Безграничность экономических потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безграничность экономических потребностей



Что именно подразумевается под понятием экономические потребности? Прежде всего, желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

 

Но и услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты. Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. По зрелом размышлении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные машины, именно ради тех услуг, которые они нам оказывают. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд.

 

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие.

 

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Подтвердить этот вывод можно с помощью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персональные компьютеры, легкое пиво, видеомагнитофоны, электронные часы, микроволновые печи. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приобретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мерседес".

 

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

 

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

 

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

 

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 

 

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Потребность в принадлежности и любви.

Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

 

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

5. Общественное производство и воспроизводство как экономические категории. Экономические цели и их противоречивость.

Производство может быть разделено на следующие категории:

- Сельскохозяйственное производство (и его отрасли — лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.) — разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы;

- Промышленное производство (добывающая и обрабатывающая промышленность) — переработка сырья в пригодный для потребления человека вид;

Некоторые экономисты относят к производству создание только материальных благ, другие — также создание и нематериальных благ. Тогда к производству можно отнести:

- Передача произведенного продукта от производителей к потребителям: логистика и торговля;

- Производство услуг (сфера услуг);

 

Финансовые услуги: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, культура, искусство и др.

Общественное производство - это деятельность человека по превращению природных ресурсов во блага человека.

Воспроизводство - это постоянное повторение, непрерывное возобновление общественного процесса производства. Оно протекает одновременно в производственных отношениях, рабочей силе, совокупном общественном два типа воспроизводства: простое и расширенное.

При простом воспроизводстве - весь прибавочный продукт поступает в распоряжение общества, а сам процесс производства повторяется в неизменном виде.

При расширенном воспроизводстве - увеличиваются размеры производства или повышается качество продукции, за счёт использования части прибавочного продукта.

Экономические цели стремление к максимизации удовлетворения потребностей индивида (домохозяйства), фирмы, общества в целом. Э.ц. потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен фирмы. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно–материальных запасов и т.д. Главными Э.ц. являются: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально экономическая стабильность. Эти цели по–разному реализуются в разных экономических системах.

6. Проблема экономического выбора

В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)

Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)

Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:

В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.

В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.

Современную экономику сложно определить как регулируемую, смешанную, где регулирование осуществляет государство и монополии, а смешанный характер экономики определяется наличием в ней частного и государственного сектора.

Кривая производственных возможностей

Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности мы воспользуемся кривой производственных возможностей.

Предположим, что в некоторой экономической системе:

Выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);

Количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;

Уровень технологии задан и не меняется;

Экономика является закрытой, т.е. Отсутствуют внешнеэкономические связи;

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. Максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. Вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

Альтернативные издержки

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей.

Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х.

.Характер изменения альтернативных издержек.

Вы наверное уже заметили что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это связано с тем что изменяя структуру производства (перемещаясь из точки В в точку Г) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов. То есть для производства чуть большего количества ракет нам приходится отказываться от большого количества потенциально произведенного зерна. Это связано с тем, что выпуск каждой дополнительной ракеты "оплачивается" постоянно возрастающими альтернативными издержками (или другими словами, потерями от непроизводства зерна).

Возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и иногда называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер кривой производственных возможностей. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то кривая производственных возможностей имела бы вид прямой линии.

Экономическая эффективность по Парето

Производство продукции, соответстующее любой из точек на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующей.

Понятие "Эффективность" было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето. Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.

Экономическая эффективность по Парето, это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение,одновременно не ухудшая положения хотя бы одного из участников. По другому подобную ситуацию называют парето-оптимальным состоянием.

Парето-оптимальное состояние (оптимум Парето). Когда все субъекты рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума.

Выводы

Модель кривой производственных возможностей позволяет проиллюстрировать четыре важных положения:

Ограниченность ресурсов — об этом свидетельствует существование области недостижимых значений (точка Ж)

Необходимость выбора — общество вынуждено определять, какое сочетание товаров Х и У в наилучшей степени удовлетворяет его инетерсы

Наличие альтернативных издержек — об этом свидетельствует убывающий характер кривой, поскольку для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара.

Возрастание альтернативных издержек — выпуклый характер кривой производственных возможностей.

И все же: может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей? Да, но только при условии:

Внедрения технологических и технических новшеств

Увеличении объема производственных ресурсов (освоение новых земель, вовлечение в производство ранее не работавщих)

Использования преимуществ международных экономических отношений (импорт сырья)

Все перечисленное позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и сместить КПВ вверх — вправо, но не может изменить выпусклый характер кривой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.049 с.)