Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пирамида потребностей Маслоу

Поиск
У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов потребностей: 1) Потребности физиологические (голод, деньги, жажда, половое влечение). 2) Потребности в безопасности 3) Потребности в принадлежности и любви (любить и быть любимым).4) Потребности в уважении (одобрение, признание)5) Познавательные потребности (знать, понимать)6) Эстетические потребности (красота, гармония) 7)Потребности в самоактуализации (реализация своих целей, развитие собственной личности) Особенности, присущие самоактуализирующейся личности: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней2)принятие себя и других; 3) проф. увлечённость любимым делом; 4)автономность и независимость от соц. среды; 5) способность к пониманию других людей; 6) различение цели и средства; 7) спонтанность и естественность поведения; 8) чувство юмора; 9) стремление к саморазвитию,

10) готовность к решению новых проблем и задач.

 

Воля и ее развитие

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраж. в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волю начали изучать в 20 веке

3 взгляда на нее:

1) Философский (Фрейд, Сартер)

Воля – это явление, не обусловленное внешними обстоятельствами, проявляется спонтанно и делает человека личностью

2) Психоаналитический (Фрейд, Фрон, Хорни, Юнг, Адлер)

Воля – это своеобразная энергия человеческих поступков, она движет всей его жизнью

3) Физиологическая (Павлов)

В основе волевого факта лежит деятельность нервной системы (торможение, возбуждение) и поскольку существует 2 процесса нервной системы, порожд. 2 вида воли: активизирующую и тормозящую

Воля имеет материальную основу – это гигантские клетки, расположенные в коре мозга в области передней центральной извилины, там зарождается импульс к волевому движению, он идет в глубину мозга, затем в спинной мозг и достигает мышц противоположной стороны тела.

- Апраксия - поражение лобных долей мозга

- Абулия – потологические торможение коры головного мозга

Несколько этапов волевого процесса:

1) Возникает побуждение: - осознанное (желание); -бессознательное (влечение)

Стадия борьбы мотивов

3) Стадия принятия решения. Варианты решения:

- противоположная тенденция стушевывается и остается одна альтернатива

- колебания затягиваются и человек делает любое действие, чтобы хоть что-то сделать

- очень эмоциональный человек принимает решение автоматически, чтобы избежать переживаний

- изменение в шкале ценностей могут прекратить внутренние колебания

- решения принимаются нечаянно, а затем человек усиливает мотив

4) Стадия исполнения - это стресс, где собираются ве ресурсы, направленные на выполнение акта

 

 

29. Характеристика волевого человека

Характеристика:

1) -Есть сила воли (преодоление препятствий)

2) -Целеустремленность (сознательная активная направленность)

3) -Инициативность

4) -Самостоятельность (умение не поддаваться внешним факторам)

5) -Выдержка

6) -Решительность (умение притворить решение в жизнь)

7) -Энергичность, настойчивость

8) -Способность к самоконтролю и самооценке

9) -Ответственность (способность отвечать за свою жизнь)

Воспитание воли с 7 до 11 лет:

1) -Дети должны жить в жестком режиме (они должны знать четко свои обязанности)

2) -В жизни ребенка должен быть спорт (регулярно)

3) -С 7 до 11 лет он ничего не должен бросать

4) -Ребенку нужно позволять делать ошибки, он должен быть открытым

Воспитание воли у взрослого человека:

1) -Если нет воли, то ее надо заменять на мотивацию

2) -Техника саморегуляции для человека (методы)

- физиологический (дыхание, терморегуляция, музыкатерпия, ароматерапия)

- психофизиологический (ауто тренинг Шутца, методика Алиева «Ключ», сис-ма Норбекова)

 

Эмоции и потребности

Чувства – переживание человека к предметам и явлениям действительности

Эмоции – временное переживание чувства

Эмоции - психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности

Основные эмоции:

1.Радость (положит) - это положительное эмоц. состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальные потребности)

2.Интерес («+») – положит.…. способствует развитию навыков и умений

3.Удивление («нейтральное») – это реакция на внезапно возникнувшие обстоятельства в отсутствии знаний

4.Сострадание (« -») – связанное с получением информации о невозможности удовлетворения своих потребностей

5.Гнев («-») – вызванное внезапным возникновением препятствий на пути удовлетворения внешних потребностей

6.Отвращение («-») – вызванное объектом, соприкосновение с которым вступает в противоречие с установками субъекта

7.Презрение («-») – возникает в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием позиций, взглядов, поведения, субъекта и объекта чувств

8.Страх («-») – появляется при получении информации о возможности угрозе жизненному благополучию

9.Стыд («-») – выраженный в осознании несоответствии собственных помыслов, влечений, поступков, представлениям о подобающем поведении.

 

 

Виды эмоциональных явлений

Чувственный тон ощущений – это своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмет.

Среди эмоциональных явлений выделяют аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

1.Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. [сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние].

В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. 2. Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. [примеры эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд]

Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

3. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

4 .Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

5.Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1. реакция тревоги;

2. сопротивление;

3. истощение.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта

 

Функции эмоций.

В системе современных психологических знаний выделяют следующие функции эмоций:

- сигнальная – возникающие чувства и эмоции служат показателем удовлетворенности тех или иных потребностей человека;

- приспособительная – помогает своевременно реагировать на возникающие ситуации, воздействие внешних и внутренних факторов;

- оценочная – служит для более эффективного ориентирования индивида в окружающем мире, оценивает желательность или нежелательность явлений и предметов;

- коммуникативная – обеспечивает взаимодействие, общение людей;

- регуляторная – влияет на поведение человека, согласно оценки сложившейся ситуации, условий;

- мотивирующая – побуждает к определенным действиям, основывается на воздействии факторов внешней среды;

- стабилизирующая – держит человека в комфортных рамках существования, обезопасив от разрушительного характера крайних проявлений какого-то явления.

Функции эмоций и чувств играют очень важную роль для любого человека. Эмоции занимают важную нишу и в жизни животных, но прослеживаются не так явно. Еще Чарльз Дарвин отмечал, что именно эмоциональное отношение к тем или иным факторам служит необходимой для эволюции способностью. Она позволяет понять и осознать влияние позитивных и негативных факторов воздействия, указывает вектор движения в развитии, совершенствовании, помогает выжить в ряде опасных случаев.

Роль эмоций в жизни человека переоценить сложно. Они не только делают нас людьми в самом широком понимании слова, но и позволяют жить, идти по пути самосовершенствования.

В то же самое время ведется длительный спор ученых мужей касаемо их полезности. Ведь вся суть в том, что роль эмоций в жизни человека не сводится только к положительным переживаниям и т.д. Как считает большинство исследователей, отрицательные эмоции намного полезнее организму. Они сигнализируют, что достигнут некий предел границ нормального функционирования, что покинута комфортная зона и есть риск здоровью человека. Поэтому люди так быстро привыкают к хорошему. В природе не обязательно постоянное поддержание радости, мол, все складывается отлично, так держать. А вот роль эмоций негативного характера намного значимее - они сохраняются до момента устранения первопричины дискомфорта или опасности

 

Основные чувства

Чувства – это переживание человека к предметам и явлениям действительности

Виды чувств:

1) -Чувственный тон – это эмоциональная окраска всех процессов с очень небольшой амплитудой

2) -Настроение – это общее эмоциональное состояние в течение длительного времени, окрашенное поведение человека

Эмоции

4) -Аффект – это сильное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резко измененным важным для субъекта обстоятельств и сопровожден. двигательным проявлением и изменением во внутренних органах

5) -Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие

6) - Фрустрация – это состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возник. на пути к достижению цели

7) –Страсть –это цельное стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направленность мыслей и поступков

8) Высшие чувства:

А) нравственные (любовь, дружба, патриотизм и др.)

Б) эстетические ( восхищение, восторг, уважение к прекрасному..)

В) интеллектуальные (любознательность, познавательная деятельность)

Специфические особенности чувств:

1. -Полярность чувств (если в человеке есть одно чувство, то оно в нем есть и противоположные чувства)

2. -Связь чувств с физиологией (краснеют щеки, сжимается сердце и др)

3. -Их личный характер

Теории происхождения чувств:

1) -Интеллектуальная (Фундамент чувства – конфликт между двумя представлениями человека)

2) -Органическая (Эмоции обусловлены внешним воздействием. Они вызывают изменение во внутренних органах и мы это называем чувствами)

3) -Адаптационная (Эмоции способствуют приспособлению человека к среде)

4) -Когнетивная (Эмоции зависят от ожиданий человека)

5) -Физиологическая (Павлова) (Эмоции человека располагаются в специальном органе – таламусе и регулируются корой больших полушарий. Левое – отвечает за «+» эмоции, правое – за «-». Существует еще центр удовольствий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.014 с.)