РАЗДЕЛ II. Модель совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ II. Модель совершенной конкуренции.



Микроэкономика

(часть 2)

 

Учебно-методический комплекс

 

для бакалавриата

 

 

По направлению 080100 Экономика профиль «Финансы и кредит» (очное)

 

 

Балашиха 2011


 

МИКРОЭКОНОМИКА (Часть 2)

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

Канд.экон.наук С.А. Джавадова

 

Ответственный редактор

Докт.экон.наук М.Ю. Погудаева

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры экономических теорий

27.01.2011, протокол № 5

 

Программа адаптирована в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе В.О.Краснослободцевой

 

Программа утверждена на заседании кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин

Протокол № ___ от ______________2011 г.

 


Содержание

 

1 Аннотация программы 4

2 Пояснительная записка 5

3 Структура дисциплины (тематический план) 9

4 Содержание дисциплины 10

5 Образовательные технологии 12

6 Система текущего и промежуточного контроля знаний 12

7 Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену по

дисциплине 14

8 Примерная тематика контрольных работ 15

9 Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 16

10 Материально техническое обеспечение дисциплины 17

11 Планы семинарских занятий 18

12 Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 23

 

 


Аннотация программы

«Микроэкономика» является дисциплиной профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Экономика». Дисциплина реализуется на экономическом факультете кафедрой экономических теорий. Микроэкономика как составная часть экономической теории изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.

Центром изучения микроэкономики является поведение потребителя и производителя и его оптимизация, рыночный спрос и предложение, цены товаров, распределение ресурсов по альтернативным направлениям их использования, равновесие рынка и т.п.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена. Дисциплина направлена на формирование у выпускника компетенций ОК -14, ОК - 13, ПК - 1, ПК -2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в количестве 22 часов, семинары (22 часа), самостоятельная работа студента (1,75 зачетные единицы)

 

 


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Микроэкономика» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 080100 «Экономика». Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данному направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 747.

Учебная дисциплина «Микроэкономика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных экономических дисциплин.

На современном этапе проводимых реформ происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Складывается смешанная система рыночной экономики; изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий в рамках этой системы.

При реализации рабочей программы учебной дисциплины преподаватель в зависимости от специфики подготовки студентов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки.

Дисциплина «Микроэкономика» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами в средней школе при изучении социально-экономических, общественных, математических и гуманитарных дисциплин, таких как «Обществознание», «Основы экономика», «Математика».

При освоении дисциплины обращается внимание студентов на прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Программа дисциплины предполагает практическое осмысление ее модулей и тем на практических занятиях, и в процессе выполнения курсовой работы.

Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов. В процессе обучения используются: лекционно-семинарские занятия, деловые игры; разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам рыночной экономики; работа с методическими и справочными материалами; применяются технические средства обучения и вычислительная техника, проектор.

При изложении материала по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

В процессе изучения дисциплины проводятся контрольные проверки знаний: коллоквиум, тестирование и контрольные работы в аудитории при помощи преподавателя, а также индивидуальная контрольная работа (самостоятельно в конце изучения курса).

Цель преподавания дисциплины «Микроэкономика»: формирование рефлексивного системного экономического мышления для понимания экономической логики законов общества, процессов и явлений, протекающих на всех уровнях, с возможностью применения на практике знаний в любой экономической системе.

 

Задачи дисциплины «Микроэкономика»:

- формировать у студентов понимание экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов ее регулирования;

- разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики (наемного работника, предпринимателя, государственного чиновника); объяснить причины конфликтов между ними и механизмы их разрешения;

- научить решать экономические задачи и проблемные ситуации;

- способствовать освоению «экономического» языка и «экономической» логики.

- иметь представление об особенностях экономических процессов и явлений на микроуровне.

знать:

- основные экономические определения;

- основные экономические законы;

- основные экономические показатели, характеризующие работу предприятий (фирм) и методику их расчета;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда в современных условиях;

- теоретические основы и методику бизнес-планирования;

- состав основных и оборотных средств предприятий (фирм), посреднических организаций;

уметь:

- рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия (фирмы), посреднической организации по принятой, стандартной методологии;

- разбирать ситуационные задачи;

- выдвигать гипотезы, идеи решения нестандартных ситуаций (ситуаций без решения);

- использовать в работе экономическую, нормативную документацию и справочный материал.

Дисциплина «Микроэкономика» должна участвовать в формировании следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

расчетно-экономическая деятельность:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК3);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные езультаты (ПК‑6);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

педагогическая деятельность:

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

 

 


 

Структура дисциплины (тематический план)

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетные единицы _108__часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции семи-нары Самостоя-тельная работа
  Фирмы и рынки           Опрос, решение задач
  Модель совершеннойконкуренции   1,2       Опрос, решение задач
  Конкурентные рынки факторов производства. Рынок труда   2,3       Опрос, решение задач, домашнее задание
  Общее экономическое равновесие и благосостояние           Опрос, решение задач
  Модель абсолютной монополии           Опрос, решение задач, самостоятельная работа
  Модель несовершенной конкуренции   4, 5       Опрос, решение задач
  Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование           Контрольная работа
  Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: роль государства           Итоговый тест
  ВСЕГО         64(1,75 З.Е.)  
  Промежуточная аттестация           Экзамен

 


Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. Фирмы и рынки.

Фирма. Предпринимательская фирма. Капиталистическая фирма. Самоуправляющая фирма. Государственная фирма. Директорская фирма. Совокупная выручка. Предельная выручка. Прибыль. Принцип максимизации прибыли. Рыночная структура. Факторы, определяющие рыночную структуру. Отраслевой рынок. Дифференциация продукции. Условия вступления в отрасль. Концентрация рынка. Рыночная власть. Степень рыночной власти. Рынок совершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Рынок чистой монополии. Рынок монопсонии. Олигополистический рынок. Соревновательный рынок. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции. Конкурентная стратегия.

 

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Микроэкономика» используются различные образовательные технологии – лекции проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора и семинарских занятий, в ходе которых осуществляется устный опрос студентов по вопросам плана семинара, проводится развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем. Последнее семинарское занятие со студентами проводится в форме семинара-коллоквиума по актуальным проблемам организации коммерческой деятельности предприятия.

Самостоятельная работа студентов подразумевает изучение студентами нормативно-правовой базы современной коммерческой деятельности, а также на основе профессиональных консультаций преподавателя.

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Рейтинг-контроль проводится в процессе изучения дисциплины с целью закрепления лекционного материала в три этапа согласно графику текущей и итоговой аттестации студентов. Согласно учебному плану проводится итоговая аттестация – зачет с оценкой.

Студент аттестовывается по результатам семинарских занятий при соблюдении следующих условий: при выполнении всех домашних заданий, которые преподаватель дает к каждому семинарскому занятию, положительных оценках за контрольные работы, выполнение презентации по актуальным проблемам современной коммерческой деятельности.

Общая оценка успеваемости студента по предмету выставляется за полученный совокупный результат:

1. Блиц-опросы. После изучения каждой темы осуществляется устный контроль ее ключевых понятий (полный ответ – 3 балла, дополнение к ответу – 1 балл, сдача ответа в письменном виде – 0,5 балла за каждый вопрос).

2. Решение задач дома и на семинарах у доски (максимум 2 балла).

3. Написание контрольной работ под одной из предложенных тем. Темы сформулированы таким образом, чтобы побудить обучающихся самостоятельно более глубоко, чем в лекционном материале, изучить какой- либо аспект экономического управления предпринимательской деятельностью и тем самым привить навыки работы со специальной литературой (оцениваются по 10-бальной шкале: 5 баллов – содержание, 5 баллов – защита. Скаченные из интернета работы получают 0 баллов и не допускаются к защите). Работы сдаются преподавателю на 6-ой учебной неделе для проверки. Защита контрольных работ проводится на 7-ой учебной неделе.

4. Написание самостоятельной работы на семинаре. (максимум 4 балла)

5. Итоговая аттестация – написание итогового теста (10 вопросов: правильный вариант – 1 балл, пояснение выбранного варианта - 1 балл. Максимум 20 баллов).

Максимальное количество баллов, которые можно набрать в течение семестра – 60.

При непосещении семинарских занятий по любой причине студент выполняет индивидуальную работу по каждой пропущенной теме, составленную по усмотрению преподавателя.

Для получения зачета по дисциплине студенту необходимо набрать не менее 60 баллов.

 


Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине

1. Теории, типы и цели фирмы.

2. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

3. Определение рыночной структуры. Типы рыночных структур.

4. Совершенная и несовершенная конкуренция.

5. Движущие силы конкуренции.

6. Конкурентные стратегии фирм.

7. Стратегия ценоообразования

8. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы.

9. Предложение в краткосрочном периоде.

10. Предложение в долгосрочном периоде.

11. Предложение отрасли в краткосрочном периоде.

12. Предложение отрасли в долгосрочном периоде.

13. Эластичность предложения. 16

14. Эффективность конкурентных рынков.

15. Спрос на фактор производства со стороны конкурентной фирмы и

отрасли.

16. Предложение факторов производства.

17. Равновесие на рынке факторов.

18. Общее равновесие и эффективность.

19. Рыночное равновесие и благосостояние.

20. Рынки и социальные цели.

21. Источники монопольной власти. Типы монополий.

22. Предложение монополиста в краткосрочном периоде.

23. Предложение монополиста в долгосрочном периоде.

24. Экономические последствия монополии.

25. Регулирование деятельности монополий.

26. Характеристика рынка монополистической конкуренции.

27. Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции.

28. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции.

29. Неэффективность монополистической конкуренции.

30. Характеристика олигополистического рынка.

31. Частные и социальные издержки и выгоды.

32. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

33. Проблема внешних эффектов и ее решение.

34. Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера

35. Государство и внешние эффекты.

36. Классификация экономических благ. Частные и общественные блага.

37. Проблема «безбилетника» и обеспечение общественными благами.

38. Спрос на общественные блага и эффективный объем общественных

благ.

39. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и

государства.

40. Изокоста. 17

41. Общественный выбор.

 


Примерная тематика контрольных работ:

1. Цена земли: сущность, факторы, определение динамики.

2. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой

монополии.

4. Предельная производительность. Закон убывающей отдачи.

5. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании

фирмы.

6. Материальное производство и непроизводственная сфера.

7. Эластичность спроса и конкуренция производителей.

8. Неценовая конкуренция.

9. Бизнес-план как основа успеха предпринимательской деятельности.

10. Деловая стратегия фирмы и ее эволюция.

11. Общий, средний и предельный доход - критерии эффективного поведения

фирмы. Условия максимизации прибыли.

12. Монопольная прибыль: сущность, источники, границы.

13. Социальная среда бизнеса и предпринимательства.

 


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список источников и литературы

ИСТОЧНИКИ:

/Обязательные/

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 1993, с.112-148.

Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990, с.75 –124.

Ойкен В. Основы национальной экономики. М., 1996, с.117-142.

/Дополнительные/

Хайек Ф. Цены и производство. М.: Социум, 2008, с.198

Бём-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. М.: Эксмо, 2009, с.910

Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008, с.862.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.М.: Эксмо, 2009, с.957.

ЛИТЕРАТУРА

/Обязательная/

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

/Дополнительная/

Аникин А.В. Теория финансовых потрясений от Джона Ло до Сергея Кириенко. М.:Олимп-Бизнес, 2001, 384с.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. ИНФРА –М, 2003. 295с.

Грибов В.Д. Основы бизнеса:Учебное пособие. – М.:Финансы и статистика, 2008. –12 с.

Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. Учебник. ИНФРА-М, 2008. -248с.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг:Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2000. 37 с.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. М.: Инфра-М, 2009, 608 с.

Моран Г., Джонсон С. Бизнес-план. М.: АСТ Издательство, 2008, 299 с.


Материально техническое обеспечение дисциплины

Лекционный материал для студентов содержит статистические данные, а также сравнительные характеристики изменения динамики экономических показателей.

Для проведения аудиторных занятий по дисциплине «Микроэкономика» необходима аудитория, оснащенная ПК и мультимедиа проектором:

Персональный компьютер, или ноутбук с процессором семейств Intel, или AMD, с тактовой частотой не менее 1 ГГц;

1. Операционная система: Microsoft Windows 2000, Microsoft Windows XP, Microsoft Windows Vista;

- Не менее 256 МБ оперативной памяти, рекомендуемый объём – 512 МБ;

- Видеокарта и монитор с разрешением не менее 1024х768 точек;

2. Интернет-браузер только Internet Explorer не ниже версии 5.5.

3. Мультимедиа-проектор


Планы семинарских занятий

Семинар №1. Фирмы и рынки (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Теории, типы и цели фирмы.

2. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

3. Определение рыночной структуры. Типы рыночных структур.

4. Совершенная и несовершенная конкуренция.

5. Движущие силы конкуренции.

6. Конкурентные стратегии фирм.

7. Стратегия ценоообразования

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар №2. Модель совершенной конкуренции (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы.

2. Предложение в краткосрочном периоде.

3. Предложение в долгосрочном периоде.

4. Предложение отрасли в краткосрочном периоде.

5. Предложение отрасли в долгосрочном периоде.

6. Эластичность предложения.

7. Эффективность конкурентных рынков.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар №3. Конкурентные рынки факторов производства. Рынок

труда (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос на фактор производства со стороны конкурентной фирмы и

отрасли.

2. Предложение факторов производства.

3. Равновесие на рынке факторов.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар № 4 Общее экономическое равновесие и благосостояние

(2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Общее равновесие и эффективность.

2. Рыночное равновесие и благосостояние.

3. Рынки и социальные цели.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар № 5. Модель абсолютной монополии (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Источники монопольной власти. Типы монополий.

2. Предложение монополиста в краткосрочном периоде.

3. Предложение монополиста в долгосрочном периоде. 24

4. Экономические последствия монополии.

5. Регулирование деятельности монополий.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар № 6. Модель несовершенной конкуренции (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика рынка монополистической конкуренции.

2. Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции.

3. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции.

4. Неэффективность монополистической конкуренции.

5. Характеристика олигополистического рынка.

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

 

Семинар №7. Внешние эффекты в рыночной экономике и их

государственное регулирование (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Частные и социальные издержки и выгоды.

2. Положительные и отрицательные внешние эффекты.

3. Проблема внешних эффектов и ее решение.

4. Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера

5. Государство и внешние эффекты.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 

Семинар № 8. Общественные блага. Общественный выбор и

благосостояние: роль государства (4часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация экономических благ. Частные и общественные блага.

2. Проблема «безбилетника» и обеспечение общественными благами.

3. Спрос на общественные блага и эффективный объем общественных

благ.

4. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и

государства.

5. Изокоста.

6. Общественный выбор.

 

Список источников и литературы

Обязательная литература

Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкон. специальностям и направлениям / А. П. Воронин. - М.: Экономика, 2009.

Экономическая теория: учебник / [Бродская Т. Г. и др.; под общ. ред. В. И. Видяпина и др.]; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - Изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.

Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: [учеб. пособие] / С. Н. Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования (ИБДА). - [3-е изд., испр.]. - М.: Дело, 2007.

Дополнительная литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.:Экономика, 1996. 325с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: Учебник для вузов / Пер. с. англ. – СПб.: Питер. 2007. стр. 86-90.

 


Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной

Работы

Трудоемкость освоения дисциплины «микроэкономика» составляет 108 часов, из них 44 часа аудиторных занятий и 64 часа, отведенных на самостоятельную работу студента.

№ п/п Раздел Дисциплины Учебная неделя Кол-во часов на самостоятельную работу Содержание самостоятельной работы
  Спрос и предложение     Подготовка к семинару (4ч) Поиск материала для написания контрольной работы (4ч)
  Рыночное равновесие и неравновесие 1,2   Подготовка к семинару (4ч) Поиск материала для написания контрольной работы(4ч)
  Эластичность спроса и предложения 2,3   Подготовка к семинару (4ч) Выполнение домашнего задания (4ч)
  Основы теории потребления     Подготовка к семинару (4ч) Подготовка контрольной работы(4ч)
  Выбор потребителя и функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос     Подготовка к семинару(4ч) Подготовка контрольной работы(4ч)
  Эффект замены и эффект дохода. Концепция благосостояния и экономическая политика 4, 5   Подготовка к семинару(4ч) Подготовка контрольной работы(4ч)
  Основы теории производства     Подготовка к семинару(4ч) Подготовка к итоговому тесту(4ч)
  Издержки производства     Подготовка к защите контрольной работы(8ч)
  ВСЕГО      

 

Микроэкономика

(часть 2)

 

Учебно-методический комплекс

 

для бакалавриата

 

 

По направлению 080100 Экономика профиль «Финансы и кредит» (очное)

 

 

Балашиха 2011


 

МИКРОЭКОНОМИКА (Часть 2)

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

Канд.экон.наук С.А. Джавадова

 

Ответственный редактор

Докт.экон.наук М.Ю. Погудаева

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры экономических теорий

27.01.2011, протокол № 5

 

Программа адаптирована в соответствии с учебным планом филиала РГГУ в г. Балашихе В.О.Краснослободцевой

 

Программа утверждена на заседании кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин

Протокол № ___ от ______________2011 г.

 


Содержание

 

1 Аннотация программы 4

2 Пояснительная записка 5

3 Структура дисциплины (тематический план) 9

4 Содержание дисциплины 10

5 Образовательные технологии 12

6 Система текущего и промежуточного контроля знаний 12

7 Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену по

дисциплине 14

8 Примерная тематика контрольных работ 15

9 Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 16

10 Материально техническое обеспечение дисциплины 17

11 Планы семинарских занятий 18

12 Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы 23

 

 


Аннотация программы

«Микроэкономика» является дисциплиной профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Экономика». Дисциплина реализуется на экономическом факультете кафедрой экономических теорий. Микроэкономика как составная часть экономической теории изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.

Центром изучения микроэкономики является поведение потребителя и производителя и его оптимизация, рыночный спрос и предложение, цены товаров, распределение ресурсов по альтернативным направлениям их использования, равновесие рынка и т.п.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена. Дисциплина направлена на формирование у выпускника компетенций ОК -14, ОК - 13, ПК - 1, ПК -2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.305 с.)