к постоянному эмоциональному возбуждению, у нее имеется своеобразная жажда переживаний и жажда контактов, могущих их дать. Поэтому истерические личности легко и быстро завязывают поверхностные знакомства, склонны приспосабливаться к мнению окружающих и манипулировать ими в своих целях. Из-за выраженной манипулятивности общения и недоверчивости им сложно устанавливать глубокие и прочные связи. При этом потребность в контактах чрезвычайная. Истерическая личность никогда не отступает, пока не добьется внимания к себе. Она склонна навязываться, бороться за дружбу, даже если дружеские отношения и не устанавливаются или не удовлетворяют ее. Выраженное стремление к установлению контактов и слабая коммуникативная способность связаны с повышенной обидчивостью и дают повод к развитию конфликтных межличностных отношений.

Истерической личности сложно установить счастливые семейные отношения, потому что она стремится к полному подчинению партнера. Вместе с тем истерические расстройства способствуют ранним и поспешным бракам, которые оказываются недолговечными. Впрочем, повторные браки по характеру отношений не отличаются от первого.

Следует различать истерическое расстройство личности от истерических конверсионных реакций, в которых преобладают соматические, а не эмоциональные нарушения. Конверсионные истерические реакции могут встречаться у любого человека, не обладающего истерическим расстройством.

Основа для развития истерического расстройства закладывается в возрасте приблизительно между четырьмя и шестью годами, когда ребенок сталкивается с несовпадением желаний и возможностей. Провоцирующим фактором развития истерического расстройства личности становится воспитание ребенка по типу «кумир семьи» или потворствующая гиперопека, когда родители балуют ребенка, оставляют его наедине со стойкими желаниями, направленными только на свои собственные потребности без учета реальных возможностей.

С возрастом истерические формы поведения ослабевают, уступая место ипохондрическим страхам и депрессиям.

Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы). Ананкастные расстройства личности. Возникающая в подростковом возрасте чрезмерная озабоченность порядком, стремление к совершенству, организованности и контролю (озабоченность обязательным соблюдением правил, порядка, графика). У ананкастной личности имеется склонность к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм, быть чрезмерно добросовестным в ущерб межличностным связям и отношениям. Человек настолько оказывается связанным работой, что исключает возможность отдыха и дружеского общения (даже если его финансовое положение позволяет отдыхать). Стремление к перфекционизму мешает таким людям успешно завершать поставленные задачи: они никак не могут остановиться, считая, что сделали еще не все возможное, чтобы задача была решена как можно лучше, все время сомневаются в правильности и совершенстве уже принятого решения. Со склонностью к перфекционизму у них связана повышенная педантичность и приверженность социальным нормам, упрямство и негибкость мышления (один раз установленное правило они меняют с большим трудом). К другим людям они проявляют настойчивые требования, чтобы и они все делали точно так же, как и ананкасты, не желая предоставлять им свободу действий в выполнении заданий.

При ананкастном расстройстве личности человеку очень сложно избавляться от совершенно ненужных вещей, даже если они не связаны с приятными воспоминаниями. Они сохраняют их просто потому, что опасаются нарушения установленного порядка. Такое же отношение человек проявляет и к деньгам (примером ананкастной личности может быть такой литературный пример скупой рыцарь, чахнущий над сундуком с золотом).

Нередко людей с ананкастным расстройством очень ценят за надежность, однако сами они являются рабами своей чрезмерной совестливости, скорее вступая в психологический конфликт с собой, чем с окружающими. Характеристика ананкастной личности напоминает описанный З. Фрейдом анальный характер.

На самом деле организованность, порядок и правила призваны освободить деятельность человека от решения банальных вопросов повседневной жизни, высвобождая время для решения серьезных проблем. Однако чем меньше уверена в себе и менее решительна личность, тем больше она нуждается в таком признаке, как заорганизованность жизнедеятельности: чем меньше человек, по своим представлениям о себе, может достичь в жизни, тем больше он стремится к упорядочению широкого круга процессов, в которые он может быть вовлечен, и хочет поддерживать (никогда не меняя) установившийся порядок.

Провоцирующим фактором здесь выступает такой стиль детско-родительских отношений, при которых к ребенку предъявляются завышенные требования и применяются жесткие санкции за несоблюдение установленных правил.

Расстройство уклоняющейся и избегающей личности. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты из-за ощущения собственной неполноценности и сверхчувствительности к отрицательным оценкам и критике со стороны окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности, приниженность по отношению к другим. При расстройстве уклоняющейся и избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанном с ответственностью. Все это приводит к формированию ограниченного жизненного уклада.

Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и тяжело. Отрицательные переживания не вытесняются, а сохраняются, не проявляясь вовне. Поэтому они склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения.

Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго выбирают себе партнеров. Профессию они часто выбирают по принципу компенсации чувства неполноценности.

Литературным примером уклоняющейся личности может служить «гадкий утенок».

Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль супруга). Одинокая мать старается привязать к себе ребенка, чрезмерно оберегает его и максимально разгружает от повседневных забот, ожидая от ребенка ответного идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании личность, с одной стороны, становится впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой тщеславной. Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.

Расстройство зависимой личности. Представляет собой впервые возникающую в подростковом возрасте глубокую и чрезмерную потребность в заботе со стороны окружающих, в результате которой возникает покорное и зависимое поведение, страх перед разлукой. Это расстройство характеризуется стремлением человека переложить на других людей большую часть важных решений в своей жизни. Такой личности трудно сделать выбор для решения даже повседневных вопросов без помощи, подбадривания или убеждения со стороны. Она боится самостоятельности и одиночества одновременно. Боязнь самостоятельности связана не с отсутствием мотивации или энергии действовать, а с тотальной неуверенностью в своих силах. С этой же неуверенностью связан и страх одиночества: человек боится, что не сможет позаботиться о самом себе и, будучи один, окажется беспомощным. Поэтому зависимая личность судорожно цепляется за людей, подчиняет свои потребности и желания потребностям и желаниям окружающим и не хочет предъявлять даже разумные требования людям, которые с ней общаются. Партнерские отношения зависимая личность рассматривает как источник абсолютной поддержки и заботы о себе. Поэтому она испытывает страх быть покинутой лицом, с которым имеется тесная межличностная связь, и в случае утраты близких отношений немедленно пытается найти нового близкого человека, на которого можно было бы переложить ответственность за свою жизнь.

Условия возникновения этого расстройства мало известны. Предрасполагающими факторами можно считать чрезмерную родительскую заботу или ее полное отсутствие (по причине физической утраты родителей или их невнимательного, безразличного отношения к своему ребенку), а также наличие в детстве тревожного расстройства, вызванного разлукой. Чрезмерная забота блокирует развитие инициативности и активности во взаимоотношениях с окружающими и формирует «выученную беспомощность». Отсутствие родительской заботы формирует тотальную неуверенность в себе и стремление во что бы то ни стало получить признание других людей, от которых можно получить необходимую помощь и поддержку.

Основные термины и понятия:

- расстройств личности с преобладанием нарушений мышления (шизоидные, шизотипические и параноидные личности) эксцентричные;

- расстройств личностис преобладанием эмоциональных нарушений (диссоциальные/антисо-циальные, эмоционально неустойчивые — импульсивный и пограничный тип, а также истерические личности) демонстративные;

- расстройств личностис преобладанием волевых нарушений (ананкастные, уклоняющиеся и избегающие, зависимые личности) тревожно-астенические;

- расстройств личностисмешанные «амальгамные».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Чем расстройство личности отличается от других изменений личности при нарушениях психической деятельности?

2. В каком возрастном периоде можно говорить о развившемся расстройстве личности и почему?

3. Почему современная клиническая психология отказалась от понятия «психопатия»?

4. По каким критериям осуществляется классификация личностных расстройств?

5. Какие факторы способствуют развитию расстройств личности?

6. При каких условиях поведенческие реакции становятся патохарактерологическими?

7. Какие виды расстройств личности выделяются в современной клинической психологии?

Тематика рефератов

1. Патопсихологический синдром шизофренического дефекта.

2. Соотношение биологических условий и психологических механизмов в развитии личности.

3. Особенности целеполагания при психопатиях.

4. Особенности целеполагания при неврозах.

5. Нарушения мышления при шизофрении.

6. Формирование шизофренического дефекта в онтогенезе.

 

Тема 15. Психические расстройства и расстройства поведения связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ)

15.1. Алкоголизм.

15.2. Наркомании и токсикомании.

15.3. Табакокурение (никотинизм).

 

Алкоголизм (хронический алкоголизм) психическое заболевание, вызванное длительной интоксикацией организма алкоголем и, как следствие, токсическим поражением головного мозга и внутренних органов. Развивается по­степенно из бытового пьянства, способствую­щего патологическому пристрастию к алкого­лю, при этом формы алкогольного опьянения утяжеляются.

Алкогольное опьянение характеризуется психическими, неврологическими и соматиче­скими нарушениями различной глубины.

Клиническая картина. Выделяют три стадии алкогольного опьянения. Первая стадия легкое опьянение: приподнятое настро­ение, развязное поведение, разговорчивость; гиперемия лица, блеск глаз, тахикардия, тре­мор пальцев рук, нарушение координации точ­ных движений. Субъективное ощущение облег­чения мыслительных процессов. Исчезновение чувства неуверенности в себе, но объектив­но снижение продуктивности мышления и критики. Вторая стадия (опьянение средней тяжести): эйфория, болтливость, расторможе­ние влечений, грубость, гневливость, утрата контроля за своими поступками. Появление дизартрии, шаткости походки. Усиление гипе­ремии, появление синюшности. Третья стадия (тяжелое опьянение): резкое затруднение пси­хических процессов, сонливость, нарушение координации движений, сужение зрачков. Мо­жет развиться сопор с последующей амнезией (чаще при хроническом алкоголизме).

Алкоголизм характеризуется появлением зависимости психического и соматического со­стояния от потребления алкоголя, т. е. стрем­лением облегчить состояние повторными прие­мами алкоголя. В результате теряется само­контроль за его потреблением, повышается толерантность (чувствительность) к алкоголю в первых стадиях алкоголизма и понижается в третьей стадии. Прекращение приемов алко­голя ведет к развитию синдрома воздержания (абстиненции) с неудержимым стремлением опохмелиться. У больных понижается настрое­ние вплоть до подавленного состояния с трево­гой, страхом, нарушением сна, слуховыми и зрительными галлюцинациями чаще в ночное время. Наблюдается слабость, потливость, та­хикардия, головокружение, тремор конечно­стей, желудочно-кишечные, а в тяжелых случаях сердечные нарушения и расстройства функции печени. Возникают тяжелые формы опьянения (сопорозные и коматозные) с после­дующей амнезией (потеря памяти), запоями и деградацией личности.

Симптомы. Выделяют три стадии хро­нического алкоголизма. Первая стадия, повы­шение толерантности, утрата контроля за употреблением алкоголя, появление тяжелых форм опьянения с амнезией, патологическое влечение к алкоголю, но без абстиненции. Астения с повышенной утомляемостью, раз­дражительностью, колебанием настроения в сторону понижения, неуверенностью в себе, снижением работоспособности. Вторая стадия: дальнейшее повышение толерантности к алко­голю, полное развитие синдрома зависимости и появление абстиненции с неудержимым бесконтрольным влечением к алкоголю, псев­дозапои или многодневное беспрерывное пьян­ство. Трудоспособность очень низкая, они быстро утомляются. У больных изменяется ха­рактер: появляются непостоянство, лживость, грубость, эгоизм. Снижается интеллект и кри­тика, ухудшается память. Характерна несдер­жанность, склонность к истерическим реакци­ям. В третьей стадии появляются истинные запои (что связано со снижением толерантно­сти к алкоголю); вследствие непереносимости алкоголя больной через неделю прекращает пить, а затем начинает пить вновь. Опьянение часто носит сопорозный характер с последую­щей амнезией. Абстиненция ярко выражена, сопровождается тяжелой интоксикацией с сомато-вегетативными расстройствами. Выявля­ется алкогольная деградация личности. Могут возникать эпилептиформные припадки, алко­гольные психозы, соматические нарушения: алкогольная кардиопатия, гипертония, пора­жение печени и почек, хронический гастрит. При неврологическом обследовании выявля­ются неравномерность сухожильных рефлек­сов, вегетативная дистония, иногда полинев­рит.

Диагноз хронического алкоголизма ста­вят на основании синдрома зависимости от алкоголя с потерей самоконтроля за характе­ром пьянства, наличием синдрома абстинен­ции, а также на основании алкогольных изме­нений личности. Анамнез, со слов больного, необходимо дополнить сведениями от родных, а также с места работы и места жительства. Течение хронического алкоголизма в большин­стве случаев прогредиентное (прогрессирующее), поэтому необхо­димо раннее выявление заболевания и актив­ное лечение.

Лечение хронического алкоголизма проводят в наркологическом стационаре или амбулаторно в наркологическом кабинете. Ле­карственную терапию начинают с купирования интоксикаций или абстиненции. После ликвидации абстинентных явлений и улучшения соматического состояния прово­дят антиалкогольную терапию.

Каждый вид лечения должен подкреп­ляться требованием категорического отказа от употребления спиртных напитков на протяже­нии всей жизни. Необходимы систематические психотерапевтические беседы с больным. Род­ным и друзьям рекомендуют создать для боль­ного в быту и на работе такую обстановку, которая исключала бы употребление спиртных напитков.

Антиалкогольная терапия наиболее эффек­тивна в первой стадии хронического алкого­лизма и менее эффективна в третьей стадии, для которой характерна деградация личности с формированием органических изменений в головном мозге (алкогольная энцефалопа­тия). В борьбе с хроническим алкоголизмом важную роль играют профилактические мероп­риятия активное выявление больных алко­голизмом и лиц, неумеренно употребляющих спиртные напитки, их учет и диспансерное наблюдение для предотвращения развития синдрома алкогольной зависимости или для своевременного лечения. Этим занимается спе­циально созданная в стране наркологическая служба (наркологические стационары, нарко­логические диспансеры, кабинеты наркологов при поликлиниках и т.д.). В работе используются санитарно-просветительные мероприятия, чтение лекций на антиалкогольные темы на предприятиях, по радио и телевидению.

Патологическое опьянение психическое состояние, возникающее при приеме алкоголя в особом состоянии, связанном с изменением обстановки, длительной бессонницей, переу­томлением, эмоциональным перенапряжением, недавно перенесенным заболеванием. Может развиться при полете в самолете или переезде в поезде. Характерно помрачение сознания типа сумеречного: восприятие окружающего внезапно изменяется, появляются бредовые идеи преследования, галлюцинации, страх. У больных возникает возбуждение с гневом, яростью, агрессией. Характерный признак отсутствие расстройства координации движе­ний (больные не шатаются, походка у них уверенная). Начинается патологическое опь­янение внезапно, протекает кратковременно и также внезапно заканчивается очень глубо­ким сном, сопровождается амнезией (потерей памяти).

Алкогольные психозы. На почве алкоголизма, преимущественно во II и III стадиях, могут развиваться различные психозы, как острые, так и хронические. Приводим описание наиболее характерных и часто встречающихся форм алкогольных психозов.

Алкоголь­ный бред ревности. Больные подозревают жену в измене, следят за ней, требуют признания в супружеской неверности; в состоянии алкогольного опьянения становятся агрессивными, могут совершить социально-опасные действия. Подлежат госпитализации в психиатрическую больницу.

Алкогольный галлюциноз развивается на фоне абстиненции; преобладают слуховые гал­люцинации без помрачения сознания. Больной слышит голоса (два или несколько), которые либо бранят, либо защищают больного. Он прислушивается к голосам, относится к ним первое время некритично, воспринимая их как реальные. Нередко больные бывают возбужде­ны, испытывают страх и под влиянием галлю­цинаций совершают различные, иногда опасные, действия.

Больные с острым алкогольным галлюцино­зом в срочном порядке стационируются в пси­хиатрическую больницу, где должны находить­ся под круглосуточным надзором.

В ряде случаев течение галлюциноза при­нимает хронический характер, галлюцинации могут держаться годами. У больных появля­ется более критическое к ним отношение. Не­обходима госпитализация.

Алкогольный делирий (белая горячка) раз­вивается при длительном запое или на фоне абстиненции при наличии добавочных вредно­стей (соматические заболевания, травмы моз­га, психогения, послеоперационный период). Характеризуется нарушением сна, делириозным помрачением сознания, аффектом трево­ги, страха и двигательным возбуждением. На­блюдаются соматические расстройства та­хикардия, падение АД, потливость, диспепсия, общий тремор, повышение температуры. Белая горячка начинается со зрительных галлюцина­ций в ночное время. По мере развития психоза галлюцинации становятся устрашающими и фантастическими. Наступает помрачение со­знания в форме делирия с дезориентировкой в окружающем при сохранении сознания со­бственной личности, со зрительными галлюци­нациями ярко сценического, иногда устрашаю­щего характера. Сопровождается чувством страха, иногда отрывочными бредовыми идея­ми. Больные возбуждены, повышенно говорливы, защищаются от своих «видений». При тяжелой степени делирия наблюдаются неко­ординированные движения (больные «обира­ются», стягивают с себя «нити»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.63 (0.058 с.)