ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование информационных технологий в реализации государственной молодёжной политики в Тульской области



На проходившем 17 июля 2008 года Президиуме Госсовета РФ было отмечено, что одним из наиболее актуальных вопросов развития нашей страны является развитие информационного общества в Российской Федерации.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Предметом массового потребления в информационных обществах является информация.

Работа по информационному обеспечению молодёжи и молодёжной политики в Тульской области проводится на основании Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Федеральных Законов от 27.06.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, законов Тульской области от 26.06.2000г. № 188-ЗТО «О государственной молодёжной политике в Тульской области», от 28.02.2007г. №798-ЗТО «Об областной целевой программе «Молодёжь Тульской области» на 2007-2011 годы», от 24 июля 2006 года № 730-ЗТО «Об областной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы», от 05.12.2007 г. № 963-ЗТО «Об областной целевой программе по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 гг.», постановления администрации Тульской области от 13.12.2006 г. N 606 «О концепции развития информатизации в органах исполнительной власти Тульской области на 2007-2010 годы», других нормативно-правовых документов Российской Федерации и Тульской области.

Комитетом Тульской области по молодёжной политике был разработан Стандарт качества государственной услуги «Информационное обеспечение молодёжи и молодёжной политики», который утверждён постановлением администрации Тульской области от 10.09.2008 № 532.

Работа по созданию единого молодёжного информационного пространства в Тульской области проводится с целью обеспечения прав молодых граждан на информацию; создания и поддержания необходимого для устойчивого развития молодёжи уровня информационного потенциала; повышения уровня правосознания молодых граждан путём предоставления им свободного доступа к нормативным правовым документам, определяющим их права, обязанности и возможности; повышения деловой и общественной активности молодых граждан путём предоставления возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией; интеграции с общероссийским и мировым информационным пространством.

Данная работа проводится с 2007 года. За прошедший период был создан официальный интернет-портал комитета Тульской области по молодёжной политике «Молодёжь Тульской области». Портал является частью региональной системы обеспечения открытости исполнительной власти Тульской области.

На нем публикуется информация о реализации областных целевых программ в сфере молодёжной политики, нормативно-правовая информация для целевых молодёжных аудиторий, в том числе документы по обеспечению жильём молодых семей, государственной поддержке детских и молодёжных общественных объединений, имеется справочная и статистическая информация, созданы разделы для размещения информации о деятельности органов по работе с молодёжью муниципальных образований Тульской области, детских и молодёжных общественных объединений Тульской области, учреждений молодёжной сферы, не имеющих своих сайтов. Имеется возможность создания дополнительных разделов и отдельных страниц. В рамках портала «Молодёжь Тульской области» обеспечивается технология интеграции молодёжных информационных ресурсов с помощью системы ссылок, банеров и поисковых систем. На портале работает сервис «Календарь событий», где, нажав на соответствующую дату в календаре, можно просмотреть мероприятия, которые будут проходить или прошли в этот день.

Осуществляется анализ посещаемости как всего портала, так и отдельных его разделов. Показатель «Количество людей, получивших информацию на портале «Молодёжь Тульской области» формируется по данным независимой статистической системы для интернет-порталов Google Ahalytics путём получения информации по количеству заходов на портал и количеству отказов, анализа данных и определения показателя путём вычитания.

Для обеспечения информационной связи с населением и организациями создана «электронная приёмная» - «Приёмная комитета» http://tula-molod.ru/commitee.


Сообщения из «приёмной комитета» регистрируются и направляются для рассмотрения в установленном порядке. Большинство обращений граждан связаны с реализацией программы «Обеспечение жильём молодых семей», осуществлением поддержки детских и молодёжных общественных объединений, реализацией мероприятий в сфере молодёжной политики в регионе и другие.

Также можно направить письмо в редакцию портала http://tula-molod.ru/contact-info, сообщив об обнаружении ошибки, неточности, а также иную информацию. Данные сообщения пересылаются в службу технической поддержки портала.

Для осуществления информационного взаимодействия создана система корпоративной электронной почты. Электронные почтовые ящики созданы для всех органов по работе с молодёжью муниципальных образований Тульской области, детских и молодёжных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, учреждений молодёжной сферы.

В целях совершенствования процедур взаимодействия с целевыми молодёжными аудиториями, а также повышения эффективности реализации государственной молодёжной политики на территории Тульской области, организована почтовая рассылка для обмена информационными материалами, общественного обсуждения проектов документов, подготовки к мероприятиям, решения организационных вопросов. В настоящее время в работе электронной рассылки комитета Тульской области по молодёжной политике принимают участие 49 электронных почтовых ящиков. Это количество постоянно увеличивается. Почтовый сервер обеспечен технической защитой от СПАМа.

Условия информационного взаимодействия между органами по работе с молодёжью муниципальных образований, организациями и учреждениями, работающими с молодёжью, общественными объединениями и комитетом оговорены в регламентах, утверждённых обеими сторонами.

При проведении работ по информационному взаимодействию выявлены проблемы недостаточного уровня владения информационными технологиями муниципальными служащими, представителями учреждений и общественных объединений. В 2007 году проведены 6 семинаров по обучению специалистов молодёжной сферы использованию электронной почты, системы рассылок, работе с порталом «Молодёжь Тульской области».

В целях повышения качества оказания государственных услуг в сфере молодёжной политики, внедрения новых методов оказания консультационной помощи молодёжи в рамках областной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 г.г. в мае 2008 года на портале создан «Кабинет консультаций» по вопросам сохранения физического (в том числе репродуктивного) и психического здоровья молодёжи. В «Кабинете» функционирует «электронная приёмная», приём ведут квалифицированные психологи. Наиболее важные вопросы и ответы на них публикуются на странице «Кабинета консультаций» в открытом доступе.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности комитета Тульской области по молодёжной политике в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» был составлен перечень информационных материалов, обязательных для публикации на официальном портале комитета «Молодёжь Тульской области», который вошёл в стандарт услуги «Информационное обеспечение молодёжи и молодёжной политики в Тульской области».

С апреля 2008 года портал комитета Тульской области по молодёжной политике участвует во всероссийском конкурсе «Информационная Открытость органов власти», проводимом Союзом вебмастеров России. Итоги конкурса будут подведены 30-31 октября итоговой на конференции в г.Москве, где представители государственных учреждений из более чем 70 регионов России, специалисты в области ИТ, федеральных органов власти обсудят ситуацию на рынке разработки официальных интернет-ресурсов и степень открытости власти для общества.

В целях повышения информационной открытости учреждений молодёжной сферы Тульской области, стимулирования их деятельности по внедрению ИКТ в свою деятельность 19 сентября 2008 года объявлен конкурс «На лучшую организацию работы по созданию единой молодёжной сети «Новый взгляд» среди учреждений молодёжной сферы Тульской области». Конкурс проводится совместно с управлением информационно-аналитических технологий аппарата администрации Тульской области и комитетом Тульской области по печати и телерадиовещанию. По итогам конкурса предусмотрено приобретение аппаратных средств (ноутбуков) с установленной лицензионной операционной системой ALT Linux (в соответствии с мероприятиями в рамках нацпроекта «Образование», на основании письма Рособразования от 17.06.2008 № 15-51-450ин/01-09) в комплекте с дистрибутивом для организации общественного пункта доступа в учреждении молодёжной сферы – победителе конкурса, а также создание сайтов для учреждений-победителей.

В целях укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения в рамках реализации областной целевой программы «Молодёжь Тульской области» на 2007-2011 годы в мае 2008 года на портале создан раздел «Патриот Отечества». В настоящее время в разделе освещается проведение патриотических мероприятий для молодёжи, деятельность областного молодёжного поискового центра «Искатель».

Без дальнейшего развития информационных технологий невозможно решение задач молодёжной политики, достижение более масштабных целей в социальной сфере. Эта инфраструктура представляет собой совокупность технических, программных, информационных, информационно-технологических и иных средств, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения и передачи информации. Создание и развитие единой системы информационного обеспечения молодёжи и молодёжной политики в Тульской области требует организационных решений, значительных временных, интеллектуальных, кадровых, финансовых затрат с целью обеспечения молодёжи, детских и молодёжных общественных организаций, молодых семей, учреждений, работающих с молодёжью достоверной, качественной актуальной информацией о возможностях развития в России.

 

6.2. Политическая активность и электоральное поведение тульской молодежи, ее участие в партиях и движениях[68]

Доминирующие формы политической активности и особенности электорального поведения молодежи являются базовыми параметрами качества демократии в современной России. Термин «качество демократии» трактуется в политической науке неоднозначно. Например, А. Лейпхарт подразумевает под ним степень, в которой та или иная система отвечает таким демократическим нормам, как представительность, ответственность (подотчетность), равенство и участие. В свою очередь, Р. Даль заложил в основу его понимания систему критериев, включающую в себя: эффективное участие, равенство в голосовании на этапе принятия решения, просвещенное понимание и др.[69]. Очевидно, что для посткоммунистических трансформирующихся обществ основным критерием определения качества демократии является результативность процесса политической ресоциализации, связанная с усвоением, прежде всего, представителями молодого поколения новых политических ценностей и стратегий политической активности.

Как известно активность предшествует деятельности и имеет внутренние и внешние проявления. Внутренняя политическая активность молодежи напрямую зависит от специфики восприятия демократии в целом и понимания сущности демократических норм в частности. Желаемый образ демократии отражает возможности, которыми хотелось бы располагать тем или иным группам населения. Восприятие демократии на этом уровне связано, прежде всего, с тем, насколько сузилось или расширилось пространство удовлетворения и реализации основных потребностей и интересов населения. Именно здесь прослеживаются противоречия, связанные с разновременной социализацией поколений, поэтому образ желаемой демократии - это синтетическая модель старого и нового.

«В оценках слагаемых демократии различными социальными группами и слоями видны некоторые различия, за которыми просматриваются их интересы. Так, возможность свободно высказывать свои политические взгляды, необходимость существования оппозиции чаще отмечают опрошенные, имеющие высшее образование; равенство всех граждан перед законом и свободу вероисповедания – самые бедные; частную собственность и свободу выезда за рубеж – высоко и средне материально обеспеченные респонденты; свободный выбор профессии – молодежь в возрасте до 25 лет; небольшую разницу в уровне доходов – россияне старше 60 лет и малообеспеченные»[70].

В соответствии с результатами регионального исследования, мнение, согласно которому «для решения проблем, стоящих перед страной, мы должны полагаться в равной степени и на демократический режим, и на режим единоличной власти в большей степени, чем другие возрастные группы, поддерживает молодежь (20,4 % - наиболее распространенное объяснение этой позиции заключается в апеллировании к особенностям истории и национального характера). В связи с этим необходимо подчеркнем, что, с одной стороны, в наибольшей степени рационально оценивает развитие российской демократии именно молодежь (в ходе фокус-группового исследования ее представителями неоднократно высказывалось мнение относительно неорганической природы демократических преобразований (т.н. «преобразования сверху»). С другой стороны, молодые туляки, так же как и другие возрастные группы, демонстрируют потребность в упорядочении ситуации в стране («формула» порядка включает в себя обеспечение законности и социальной защищенности) и патерналистское понимание демократии (демократия как продукт усилий властной элиты).

Доступные для индивида права и свободы (независимо от того, реализует он их или нет) создают образ возможной демократии, отражающий несоответствие между ее потенциалом и потребностями общества. Формирование посткоммунистической концепции прав человека, которая в явном или неявном виде лежит в основе провозглашаемых политических программ и лозунгов, происходит не только под воздействием факторов политического, экономического и социально-психологического характера. По замечанию М.С. Орджоникидзе, под «правами человека» россияне чаще всего понимают гарантии со стороны патерналистского государства по отношению к самой жизни человека, его работе и оплате за труд, его образованию, лечению, социальному обеспечению и т.п. Именно они признаются в качестве главных подавляющим большинством респондентов (от 40 % до трех четвертей опрошенных) и потому неизменно лидируют в списках наиболее важных прав человека. Собственно политические права, свобода совести, право на выражение собственного мнения, ответственность только перед законом и равенство перед ним ценятся значительно ниже: их считают важными от 15 до 25 % опрошенных[71].

Структура предпочтений демократических прав туляков выглядит следующим образом. В ядерной части массового сознания располагаются универсальные, базовые и в определенной степени абстрактные права – ценности: «равенство всех перед законом» (77 %) и «свобода» (70 %). Это права – принципы, отражающие представления о нормативной модели демократической системы и вместе с тем связанные с определенными дефицитами в российском обществе. Второй слой образуют права, реализация которых не только вошла в обиход населения, но и имеет личностную (индивидуальную) значимость: «наличие частной собственности» (41 %); «независимость суда» (39 %); «избрание Президента непосредственно народом» (30 %). Третий уровень составляют преимущественно политические участнические ценности демократии: «свободные выборы» (27 %); «наличие оппозиции» (16 %); «право выбирать между несколькими партиями» (12 %); «свободное членство в какой-либо партии» (5 %). При этом в большей степени ценности участия значимы для молодежи; для представителей среднего возраста характерно признание ценностей, идеализирующих демократию; старшее поколение ориентировано на ценности, связанные с реализацией дефицитов советского периода («свободные выборы», «избрание Президента непосредственно народом», «свободное членство в партиях»). Следовательно, «область возможного» (термин Л. Гордона) российской демократии находится в сфере социально-инновационной деятельности молодого поколения.

Существенные изменения в восприятии демократии произошли в 2007 - 2008 гг. С одной стороны, позитивно можно оценить возрастание значимости для молодежи (в диапазоне 32 – 46 %) инструментального содержания демократии («народовластие», «частная собственность», «плюрализм») и сокращение (в два раза) доли респондентов, связывающих демократию с анархией и беззаконием. Кроме этого 20 % молодых жителей Тульской области по-прежнему идентифицируют демократию не столько с политическими механизмами и процедурами, сколько с результатами деятельности эффективного демократического правительства, способного обеспечить справедливость и стабильность в обществе.

Дифференциация образов демократии в зависимости от возраста респондентов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, все три возрастные категории (1 – от 18 до 30 лет; 2 – от 31 до 60 лет; 3 – более 61 года) выделили по одному негативному компоненту демократии. Если отрицательное восприятие демократии у средней и старшей возрастных групп респондентов связано с ощущением безвластия («беспорядок, анархия» - 5,38 и 6,15 % соответственно), то у молодежи оно менее интенсивно (3,08 %) и выражено в понятии «беззаконие». Во-вторых, один из наиболее когнитивно сложных образов демократии сформирован у младшей возрастной группы, представители которой вкладывают в анализируемое понятие преимущественно два основных смысла: «свобода» (23,85 %) и «стабильность» (5,38 %).

Фокус-групповое исследование свидетельствует о том, что у тульской молодежи сложилось понимание как социально-экономических, политических, так и социокультурных параметров функционирования демократии. Молодежь связывает становление демократии с развитием экономики: «Прилавки магазинов наполнились. Появилась здоровая конкуренция», - и с определенным уровнем жизни: «Мне нравятся, например, Швеция, Финляндия… там платят по заслугам. У нас этого нет». Позитивным является то, что молодые туляки осознают роль социокультурных ресурсов в процессе демократического транзита («В нашем (про россиян) понимании демократия – это, когда выбрали кого-то, и вот они за других все решают. Мы с самого начала не привыкли к ответственности и самостоятельности»; «У нас люди не уважают права друг друга. У нас не будет ни демократии, ничего, пока люди не будут к этому готовы. Нужно, чтобы человек хотел воспользоваться своим правом на власть»). Главным политическим параметром развития демократии, по мнению молодых респондентов, является не только ответственность власти, но и ответственность общества.

Вместе с тем изменения политических взглядов в ходе ресоциализации произошли во всех возрастных группах. Сущность этих перемен заключается в ценностной дифференциации, так как новые политические ценности встраиваются в уже сложившуюся личностную структуру (в контексте доминирующей деятельности каждого индивида). При этом перемены затронули поверхностные слои личности, в то время как более глубинные пласты остаются неизменными. Младшие возрастные группы приемлют скорее либеральные и антиэтатистские образцы демократии, тогда как старшие - противоположные советские и этатистские. И если первые на вершину ценностной иерархии демократии ставят свободу и права человека, то у последних это место занимают ответственность и равенство. Все группы в некотором смысле объединяет представление о демократии как о сильном государстве.

Таким образом, во внутренних проявлениях политической активности молодежи Тульской области сохраняются тенденции, зафиксированные в исследованиях предыдущих лет, сущность которых заключается в следующем. Во-первых, внутренняя политическая активность молодежи характеризуется рядом противоречий, выражением которой является несоответсвие степени рациональности восприятия демократических преобразований и уровня патернализма в отношении властных элит. Во-вторых, поверхностная либерализация политического сознания молодежи не сопровождается развитием установок на активное конвенциональное участие в политической жизни общества.

Важнейшим индикатором состояния внешней политической активности выступает специфика электорального поведения и степень вовлеченности молодежи в политический процесс. Завершившийся электоральный цикл 2007 – 2008 гг. явился главным фактором, предопределившим основные тенденции в развитии политической культуры участия молодежи Тульской области. Об этом свидетельствует, например, увеличение (по сравнению с 2007 г.) числа респондентов, считающих, что рядовые граждане способны оказывать определенное влияние на политическое пространство (около 50 %). Более 70 % в возрастной категории от 18 до 29 лет указали на реализацию активного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы РФ и почти 80 % - на выборах Президента РФ. Безусловно, в период избирательных кампаний, когда характер, интенсивность и эффективность политической коммуникации существенно меняются, электоральное поведение представляет собой результат значительного мобилизационного воздействия, что не может не отразиться на уровне политической активности.

Определенные изменения произошли и в восприятии барьеров, препятствующих политическому участию граждан. По сравнению с другими возрастными группами, более трети респондентов в молодежной когорте указали на коррупцию и бюрократию. Тем самым представители молодого поколения демонстрируют понимание системных причин отчужденности общества от политической жизни. Означает ли это складывание правовой культуры или укоренение ценностей демократии в молодежной среде? На этот вопрос трудно ответить однозначно, так как, оценивая адекватные стратегии в случае фальсификации выборов, эти же респонденты поддержали не только неконвенциональные формы политического противоборства, но и те из них, которые не совместимы с демократическими процедурами (табл. 1).

Таблица 1





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)