Доля преступлений, совершенных молодежью, в общей численности преступлений




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доля преступлений, совершенных молодежью, в общей численности преступлений



  Годы исследуемого периода
Зарегистрировано преступлений 19 199 20 477 20 991 19 592
Выявлено лиц, совершивших преступление 10 419 11 363 11 463 10 456
Число преступлений, совершенных молодежью до 30 лет 5 658 6 062 6 087 5 370
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии 1 311 1 504 1 453 1 167

 

Рассмотрим подробнее преступления совершенные несовершеннолетними в 2007 г. Как отмечалось выше, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при соучастии, в 2007 г. сократилось по сравнению с 2006 г. на 286 (табл. 1). Несовершеннолетними совершено 824 преступления, что составляет 9,2 % в общем количестве преступлений. При этом возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения – с 131 в 2005 г. до 155 в 2007 г. В 2007 г. выявлено 533 преступления, совершенных подростками в составе групп асоциальной направленности, 262 несовершеннолетних ранее совершавших и вновь совершивших преступления. Всего за 2007 год поставлено на учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел области 1433 человека. По состоянию на 01.01.2008 года на учете состояло 2 843 несовершеннолетних[34].

Исследование состояния преступности среди несовершеннолетних по видам позволило выявить, что в 2007 г., как и в 2005 г., первое место по количеству занимают преступления экономического характера – кражи - 62,5 %, грабежи - 13 % (в 2005 г. - 60,5 %, 14,5 % соответственно), далее следуют преступления, связанные с угонами автотранспортных средств – 7,8 %, причинение телесных повреждений, побоев – 5,2 %. Довольно высокий процент аварий, наездов со смертельным исходом, совершенных несовершеннолетними – 4,7 % (см. Рис. 2).

 

Рис. 2. Состояние преступности среди несовершеннолетних по отдельным видам преступлений [35]

Необходимо отметить тенденцию к снижению преступности среди несовершеннолетних по следующим видам преступлений: убийства – 0,6 % (в 2005 г. – 1,2%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,2 % (в 2005 г. – 2, 9 %), а также разбойные нападения – 2,5 % (в 2005 г. – 4,5 %) и хулиганство – 0,6 % (в 2005 г. – 1,3 %).

Работа по профилактике правонарушений среди молодежи – одна из задач, поставленных президентом РФ В. В. Путиным на заседании Государственного совета по вопросу «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности». В настоящее время действует федеральная целевая программа «Дети России», готовится госпрограмма по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, действует Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, соответствующая работа ведется министерствами и ведомствами. Но кардинально снизить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, все же не удается, а это по оценке экспертов, определяет негативную динамику развития криминальной ситуации на ближайшие пять-десять лет[36].

Работа городской системы профилактики по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2007 году строилась в соответствии с федеральным, региональным законодательством и на основе общегородских планов мероприятий, направленных на системное решение социальных проблем, касающихся детей и молодежи. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Тулы активно взаимодействовала с областными структурами – департаментом социального развития, Управлением внутренних дел, Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, УФСИН России по Тульской области, учреждениями здравоохранения – наркологическим диспансером, Центром медицинской профилактики и реабилитации, Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Комиссия обеспечивала деятельность оперативного штаба при главе администрации города по координации действий, направленных на борьбу с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, и функционирование городского координационного совета по противодействию распространению наркомании среди подростков и молодежи г. Тулы.

Одна из приоритетных задач, решаемых комиссией, является раннее выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им необходимой помощи. В течение последних пяти лет ведется и ежегодно корректируется банк данных таких семей, сегодня в нем – 524 семьи, в которых воспитываются 897 детей. Всего в Туле проживают 86 882 несовершеннолетних, на учете в районных комиссиях состоят 846 подростков, 357 их них – безнадзорные.

В 2007 году районными комиссиями было проведено 393 межведомственных рейда по обнаружению неблагополучных семей, в результате выявлено 194 семьи этой категории, имеющие 247 детей, и 455 безнадзорных детей.

В числе причин, приводящих к безнадзорности подростков, - ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, конфликтные отношения в семье и школе, индивидуальные особенности ребенка (в том числе склонность к бродяжничеству). Особое внимание уделяется выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними. Совместно усилиями сотрудников органов образования, внутренних дел, комиссий ведется работа с детьми, не посещающими школу. На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 112 подростков, систематически пропускающих занятия без уважительной причины.

Одним их эффективных направлений деятельности органов образования является организация работы школьных советов профилактики, которые действуют во всех образовательных учреждениях города. В их состав входят представители администрации школы, общественный инспектор по охране детства, педагоги, психологи. Оправдало себя введение руководством УВД дополнительных ставок сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних для непосредственной работы в школах. Педагоги всех 25 городских образовательных учреждений, за которыми закреплены школьные инспекторы, отметили эффективность проводимой ими профилактической работы.

Организация досуга детей в свободное от учебы время, особенно в период летних каникул, - одно из главных направлений борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Высокую эффективность показала комплексная профилактическая операция «Подросток», проведенная летом 2007 года.

По данным образовательных учреждений, практически 90% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, привлечены к досуговой деятельности, организованной не только в системе образования, но и учреждениями управления по физкультуре, спорту и молодежной политике, учреждениями управления культуры. В августе 2007 года на базе воинской части города Белева за счет средств бюджета Тулы проведен профильный стационарный палаточный реабилитационный лагерь «Сила воли» с военно-патриотическим уклоном. Двадцати юношам 14-17 лет, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Тулы, были предоставлены бесплатные путевки в этот лагерь. Его программа нацелена на предупреждение совершения подростками повторных правонарушений[37].

Немаловажно, как было отмечено на заседании городской комиссии по профилактике правонарушений в г. Туле в 2007 г., что наметилась тенденция к росту доверия граждан к работе правоохранительных органов. Благодаря этому и хорошо организованной работе комиссии по профилактике правонарушений участковыми уполномоченными милиции было раскрыто около 500 преступлений. Так, в 2007 году сотрудниками УВД разработаны и были осуществлены такие акции, как «Лидер», «Милиция и дети», «Подросток и закон», «Группа», направленные на формирование позитивного правосознания у подростков, выявление, переориентирование и разобщение подростковых групп асоциальной направленности. В ближайшее время планируется оборудование городского психологического кабинета по работе с несовершеннолетними осужденными, оснащение его мебелью, оргтехникой, средствами связи[38].

На сегодняшний момент все более актуальной становится проблема создания в России системы ювенальной юстиции. Перед обществом встает объективная задача формирования правосознания у детей. Для решения этого вопроса должна быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права и обязанности. Кроме того, одной из задач ювенальной юстиции сегодня является выведение по возможности несовершеннолетних из сферы официальной системы правосудия. В Концепции судебной реформы 1991 года прописана необходимость создания специализированных судов, в том числе и по делам несовершеннолетних. Чтобы грамотно вести дело несовершеннолетнего, мало одних юридических знаний, необходимо также разбираться в подростковой психологии, особенностях переходного возраста. На необходимость специализации судей в рамках действующей судебной системы обращает внимание постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 2000 года, где указано, что дела о преступлениях несовершеннолетних должны рассматриваться наиболее опытными судьями, имеющими специальную психолого-педагогическую подготовку; и в качестве народных заседателей рекомендуется привлекать педагогов, психологов, ювенологов. Кроме того, ювенальная юстиция - это не только специальные судебные процедуры, но также профилактика и реабилитация подростковой преступности. К сожалению, сегодня этим занимаются преимущественно органы внутренних дел. А по мнению большинства зарубежных и отечественных криминологов, профилактика правонарушений - дело преимущественно семьи, школы, секций, кружков, общественных и религиозных организаций, то есть институтов гражданского общества. Сотрудники же органов внутренних дел должны пресекать и раскрывать преступления. Только комплексная ювенальная юстиция может стать эффективным «средством» борьбы с подростковой преступностью.

Развитие системы ювенальной юстиции также актуально, поскольку сегодня уже очевидно, что предупреждение преступности – дело не только государства, но и общества. Поэтому одна из важных задач ювенальной юстиции – включить общественные организации в профилактику подростковой преступности. Если общество через свои институты подключится, проблема подростковой преступности перестанет быть для него чужой. Окружающие не будет относиться к преступнику как к изгою, это поможет ему привести свое поведение в соответствие с нормами.

Необходима модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних. В данной связи на сегодня важно решение следующих задач:

- усиление профилактического потенциала права;

- принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних;

- поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних;

- специализация следователей, прокуроров, судей.

Подводя итоги, можно отметить, что действующая в городе система работы по социальной профилактике, комплексный подход к решению проблем способствовали относительной стабилизации обстановки. Это говорит о большом объеме и действенности мер, принимаемых сотрудниками заинтересованных ведомств по отношению к семьям и детям «группы риска»[39]. Вместе с тем необходимо повышение качества профилактической работы, ведь оно определяется не только широким применением новых методик, но и привлечением «профессионально подготовленных, глубоко порядочных, ответственных людей, способных помочь подросткам найти свое место в жизни»[40].

В качестве основных рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности можно отметить следующее.

1.Разработка концепции системы ювенальной юстиции, специализированной процедуры законотворчества, основанной на признании наличия у правосудия по делам несовершеннолетних специфических социальных функций, отличающих его от правосудия по делам взрослых.

2.Дальнейшее совершенствование состояния нормативно – правовой базы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.

3. Решение кадровых вопросов, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку специалистов, способных квалифицированно решать задачи противодействия и профилактики асоциальных явлений среди молодежи.

4. Повышение качества профилактической работы.

 

 

3. МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ[41]

3.1. Динамика уровня образования и образовательного статуса тульской молодежи

 

Образование было и остается важнейшим фактором социальной мобильности. Поэтому образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Он определяется на основе показателей уровня образования и возможности его изменения.

Представление об общем уровне образования в регионе дают материалы переписи населения. В 2002 г. учтено 1 290,9 тыс. человек в Тульской области в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное общее и выше, что составило 89,2 % этой возрастной группы. За 1989 – 2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 62,8 тыс. человек, со средним профессиональным - на 131,5 тыс. человек, с начальным профессиональным - на 8,1 тыс. человек. Впервые в ходе переписи были получены данные о лицах, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), их число составило 2,9 тыс. человек. Анализ количественных характеристик свидетельствует о сокращении доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 2 % в 1989 г. до 0,5 % в 2002 г.

Дальнейшую динамику уровня образования можно проследить на основе исследования ряда частных показателей, таких как охват общим и профессиональным образованием, переход контингента с одной ступени обучения на другую, качество образования.

Основным звеном системы образования России являются общеобразовательные школы, в рамках которых реализуются программы начального общего, основного и среднего (полного) образования.

Региональная система общего образования в 2006 / 2007 учебном году представлена 716 общеобразовательными учреждениями (в том числе 3 негосударственными), численность учащихся в которых составила 140,2 тыс. человек, что на 6 % меньше, чем в 2005 / 2006 учебном году. Однако, учитывая общее сокращение численности детей школьного возраста, в целом уровень охвата основным школьным образованием за последний год не изменился и остается достаточно высоким (98,6 %). Почти 2/3 выпускников основной школы продолжает учиться в старших классах средней школы. Одним из факторов, объясняющих данную ситуацию, является давление рынка занятости. Избыток трудовых ресурсов заставляет значительную часть молодежи оставаться в стенах учебных заведений, а высокие требования к уровню квалификации, общей и профессиональной подготовки работников вынуждают делать все больше инвестиций в образование, в том числе среднее. Коэффициент выпуска по программам полного среднего образования составляет 54,7 %, что соответствует среднему показателю по России.

Вместе с тем, серьезной проблемой развития региональной системы общего образования продолжает оставаться состояние сельских школ: низкий коэффициент охвата полным средним образованием, отсутствие современной материально-технической базы, неполная кадровая укомплектованность школ, недостаточно развитые транспортные коммуникации.

Важность образования для дальнейшей жизни все в большей степени осознается населением. Как показывают опросы общественного мнения, значительная часть молодежи стремится продолжить обучение на более высоких ступенях и тем самым повысить свой образовательный статус. Возрастает потребность молодежи в образовании повышенного уровня и дополнительном образовании. На начало 2006 / 2007 учебного года в регионе функционировало 20 гимназий и 12 лицеев с общим количеством учащихся 16580 человек. Устойчивый рост доли школьников, получающих образование в учебных заведениях повышенного уровня, а также статистика распределения призовых мест на олимпиадах и результаты вступительных экзаменов в вузы служат подтверждением эффективности их деятельности. Однако в данных учебных заведениях постепенно возрастает доля платных образовательных услуг, что позволяет говорить об усилении неравенства в доступе к качественному образованию. Элитарность характерна и для занятий в учреждениях дополнительного образования: коэффициент охвата дополнительным образованием по Тульской области ниже, чем в среднем по России, и составляет 51 %.

После окончания полной средней школы значительная часть выпускников ориентируется, прежде всего, на поступление в высшее учебное заведение: ежегодно более 50 % окончивших общеобразовательные учреждения продолжают обучение в вузе, около 30 % - в учреждениях среднего профессионального образования, менее 10 % - в учреждениях начального профессионального образования.

На фоне общего сокращения численности населения в возрасте 15-19 лет (с 118,5 тыс. чел. в 2005 г. до 114,2 тыс. чел. в 2006 г.) желание значительной части молодежи получить высшее образование негативно сказывается, прежде всего, на системах начального профессионального и среднего специального образования (табл. 7).

Таблица 7

Основные показатели по учреждениям профессионального образования, 2004 – 2007 гг.

Уровень профессионального образования Число учебных заведений Численность студентов, чел. Выпуск, чел. Прием, чел.
2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007
Начальное профессиональное образование                        
Среднее профессиональное образование                        
Высшее профессиональное образование                        

Вместе с тем, количественный показатель профессионального потенциала региона (число учащихся на 10 тыс. населения) остается достаточно высоким (табл. 8), что демонстрирует стремление общества охватить профессиональным образованием как можно большую часть молодежи.

Таблица 8

Численность студентов средних специальных и высших учебных заведений





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.008 с.)