ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные и ценностные ориентации различных групп молодежи. Отношение молодежи к религии



Категория «ценность» (нем. der Wert – ценность, значение) появилась в контексте эпистемологических и методологических разработок содержания знания, в особенности этики (аксиологии) и эстетики, позднее – наук о культуре.

Структура ценностей как регулятивного механизма достаточно сложна. Она предполагает действие по соединению нескольких смысловых планов, производимых самим действующим. Причем действующий сам должен определить, как следует действовать, исходя из существующих императивов. Сложность структуры ценностей является причиной того, что процесс усвоения индивидом предполагает значительные затраты времени, усилия таких социальных институтов, как семья, образование, наука, средства массовой информации. Поэтому восприятие ценностей не сводится к чисто идеологической роли, ценности нельзя навязать, их можно лишь «вырастить», поместив самого действующего в определенные условия взаимодействия.

Проблема ценностей имеет многоплановый и многоуровневый характер. Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с его спецификой. На различия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обусловливает сложность и неоднозначность их ориентации, придает им мозаичность, фрагментарность. Взяв во внимание эти теоретические положения, можно обратиться к анализу духовных ценностей молодого поколения Тульской области.

Анализ ценностных предпочтений молодежи Тульской области базируется на материалах эмпирического исследования, проведенного в нашем регионе МУ ЦСППМ «Шанс». Опрошены 415 человек. Ответы на вопросы, изложенные в методическом инструментарии, сгруппированы в 14 смысловых блоков-кластеров: здоровье, любовь, материальное благополучие, образование, работа, собственность, предприимчивость, религия, политика, семья, свобода, друзья, патриотизм, жизнь.

Обратимся к некоторым из названных ценностей. Семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует почти полное единогласие. Этот социальный институт считается одним из самых важных в жизни каждого человека. К такому мнению склоняется до 90 % респондентов. Причем три четверти опрошенных молодых людей считают, что семейные отношения – непременное условие счастья и лишь каждый пятый согласен с утверждением, что «брак – устаревший способ организации семьи». Не согласились с таким умозаключением около трех четвертей опрошенных. Молодые люди отмечают следующие факторы, которые обеспечивают устойчивость и стабильность семьи: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей, готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. 54,7 % опрошенных выступают за равноправную семью, в которой женщина должна и может вести активную жизнь за ее пределами. В то же время 45,3 % молодых респондентов заявляют себя сторонниками традиционных семейных отношений.

Значительное место в ценностном наборе у тульской молодежи отводится работе. Так, 79,3 % заявили, что только содержательная и интересная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни. Тех же, кто считает, что сколько угодно можно заниматься любой работой, лишь бы она давала хороший заработок, насчитывается 20,7 %.

В этой связи показательны результаты исследования, проведенного социологами Левада-Центра. Значительная часть граждан России, в том числе молодежь, ориентирована не на карьеру и достижение успеха, а лишь на сохранение того, что есть. Эта категория людей не хочет и не готова работать больше, лучше, интенсивнее, поскольку такое поведение в нынешних условиях не дает значимого результата. Две трети наших людей рассуждают так: пусть лучше зарплата будет небольшой, но гарантированной, а работа более спокойной и ненапряженной. Лишь от 15 до 18 % хотели бы работать интенсивнее и больше зарабатывать, не ставя гарантии во главу угла, т. е. проявляя готовность к риску. Свое же дело сегодня соглашаются открыть 4-5 % опрошенных[44].

Что касается отношения молодежи к власти и политике, то здесь картина получается достаточно противоречивой. Разные группы молодежи наивысшее доверие выражают к президенту, церкви, армии, а наименьшее – к милиции, судам, органам местного самоуправления. Примерно поровну распределилось отношение к роли государства и правоохранительных органов в обеспечении личной безопасности человека – 48,3 % и тех, кто считает, что человеку о своей безопасности приходится заботиться самому, полагаясь на собственное чувство справедливости – 51,7 %. Одним словом, половина респондентов слабо верит в силу закона и скорее живет по «понятиям» - это следование не правовым нормам и законопорядку, а неким представлениям о благе и справедливости, которые приняты в сомнительных сообществах.

Своеобразным индикатором доверия молодежи к власти является планирование ею своей жизни. Устойчивость жизни и возможность планировать появляются там, где действуют надежные, эффективные институты, которые создают организованность жизни. От них люди не дистанцируются и не пытаются ускользнуть, так как они в эти институты включены и им доверяют. В этих условиях они планируют свою жизнь с учетом стабильности в обществе. По данным Левада-Центра, 20 % молодых людей могут планировать на годы вперед, половина из опрошенных – на ближайшие год-два, а 29 % - на ближайшие месяцы[45].

В системе ценностей у тульской молодежи особое место занимает свобода. Социологические исследования дают основание утверждать о том, что примерно 57 % респондентов, среди них значительная часть молодых, считают, что в России достаточно свободы; 24 % полагают, что ее слишком много, и только 12 % заявляют, что ее слишком мало[46]. Иначе говоря, свобода не является безусловной ценностью для большинства наших соотечественников. В выборе «свобода или порядок» три четверти называют порядок. Из смыслового ряда «государство – свобода существования» минимум две трети выберут государство[47]. Российское население, в составе которого значительное место занимает молодежь, предпочло бы зарплату, выплачиваемую вовремя, бесплатные образование и медицину. «Идеи свободы, - отмечает сопредседатель «Молодежного Яблока» И. Яшин, - не стали привлекательными для большинства наших сверстников, и молодежные лидеры не смогли стать достаточно убедительными, чтобы проломить эту стену непонимания»[48].

Образование занимает одно из ведущих мест в системе ценностей у молодежи. Как известно, в социологии образование рассматривается как механизм вертикальной мобильности, как один из социальных лифтов. Прежняя система образования в основном сохранила свою структуру. Негосударственные университеты сегодня выпускают около 10-13 % всего потока студентов. Филиалы, представительства многих московских негосударственных вузов сегодня работают в Туле. Спрос на высшее образование в настоящее время очень высок. В последние годы идет настоящий образовательный бум. Число студентов, сократившееся в середине 1990-х годов по сравнению с советскими временами, позже начало стремительно расти и сегодня выросло примерно в два с половиной раза.

Однако высококачественное образование пользуется сравнительно ограниченным спросом. На такого рода обучение ориентировано не более 15%. Достижение успеха требует сильнейшей установки человека на продуктивную внутреннюю работу, интенсивную самоподготовку, самоограничение, трудоспособность. Иначе говоря, для обучения молодому человеку нужно обладать теми качествами, которые обеспечиваются значительным культурным капиталом. Определенной семейной атмосферой, воспитанием. Эти условия не возникают сами по себе, они вырабатываются поколениями. О стремлении идти и развиваться в этом направлении заявляют Тульский государственный университет и Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого. Об этом говорят ректоры М. Грязев и Н. Шайденко в интервью газете «Молодой коммунар» от 26 сентября 2008 г.

Отношение к религии – один из важных показателей жизненных ориентиров молодежи. Около 65 % тульской молодежи отводит религии значительное место в своей жизни. Однако и среди тех, кто в своем поведении опирается на авторитет церкви, очень немногие следуют канонам, обрядам и ритуалам религии. Религиозные установления для них, скорее всего, - не внутренняя позиция, ставшая жизненным выбором, а следование «моде на религию».

Конечно, обращение к той или иной религии является внутренним побудительным мотивом каждого молодого человека. В этой связи надо помнить и то, что сегодня в Тульской области зарегистрированы 202 религиозные организации, представляющие 21 конфессию[49] . Большим праздником для верующих стало 6 июля 2008 г., когда состоялось торжественное освящение единственного в Тульской области римско-католического костела Святых апостолов Петра и Павла. По данным переписи населения 2002 г., в Туле проживают более тысячи католиков, среди которых много молодежи[50]. Кстати, службы в этом храме посещают и иностранные студенты, обучающиеся в тульских университетах.

В настоящее время для значительной части подростков предоставляется возможность познакомиться с факультативным курсом «Основы православной культуры». В Тульской области такая дисциплина преподается в 82 школах и 1 учреждении дополнительного образования[51].

Итак, данные социологического исследования позволяют утверждать, что у тульской молодежи сформировался широкий набор ценностных ориентаций, которые являются в той или иной степени адекватной реакцией на происходящие изменения в российском обществе.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.008 с.)