Зависимость партийных предпочтений и оценки ценностного образа политических партий (2007 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимость партийных предпочтений и оценки ценностного образа политических партий (2007 г.)



(в % от общего числа опрошенных)

С какими ценностями и идеалами Вы ассоциируете политическую партию, за которую собираетесь голосовать на выборах депутатов Государственной Думы РФ?

 

Ценности Политические партии
Единая Россия Справедливая Россия КПРФ ЛДПР Аграрная партия Всего
Стабильность     - -   -  
Социальная безопасность     - - -  
Равные права и свободы - -   -    
Согласие     - - - -  
Закон     - - - -  
Порядок     - -   -  
Права человека - - -   -  
Сила     - - - -  
Патриотизм     -     -  
Труд   - -   -    
Всего              

 

Существует мнение, что массовая, в том числе и в молодежной среде, поддержка политической партии «Единая Россия» в первую очередь связана с ее властным статусом. Исходя из этого, высокий уровень легитимности трактуется в качестве одного из проявлений патерналистского отношения к власти. Однако, согласно результатам всероссийских и региональных исследований, сегодня, делегируя управленческие и политические функции властным структурам, многие россияне демонстрируют сравнительно высокой уровень включенности в решение тех или иных проблем, с которыми они сталкиваются в своем непосредственном окружении, но в еще большей степени, готовности к такого рода участию в будущем[72]. Например, в качестве потенциального способа влияния на власть 9 % молодежи тульской области рассматривают создание общественной организации или активное участие в деятельности подобных организаций. Постепенно россияне начинают осваивать опыт отстаивания гражданских прав (в большинстве крупных городов региона созданы общественные организации и правовые центры, оказывающие помощь, в том числе и по вопросам взаимоотношения с властными структурами, нарушившими права граждан). Однако, оценивая эффективность каналов воздействия на власть с целью отстаивания своих интересов, большинство молодых россиян указывают, что таких каналов нет и только 11 % знают, как трансформировать свой политический интерес в конкретное политическое действие.

Выводы

1. Незавершенность институционализации демократии в России обусловлена неразвитостью поведенческих параметров трансформации политической системы. С одной стороны, эта ситуация не является уникальной, так как асимметрия целей в посткоммунистических трансформациях, как правило, затрудняет процессы политической адаптации и ресоциализации граждан, детерминируя тем самым низкий уровень политической субъектности и самоорганизации общества. С другой стороны, сочетание патернализма (комплекса установок, унаследованного от прежней системы) и прагматизма (совокупности установок, выступающей результатом системной трансформации общества) привело к совмещению в поведении россиян отчуждения от политического процесса и апеллирования к помощи государства.

2. Посткоммунистическая трансформация политической системы в России, во-первых, сформировала ограниченные условия для достижения консенсуса между конкурирующими участниками политического процесса, во-вторых, закрепила мобилизационный характер взаимодействия между элитными и массовыми группами. Вероятно, поэтому демократия не воспринимается массовым сознанием как механизм повседневной практики согласования интересов гражданского общества и властных структур. Последняя из обозначенных особенностей становления субъектов политического участия не только затрудняет достижение поведенческого уровня консолидации демократии, но и ставит стабильность политической системы в зависимость от качества электорального процесса.

3. В сознании российских граждан наблюдается взаимообусловленность внутреннего и внешнего уровней политической активности. Для внутреннего уровня характерны следующие черты: низкие статусные позиции политики в иерархии ценностей и самоустранение личности из политической сферы жизнедеятельности общества; недостаточная информированность граждан о деятельности субъектов институционального и инфраструктурного уровней политической жизни; инерция неподконтрольности и обособленности власти. К особенностям внешнего уровня политической активности россиян относятся: снижение электоральной активности; доминирование электоральных форм политического участия над неэлекторальными; несоответствие между уровнем социального недовольства и потенциалом протестной активности; диффузность форм политического протеста.

4. Реальный уровень востребованности различных каналов политического участия (местное самоуправление, социальное партнерство, профсоюзы и т. п.) отражает неготовность значительной части граждан России к систематической работе с властью в рамках имеющихся организационных форм (о чем свидетельствуют: исключенность из процесса строительства партий картельного типа; недоверие к общественным организациям; слабость легальной системы презентации организованных интересов и др.). К позитивным сторонам рассматриваемого процесса можно отнести рост числа субъектов, выполняющих роль посредников в отношениях между обществом и государством (в большей степени за счет негосударственного сектора). Но нарастающий плюрализм общественных организаций не сопровождается усилением участнических оснований политической трансформации.

5. Для современного российского общества характерно дифференцированное восприятие ценностей демократии представителями различных поколений. В большей степени ценности участия значимы для молодежи; для представителей среднего возраста характерно признание ценностей, идеализирующих демократию; старшее поколение ориентировано на ценности, связанные с реализацией дефицитов советского периода. Следовательно, перспективы российской демократии находятся в сфере социально-инновационной деятельности молодого поколения современной России.

6. С одной стороны, продолжается активное насаждение ценностей западной цивилизации, а с другой - общество легко рассталось лишь с внешними атрибутами прежней ценностной модели, что ведет к парадоксу сосуществования отрицающих друг друга ценностей, к разрыву между когнитивным и поведенческим уровнями сознания. В таких условиях даже признаваемые демократические ценности не могут оказывать существенного влияния на социальную и политическую активность индивидов. Они скорее выступают как идеал, который недостижим в реальной жизни.

7. Изменение механизма формирования властных структур, характера существующих в обществе запретов, роли идеологии, соотношения прав и свобод граждан, положения СМИ и политических партий сочетается с сохранением типа взаимоотношений общества и государства, низкой ролью негосударственных и неполитических организаций и структур, превалированием пассивного типа политического поведения. При всей неравномерности процесса ценностной трансформации у различных социально-демографических групп, в сознании россиян господствует восприятие демократии как нормативной, а не инструментальной основы жизнедеятельности общества. Об этом свидетельствует разрыв между когнитивными и поведенческими компонентами ценностной системы россиян.

Рекомендации:

1. При принятии политических решений необходимо учитывать интересы молодежи, как возрастной и социокультурной когорты, политическое сознание и поведение которой все в большей степени соответствует нормам и ценностям демократического развития общества.

2. Следует поощрять и поддерживать инициативы молодежных движений и организаций, направленные на консолидацию усилий по развитию молодежного парламентаризма и других форм осуществления политической коммуникации и общественного контроля, обеспечивающих открытость и эффективность решения молодежных проблем.

3. Целесообразно расширять волонтерское движение в молодежной среде, деятельность которого может быть направлена на организацию взаимодействия различных структур гражданского общества (например, Общественной Палаты Тульской области РФ и общественно-политических движений региона), что позволит отчасти купировать кризис легитимности и кризис участия, проявляющиеся в поведении молодого поколения региона.

4. Рациональным представляется расширение практики организации и проведения стажировок представителей молодежных объединений и движений в административных структурах региона, которое способно оказать благоприятное влияние на развитие молодежного лидерства в области.

5. Представляется важным сохранение баланса между диверсификацией молодежной политики и воспроизводством традиций, нацеленных на развитие политической культуры участия молодежи (системное проведение ролевых игр, организация экскурсий в ЦИК Тульской области, РФ, реализация обучающих программ «Школа молодых избирателей» и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.01 с.)