Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раскрытие социального содержания юридических прав, обязанностей и законных интересов позволило поставить на подлинно научную основу вопрос об их реальности, действенности, иными словами, вопрос об их гарантированности. Подлинная гарантированность правового статуса личности в обществе обеспечивает высокую степень реализации прав и законных интересов, исполнения юридических обязанностей, а также высокую степень их правовой охраны. Виды гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности. Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов личности понимаются те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надёжную охрану (защиту) для всех членов общества. Из всей совокупности различных видов гарантий, прежде всего, следует выделить общие условия реализации и охраны, юридических прав, обязанностей, законных интересов личности в обществе. Обычно в литературе общие условия (гарантии) подразделяют на экономические, политические и идеологические. Есть мнение, что из политических гарантий, в самостоятельную группу следует выделить социальные гарантии, а группу идеологических гарантий рассматривать как составную часть духовных гарантий. Экономические, социальные, политические и духовные гарантии играют, в конечном счете, решающую роль в обеспечении юридических прав и обязанностей личности, являясь необходимыми условиями общей основой действенности правового статуса в целом. Экономические гарантии прав и обязанностей, законных интересов личности – это экономическая система общества, базирующаяся на всех видах собственности на орудия и средства производства, вся совокупность материальных благ общества и государства. Постоянный растущие объёмы собственности (всех видов) и развивающиеся системы хозяйства создают объективные условия, при которых граждане получают все более широкие материальные предпосылки для осуществления своих прав, обязанностей и законных интересов. Реализация последних в таких условиях становится естественной и необходимой. Экономические гарантии являются определяющими по отношению не только к правам и обязанностям личности, но и к иным гарантиям. Социальные гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности – покоятся на подлинном равенстве людей. Усиление социального равенства общества – стирает грани между социальными слоями, группами и т.д. - всё более углубляет социальное содержание правового статуса личности, его основных принципов, в частности равенства, справедливости, гуманизма. В результате этих изменений происходит развитие личности, в процессе которого она приобретает новые черты и качества. Всё это находит прямое выражение в обогащении гарантий правового статуса личности. К политическим гарантиям юридических прав и обязанностей личности, её законных интересов относятся политическая система общества, обеспечивающая эффективное управление всеми делами общества, более активное участие человека в государственной и общественной жизни. Этому служит и все структурные элементы политической системы: государство как главное орудие. Важная политическая гарантия – режим осуществления политической власти в стране. Важнейшим условием политической гарантии и её реализации и охраны прав и обязанностей, законных интересов личности в обществе, совершенствование демократии в целом. Духовные гарантии – культура, образованность его членов, морально-психологический климат общества – создают необходимые условия для использования прав и исполнения обязанностей. В состав духовных гарантий входят идеологические гарантии, под которым понимают мировоззрение, постоянно растущий идейно-политический уровень населения. Правовая культура общества и его членов – составная часть духовных гарантий, а правосознание масс – необходимый элемент идеологических гарантий. Экономические, социальные, политические и духовные, в том числе идеологические, гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей, в их защите. Но сами по себе они непосредственно не обеспечивают законного и обоснованного использования прав, исполнения обязанностей в конкретном случае, не исключают возможных нарушений и злоупотреблений при осуществлении последних. Это достигается специальными, едиными с точки зрения правовой формы, средствами. Юридические гарантии – это закреплённые в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану (защиту) прав, обязанностей и законных интересов личности в обществе. Действительно, каждое право (как и обязанность) имеет свою (предметно конкретизированную) систему гарантий, включающую как общие – экономические, социальные, политические, духовные – условия, так и специальные (юридические) средства его реализации и охраны. Организационные гарантии. Наряду с экономическими, политическими, и др. общими, а также юридическими гарантиями выделяют организационную деятельность в качестве гарантий прав и обязанностей личности. Однако организационно-правовые средства, скорее всего, относятся к политическим или юридическим гарантиям. Не совсем верно и то, что включают организационную деятельность в содержание юридических гарантий прав и обязанностей гражданина. Есть мнение, что большую значимость организационной деятельности государственных органов и общественных организаций для реализации и охраны прав, законных интересов и обязанностей граждан, стали рассматриваться как самостоятельный вид гарантий, включая его в систему общих и специальных гарантий в качестве элементов данной системы. Это не совсем правильно. Такой подход к организационной деятельности принижает её действительную роль в обеспечении системы гарантий. Дело в том, что даже при наличии благоприятных экономических политических и др. общих условий, разработанной системе юридических гарантий осуществления прав, обязанностей и законных интересов может и не быть. Поэтому приходится говорить о реализации не только прав, обязанностей и законных интересов, но и их гарантий. Вот тут и имеет огромное значение организационная деятельность субъектов права, направленная на реализацию всех видов гарантий. Организационная деятельность служит общим условием действенности всей системы гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности. Конечно, организационную деятельность можно рассматривать как гарантию осуществления прав, обязанностей и законных интересов личности. Однако это – гарантия порядка, иногда уровня, по существу «гарантия гарантий», её нельзя рассматривать в одной плоскости с иными гарантиями. Законодательство должно чётко различать реализацию прав и обязанностей гражданина и их охрану. Необходимость в защите прав или обязанностей наступает тогда когда есть неисполнение юридических обязанности или злоупотребление правом, а также, когда возникает препятствие их осуществлению либо спор о наличии самого права или обязанности. Деятельность, направлена на устранения препятствий. Охрана прав и обязанностей не совпадает с понятием их реализации. Это – специальный вид деятельности органов государства и общественности. Реализацию и охрану прав и обязанностей граждан при всей их разнице нельзя противопоставить, в едином процессе их осуществления. Охрана (защита) в этом процессе, как правило, является стадией со специальными целями и задачами. Охрана, в конечном счете, проводится с целью обеспечения реального, наиболее полного и всестороннего осуществления прав и обязанностей личности. Различие реализации и охраны прав и обязанностей граждан с необходимостью ставит вопрос о специальных видах их юридических гарантий, т.е. о выделении юридических гарантий реализации прав и обязанностей в отличие от юридических гарантий их охраны (защиты). В правовой науке юридические гарантии прав и обязанностей граждан, как правило, сводятся к средствам их охраны от нарушений. Под юридическими гарантиями прав и обязанностей граждан понимаются специальные меры, составляющие правоохранительную деятельность государственных органов, общественных организаций, установленные законом (нормами права), средства (способы), которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Юридические гарантии прав и обязанностей личности не исчерпываются средствами борьбы с нарушениями этих прав и обязанностей. Они включают закрепленные в праве средства, обеспечивающие реализацию прав и обязанностей личности. Право в целом призвано обеспечить правомерность этого поведения, а не только предупреждать правонарушения или карать правонарушителей. Поэтому государство не только строго охраняет юридические права, законные интересы и обязанности граждан, но и создает эффективную систему средств, направленных на непосредственную их реализацию, на пользование теми благами, которые лежат в их основе. Действительно, реализация прав и обязанностей в широком смысле (их осуществление) включает и устранение препятствий, которые возникают в процессе осуществления, и охрану от нарушений юридических прав и обязанностей, и восстановление последних. Однако это не отрицает существования самостоятельной деятельности по охране прав и обязанностей в отличие от особой деятельности, специально направленной на непосредственное использование прав и исполнение обязанностей, и соответственно двух групп юридических средств, обеспечивающих как положительную реализацию прав и обязанностей, так, и их охрану. Объединение этих двух видов юридических гарантий прав граждан под общим названием «юридические гарантии осуществления прав» не может сгладить существенную разницу между ними. Конечно, с терминологической точки зрения указанные два вида юридических гарантий прав и обязанностей граждан можно объединить под общим названием гарантий осуществления прав и обязанностей (в этом случае мы просто говорим о юридических гарантиях прав и обязанностей), но это ни в какой мере не может опровергнуть различия двух самостоятельных видов юридических гарантий прав и обязанностей граждан. В последние годы ученые стали расширять содержание юридических гарантий прав и обязанностей личности за счет включения в эти гарантии средств, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей. Виды юридических гарантий реализации прав и обязанностей личности. Юридическими гарантиями реализации прав, обязанностей и законных интересов личности являются закреплённые законодательством: конкретизация пределов (границ) прав, обязанностей и законных интересов; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы реализации прав, обязанностей и законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации. Субъективное право, как уже отмечалось, есть юридическая мера возможного поведения лица, т.е. такая мера, пределы которой указаны нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и знания их гражданами вытекает из принципа законности в отношениях между государством в лице его органов и должностных лиц и гражданами. Не совсем четное указание на границы субъективного права может служить препятствием к его активному использованию. В литературе уточнение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права выступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права. Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания прав. Пределы содержания многих прав определяются через ту или иную совокупность правомочий. Принципиальное значение для определения пределов содержания прав и свобод личности имеет указание на их объекты. В качестве своеобразных правовых средств, при помощи которых устанавливаются пределы многих, в частности политических и личных прав и свобод личности, выступают существующие в обществе запреты. Пределы прав личности можно правильно установить только в том случае, если исходить из принципа единства прав и обязанностей, выражающего сочетание общественных и личных интересов. Юридические обязанности в известном смысле вытекают из прав, ибо всякое право не безгранично, имеет рамки, переступить которые нельзя. Юридические обязанности обеспечивают само существование и реализацию прав и законных интересов личности. Таким образом, исходя из системы юридических запретов и обязанностей, их содержания, можно судить в определенных случаях и о пределах содержания конкретных прав и законных интересов личности. Права личности находятся между собой в определенной субординации с точки зрения их конкретизации, что обусловливается конкретизацией самих норм права. Поэтому пределы ряда прав личности определяются через указание конкретизирующих прав и уяснение их связи между собой. Именно такой метод чаще всего применяется конституционным правам, составляющим основу правового статуса личности. Универсальным критерием определения пределов содержания права и его реализации служит указание на цели существования и реализации права. При этом цель права определяется через «материальный» результат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права. Использование любого субъективного права в соответствии с его назначением в обществе и целями, признаваемыми государством, является одним из всеобщих критериев правомерного поведения в обществе. Это - один из основных принципов права. Суды и другие органы государства, применяющие и толкующие нормы права, сами никаких границ относительно прав (и обязанностей) проводить не должны и не могут, ибо это - не их компетенция. Установление пределов содержания субъективных прав судом или другими государственными органами открывало бы путь к нарушениям прав, создавало бы атмосферу неуверенности граждан в своих правах, противоречило бы законности. А режим законности характеризуется как раз определенностью, стабильностью и гарантированностью прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, что создает твердую ее уверенность в их реальности и незыблемости. Нельзя согласиться с теми исследователями, которые полагают, что суд устанавливает или конкретизирует субъективное права участников правоотношений. Наиболее близки к истине те авторы, которые, учитывая, что суд не творит нового права (норм права и субъективных прав сторон), рассматривают судебное решение как акт правосудия, содержащий вывод суда о существующем между сторонами правоотношении и предписании суда, направленном на защиту прав участников этого правоотношения. Установление одних пределов субъективного права в большинстве случаев недостаточно для его реализации. Необходимо, чтобы нормы права указывали на юридические факты, с которыми связано обладание данным субъективным правом и переход его в стадию непосредственного пользования. Процессуальные формы реализации прав и обязанностей личности - специфический вид юридических гарантий. Процессуальная форма реализации прав и обязанностей граждан состоит в определенном (как правило, закреплённом нормами права) порядке использования гражданами юридических прав и исполнения юридических обязанностей. При реализации ряда прав гражданин сам определяет порядок их реализации, сам организует их осуществление. Именно так реализуются многие политические права, личные свободы граждан: слова, митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций, совести и др. В указанных случаях закон предоставляет возможность носителю права или юридической обязанности самостоятельно определять порядок их реализации. Такую процессуальную форму реализации юридических прав и обязанностей граждан можно условно назвать инициативной. Отсутствие юридической регламентации процессуально-процедурных форм реализации прав и обязанностей подчас затрудняет их осуществление. Эффективность, быстрота и максимальная полнота положительной реализации прав и обязанностей, в особенности в случаях, где необходимо сотрудничество граждан и органов государства, общественных организаций, во многом определяются тем, насколько рациональна процессуальная форма и ее регламентация. Юридические средства охраны составляют самостоятельный, особый вид юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности. Юридические гарантии охраны обеспечивают возможность каждому человеку обратиться к государственным органам и общественным организациям, найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения. В число юридических гарантий охраны прав и обязанностей личности входят следующие закреплённые нормами права виды: меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая формы применения право охранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений. Основные виды юридических гарантий охраны прав и обязанностей личности. Надзорно-контрольные меры призваны выявить нарушения субъективных прав, обязанностей и законных интересов личности, устанавливать факты правонарушения. К надзорно-контрольным мерам относятся конституционный контроль высших органов государственной власти, контроль местных органов государственной власти, прокурорский надзор, государственный и общественный контроль, контроль судебных органов. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор, специально занимаются выявлением фактов нарушения прав, принимают меры к устранению этих нарушений, к восстановлению нарушенных прав, в границах своей компетенции непосредственно принимают соответствующие меры воздействия на виновных либо ставят вопрос перед компетентными органами о привлечении виновных к ответственности, проводят профилактическую рабату. В юридической литературе вполне обоснованно, на наш взгляд, проводится различие между мерами защиты и мерами юридической ответственности. Под мерами защиты понимаются средства правового воздействия в отношении обязанных лиц с целью восстановления в полном объеме нарушенных субъективных прав. Потребность в использовании защиты возникает тех случаях, когда без вмешательства специальных органов государства не представляется возможным обеспечить интересы управомоченного лица. К мерам защиты следует отнести отмену неправомерных актов, принудительное исполнение невыполненной обязанности, обязанность возместить причинённый ущерб, обязанность, устранить препятствия, возникающие осуществлении субъективных прав. В отдельных отраслях права существуют специфические меры защиты. В гражданском праве это – принудительный возврат собственнику имущества, полученного другим лицом без правового основания, принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска и др. Меры юридической ответственности представляют собой средства правового воздействия, носящие штрафной характер и направленные па личность правонарушителя. Лишения либо ограничения штрафного характера выступают при возложении юридической ответственности в качестве средств, при помощи которых достигается общая и частичная превенция правонарушений, осуществляется задачи перевоспитания граждан, сознательно отступивших от требований норм права. Возложению лишений либо ограничений штрафного характера предшествует оценка поведения правонарушителя и его осуждение. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя. Меры юридической ответственности – это различные виды наказаний, которые по своему характеру могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми и др. Большое значение имеет ответственность должностных лиц, к которым предъявляются особые требования в обеспечении реализации и охраны прав граждан. Для них установлена повышенная ответственность за нарушения прав граждан, что служит важной гарантией охраны этих нрав. Кроме уголовной, административной и имущественной ответственности за нарушения прав и законных интересов граждан, для должностных лиц предусмотрены дисциплинарные взыскания за нарушение служебных обязанностей. Помимо мер защиты и юридической ответственности, можно выделить специальные меры по предупреждению и пересечению правонарушений. Предупредительные меры, также как и иные средства правового воздействия, связаны с определёнными ограничениями для лиц и применяются для того, чтобы не допустить правонарушений и иных тяжких последствий. Они служат целям предупреждения уклонения определенных лиц от исполнения возложенных на них обязанностей. Предупредительно-обеспечительные меры, имеющие вспомогательный характер, применяются в основном в области процессуальных отношении. Меры пресечения правонарушении направлены на принудительное прекращение противоправных действий. Они препятствуют активному поведению правонарушителя, не дают совершиться правонарушению в полном, «чистом» виде. Все правообеспечительные меры, предусмотренные санкциями правовых норм, должны применяться в порядке, установленном законом. Чёткая правовая регламентация процессуального порядка их применения служит надеждой гарантией эффективной защиты прав и обязанностей граждан. Отсутствие строго определенного порядка их реализации приводит к самовольным действиям, способствует волоките и бюрократизму. Процессуальный порядок применения различных видов правообеспечительных мер является составной частью процессуально-процедурной формы охраны (защиты) прав и обязанностей граждан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.015 с.) |