Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики совершенной конкуренции. Эффективность функционирования рынков в условиях совершенной конкуренции. Равновесие фирм – совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характеристики совершенной конкуренции: Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется: 1. множеством покупателей и продавцов 2. высокой мобильностью факторов производства 3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него 4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции 5. равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для принципов функционирования рыночного механизма. Равновесие фирм – совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах:
На рис показано что с увеличением производства кривая предельных издержек МС идёт вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода равного рыночной цене Р1 в т. М, соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы в виде прямых убытков при большом объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции. Т.о. условие равновесия фирмы, как в краткосрочном так и долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС=МR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремиться установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид MC=P.
Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени расширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кривые краткосрочных средних издержек применительно к различным размерам предприятия — ATC1, АТС2 и АТС3. Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол — графиков краткосрочных средних издержек.
В рассмотренном примере мы использовали ситуацию с 3-хэтапным расширением предприятия. Подобную ситуацию можно предположить не для 3, а для 10, 50, 100 и т. д. краткосрочных периодов в рамках заданного долгосрочного. Причем для каждого из них можно начертить соответствующие графики АТС. То есть мы получим фактически множество парабол, большая совокупность которых приведет к выравниванию внешней линии графика средних издержек, и она превратится в плавную кривую — LATC. Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек (LATC) представляет собой кривую, огибающую бесконечное число кривых краткосрочных средних издержек производства, которые соприкасаются с ней в точках их минимума. Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства. В долгосрочном периоде также существуют и предельные издержки. Долгосрочные предельные издержки (LMC) показывают изменение общей суммы издержек предприятия в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат. Кривые долгосрочных средних и предельных издержек соотносятся друг с другом так же, как и кривые краткосрочных издержек: если LMC лежит ниже LATC, то LATC падают, а если LMC лежит выше laТС, то laТС возрастают. Возрастающая часть кривой LMC пересекает кривую LATC в точке минимума. На кривой LATC можно выделить три отрезка. На первом из них долгосрочные средние издержки сокращаются, на третьем, наоборот, возрастают. Возможна также ситуация, когда на графике LATC будет существовать промежуточный отрезок с примерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных значениях объема выпуска — Qx. Дугообразный характер кривой долгосрочных средних издержек (наличие убывающего и возрастающего участков) можно объяснить при помощи закономерностей, называемых положительным и отрицательным эффектами роста масштаба производства или просто эффектами масштаба.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами: Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности: Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли. Тем не менее, модель совершенной конкуренции: · позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью; · проясняет условия максимизации прибыли; · является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
37. Монополия: характеристика, виды монополий. Последствия монополизма. Монополии и научно-технический прогресс .
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.007 с.) |