Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..........................................................................6 1.1 Сущность профессионального становления личности……………6 1.2 Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот.............................................................................................................10 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ …………………………………………………………………………..14 2.1 Понятие социально-педагогической поддержки……………………14 2.2 Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот………….18 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ………………………..……………………….………………22 3.1 Характеристика базы исследования…………………………………22 3.2 Цель, задачи, методы и методики исследования……………………23 3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………...27 3.4 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….48
ВВЕДЕНИЕ Существующая на протяжении многих десятилетий и в настоящее время система призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь, поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации. Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни. Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости. Вместе с тем, в немногочисленных публикациях по вопросам подготовки к жизни детей-сирот, проблема их жизненного и профессионального становления в системе высшего профессионального образования остается практически вне сферы научных интересов. Недостаточно полно раскрыт механизм социально-педагогической поддержки в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального становления детей-сирот в условиях высшего учебного заведения. Таким образом, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между: - необходимостью разработки и внедрения социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот в вузе и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы; - необходимостью предоставления каждому студенту из числа детей-сирот возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого. В работе педагогов, психологов нашли отражения аспекты жизненного и профессионального становления личности детей-сирот. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В. А. Поляков, М.Н. Скаткин, БД. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна. Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой и других, где показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность, без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий. С учетом изложенных данных был сделан выбор темы исследования ВКР «Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот». Объект исследования - профессиональное становление студентов из числа детей-сирот. Предмет исследования – социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Цель -определить условия социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Гипотеза исследования - социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера (проблемы в системе отношений с университетом, будущим, родительским домом, сверстниками, другим полом, собственной персоной, свободным временем), а также консолидируются усилия всех служб, оказывающих помощь в профессионализации студентов в вузе.Задачи исследования: 1.уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка»; 2. выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот; 3. провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот; 4. разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Методы исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, тестирование, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент. Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические основы профессионального становления, разработанные Л.И. Божович, Н.Н. Чистяковым, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климовым, Н.С. Пряжниковым, а также работы Д.И. Фельдштейна, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые рассматривали проблемы сиротства во взаимосвязи с профессиональным самоопределением. База исследования: Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет педагогики начального образования и социальной педагогики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия. Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот [38]. Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане, лишены эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение, это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции [9, 28]. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда [14, 29]. Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождает их и в высшем учебном заведении, куда они поступают и в дальнейшем, способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности [28, 40]. Одна из причин подобного положения кроется в несформированности у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей [13, 18]. Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [10]. Процесс формирования ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка имеет особое значение для социального развития ребенка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе [33]. Таким образом, на начальных этапах, определяющих успех профессионального становления личности в будущем, выпадает важнейшее звено профессионального самоопределения – субъектность, способность подростка осознанно принимать решения о своей будущей профессии на основе возможного выбора [20, 32]. С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора зависит физическое и психическое состояние и самочувствие человека [12]. Психологические особенности подростков группы риска, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, усложняют процесс их профессионального становления. Осознанного выбора профессии у детей, проживающих в детском доме и школе-интернате, не выявлено. Большая их часть не может сделать свой выбор, что является результатом более низкой осведомленности о профессиях у данной категории подростков по сравнению со сверстниками, проживающими в условиях благополучной семьи [26, 14]. Трудности в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузе вызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Поэтому важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она может так войти в систему социальных отношений, что дети будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни [39]. Одной из проблем является то, что воспитательные программы высших профессиональных учебных заведений не включают содержания, направленного на преодоление проблем, с которыми сталкиваются дети-сироты в период социально-профессиональной адаптации. Ни в одном перспективном плане не предусматривается специально организованная воспитательная работа с выпускниками детских домов [32]. Таким образом, психологическая поддержка воспитанников закрытых детских учреждений будет эффективна только в том случае, когда она существует не изолированно, а в педагогическом контексте, а также в контексте социальной защиты социальных сирот [6]. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующее выводы: 1. проблемы в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузе вызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. 2. несформированность у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей, является одной из важнейших проблем их профессионального становления; 3. успешность процесса профессионального становления студентов из числа детей-сирот связана с их профессиональной предрасположенностью к той или иной профессиональной среде. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичной сферой для детей-сирот в результате неуспешного процесса профессионального самоопределения является их будущее профессиональное становление в образовательных учреждениях, в частности, в вузе. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ Адаптация детей-сирот в вузе – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением [2, 42]. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление [23]. Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением высшего образования и профессиональным самоопределением. Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции) [25, 34]. Как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества: – студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; – студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза; – им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе; – им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии; – при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Все эти льготы есть и в Поморском Государственном университете им. М.В Ломоносова, на базе которого проводилось наше исследование. Кроме того, по мимо социальной поддержки, в университете создана психологическая служба. Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение психологической помощи и поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ПГУ. Основные задачи Службы: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов. Каждый студент Поморского университета имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования. Психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат университета, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот. Работа психологической службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: 1. адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. К ним относятся внешние и внутренние условия. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К внешним условиям следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), а также наличие различных служб, которые оказывают социальную, материальную и психологическую помощь; 2. как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества. 3. социальная служба университета оказывает следующие виды помощи:студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия; 4. к основным задачам психологической службы университета относятся: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студентов в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов всех категорий. ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессиональное становление личности - это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности. Проведенное исследование было направлено на выявление сформированности только части качеств, которые в деятельности социального педагога важны и значимы. К ним можно отнести: коммуникативные способности, организаторские способности и жизненные ценности. Но в первую очередь специалист должен быть предрасположен к выбранной профессиональной сфере. И первоначальным этапом профессионального становления студентов является их успешная адаптация к условиям вуза. Пилотажные исследования, проведённые в 2009-2010 учебном году на факультете педагогики начального образования и социальной педагогики среди студентов (категория дети-сироты) 1-3 курсов, свидетельствуют о следующем. Из 9 детей-сирот адаптировались к условиям высшего профессионального учреждения только один человек, т. к. по социометрическому статусу студентка входит в группу «принятых», профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды, успешна в обучении (средний балл по осваиваемым дисциплинам - «хорошо»), коммуникативные и организаторские способности сформированы на среднем уровне. Остальные восемь человек, несмотря на соответствие профессионального типа личности профессиональной среде, испытывают трудности в профессиональной адаптации различного характера. Так двое из испытуемых не интегрировались в группу сверстников, четверо испытывают затруднение в освоении содержания высшего образования, у семи студентов данной категории коммуникативные и организаторские способности сформированы на низком уровне. Исследование, которое проводилось на базе факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 2011 году позволяет обобщить эти исследования. Они свидетельствуют о том, что у этих детей имеются проблемы различного характера. Процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей. Не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора. В результате реализации программы социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот частично проблемы были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления студентов данной категории необходима постоянная помощь, мониторинг и диагностика. Кроме этого необходимо отметить, что основной целью социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов всех категорий является оказание им помощи в формировании профессионально важных качеств (компетенций) будущего специалиста. Для этого необходимо выявить эти компетенции, установить этапы в процессе обучения, на которых можно отслеживать уровень их сформированности. А также разработать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. - № 3. 2. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Автор, дисс. канд. пед. наук Владимир, 2000. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 1968. 4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 4. 5. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1. 6. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2008. 7. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М.; 1990. 8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. – 2000. - № 3. 9. Голин А.Н. Социальная психиатрия сиротства. – М., «лаборатория базовых знаний», 2000. 10. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. – Автореф.дисс.на соискание уч.степени доктора пс.наук. – М, 1996. 11. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2. 12. Дементьева И.Ф Отвергнутые дети. Журнал «Социальная педагогика» № 1, 2004. 13. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Серия: Семья и воспитание. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 14. Дементьева И.Ф Социальная адаптация детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 2, 2003. 15. Иванова Е.М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.,1987. 16. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996. 17. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. 18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под ред. Л.И. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 19. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005. 20. Латышев О. Университетский комплекс как средство оптимизации образовательного процесса в сиротском учреждении. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006. 21. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. А.В. Мардахаева, М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2004. 22. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001. 23. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., 2002. 24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993. 25. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002. 26. Орсаг Ю., Паншина О. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006. 27. Практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»: учебное пособие/ М-во образования и науки РФ; составитель Н.М Ползунова.- Архангельск: КИРА, 2010. 28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., Педагогика, 1990. 29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 30. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М., «Академия», 2001. 31. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998. 32. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов интернатов. Журнал прикладной психологии № 4, 2005. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2003. 34. Скобко Е.В. Дети-сироты: современная российская пресса об их защите // Дети России: насилие и защита: Матер. Всерос. Научн.-практ. конф. -М., 1997. 35. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003. 36. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996. 37. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987. 38. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) 39. http://psyjournals.ru/articles/d8729.shtml, 13.02.2011г. 40. http://revolution.allbest.ru/sociology/00009477_0.html, 6.03.2011 г. 41. http://revolution.allbest.ru/sociology/00170832_0.html, 23.12.2010 г. 42. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/871-health-as-a-subject-of-interdisciplinary-research-3?start=2, 9.02.2011 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..........................................................................6 1.1 Сущность профессионального становления личности……………6 1.2 Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот.............................................................................................................10 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ …………………………………………………………………………..14 2.1 Понятие социально-педагогической поддержки……………………14 2.2 Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот………….18 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ………………………..……………………….………………22 3.1 Характеристика базы исследования…………………………………22 3.2 Цель, задачи, методы и методики исследования……………………23 3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………...27 3.4 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….48
ВВЕДЕНИЕ Существующая на протяжении многих десятилетий и в настоящее время система призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь, поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации. Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни. Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости. Вместе с тем, в немногочисленных публикациях по вопросам подготовки к жизни детей-сирот, проблема их жизненного и профессионального становления в системе высшего профессионального образования остается практически вне сферы научных интересов. Недостаточно полно раскрыт механизм социально-педагогической поддержки в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального становления детей-сирот в условиях высшего учебного заведения. Таким образом, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между: - необходимостью разработки и внедрения социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот в вузе и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы; - необходимостью предоставления каждому студенту из числа детей-сирот возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого. В работе педагогов, психологов нашли отражения аспекты жизненного и профессионального становления личности детей-сирот. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В. А. Поляков, М.Н. Скаткин, БД. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна. Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой и других, где показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность, без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий. С учетом изложенных данных был сделан выбор темы исследования ВКР «Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот». Объект исследования - профессиональное становление студентов из числа детей-сирот. Предмет исследования – социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Цель -определить условия социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Гипотеза исследования - социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера (проблемы в системе отношений с университетом, будущим, родительским домом, сверстниками, другим полом, собственной персоной, свободным временем), а также консолидируются усилия всех служб, оказывающих помощь в профессионализации студентов в вузе.Задачи исследования: 1.уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка»; 2. выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот; 3. провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот; 4. разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот. Методы исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, тестирование, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент. Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические основы профессионального становления, разработанные Л.И. Божович, Н.Н. Чистяковым, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климовым, Н.С. Пряжниковым, а также работы Д.И. Фельдштейна, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые рассматривали проблемы сиротства во взаимосвязи с профессиональным самоопределением. База исследования: Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет педагогики начального образования и социальной педагогики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.011 с.) |