Психология инвалидности. Особое место в соматопсихическом направлении занимает проблема отношения к своему расстройству или дефекту у детей-инвалидов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология инвалидности. Особое место в соматопсихическом направлении занимает проблема отношения к своему расстройству или дефекту у детей-инвалидов.



В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела. Поэтому дети с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя «неправильными», «инакими» и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора). Стигматизация — это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.

Стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед «нетипичным» дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам.

Вследствие маргинализации и стигматизации у детей-инвалидов часто развивается чувство неполноценности, оказывающее влияние на весь жизненный путь личности. Иногда наличие дефекта как внешнего проявления соматического расстройства может стать причиной невротических и личностных расстройств, которые вполне вписываются в психодинамическую концепцию конверсионных и психосоматических расстройств.

Проблема несоответствия телесного «Я» идеальным стандартам особенно остро переживается в 5-7-летнем и подростковом возрастах. Начиная с 6-7 лет, на первое место выходят переживания по поводу социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.

Инвалидность ребенка часто заставляет родителей следовать гиперопеке в ущерб другим воспитательным стратегиям, что только способствует психосоциальной дезадаптации детей-инвалидов и еще больше инвалидизирует их, поскольку тактика гиперопеки формирует у детей состояние «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

Выделяют четыре фактора, влияющие на формирование чувства самоэффективности:

достигнутые результаты (успех в прошлом дает высокие ожидания результативности текущих действий, тогда как прошлые неудачи снижают эти ожидания);

косвенные переживания (впечатления от успеха или неудачи других детей);

словесное убеждение (самоэффективность повышается, когда авторитетное лицо родитель или педагог убедительно говорят о том, что ребенок в состоянии справиться с ситуацией);

эмоциональная активация (чувство тревоги и напряжения снижает ощущение самоэффективности).

Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.

С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффективности связаны и такие личностные черты, как локус контроля и воспринимаемая управляемость.

Важным фактором, определяющим специфику отношения к собственной инвалидности у ребенка, является социальная поддержка.

Основные термины и понятия:

«выученная беспомощность», дети-инвалиды, концепция «субъективной картины болезни», маргинализация, отношения к заболеванию: адекватное, пренебрежительное, отрицающее, аггравирующее, ипохондрическое, рентное, безразличное; психология инвалидности, психосоматические расстройства, самоэффективность, соматопсихические расстройства, стигматизация.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств?

2. Какие теоретико-методологические подходы к разрешению проблемы психосоматических расстройств вы знаете?

3. Какие психодинамические концепции психосоматических расстройств вы знаете?

4. В чем заключается суть гипотезы психосоматической специфичности?

5. Каковы характеристики психосоматогенных детско-родительских отношений?

6. Как трактуется проблема психосоматических отношений в кортиковисцеральной концепции?

7. Чем соматоформные расстройства отличаются от психосоматических?

8. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни?

9. Как маргинализация и стигматизация влияют на личность детей-инвалидов?

Тематика рефератов

1. Психосоматические расстройства и личность больного.

2. Отношение больного к болезни.

План семинарских и лабораторных занятий

Семинарское занятие 1. Становление и развитие клинической психологии

 

1. Клиническая психология. Определение, предмет, задачи.

2. Донаучный период становления и развития клинической психологии.

3. Научный период становления и развития клинической психологии за рубежом.

4. Научный период становления и развития клинической психологии в России.

Литература

1. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

2. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб, 2002, 2004.

3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.

4. Петровский А. В. История советской психологии. — М., 1967.

5. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб, 1998.

Контрольные вопросы

1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»?

1) Кречмеру;

2) Жанэ;

3) Уитмеру;

4) Фрейду.

2. Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России?

1) Чиж;

2) Бехтерев;

3) Корсаков;

4) Россолимо.

3. Кого можно считать родоначальником нейропсихологии?

1) Прибрама;

2) Лейбница;

3) Коха;

4) Галля.

4. Назовите основателя научной психологии:

1) Вундт;

2) Рибо;

3) Крепелин;

4) Лазурский.

5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:

1) Мясищев;

2) Лебединский;

3) Зейгарник;

4) Рубинштейн.

6. Основателем нейропсихологической школы в России является:

1) Трауготт;

2) Корнилов;

3)Павлов;

4) Лурия.

7. Кто является основоположником бихевиоризма?

1) Перлс;

2) Адлер;

3) Уотсон;

4) Вертхаймер.

8. Назовите основателя глубинной психологии:

1) Бинсвангер;

2) Фрейд;

3) Скиннер;

4) Эллис.

9. Кто разработал психологию отношений?

1) Леонтьев;

2) Узнадзе;

3) Мясищев;

4) Бодалев.

10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?

1) Басову;

2) Нечаеву;

3) Леонтьеву;

4) Бернштейну.

 

Семинарское занятие 2. Теоретико методологические основы клинической психологии (занятие 1)

 

1. Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины.

2. Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

3. Нейропсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

4. Психосоматика как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

5. Психология аномального развития как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

6. Методологические принципы клинической психологии.

7. Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.

8. Этика в клинической психологии.

9. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

10. Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в РФ.

 

Семинарское занятие 3. Теоретико методологические основы клинической психологии (занятие 2)

1. Понятие нормы и патологии, здоровья и болезни в клинической психологии.

2. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

4. Методология клинико-психологического исследования.

5. Построение клинико-психологического исследования.

 

Литература

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. СПб, 2001.

2. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986.

5. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

6. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2004.

7. Корсакова К. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.

8. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1996.

9. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1998.

10. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М., 1987.

11. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. М., 1999.

12. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. Ростов н/Д, 2003.

13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПБ, 1998.

14. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.

15. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2000.

16. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998.

17. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб, 1999.

18. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. СПб, 1997.

19. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб, 1996.

20. Кабанова и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, с. 231-254.

 

Контрольные вопросы

1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме:

1) психиатрии;

2) травматологии;

3) неврологии;

4) нейрохирургии.

2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии:

1) фитотерапии;

2) физиотерапии;

3) психотерапии;

4) лучевой терапии.

3. Кем был предложен термин «биоэтика»?

1) Доссе;

2) Хайдеггером;

3) Поттером;

4) Юдиным.

4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

2) изучения соотношения развития и распада психики;

3) разработки философско-психологических проблем;

4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?

1) модель Гиппократа;

2) биоэтика;

3) деонтологическая модель;

4) модель Парацельса.

6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств?

1) принцип единства сознания и деятельности;

2) принцип развития;

3) принцип личностного подхода;

4) принцип структурности.

7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?

1) Декарт;

2) Спиноза;

3) Бентам;

4) Бубер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.051 с.)