Задатки и способности (два билета вместе) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задатки и способности (два билета вместе)



Способности – это те качества человека, которые дают ему возможность некой деятельности. Благодаря этим возможностям, личность может достигать определенных успехов в овладении определенных знаний и навыков. Способности следует отличать от задатков. Это два разных понятия.

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки - это природный фундамент развития человеческих способностей, заключающихся в анатомо-физиологических особенностях мозга, органов чувств, нервной системы и других функциональных систем организма. Задатки необходимо развивать, иначе они не проявятся и исчезнут. Способности, в свою очередь, развиваются благодаря наличию задатков и активной деятельности человека.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций, скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков, возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности, возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

 

 

Точки зрения на природу способностей

Одна из наиболее распространённых точек зрения восходит к Платону:
- способности биологически обусловлены,
- их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик,
- обучение и воспитание может лишь изменять скорость проявления способностей,
- однако они не могут коренным образом повлиять на способность.
Обычно для подтверждения этих тезисов приводят примеры из жизни разных выдающихся людей, которые ещё в раннем детстве проявили свои способности (хотя их ещё толком не учили и не воспитывали):
- музыкальная одарённость Моцарта обнаружилась в три года,
- музыкальная же одарённость Гайдна — в четыре,
- в живописи у Рафаэля — в восемь лет,
- в живописи у Ван Дейка — в десять.
Корреляцию искали между способностями и массой мозга человека. Мозг обычного взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Но:
- масса мозга И. С. Тургенева составляла 2012 г,
- мозга Д. Байрона — 1800 г. и т.д.
Однако впоследствии обнаружилось, что масса мозга многих учёных и писателей меньше нормы:
- у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г,
- у писателя А. Франса — 1017 г.
При этом у умственно отсталых людей масса мозга может доходить до 3000 г.
Франц Галль придумал науку френологию, в которой изучались зависимости психических особенностей человека от наружной формы черепа. Поскольку кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определённая способность человека, значит степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. В исследованиях была составлена "френологическая карта", где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определённой индивидуальной особенности. "Шишки способностей":
- к музыке, к поэзии, к живописи, к честолюбию, к скупости, к храбрости и т. д.
Подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека бессмысленно.
Фрэнсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии известных людей, Гальгон пришёл к выводу, что необходимо совершенствование человеческой природы, и это возможно лишь путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых, умственно и физически развитых людей.
И идеи Галля, и идеи Гальтона впоследствии нашли применение в фашистских расовых теориях

 

Направленность личности

- это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности

- ведущий компонент структуры личности, она оказывает влияние на все характеристики человека

Направление личности проявляется:

1) Во влечении (неосознанное стремление)

2) В желаниях (осознанное влечение к чему-то определенному)

3) В стремлении (сильное желание, тяготение к предмету, связано с волей человека)

4) В интересах (познавательная форма направленности)

5) В убеждении (высшее побуждение, связь поступков со стремлением)

6) В мировоззрении (осознанная система взглядов, охватывающий всю жизнь или ее большую часть)

Теория Маслоу – направленность зависит от потребностей человека.

Виды направленности:

1) Личная (- добиться первенства, удовлетворить потребности, свои интересы, другие неважны; + я ярок, харизматичен). Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять.

2) Коллективная (+ совместная деятельность, ощущение других людей; - уход от прямых ответов). Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

3) Деловая (+ знает, что нужно сотрудничество с коллективом, четкость; - зануда, сухарь). Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Характеристика направленности:

1. Уровень зрелости – степень общественной значимости.

2. Широта – диапазон сформированных проявлений.

3. Интенсивность – сила устремлений в сторону направленности.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.03 с.)