ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..........................................................................6

1.1 Сущность профессионального становления личности……………6

1.2 Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот.............................................................................................................10

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ…………………………………………………………………………..14

2.1 Понятие социально-педагогической поддержки……………………14

2.2 Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот………….18

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ………………………..……………………….………………22

3.1 Характеристика базы исследования…………………………………22

3.2 Цель, задачи, методы и методики исследования……………………23

3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………...27

3.4 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….48

 

ВВЕДЕНИЕ

Существующая на протяжении многих десятилетий и в настоящее время система призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь, поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации. Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости.

Вместе с тем, в немногочисленных публикациях по вопросам подготовки к жизни детей-сирот, проблема их жизненного и профессионального становления в системе высшего профессионального образования остается практически вне сферы научных интересов.

Недостаточно полно раскрыт механизм социально-педагогической поддержки в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального становления детей-сирот в условиях высшего учебного заведения.

Таким образом, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между:

- необходимостью разработки и внедрения социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот в вузе и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы;

- необходимостью предоставления каждому студенту из числа детей-сирот возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого.

В работе педагогов, психологов нашли отражения аспекты жизненного и профессионального становления личности детей-сирот. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В. А. Поляков, М.Н. Скаткин, БД. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.

Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой и других, где показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность, без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий.

С учетом изложенных данных был сделан выбор темы исследования ВКР «Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот».

Объект исследования - профессиональное становление студентов из числа детей-сирот.

Предмет исследования – социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Цель -определить условия социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Гипотеза исследования - социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера (проблемы в системе отношений с университетом, будущим, родительским домом, сверстниками, другим полом, собственной персоной, свободным временем), а также консолидируются усилия всех служб, оказывающих помощь в профессионализации студентов в вузе.

Задачи исследования:

1.уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка»;

2. выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

3. провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

4. разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Методы исследования:теоретический анализ литературы, социометрия, тестирование, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследованиясоставили теоретические основы профессионального становления, разработанные Л.И. Божович, Н.Н. Чистяковым, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климовым, Н.С. Пряжниковым, а также работы Д.И. Фельдштейна, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые рассматривали проблемы сиротства во взаимосвязи с профессиональным самоопределением.

База исследования:Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет педагогики начального образования и социальной педагогики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот [38].

Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане, лишены эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение, это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции [9, 28].

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда [14, 29].

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождает их и в высшем учебном заведении, куда они поступают и в дальнейшем, способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности [28, 40].

Одна из причин подобного положения кроется в несформированности у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей [13, 18].

Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [10].

Процесс формирования ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка имеет особое значение для социального развития ребенка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе [33].

Таким образом, на начальных этапах, определяющих успех профессионального становления личности в будущем, выпадает важнейшее звено профессионального самоопределения – субъектность, способность подростка осознанно принимать решения о своей будущей профессии на основе возможного выбора [20, 32].

С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора зависит физическое и психическое состояние и самочувствие человека [12].

Психологические особенности подростков группы риска, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, усложняют процесс их профессионального становления.

Осознанного выбора профессии у детей, проживающих в детском доме и школе-интернате, не выявлено. Большая их часть не может сделать свой выбор, что является результатом более низкой осведомленности о профессиях у данной категории подростков по сравнению со сверстниками, проживающими в условиях благополучной семьи [26, 14].

Трудности в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузе вызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой.

Поэтому важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она может так войти в систему социальных отношений, что дети будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни [39].

Одной из проблем является то, что воспитательные программы высших профессиональных учебных заведений не включают содержания, направленного на преодоление проблем, с которыми сталкиваются дети-сироты в период социально-профессиональной адаптации. Ни в одном перспективном плане не предусматривается специально организованная воспитательная работа с выпускниками детских домов [32].

Таким образом, психологическая поддержка воспитанников закрытых детских учреждений будет эффективна только в том случае, когда она существует не изолированно, а в педагогическом контексте, а также в контексте социальной защиты социальных сирот [6].

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующее выводы:

1. проблемы в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузе вызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой.

2. несформированность у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей, является одной из важнейших проблем их профессионального становления;

3. успешность процесса профессионального становления студентов из числа детей-сирот связана с их профессиональной предрасположенностью к той или иной профессиональной среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичной сферой для детей-сирот в результате неуспешного процесса профессионального самоопределения является их будущее профессиональное становление в образовательных учреждениях, в частности, в вузе.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Адаптация детей-сирот в вузе – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением [2, 42].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление [23].

Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением высшего образования и профессиональным самоопределением.

Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции) [25, 34].

Как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение;

– студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;

– им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;

– им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;

– при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

Все эти льготы есть и в Поморском Государственном университете им. М.В Ломоносова, на базе которого проводилось наше исследование. Кроме того, по мимо социальной поддержки, в университете создана психологическая служба.

Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение психологической помощи и поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ПГУ.

Основные задачи Службы: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.

Каждый студент Поморского университета имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования.

Психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат университета, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.

Работа психологической службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. К ним относятся внешние и внутренние условия. Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). К внешним условиям следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), а также наличие различных служб, которые оказывают социальную, материальную и психологическую помощь;

2.как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества.

3.социальная служба университета оказывает следующие виды помощи:студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия;

4.к основным задачам психологической службы университета относятся: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студентов в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов всех категорий.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональное становление личности - это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности.

Проведенное исследование было направлено на выявление сформированности только части качеств, которые в деятельности социального педагога важны и значимы. К ним можно отнести: коммуникативные способности, организаторские способности и жизненные ценности. Но в первую очередь специалист должен быть предрасположен к выбранной профессиональной сфере. И первоначальным этапом профессионального становления студентов является их успешная адаптация к условиям вуза.

Пилотажные исследования, проведённые в 2009-2010 учебном году на факультете педагогики начального образования и социальной педагогики среди студентов (категория дети-сироты) 1-3 курсов, свидетельствуют о следующем. Из 9 детей-сирот адаптировались к условиям высшего профессионального учреждения только один человек, т. к. по социометрическому статусу студентка входит в группу «принятых», профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды, успешна в обучении (средний балл по осваиваемым дисциплинам - «хорошо»), коммуникативные и организаторские способности сформированы на среднем уровне. Остальные восемь человек, несмотря на соответствие профессионального типа личности профессиональной среде, испытывают трудности в профессиональной адаптации различного характера. Так двое из испытуемых не интегрировались в группу сверстников, четверо испытывают затруднение в освоении содержания высшего образования, у семи студентов данной категории коммуникативные и организаторские способности сформированы на низком уровне.

Исследование, которое проводилось на базе факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 2011 году позволяет обобщить эти исследования. Они свидетельствуют о том, что у этих детей имеются проблемы различного характера. Процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей. Не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.

В результате реализации программы социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот частично проблемы были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления студентов данной категории необходима постоянная помощь, мониторинг и диагностика.

Кроме этого необходимо отметить, что основной целью социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов всех категорий является оказание им помощи в формировании профессионально важных качеств (компетенций) будущего специалиста.

Для этого необходимо выявить эти компетенции, установить этапы в процессе обучения, на которых можно отслеживать уровень их сформированности. А также разработать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности компетенций.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. – 2000. - № 3.

2. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Автор, дисс. канд. пед. наук Владимир, 2000.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 1968.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 4.

5. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.

6. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2008.

7. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М.; 1990.

8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. – 2000. - № 3.

9. Голин А.Н. Социальная психиатрия сиротства. – М., «лаборатория базовых знаний», 2000.

10. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. – Автореф.дисс.на соискание уч.степени доктора пс.наук. – М, 1996.

11. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.

12. Дементьева И.Ф Отвергнутые дети. Журнал «Социальная педагогика» № 1, 2004.

13. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Серия: Семья и воспитание. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

14. Дементьева И.Ф Социальная адаптация детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 2, 2003.

15. Иванова Е.М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.,1987.

16. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996.

17. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под ред. Л.И. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

19. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005.

20. Латышев О. Университетский комплекс как средство оптимизации образовательного процесса в сиротском учреждении. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.

21. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. А.В. Мардахаева, М.А. Галагузовой. – М.: Академия, 2004.

22. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.

23. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., 2002.

24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

25. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.

26. Орсаг Ю., Паншина О. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.

27. Практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»: учебное пособие/ М-во образования и науки РФ; составитель Н.М Ползунова.- Архангельск: КИРА, 2010.

28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., Педагогика, 1990.

29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.

30. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М., «Академия», 2001.

31. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998.

32. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов интернатов. Журнал прикладной психологии № 4, 2005.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2003.

34. Скобко Е.В. Дети-сироты: современная российская пресса об их защите // Дети России: насилие и защита: Матер. Всерос. Научн.-практ. конф. -М., 1997.

35. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003.

36. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.

37. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987.

38. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ)

39. http://psyjournals.ru/articles/d8729.shtml, 13.02.2011г.

40. http://revolution.allbest.ru/sociology/00009477_0.html, 6.03.2011 г.

41. http://revolution.allbest.ru/sociology/00170832_0.html, 23.12.2010 г.

42. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/871-health-as-a-subject-of-interdisciplinary-research-3?start=2, 9.02.2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ..........................................................................6

1.1 Сущность профессионального становления личности……………6

1.2 Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот.............................................................................................................10

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ…………………………………………………………………………..14

2.1 Понятие социально-педагогической поддержки……………………14

2.2 Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот………….18

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ………………………..……………………….………………22

3.1 Характеристика базы исследования…………………………………22

3.2 Цель, задачи, методы и методики исследования……………………23

3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………...27

3.4 Анализ результатов формирующего эксперимента………………...39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….48

 

ВВЕДЕНИЕ

Существующая на протяжении многих десятилетий и в настоящее время система призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь, поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации. Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости.

Вместе с тем, в немногочисленных публикациях по вопросам подготовки к жизни детей-сирот, проблема их жизненного и профессионального становления в системе высшего профессионального образования остается практически вне сферы научных интересов.

Недостаточно полно раскрыт механизм социально-педагогической поддержки в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального становления детей-сирот в условиях высшего учебного заведения.

Таким образом, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между:

- необходимостью разработки и внедрения социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот в вузе и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы;

- необходимостью предоставления каждому студенту из числа детей-сирот возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого.

В работе педагогов, психологов нашли отражения аспекты жизненного и профессионального становления личности детей-сирот. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В. А. Поляков, М.Н. Скаткин, БД. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.

Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой и других, где показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность, без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий.

С учетом изложенных данных был сделан выбор темы исследования ВКР «Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот».

Объект исследования - профессиональное становление студентов из числа детей-сирот.

Предмет исследования – социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Цель -определить условия социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Гипотеза исследования - социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера (проблемы в системе отношений с университетом, будущим, родительским домом, сверстниками, другим полом, собственной персоной, свободным временем), а также консолидируются усилия всех служб, оказывающих помощь в профессионализации студентов в вузе.

Задачи исследования:

1.уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка»;

2. выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

3. провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

4. разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Методы исследования:теоретический анализ литературы, социометрия, тестирование, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследованиясоставили теоретические основы профессионального становления, разработанные Л.И. Божович, Н.Н. Чистяковым, С.Н. Чистяковой, Е.А. Климовым, Н.С. Пряжниковым, а также работы Д.И. Фельдштейна, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые рассматривали проблемы сиротства во взаимосвязи с профессиональным самоопределением.

База исследования:Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет педагогики начального образования и социальной педагогики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.028 с.)