Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетнимиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уголовно наказуемые деяния, совершаемые несовершеннолетними, включают в себя самые различные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье граждан и заканчивая безопасностью компьютерных систем. Однако, несмотря на разнообразие объектов преступных посягательств, а также их субъективной стороны, можно выделить ряд общих черт, специфичных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Объектами преступных посягательств несовершеннолетних обычно выступают собственность, личность и ее право на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, а также общественная безопасность, нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств, убийства, изнасилования, причинение вреда здоровью, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков, взломы компьютерных систем, уничтожение или повреждение памятников и др. Несовершеннолетние нередко повинны в совершении групповых преступлений. Преступления несовершеннолетних чаще всего характеризуются активными действиями, направленными на достижение преступного результата. На способ совершения конкретного посягательства влияют такие факторы, как возраст несовершеннолетнего, его умственное и физическое развитие, недостаточность жизненного опыта, наличие и количество соучастников, в том числе взрослых, материальные возможности. Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, предварительная подготовка обычно несвойственна. Значительное количество посягательств имеет ситуационный характер, обусловленный наличными обстоятельствами - ненадежностью запоров в хранилище, наличием ключей в замке зажигания автомобиля, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения, отсутствием охраны на конкретном объекте и т.п. Отсутствие предварительной подготовки существенно влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления. Зачастую ими оказываются носимые с собой предметы обихода либо предметы, подобранные вблизи от места происшествия (складные ножи, ключи от дверей, бутылки, булыжники, металлическая арматура, обрезки труб, кирпичи и т.п.). Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом не очень специфичен. Однако в ряде случаев все же имеются особенности, обусловленные возрастом субъекта посягательства. Значительное число преступлений несовершеннолетние совершают группой. Это позволяет компенсировать психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических сил, необходимых для достижения преступного результата. Так, подростки в группах совершают более 50% краж, более 75% грабежей и около 90% разбойных нападений. В то же время для несовершеннолетних нехарактерно создание очень устойчивых преступных группировок. Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание выделиться, занять лидирующее положение в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут получить свое специфическое выражение при совершении конкретного преступления. Так, при посягательствах против личности нередко имеют место необоснованная жестокость, причинение жертве множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы вандализма, бравады, демонстративности. Несовершеннолетние, как правило, не принимают каких-либо специальных мер для сокрытия совершенного преступления, оставляя следы рук, ног, зубов, надписи на стенах, наносимые с помощью аэрозольных баллончиков. Основное их стремление после содеянного - как можно скорее скрыться с места происшествия. В тех случаях, когда действия по сокрытию оставленных следов все же предпринимаются, они обычно сводятся к уничтожению или маскировке явных следов (замывание пятен крови на руках и верхней одежде, чистка обуви и т.п.), а также к временному сокрытию факта преступления, позволяющему беспрепятственно покинуть место происшествия (например, маскировка отверстия во взломанной преграде подобранными поблизости листами шифера, досками, картонными ящиками и т.п.). Иногда подготавливается ложное алиби. Для этого несовершеннолетний обращается к сверстникам с просьбой подтвердить факт его пребывания в другом месте в то время, когда совершалось преступление. Преобладающее число посягательств несовершеннолетних приходится на вторую половину дня и темное время суток. Во многом это объясняется кажущейся анонимностью действий при слабом освещении, большей возможностью беспрепятственно скрыться с места преступления. Накладывают свой отпечаток и особенности проведения досуга, поскольку многие несовершеннолетние в первую половину дня заняты в учебных заведениях, на работе либо отсыпаются после ночных похождений. Материалы следственной и судебной практики свидетельствуют, что основную массу преступлений несовершеннолетние совершают в местах проживания, учебы (работы) или в прилегающих микрорайонах. В общественных местах они нередко учиняют массовые хулиганские действия и побоища (особенно фанаты популярных футбольных команд). Предметом посягательства несовершеннолетних нередко выступают вещи, не имеющие значительной материальной ценности, однако считающиеся престижными в подростковой среде. Это, например лазерные диски, мобильные телефоны, бижутерия, предметы одежды и обуви, спиртное и т.д. Похищенное имущество несовершеннолетние нередко приносят домой, а в дальнейшем используют для удовлетворения личных потребностей, иногда дарят или передают на хранение своим сверстникам. При совершении групповых преступлений в качестве хранилища похищенного часто избирается место постоянного времяпрепровождения членов группы - подвалы, чердаки и др. Субъектами преступных посягательств часто становятся несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо неблагополучных семьях, имеющие родителей - алкоголиков, наркоманов, ранее судимых. Многие из этих подростков состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, другие административные правонарушения. Они оставлены без надзора со стороны родителей, не учатся, бродяжничают, попрошайничают, перебиваются случайными заработками, приворовывают. В главе 50 УПК РФ регламентированы особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Важная особенность расследования дел данной категории установлена ст. 421 УПК. В ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием события преступления, виновности несовершеннолетнего в его совершении, формы вины и мотивов, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, характера и размера причиненного вреда, а также обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, смягчающих и отягощающих наказание, либо могущих повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, равно как и обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. 73 УПК), следует установить возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, влияние на него лиц, старших по возрасту. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с расстройством психики, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Расследуя уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, следует учитывать требования ст. 426 УПК, согласно которой к участию в деле допускаются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с момента его первого допроса в таком качестве, о чем выносится постановление. Законный представитель вправе знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе, а с разрешения следователя - и в других следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего и его защитника, знакомиться с протоколами проходивших с его участием процессуальных действий, делать замечания о правильности и полноте сделанных в них записей. Кроме того, законный представитель имеет право заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, представлять доказательства. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если следователь, дознаватель, прокурор сочтут, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем выносится постановление. Тогда к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего правонарушителя. Указанные процессуальные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых накладывают свой отпечаток как на тактические приемы проведения с ними следственных действий, так и на методику расследования преступлений несовершеннолетних в целом. Анализируя содеянное, следователь наряду с типичными версиями, характерными для деликтов данного вида, и частными версиями, основанными на обстоятельствах конкретного уголовного дела, в ряде случаев должен выдвинуть версию о совершении данного преступления несовершеннолетними. Основанием для этого могут послужить показания свидетелей, видевших несовершеннолетних неподалеку от места происшествия до или вскоре после случившегося и, возможно, обративших внимание на какие-либо особенности их поведения, состояние алкогольного или наркотического опьянения. Свидетели нередко замечают бывшие при несовершеннолетних предметы, могущие служить оружием, орудиями взлома, либо громоздкие предметы, в частности музыкальные центры, телевизоры и т.п. Кроме свидетельских показаний основанием для выдвижения подобных версий становятся результаты осмотра места происшествия. В первую очередь это обнаруженные там следы, отображающие механизм совершения преступления и физические данные преступников, а также характер предмета посягательства. Так, на совершение кражи несовершеннолетними может указывать само место происшествия, где заведомо не может быть ценного имущества, - газетные киоски, ларьки, школьные буфеты, строительные бытовки и т.п. На это же указывают незначительные по размерам разрушения в преградах; вентиляционные проемы или форточки, через которые взрослому человеку на место происшествия не проникнуть; хищение предметов малоценных либо имеющих ограниченный спрос (аудио- и видеокассеты, лазерные диски, продукты питания, сладости; брелки, зажигалки, мобильники и т.п.). Об этом свидетельствует обнаружение на месте происшествия следов руки ног, размерные характеристики которых типичны для подросткового возраста, а также следов, оставленных из озорства, в частности надписей циничного характера, лозунгов отдельных неформальных подростковых объединений, причинение потерпевшему множества телесных повреждений, что говорит о неуверенности нападавшего в своих силах; повреждение имущества и предметов, не бывших преградой для достижения преступных целей, и т.п. При подтверждении версии о совершении преступления несовершеннолетними следователь, исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, может выдвинуть версию о наличии взрослого подстрекателя или соучастника, вовлекшего подростка в преступную деятельность. В ряде случаев необходимо выдвинуть и проверить версии: о действии преступной группы несовершеннолетних, совершивших несколько посягательств; о том, что подростки вовлечены в пьянство, азартные игры, потребление наркотиков, попрошайничество, проституцию; о самооговоре несовершеннолетнего подозреваемого с целью взять на себя вину за действия взрослого исполнителя и др. Планируя расследование, следователь обязан учитывать особенности психологии несовершеннолетних, личность каждого конкретного подростка - соучастника содеянного. Это должно найти свое отражение в плане расследования по делу, а также при производстве отдельных следственных действий. При совершении подростками группового преступления необходимо запланировать выяснение обстоятельств формирования и функционирования преступной группы, роль в ней каждого из соучастников, выяснить возможную связь молодежной преступной группировки со структурами организованной преступности. При планировании расследования преступлений несовершеннолетних кроме следственных действий, обусловленных характером содеянного, следователем (дознавателем) должны быть запланированы мероприятия, сориентированные на получение исчерпывающих данных о личности подозреваемых (обвиняемых), характеризующих их сведений. Для этого рекомендуется запланировать допросы их родителей или лиц, их заменяющих, классных руководителей, учителей, товарищей по работе, иных граждан, хорошо знающих несовершеннолетнего (например, участкового уполномоченного), затребовать характеристики с мест работы, учебы, жительства, получить справки из инспекций по делам несовершеннолетних и т.п. При планировании следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства организационно-тактического характера, которые могут существенно повлиять на полученные результаты. Основанием для принятия того или иного организационно-тактического решения должно быть знание следователем особенностей психологии и характера конкретного несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Уяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), следователь должен вызвать его в правоохранительный орган, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это диктуется обстоятельствами расследуемого уголовного дела (необходимость безотлагательного производства процессуального действия, воспрепятствование явке несовершеннолетнего к следователю со стороны родителей и т.п.). С учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Но если он располагает данными о неустойчивости психики несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то может принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта, получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного. Существенное значение для расследования может иметь и вопрос о времени проведения следственного действия. Так, при отсутствии острой необходимости не следует вызывать несовершеннолетнего к следователю в часы занятий, а при его нахождении под стражей - во время, отведенное для обеда или прогулки. При производстве следственных действий с несколькими несовершеннолетними время их вызова должно быть выбрано так, чтобы они не томились длительным ожиданием возле кабинета следователя, ибо это может негативно отразиться на полноте их показаний. Кроме того, следственное действие с участием несовершеннолетнего лучше спланировать так, чтобы его продолжительность была не более 45 минут, поскольку затем подросток устает, его внимание рассеивается, а потому получить от него полные и развернутые показания будет трудно. Осмотр места происшествия в ряде случаев позволяет обнаружить следы и вещественные доказательства, указывающие на то, что преступление совершили именно подростки. Это: 1) размерные характеристики следов рук и ног, а также следы зубов на таких продуктах, как шоколад, конфеты, сыр, масло; следы губ на вскрытых банках со сгущенным молоком; 2) обстановка места происшествия свидетельствует об алогичности действий преступников; 3) характер похищенного имущества; 4) особенности способа совершения преступления (непоследовательность действий, брошенные на месте бутылки, жестянки из-под пива, хулиганские надписи и др.). Допрос несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 4 ст. 187 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе участвует защитник, который вправе задавать допрашиваемому вопросы, а по окончании следственного действия знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическими расстройствами или отставанием в психическом развитии, в обязательном порядке участвует психолог или педагог. Следователь, дознаватель обеспечивают их участие в допросе по ходатайству защитника или по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения допрашивающего задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК). Согласно ст. 191 УПК РФ "Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля", если этот субъект не достиг 14-летнего возраста, а по усмотрению следователя, если он находится в возрасте от 14 до 18 лет, их допрос проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе участвовать его законный представитель. При допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет участие педагога является обязательным и от усмотрения следователя не зависит. Встречающаяся в практике расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних замена педагога родителями или иными законными представителями либо работниками инспекций по делам несовершеннолетних является недопустимой, поскольку это противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству и не обеспечивает реализации целей следственного действия, в котором эти субъекты участвуют. Педагог приглашается для участия в следственном действии прежде всего как специалист в области детской и подростковой психологии. Его основные задачи - помочь следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним, снять с него излишнее эмоциональное напряжение, создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу следственного действия. Кроме того, специалист может помочь следователю в формулировании вопросов в понятной, доступной несовершеннолетнему форме. Приглашая педагога, следователь не должен ограничиваться формальными требованиями к соответствующему должностному лицу или учреждению о выделении такого специалиста для участия в следственных действиях. В частности, необходимо выяснить, какие отношения сложились между несовершеннолетним и приглашаемым педагогом. Присутствие при производстве следственного действия педагога, знакомого несовершеннолетнему, пользующегося его уважением и доверием, в ряде случаев будет способствовать получению от него полных и достоверных показаний. Не исключена и обратная ситуация, когда появление в кабинете следователя знакомого педагога может негативно отразиться на результатах следственного действия. Причиной может стать опасения подростка, что сообщаемые им сведения станут известными учащимся и педагогическому коллективу учебного заведения. Поэтому рекомендуется заранее выяснить у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), участие какого педагога тому было бы желательно при проведении следственных действий. При подготовке к производству допроса, очной ставки и других вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних следователь должен решить вопрос о необходимости и целесообразности использования технико-криминалистических средств фиксации. Нередко при проведении допросов и очных ставок с участием несовершеннолетних полученные показания лучше фиксировать с помощью аудио- или видеозаписи. Это обеспечивает запечатление особенностей речи несовершеннолетних, а при производстве очных ставок снижает вероятность оказания на подростка давления со стороны взрослого соучастника. Обыск. Поскольку несовершеннолетние при обыске обычно хуже владеют собой, чем взрослые, нужно наблюдать за их поведением и реакциями на действия следователя. Подростки реже устраивают сложные, хорошо замаскированные тайники, они просто прячут предметы и ценности в места, кажущиеся им укромными. Следует также искать и изымать записные книжки, фотографии знакомых подростка, мобильные телефоны, оружие, наркотики и др. Назначение судебных экспертиз. Необходимость производства судебных экспертиз определяется следователем, исходя из обстоятельств расследуемого уголовного дела, обнаруженных следов и вещественных доказательств. Вместе с тем по делам о преступлениях несовершеннолетних назначение ряда экспертных исследований обусловливается спецификой субъекта преступного посягательства. Так, при совершении преступления подростком, не имеющим документов о дате рождения, для определения его возраста в соответствии с ч. 5 ст. 196 УПК РФ обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза. Для выяснения, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, а также для определения соответствия психического развития несовершеннолетнего его возрасту обязательны психолого-психиатрические экспертные исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.014 с.) |