Методы психологической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологической науки.



Предмет и задачи психологии

Психология – это наука о психике и психич являениях

Отличие житейского взгляда от научного:

- в жит взгляде знания конкретны и единичны, а в научном они обобщены

- в жит – знания интуитывны, в научн – обобщены

- источник жит знаний – наблюдение, в научн – эксперимент

- в жит опыте способ передачи знаний не отработан, в научн – накоплен и передается

Предмет психология:

-1) психические процессы (когнетивные) (мышление, внимание, память, ощущение, речь, воображение, представление, восприятие)

2) психические состояния (стресс, сон, страх, угнетение и тд)

3) психические явления (темперамент, характер, тревожность, способность, направленность, самооценка)

Предмет психологии- психика и психич явления как одного конкретного чел-ка, так и группы в целом

Задача: исследование психики и психических явлений

 

Методы психологической науки.

Наблюдение

- это метод исследования, предусматривающий фиксирование тех явлений, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа

Отличия научного наблюдения:

- есть цель

- выбир способы наблюд и способы их фиксации

- оно планомерно по схеме

- можно проверить надежность и обоснованность (нужен либо другой исследоват., либо повтор исследования)

Единицы наблюдения:

- речь (содержание, темп, тембр)

- выразительные движения (жесты, мимика, пантомимика)

- перемещение в пространстве

- взаимодействие

Достоинства наблюдения:

- не нужно спрашивать согласия

- сохр естественность условий

Недостатки:

- область наблюдения крайне мала

- многое зависит от способностей наблюдения

Опрос

- это сбор информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) соц – психологич взаимод исследователя и опрашиваемого

«+»: можно узнать внутренний мир человека

«-»: метод субъективен

Беседа – это получение инф., в форме свободного диалога

Интервью – это получение инф, с помощью целенаправленной беседы

Анкетирование – письменный опрос, исп набор структурно-организ вопросов

Этапы подготовки интервью….

Эксперимент

- это организ исследоват взаимод между исследуемым и эксперим ситуации, с целью установл закономерностей этого взаимод

- это изучение влияния независ переменной, на зависимую, при постоянных характеристиках, контролир переменных и при учитывании промеж переменных

Виды экспериментов: лабораторный, естественный

Недостатки эксперимента:

- эффект плацебо

- эффект Тиралианя (сильная вера в свою гипотезу)

-эффект первичности (впечатление о человеке и ситуации завис от нашей первой встречи с ним)

 

Отрасли психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии:

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса

Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. В современной науке носит название клиническая психология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика

 

 

Характеристика психических свойств

Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

 

6. Характеристика психических процессов

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.
Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.
Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

 

Гилозоистическая, биопсихическая и механическая картина мира.

 

История психологии.

Само слово «психология» родилось в 16 веке (Гоклениус)

В 5 веке до н.э. психология появляется 20-40 градусов широты (Греция, Китай, Индия)

Гилозоистическая картина мира

Появилась в 6 веке до н.э. в Греции (все в мире наделено душой)

Греческие имена: Палес, Анаксиманд, Гераклид

Весь мир состоит из какой-то первоосновы.

Биопсихическая картина мира

В 5 веке до н.э.

Имена: Эмпедокл, Пифагор

Основные школы психологии

* Аналитическая психология основателем является швейцарский психолог и культуролог Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.

* Бихевиоризм Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение (Уотсон, Скиннер). Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведение является или результатом научения, или заученного репертуара навыков.

* Гештальт-психология Макс Вертгеймер в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальт психологии. Человек, в силу законов восприятия видит мир несколько искаженным. Принципы восприятия: близость, непрерывность, сходство, замыкание, простота, фигура-фон. Сознание в гештальт психологии понималось как динамическое целое ", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Объяснял его: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". Для экспериментального исследования этого поля была введена единица гештальт.

* Гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс, Франкл, Мэй). Ориентирована на изучение смысловых структур человека.Цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности.

* Когнитивная психология Одно из направлений преимущественно американской психологии, как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

* Психоанализ Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями. Психоанализ является учением о бессознательном. Бессознательное - это область, где сознание отключено. Явления, диктуемые бессознательным, ощущаются как чужие нам, навязанные извне. Психоанализ-это есть стремление выявить скрытые мотиивы действий, мнений личности.

* Фрейдизм В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из ни

Бихевиоризм

Бихевиоризм - поведенческая психология (Уотсон, Скиннер).

Основные положения:

1)Человек-это продукт среды и её творец одновременно. Поведение человека формируется в процессе научения.

2)Это поведение прививается через формулу S (стимул)-> R (реакция), а поддерживается это поведение через подкрепление (1.Позитивное – вознаграждение; 2.Негативное – наказание).

3)Работа психолога должна быть направлена на изменение поведения. В стороне должны быть оставлены причины поведения, анализ ситуации и прочие внутренние процессы.

Уотсон понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула S (доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции) и ответной реакции R (движения человека, совершаемые при выполнении того или иного действия). Все ответные реакции разделялись на наследственные и приобретенные. Бихевиористы считали, что предметом психологии должно быть поведение человека, под которым бихевиористы понимали действия и поступки, доступные внешнему наблюдению. То, как человек ходит, сидит, как он совершает те или иные действия, как он говорит.

Психические же процессы - добавочные явления, находящиеся вне причинных связей.

Какие основания были у Дж. Уотсона для его заявления о том, что «психология должна заниматься не явлениями сознания,а поведением»?

Первое основание – это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.

Второе основание – запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. Дж. Уотсон отрицал существование сознания. Он утверждал, что сознание не существует для психологии. То, чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

Один из вопросов, который его интересовал, был следующий: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет?

Он обосновал свою лабораторию в Доме ребенка и исследовал, новорожденных детей и младенцев

Несколько заключительных слов о бихевиоризме:

Важными заслугами бихевиоризма явились следующие: Во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел метод, основанный на анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. В-третьих, в работах бихевиористского направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Но основной недостаток бихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности. Основываясь на механистическом материализме, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и игнорирует их изучение, что на практике приводит к грубым извращениям в области применения психологии в педагогике, хозяйственной жизни и т. д.

Психоанализ

Психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

эти влечения преимущественно бессознательны;

попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке

 

Гуманистическая психология

- это особое направление, отличительное от других школ по ряду принципов, важных для понимания природы человека положений.

Теории: Г.Оппарт, А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер

Принципы:

принцип развития (чел-к постоянно стремится к новым целям, совершению, благодаря наличию у него врожденных потребностей, самореализ.)

принцип целостности (рассм личности, как сложн открытой сис-мы, направленной на реализацию всех своих потенциалов)

Принцип гуманности (чел-к по своей природе явл: добрым и своб., и только обстоятельства могут сделать его агрессивным и отчужденным)

Принцип целевого детерменизма (изучает особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей)

Принцип активности (позволяет принять субъект, как самостоятельно мыслящее и действующее сущ-во, в жизни которого чел-к может играть различные роли)

Принцип неэксперементальных изменений личности (осн на идее целостности и соотв невозможности адекватно изучать…)

Принцип репрезентативности (цель и объект исследования совпадает, т.к. задача изуч нормально и полноценно функцион. чел-ка, реализ. на выборе здоровых самореализ личностей)

Детерменизм – закономерная необходимая зависимость психических явлений от порожд факторов.

Генштальт-психология

- М.Вертгеймер

Человек в силу законов восприятия видит мир несколько искаженным

Существует 6 принципов восприятия:

1) Близость (Эл-ты, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы и мы стремимся воспринимать их совместно)

2) Непрерывность (В нашем восприятии существует тенденция следования, в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывные последовательности)

3) Сходство (Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы)

4) Замыкание (В нашем восприятии существует тенденция завершения и заполнения пустоты)

5) Простота (В любых условиях мы стремимся видеть фигуру настолько завершенной, на сколько это возможно)

6) Фигура – фон (Мы стремимся организовать восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний план (фон), при этом фигура представл нам более яркой и заметной)

Виды поведения:

· Интроекция – усвоение чужих норм

· Слияние – стирание границ между мной и окр миром

· Проекция – отчуждение собственных качеств

· Ретрофлексия – разделение себя на 2 части и аутоагрессия

· Дефлексия – отказ от контакта с окружающим миром

Темперамент и его свойства.

-это динамическая характеристика психической деятельности (Рубинштейн)

-дается от рождения, никогда не меняется

Три сферы проявления:

Общая активность

Особенности моторной среды

Свойства эмоциональности

К свойствам темперамента можно отнести те самые исключительные индивидуальные признаки чел-ка, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекающих психич. Процессов, сохран. в теч. Длительного времени.

Критерии:

Является наследственным; Рано проявляется в детстве

Устанавливается в течение длит. периода в жизни чел.

Проявляется во всех сферах деят-ти и жизнедеят-ти

Не зависит от сознания деят-ти и поведения, т.е. отражает формальный аспект деят-ти и поведения

Характеризует меру динам. напряж. и отношение чел-ка к миру, людям, себе, деятельности

Высоко коррелирует (взаимодействует) со св-вами нервной сис-мы и св-вами других биологич. подсистем

Типы темперамента:

Холерик; Сангвиник

Флегматик; Меланхолик

Формы проявления:

1. Общая активность:

а) включаемость

б) инициативность

в) темперамент психических процессов

-Скорость мыслительных процессов

-Скорость реакции

Эмоциональность

А)Впечатлительность

Б)Импульсивность

В)Эмоциональная подвижность

Физиологические основы темперамента составляет нейродинамика мозга (рассм. зависимость темперамента от нервной системы)

Темперамент и дейтельность:

- в зависимости от особенностей темперамента, люди различаются не конечным результатом, а способом его достижения.

- от темперамента зависит, какими способами человек реализует свои действия, и при этом не зависит содерж. их стороне.

 

Темперамент и характер

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера

 


 

Акцентуация характера

Акцентуация – чрезмерная выраженность отдельных черт хар-ра, крайний вариант нормы характера

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется -Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).

Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Акцентуация - особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка.

Акцентуации характера имеют характерные типы, такие как шизоидный, истероидный, эпилептоидный и другие типы.

Способности и их развитие

Способности – индивидуально – психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

На формирование способностей влияет ряд условий – теоретический и практический опыт, знания, физическая и умственная активность и тд.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. [восприятие, память, способность к элементарной коммуникации]

Классификация способностей:

Общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); [мыслительные способности, память, речь]

Специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные органически связаны с общими способностями. [музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие способности]

Также принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические – к конкретным практическим действиям.

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание - задатки. Под задатками понимают анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.

Направленность личности

- это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности

- ведущий компонент структуры личности, она оказывает влияние на все характеристики человека

Направление личности проявляется:

1) Во влечении (неосознанное стремление)

2) В желаниях (осознанное влечение к чему-то определенному)

3) В стремлении (сильное желание, тяготение к предмету, связано с волей человека)

4) В интересах (познавательная форма направленности)

5) В убеждении (высшее побуждение, связь поступков со стремлением)

6) В мировоззрении (осознанная система взглядов, охватывающий всю жизнь или ее большую часть)

Теория Маслоу – направленность зависит от потребностей человека.

Виды направленности:

1) Личная (- добиться первенства, удовлетворить потребности, свои интересы, другие неважны; + я ярок, харизматичен). Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять.

2) Коллективная (+ совместная деятельность, ощущение других людей; - уход от прямых ответов). Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

3) Деловая (+ знает, что нужно сотрудничество с коллективом, четкость; - зануда, сухарь). Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Характеристика направленности:

1. Уровень зрелости – степень общественной значимости.

2. Широта – диапазон сформированных проявлений.

3. Интенсивность – сила устремлений в сторону направленности.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

 

 

Воля и ее развитие

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраж. в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волю начали изучать в 20 веке

3 взгляда на нее:

1) Философский (Фрейд, Сартер)

Воля – это явление, не обусловленное внешними обстоятельствами, проявляется спонтанно и делает человека личностью

2) Психоаналитический (Фрейд, Фрон, Хорни, Юнг, Адлер)

Воля – это своеобразная энергия человеческих поступков, она движет всей его жизнью

3) Физиологическая (Павлов)

В основе волевого факта лежит деятельность нервной системы (торможение, возбуждение) и поскольку существует 2 процесса нервной системы, порожд. 2 вида воли: активизирующую и тормозящую

Воля имеет материальную основу – это гигантские клетки, расположенные в коре мозга в области передней центральной извилины, там зарождается импульс к волевому движению, он идет в глубину мозга, затем в спинной мозг и достигает мышц противоположной стороны тела.

- Апраксия - поражение лобных долей мозга

- Абулия – потологические торможение коры головного мозга

Несколько этапов волевого процесса:

1) Возникает побуждение: - осознанное (желание); -бессознательное (влечение)

Стадия борьбы мотивов

3) Стадия принятия решения. Варианты решения:

- противоположная тенденция стушевывается и остается одна альтернатива

- колебания затягиваются и человек делает любое действие, чтобы хоть что-то сделать

- очень эмоциональный человек принимает решение автоматически, чтобы избежать переживаний

- изменение в шкале ценностей могут прекратить внутренние колебания

- решения принимаются нечаянно, а затем человек усиливает мотив

4) Стадия исполнения - это стресс, где собираются ве ресурсы, направленные на выполнение акта

 

 

29. Характеристика волевого человека

Характеристика:

1) -Есть сила воли (преодоление препятствий)

2) -Целеустремленность (сознательная активная направленность)

3) -Инициативность

4) -Самостоятельность (умение не поддаваться внешним факторам)

5) -Выдержка

6) -Решительность (умение притворить решение в жизнь)

7) -Энергичность, настойчивость

8) -Способность к самоконтролю и самооценке

9) -Ответственность (способность отвечать за свою жизнь)

Воспитание воли с 7 до 11 лет:

1) -Дети должны жить в жестком режиме (они должны знать четко свои обязанности)

2) -В жизни ребенка должен быть спорт (регулярно)

3) -С 7 до 11 лет он ничего не должен бросать

4) -Ребенку нужно позволять делать ошибки, он должен быть открытым

Воспитание воли у взрослого человека:

1) -Если нет воли, то ее надо заменять на мотивацию

2) -Техника саморегуляции для человека (методы)

- физиологический (дыхание, терморегуляция, музыкатерпия, ароматерапия)

- психофизиологический (ауто тренинг Шутца, методика Алиева «Ключ», сис-ма Норбекова)

 

Эмоции и потребности

Чувства – переживание человека к предметам и явлениям действительности

Эмоции – временное переживание чувства

Эмоции - психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности

Основные эмоции:

1.Радость (положит) - это положительное эмоц. состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальные потребности)

2.Интерес («+») – положит.…. способствует развитию навыков и умений

3.Удивление («нейтральное») – это реакция на внезапно возникнувшие обстоятельства в отсутствии знаний

4.Сострадание (« -») – связанное с получением информации о невозможности удовлетворения своих потребностей

5.Гнев («-») – вызванное внезапным возникновением препятствий на пути удовлетворения внешних потребностей

6.Отвращение («-») – вызванное объектом, соприкосновение с которым вступает в противоречие с установками субъекта

7.Презрение («-») – возникает в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием позиций, взглядов, поведения, субъекта и объекта чувств

8.Страх («-») – появляется при получении информации о возможности угрозе жизненному благополучию

9.Стыд («-») – выраженный в осознании несоответствии собственных помыслов, влечений, поступков, представлениям о подобающем поведении.

 

 

Виды эмоциональных явлений

Чувственный тон ощущений – это своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмет.

Среди эмоциональных яв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.194 с.)