ТЕМА 8. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 8. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ



ТЕМА 8. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Виды рыночных структур. Признаки совершенной конкуренции

2. Доход конкурентной фирмы

3. Равновесие фирмы в коротком периоде

4. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

 

Признаки совершенной конкуренции

Начиная с данной темы, мы приступаем к анализу различных типов рынков. Существуют следующие виды рыночных структур (форм организации рынка): монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. О первых трех видах рыночных структур речь пойдет в следующей теме. Сейчас мы сосредоточимся на совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой продавцов и покупателей настолько много, что ни один из них, изменяя объем своего предложения или спроса, не в состоянии повлиять на рыночную цену. Последнее означает полное отсутствие взаимовлияния одних экономических агентов на других: любое решение отдельного продавца, либо покупателя никак не сказывается на положении его окружения. Цена товара на совершенно конкурентном рынке определяется взаимодействием совокупного рыночного спроса и рыночного предложения; отдельные же продавцы и покупатели принимают ее как данную, приспосабливаются к ней, но не в состоянии ее изменить.

Признаки совершенно конкурентного рынка:

- Каждый из очень большого числа продавцов и покупателей занимает столь малую долю рынка, что не может своим поведением изменить рыночную цену, но может продать или купить сколько угодно своей продукции по этой цене. Например, знакомая автора, живущая в волгоградской губернии, спрашивала, почем помидоры на московских рынках. Любопытство было не праздным, она собиралась привести в Москву грузовичок с волжскими томатами. При этом новоявленная предпринимательница понимала, что ее появление на рынке с несколькими тоннами помидоров не изменит их цену, т.е. она ощущала себя совершенным конкурентом на помидорном рынке. Точно также каждый из миллионов отдельных покупателей, интересуясь сегодняшней ценой помидоров, также понимает, что с его приходом на рынок цена помидоров останется прежней;

- Полная однородность продукции. Отсутствие торговых марок. Продукция разных производителей, таким образом, абсолютно одинакова в представлении покупателей. Возвращаясь к примеру с овощным рынком, мы полагаем, что помидоры у всех продавцов абсолютно одинаковы и сами продавцы одинаковы в глазах покупателей. Можно использовать также примеры валютного и фондового рынков, когда доллары или акции Газпрома ничем не отличаются у разных продавцов;

- Возможность свободного входа на рынок и ухода с него. Любые барьеры, затрудняющие вход в отрасль, отсутствуют. Точно так же нет и трудностей, связанных с прекращением операций на рынке. Это обеспечивается полной мобильностью факторов производства между отраслями и между фирмами;

- Совершенное знание рынка продавцами и покупателями. Здесь предполагается, что затраты как покупателей, так и продавцов на поиск рыночной информации равны нулю. С другой стороны, при полной информированности переход от одного продавца (покупателя) к другому ничего не стоит субъектам рынка.

Очевидно, что совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как и абсолютно чистая вода. Тем не менее, ее следует изучать, поскольку некоторые реальные рынки могут достаточно близко приближаться к совершенно конкурентному состоянию.

 

Доход конкурентной фирмы

Валовой доход или выручка фирмы (TR) – это произведение цены товара (P) на объем выпуска (реализации) (q):

TR=P*q

Средний доход фирмы (AR) – это частное от деления выручки на объем реализации:

Следовательно, средний доход - просто иное название цены товара.

В условиях совершенной конкуренции цена определяется рынком, а отдельная фирма, занимая ничтожно малую долю рынка, принимает ее как заданную (является ценополучателем), т.е. может продать любое количество своей продукции по фиксированной рыночной цене. Поэтому функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем тангенс угла наклона линии TR равен цене товара (рис. 8-1):

Рис. 8-1. Выручка конкурентной фирмы

Соответственно при увеличении цены наклон возрастает, и кривая выручки смещается из положения TR0 в положение TR1. И наоборот.

Предельный доход фирмы (MR) – это приращение валового дохода при увеличении продаж на одну единицу:

Можно сказать и так: предельный доход – это дополнительный доход, который фирма получает от производства дополнительной единицы продукции.

Если известна функция выручки от выпуска (TR=f(q)), функцию предельного дохода можно получить, взяв производную выручки по выпуску:

Поскольку цена задается рынком, а отдельная фирма может продать любое количество продукции по этой цене, кривая рыночного спроса на продукцию фирмы представляет собой горизонтальную линию: при малейшем повышении цены фирмой спрос на ее товар падает до нуля, т.к. покупатели уходят к другим продавцам. Отсюда вытекает, что предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR=P.

Убедимся в этом на примере. Пусть магазин продает пиво по 10 руб. за бутылку. Это означает, что каждая следующая проданная бутылка увеличивает выручку магазина ровно на цену бутылки. Составим таблицу выручки и предельного дохода магазина в зависимости от числа проданных бутылок (табл. 8-1):

Табл. 8-1. Выручка и предельный доход конкурентной фирмы

q P TR MR
 

На рисунке линия спроса на продукт конкурентной фирмы выглядит так (рис. 8-2):

Рис. 8-2. Равновесная рыночная цена и кривая спроса на продукт отдельной фирмы

На рис. 8-2А изображены кривые спроса и предложения на рынке данного товара. Здесь сталкиваются сотни продавцов и тысячи покупателей, соответственно величины спроса и предложения (Q) измеряются многими тысячами, а может быть и миллионами единиц продукции. В результате взаимодействия предложения и спроса формируется равновесная рыночная цена товара (Р*). На рис. 8-2Б наблюдаем положение отдельной фирмы, представляющей собой песчинку в рыночном масштабе. Фирма принимает рыночную цену как заданную и способна продать любое количество своей продукции по этой цене. Иными словами, покупатели могут приобрести любое количество продукции фирмы по равновесной рыночной цене: кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно конкурентной фирмы – горизонтальная линия.

 

А. Условие равновесия

В теории рынков короткимназывается период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль (П) – это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):

П=TR-TC

Как выручка, так и затраты фирмы есть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR=P*q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:

MR=MC

Равенство MR=MC как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль – достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия – для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.

Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид:

Р=МС

Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Постоянные затраты фирмы равны 24 руб., а функция ее переменных затрат: VC=2q. Фирма может продать любое количество продукции по цене 4 руб. за штуку. Рассчитайте точку безубыточности фирмы. Покажите ее на графике.

 

2. Пусть функции совокупных и переменных затрат линейны. Покажите на графике, как изменится точка безубыточности, если:

а) повысятся постоянные затраты;

б) повысятся средние переменные затраты.

 

3. Пусть предельные затраты сначала снижаются, а затем растут, соответственно функции переменных и совокупных затрат не линейны. Соедините функции выручки и совокупных затрат на одном рисунке. Покажите точки безубыточности, точки максимальной прибыли и максимальных убытков. Докажите, что в точках максимальной прибыли и максимальных убытков соблюдается равенство: MR=MC.

 

4. Пусть предельные затраты постоянны (соответственно равны средним переменным затратам). Постройте на одном рисунке кривые цены, предельных и средних совокупных затрат. Покажите точку безубыточности. Докажите, что прибыль будет максимальна при бесконечно большом выпуске.

 

5. Руководство бизнес-школы несет следующие затраты: аренда помещения = 5000 ден. ед.; оплата преподавателей = 5000 ден. ед.; расходы на оборудование = 2000 ден. ед.; покупка учебников = 100 ден. ед. на одного слушателя. Плата за обучение, включая расходы слушателей на учебники, составляет 300 ден. ед. с одного слушателя. Сколько слушателей необходимо привлечь, чтобы покрыть все бухгалтерские затраты? Чему будет равна бухгалтерская прибыль, если привлечено 80 слушателей? Будет ли экономическая прибыль больше или меньше бухгалтерской? Какие затраты надо было бы (в дополнение к названным) принять во внимание, чтобы рассчитать экономическую прибыль?

 

6. Постоянные затраты фирмы равны 12, а функция ее переменных затрат: VC=q2. Фирма может продать любое количество продукции по цене 8 руб. за штуку. Фактически фирма выпускает и продает 5 ед. продукции.

Рассчитайте прибыль фирмы. Является ли данный выпуск оптимальным с точки зрения максимизации прибыли? Какой выпуск даст фирме максимум прибыли?

Рассчитайте точки безубыточности фирмы.

Проиллюстрируйте решения графически.

 

7. Имеется таблица, отражающая зависимость совокупных затрат от выпуска:

q
TC

Какими будут предельные затраты при данных объемах выпуска? Если конкурентная фирма может продать любое количество продукции по 2,5 руб. за штуку, то каким будет ее выпуск и какую прибыль она при этом получит? Проиллюстрируйте решение графически.

 

8. Совершенно конкурентная фирма имеет функцию переменных затрат: VC=2q3-20q2+60q. Ниже какого уровня должна упасть рыночная цена, чтобы фирма прекратила производство в коротком периоде? Проиллюстрируйте решение графически.

 

9. На основе своего опыта предприниматель установил следующие зависимости между затратами и объемом выпускаемой продукции (q):

Амортизация = 3

Заработная плата = 4q + 1

Cырье и материалы = q3-3q2+4q

1. Выведите отсюда функции: суммарных затрат (TC), постоянных затрат (FC), переменных затрат (VC), средних суммарных затрат (AC), средних постоянных (AFC), средних переменных (AVC) и предельных затрат (МС).

2. Пусть рыночная цена продукта равна 8, причем предприниматель не может повлиять на нее, изменяя объем своего производства. Сколько продукции должен произвести предприниматель, чтобы максимизировать свою прибыль? Чему будет равна общая величина его прибыли? Прибыли на единицу продукции? Будет ли он продолжать производство в коротком и длительном периодах?

3. Рассчитайте эластичность предложения по цене в точке равновесия фирмы.

10. В отрасли действуют 100 фирм с одинаковыми затратами, зависящими от объема производства. Функция совокупных затрат каждой фирмы: ТС=q2.

Функция рыночного спроса на производимый всеми фирмами продукт:

Q=200-50р

1. Рассчитайте рыночную цену равновесия и равновесный объем спроса и предложения.

2. Сколько продукции будет производить каждая фирма и сколько прибыли она получит?

3. Сколько прибыли получат все фирмы отрасли?

 

Часть 1

Исходная информация:

Постоянные затраты фирмы (FC) = 20. Функция переменных затрат: VC=4q. Рыночная цена = 8.

Задания:

1. Введите в таблицу значения выпуска (q) от 0 до 10, FC, VC, TC, AFC, AVC, AC, MC, MR=P, TR и П. Определите точку безубыточности.

2. Постройте графики FC, VC, TC и TR от выпуска. Определите точку безубыточности на графике. При каком выпуске прибыль максимальна?

3. Постройте графики AFC, AVC, AC, MC и MR=P от выпуска. Определите точку безубыточности на графике. При каком выпуске прибыль максимальна?

 

Часть 2

Исходная информация:

Имеются данные о динамике постоянных и переменных затрат совершенно конкурентной фирмы:

Задания:

1. Заполните все колонки кроме шести последних. При этом предельные затраты надо рассчитать тремя способами:

1-й – по формуле:

2-й – по формуле:

3-й – по формуле:

В последнем случае надо иметь в виду, что переменные затраты заданы функцией: VC=q3-11q2+48q

2. Пусть рыночная цена (Р1) равна 41. Определите выручку и прибыль фирмы для каждого объема выпуска. Определите точки безубыточности. Какой выпуск даст фирме максимум прибыли?

3. Пусть рыночная цена (Р2) равна 24. Определите выручку и прибыль фирмы для каждого объема выпуска. Какой выпуск выберет фирма?

4. Постройте графики TC, TR1 (TR1=P1*q) и TR2 (TR2=P2*q) в зависимости от выпуска.

5. Постройте графики AVC, AC, MC3 и P1 и P2 в зависимости от выпуска. Подтвердите оптимальные выпуски с помощью графиков.

6. Ниже какого уровня должна упасть цена, чтобы фирма прекратила производство в коротком периоде?


[1] Доказательство очень простое: P=AC ® P*q=AC*q ® TR=TC

[2] Понятно, что совершенно конкурентная отрасль – такая же абстракция как и совершенно конкурентно рынок. Реально существующие отрасли – автомобильная, нефтяная и др. – производят и продают различные товары, хотя и являющиеся более или менее близкими заменителями.

[3] Если Вы не понимаете, почему это так, вернитесь к п. 3Б настоящей темы.

ТЕМА 8. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Виды рыночных структур. Признаки совершенной конкуренции

2. Доход конкурентной фирмы

3. Равновесие фирмы в коротком периоде

4. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.019 с.)