Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И безработных по возрастным группамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно высоким является процент безработных среди женщин в возрастной группе от 20 до 24 лет, это связано в первую очередь с выполнением женщинами репродуктивной функции. В целом же среди безработной молодежи удельный вес женщин в 2007 г. составил 40,6%. Семейное положение также влияет на уровень безработицы, как показывают опросы работодателей, наименее желаемыми претендентами на вакантные места являются молодые замужние женщины, это объясняется тем, что руководители предприятий не желают оплачивать больничные листы по уходу за ребенком.[58] Еще одна положительная тенденция заключается в том, что снижается количество молодежи, работающей не по специальности – с 51,4% в 2006 г. до 39,8 % в 2007 г. Большинство опрошенных (65,9 %) считают, что многие выпускники устраиваются работать не по специальности, полученной в вузе, из-за того, что выбранная профессия приносит небольшой доход. Велика доля молодых людей, которые согласились бы получить новую специальность, более востребованную на рынке труда – 40,5 %. В этом направлении активную работу ведет служба занятости населения г. Тулы. На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в 2007 году было направлено 2166 безработных граждан. Особое внимание уделялось профессиональному обучению молодежи в возрасте 16-29 лет, их доля в общем количестве направленных на обучение составила 56% (1217 человек), в том числе 138 человек - несовершеннолетние граждане в возрасте 16-17 лет. В течение 2007 года государственными учреждениями Тульской области центрами занятости населения из числа безработных граждан на профессиональное обучение направлены: 62 выпускника учреждений начального, 99 - среднего, 9 - высшего профессионального образования, которые обучались на курсах менеджеров, пользователей ПК, операторов почтовой связи, а также получали такие востребованные на рынке труда профессии, как электрогазосварщик, водитель автомобиля категории «В,С», продавец, парикмахер, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, кассир торгового зала, оператор котельной, парикмахер, швея, водитель троллейбуса[59]. Следует также отметить некоторые противоречивые тенденции, влияющие на положение молодежи в производственной и непроизводственной сферах. С одной стороны, интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг, таких как пищевая, текстильная, мебельная, обувная; страхование, медицина и фармацевтика, образование. Расширение и усиленное внедрение в бизнес-практику новых рыночных технологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта). Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий ведения коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества. С другой стороны, зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 года[60]. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране. С увеличением объемов производства возрастает потребность работодателей в рабочей силе. В сентябре 2007 года заявленная потребность работодателей составляла 5,6 тыс. вакансий, из них доля по рабочим профессиям составляет свыше 80 %[61]. Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поиска новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости. Сегодня же мы можем констатировать, что сочетание прагматизма и весьма поверхностного представления о содержании и возможностях той или иной специальности своеобразным образом проявляются в профессиональном самоопределении старшеклассников. Ситуация на рынке труда не является значимым фактором при выборе профессии и планировании карьерного роста ни для родителей, ни для абитуриентов. Такой мотив получения высшего образования как желание обрести профессию отметил лишь каждый третий (31,9 %). Покупается, как правило, более высокий социальный статус и гарантия трудоустройства (хоть какого-нибудь), а не позиция на рынке труда, а также совокупность знаний и умений, необходимых для занятия этой позиции. Ситуация еще осложняется и тем, что родители имеют негативный опыт депрофессионализации (в 1990-е годы около 40 % российских работников сменили профессию) и потери социального статуса в силу трансформации ценностей общества[62]. Так, по данным социологического исследования, проведенного ЦСППМ «Шанс», сегодня 27% молодых людей работают не по специальности. В ходе социологического опроса, проведенного среди пятикурсников ТулГУ, также выяснилось, что по специальности собираются работать чуть больше половины выпускников (56,9 %), причем в государственных структурах только – 23,3 %. Диаграмма 1. Жизненные планы выпускников после окончания вуза 1 – работать по специальности в государственных структурах 2 – работать по специальности в коммерческих структурах 3 – работать не по специальности в государственных структурах 4 – работать не по специальности в коммерческих структурах 5 – продолжить образование (аспирантура, 2-е высшее) 6 – заняться научно- исследовательской работой 7 – организовать свой бизнес 8 – посвятить себя дому, семье 9 – другие планы на будущее 10 – нет планов на будущее
Ориентация на профессии непосредственно подвержена влиянию престижа, то есть места, которое та или иная профессия занимает в общественном сознании, а также влияния, уважения, которыми она пользуется в обществе. По сути дела это более или менее адекватное отражение объективных характеристик и перспектив развития той или иной профессии, как в содержательном, так и в социально-профессиональном аспектах. Сегодня престиж профессии в глазах молодежи определяется единственным критерием: высокой заработной платой (83,6 %). Далее следует перспектива карьерного роста (59,5 %), (который, как отмечают многие эксперты, у молодежи ассоциируется в основном с финансовым благополучием), оставляя далеко позади такие факторы как возможность самореализации (21,1 %), творческий и интересный характер работы (18,1%) и высокую социальную значимость (17,2 %). Такой показатель как востребованность на рынке труда занимает лишь 3 место – 45,3 % ответивших. Как свидетельствуют результаты социологических исследований, большинство предпочитаемых молодежью занятий, относятся к сфере новой экономики в России. Они появились как реальные места приложения труда около 10 – 15 лет назад и тут же стали предметом острого влечения со стороны молодых людей. Не только заработки, которые были существенно выше, чем в традиционном госсекторе, но и многие качественные атрибуты этих профессий оказались очень привлекательны в молодежной среде. Причем в ходе исследования выяснилась следующая особенность: престижными в глазах молодежи являются те профессии, для которых необходимо получение высшего образования (юрист, экономист, менеджер и т.д.). В то же время, многие молодые люди начинают осознавать, что наиболее востребованными на рынке труда являются профессии, для которых не требуется столь высокий уровень образования (продавец, разнорабочий, слесарь, строитель). Тем самым демонстрируется феномен разницы спроса на специалистов, порожденный общественным сознанием и потребностями экономики, описанный еще В.Н. Шубкиным[63]. Намерения, высказанные молодыми людьми накануне «вступления в жизнь», с одной стороны, иреальное распределение по рабочим местам и профессиям с другой, находятся в обратном соотношении, если сопоставлять их с иерархией престижа профессий. Как отмечают Л. Гудков и Б. Дубин, переход от старой парадигмы профессий и занятий (врач — учитель — рабочий — военный) к новой (бизнесмен — менеджер — юрист) совершает все общество[64]. Но, как было отмечено выше, рост российской экономики возродил спрос на рабочие и инженерные специальности, но общественное мнение «не успевает отслеживать» изменяющиеся требования рынка труда. В связи с этим, чрезвычайно важной представляется профориентационная работа среди молодежи, которая осуществляется службой занятости населения г. Тулы. В 2007 году профориентационная работа с молодежью осуществлялась в индивидуальной и групповой формах по следующим направлениям: профессиональное информирование о ситуации на рынке руда Тульской области; профессиональное консультирование по вопросам выбора сферы деятельности, профессии, вариантов трудоустройства и профессионального обучения. Для выпускников профессиональных учебных заведений, впервые ищущих работу и обратившихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве, организовывались тематические беседы, профориентационные занятия; «Профессии, востребованные на рынке труда», «Профессиональная компетентность», «Источники возможного трудоустройства», «Как найти работу и сохранить ее». В целях оказания помощи учащимся выпускных классов общеобразовательных школ в вопросах профессионального самоопределения и предупреждения молодежной безработицы в Тульской области была проведена профориентационная акция «Месячник старшеклассника -2007», участниками которого стали более 18 тыс. учеников старших классов общеобразовательных школ. В ходе Месячника прошло анкетирование 4,5 тыс. учащихся 9 и 11 классов. Более 40% всех опрошенных школьников отметили, что испытывают трудности в профессиональном самоопределении и нуждаются в квалифицированных услугах специалиста по профориентации. С учетом результатов анкетного опроса были организованы встречи школьников с представителями рабочих профессий, конкурсы профессиональною мастерства, экскурсии на предприятия различных форм и видов собственности. Всего в 2007 году различные виды профориентационных услуг были предоставлены 35,2 тыс. молодых граждан в возрасте 14 - 29 лет, в том числе 20,3 тыс. учащихся образовательных учреждений[65]. Эффективность функционирования служб занятости может измеряться процентом трудоустроенной молодежи из состава всех, кто к ним обратился. Этот показатель основной, но не единственный, поскольку речь идет не просто о трудоустройстве как таковом, но о ряде параметров (зарплата, интересная работа и т.д.), которые должны удовлетворить молодых специалистов. В 2007 году за содействием в поиске постоянной работы в службу занятости населения обратился 591 гражданин в возрасте 16-17 лет. Кроме этого, услугами службы воспользовались 288 выпускников высших учебных заведений, 1447 человек из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и 391 выпускник школы. Молодым людям, зарегистрированным в качестве ищущих работу, было предложено трудоустройство по вакансиям, имеющимся к службе занятости. Гражданам в возрасте 16-29 лет служба занятости населения предоставляет государственные услуги содействия в поиске подходящей работы на постоянной основе, несовершеннолетним гражданам в возрасте 14-17 лет предлагаются временные рабочие места. Службой занятости населения ведется работа в соответствии с Законом Тульской области от 17.12 07 № 939 - ЗТО «Об областной целевой программе «Содействие занятости населения Тульской области на 2007 – 2010 годы» В 2007 году при содействии службы занятости было трудоустроено на временные работы 15,4 тыс. граждан в возрасте 16-29 лет, более 50% из которых - женщины[66]. В соответствии с постановлением администрации Тульской области «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей» совместно с органами социальной защиты, комитетами по молодежной политике и органами образования велась работа по организации временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. В 2007 году было временно трудоустроено 8,9 тыс. подростков, что составило 10,5% от численности постоянно проживающего на территории Тульской области населения в возрасте 14-17 лет. Из числа подростков, участвующих во временных работах, более 6,7 тыс. (или 75% от всех участников) трудились в период летних каникул. Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществлялось на основе договоров, заключенных между службой занятости и работодателями. Нужно отметить, что основными партнерами службы занятости при временном трудоустройстве молодежи остаются организации непроизводственной сферы – более 80%. Трудоустройство молодежи крайне затруднено в связи с тем, что работодателям требуются специалисты данной профессиональной группы с высшим образованием и опытом работы. Можно выделить следующие причины высокой безработицы среди молодежи: неподготовленность молодежи к новым экономическим отношениям; несоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труда; недостаточная мотивация к труду; структурное несоответствие профессионального профиля выпускников потребностям рынка труда; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; ориентация на высокую заработную плату. В результате эти факторы делают данную группу молодежи социально уязвимой на рынке труда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.74 (0.007 с.) |