ТОП 10:

Взаимосвязь потребностей, интересов и ценностей.



 

Потребности тесно связаны с интересами. Мы чаще рассматриваем их вместе, чем по отдельности, признавая тем самым глубокое родство, однопорядковость этих категорий Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем легче она выражена в интересах социальной общности. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве более непосредственной причины массовых действий. Ни одно социальное действие -- крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа, революционный взрыв -- не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие.

 

Интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки.

 

Ценность, понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценность рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

 

Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности относятся не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности.

Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные моменты. Как мы видели, при преобразовании потребностей в интересы на первый план выступили те характеристики побуждений деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. На новом этапе, то есть при «превращении» интересов в ценности, также меняется предмет отношения. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей -- это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей -- тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно в силу этого ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Они обладают относительной самостоятельностью.

 

В мире ценностей вновь происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Эта третья группа стимулов поведения может быть не менее активной побудительной силой действия, чем две первые. Ценностные стимулы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них нет ни подвига, пи понимания общественных интересов, ни подлинного самоутверждения личности. Только личность, действующая во имя идеалов-ценностей, способна объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем определенных социальных интересов и общественных потребностей.

 

Развитие и усложнение системы побудительных мотивов человеческой деятельности порождает обратную связь между потребностями, интересами и ценностями. Духовные ценности и нравственные нормы воздействуют на социальные интересы. Они обусловливают цели социально-политического развития общества все в большей и большей мере. В этом проявляется возрастающая роль духовной жизни и общественного сознания. В свою очередь, интересы воздействуют на потребности, на развитие производства и социально-экономических отношений. На современном этапе именно эта сторона взаимодействия между потребностями, интересами и ценностями выступает на первый план, что сказывается в повышении роли социальных факторов в развитии общественного производства, в формировании человека с новым кругом потребностей и интересов.

Специфика духовных потребностей и их виды.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре. Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Еще одна духовная потребность человека - в общении.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

- духовные потребности;

- духовная деятельность и производство;

- духовные ценности;

- духовное потребление;

- духовные отношения;

- проявления межличностного духовного общения

 

Специфика духовных потребностей

 

- Свойственны только человеку

- Наследуются, формируются только социально

- Могут быть выражены у разных людей очень неодинаково

- Отличаются относительной необходимостью удовлетворения, степень свободы выбора средств значительно больше, нежели у материальных

- По своему характеру преимущественно неутилитарны, связь между субъектом и объектом характерным бескорыстностью

- Процесс удовлетворения духовных потребностей – безграничен

 

 

Познавательная потребность.

 

Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

 

 

33. Потребность в образовании.

Образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

 

Эстетическая потребность.

Эстетическая потребность имеет своей генетической основой прежде всего потребность общения. В то же время эстетическая потребность как никакая другая человеческая потребность обнаруживает многофункциональную природу в том смысле, что проявляет себя через побуждения познавательного, нравственно-оценочного, творческого, практически преобразовательного порядка.

 

Эстетическое чувство — это эмоционально выраженное отношение человека к разнообразным эстетически значимым явлениям окружающей действительности, которое формируется в процессе жизни и деятельности; будучи не только актуальным состоянием, но и свойством личности, оно выступает одновременно и как потенциальная психологическая способность личности так или иначе реагировать при соответствующей ситуации.507531

 

Нравственная потребность.

 

Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы, проявляющаяся в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении. Особое значение в этом контексте приобретает потребность в общении.

 

В отличие от потребности в регуляции совместной деятельности, которая является внешней по отношению к индивиду, потребность в общении может быть охарактеризована и как потребность общества, и как потребность индивида. Опустим дискуссионную проблему — следует ли эту потребность выводить из биологических потребностей индивида или она изначально социальна, — важно, что общение принадлежит к коренным человеческим потребностям.

 

Поскольку нравственные потребности индивида не передавались по наследству в готовом виде, их онтогенез приобрел специфический характер и не был простым повторением филогенеза. Марксистская трактовка проблемы возникновения нравственных потребностей в индивидуальном развитии человека несовместима ни с идеалистическими теориями преформизма, ни с метафизически понятым эпигенезом, ни с вульгарно-социологической интерпретацией биогенетического закона.

 

В своем историческом развитии общество непрерывно воспроизводит и совершенствует на расширенной основе нравственные потребности, реализуемые в процессе совокупной нравственной деятельности, передавая из поколения в поколение моральные традиции и нормы поведения. Однако это не простые «передача и воспроизведение».







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.008 с.)