ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции



Показатель Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
1. Выручка от реализации xQ) ОРеЕQе OPmMQm
2. Издержки производства*) ОСЕQе OCNQm
3. Прибыль (1-2) СРеЕ CPmMN
4. Эффект (излишек) потребителя Ре PmDM
5. Общий эффект (3+4) СDЕ CDMN

*) Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

 

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта еЕМРт) — он вынужден по­купать меньше (Qm) и по более высокой цене т).

Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия еLМРт), другая же часть потребительского эффекта (МLЕ) просто теряется (он не доста­ется никому) и представляет собой чистый убыток общества.

Чистый убыток обществав результате монополизации рынка — это потери потребителя в результате сокращения объема производ­ства ниже равновесного.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение дея­тельности монополий является одной из важнейших функций го­сударства.

Государство против монополий.Первый вопрос, который воз­никает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, — это вопрос о самом факте монополизации. Законода­тельство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Для определения степени монополизации рынка используется также индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела — Хиршмана (ИХХ)

ИХХ = …,

где qiдоля фирмы в общем объеме продаж (в %);

п — общее число фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ= 1000 (10 х 102); слия­ние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличи­вает ИХХ до1200 (102х8+202).

Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если зна­чение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения явля­ются сигналом о необходимости демонополизации рынка.

Государство в борьбе с монополиями использует меры эконо­мического и административного характера.

Экономические мерыподдержки конкуренции и борьбы с мо­нополией — это набор инструментов, при помощи которых огра­ничиваются возможности реализации монопольной власти про­давцов.

Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.

К прямымметодам ограничения власти монополий относится установление «потолка цен» — верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельной нормы при­были и т.п.

К косвеннымметодам антимонопольной политики можно от­нести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

• поощрение создания товаров-заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

• предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;

• открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рын­ке);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего по­ложения отдельных хозяйствующих субъектов;

• государственное финансирование НИОКР (научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры,направленные на демонополизацию рынков и предотвращение «накопления» фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (анти­трестовское) законодательство.

Обычно законодательные меры предполагают:

• запрещение тайных сговоров, направленных на поддержа­ние монопольных цен, раздел рынков;

• запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к уста­новлению контроля над предложением;

• принудительную демонополизацию (дробление фирм-мо­нополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее самую давнюю историю.

Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной от­раслью, сговор о ценах.

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании кото­рых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. След­ствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.

Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропей­ское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.

Антимонопольное регулирование в России.Плановая экономика СССР характеризовалась чрезвычайно высоким уровнем монопо­лизма, который базировался на монополии государственной соб­ственности и носил тотальный характер.

Гигантские заводы-моно­полисты не были заинтересованы в техническом прогрессе, и по­купатели были вынуждены покупать у таких предприятий продукцию любого качества и по ценам, утверждаемым государ­ством. У покупателей не было выбора, а у производителей — про­блем с реализацией продукции любого уровня.

Именно сверхмо­нополизация российской экономики стала одной из причин паде­ния ее эффективности и превратилась в существенный барьер на пути экономических реформ.

Все мероприятия, осуществляемые в 90-х гг. в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, разви­тие рыночной инфраструктуры и т.п.), должны были способство­вать демонополизации.

В конце 1991 г. в России впервые был принят «Закон о конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Для проведения государственной политики по ограниче­нию монополистической деятельности было создано Антимоно­польное министерство, которое было призвано бороться с доминиру­ющим положением отдельных продавцов на рынке.

 

Изменение экономической обстановки в стране, необходи­мость усиления борьбы с монополистическими тенденциями в экономике потребовали принятия в 2006 г. нового Федерального закона «О защите конкуренции», целью которого является «...за­щита конкуренции и создание условий для эффективного функци­онирования товарных рынков» (Приложение 4.1).

Антимонопольная политика, направленная против монополи­зации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочета­ется с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции.

В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», определяю­щего правовые основы федеральной политики в отношении есте­ственных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов есте­ственных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

• ценовое регулирование посредством установления цен (та­рифов) или их предельного уровня;

• определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обес­печения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных инте­ресов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (Приложение 4.2).


ВЫВОДЫ

1. Конкуренция — это форма взаимного соперничества субъек­тов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителя­
ми позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей
и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов
общества. Основные методы конкуренции — ценовая и неценовая.
Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая прино­сит выгоды только продавцу.

2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет дик­тата продавца, и отдельные продавцы на цену повлиять не могут, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж. На рынке продается однородная, стандартная про­дукция, все участники рынка обладают полной информацией о со­стоянии рынка, вход на рынок и выход с него свободны. В услови­ях совершенной конкуренции все продавцы находятся в равном положении, и чтобы увеличить доходы, они должны повышать ка­чество своей продукции, снижать издержки производства.

3. Сама конкуренция порождает тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Основные типы моно­полий — искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологичес­ких особенностей производства более эффективно, чем ее нали­чие. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции.

4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монопо­лия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монопо­лия — это рынок, на котором действует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от не­ посредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. Олигополия — это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка — взаимозависимость продавцов. Моно­полистическая конкуренция предполагает множество продавцов
однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут
сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно
свободный.

5. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными
предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансиро­вать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации пре­вышают ее положительные стороны. Отсутствие конкуренции, мо­нополизация рынков приводит к чистым потерям общества — по­терям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддерж­ка конкуренции — одна из важнейших функций государства.

6. Степень монополизации рынков определяется с помощью
коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла—
Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство
проводит антимонопольную политику, используя разнообразные
меры экономического и административного воздействия. Административные меры опираются на соответствующее законодатель­ство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монопо­лий). Деятельность естественных монополий государство контро­лирует и регулирует.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Конкуренция, методы конкуренции, добросовестная и недо­бросовестная конкуренция, совершенная конкуренция; монопо­лия, искусственная монополия, естественная монополия, монопольно высокая и монопольно низкая цена, рынок несовершенной конкуренции, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, экономический вред монополий, ин­декс Харфинделла—Хиршмана, доминирующее положение на рын­ке, антимонопольная деятельность государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое конкуренция, каковы ее функции в рыночной эко­номике? Охарактеризуйте основные типы конкурентного пове­дения. Как можно сгруппировать фирмы, функционирующие на конкретном рынке, с точки зрения их участия в конкурентной борьбе?

2. Какие существуют методы конкурентной борьбы? Какие ме­тоды преобладают в современных условиях? Что представляет со­бой неценовая конкуренция?

3. В чем различия между добросовестной и недобросовестной
конкуренцией? Какими методами может осуществляться недобро­совестная конкуренция?

4. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции. Почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта?

5. Что такое монополия? Как она возникает? Охарактеризуйте
основные типы монополий.

6. Какие существуют модели рынка несовершенной конку­ренции? Охарактеризуйте чисто монополистический рынок. Какие барьеры могут препятствовать вступлению в отрасль?

7. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты? В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой полити­ки, проводимой в условиях чистой монополии?

8. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции?

9. Объясните, почему и как монополизация рынка наносит вред всему обществу?

10.Как измеряется степень монополизации рынка?

11.На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-й приходится 70% продаж, на долю 2-й — 30%.

а) Определить индекс Харфинделла — Хиршмана (ИXX),

б) Как изменится ИXX, если объем продаж 1-й фирмы увеличится на 10%?

в) Что произойдет с ИXX, если две фирмы объединятся?

г) Что произойдет с ИXX, если вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемами продаж в 50 и 20%?

12. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства

ТЕСТЫ

1. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) ни один продавец не может повлиять на цену;

б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке;

в) одному покупателю противостоит множество продавцов;
г) имеет место свободный вход на рынок.

2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция.

3. Барьерами для вступления в отрасль могут быть:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

г) все вышеперечисленное верно.

4. Когда на конкретном рынке функционирует один покупа­тель, то это:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монопсония;

г) монополистическая конкуренция.

5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной кон­куренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

6. К отрицательным сторонам монополий можно отнести:

а) возможность финансирования научно-исследовательских работ;

б) обеспечение прибыли за счет сокращения объема произ­водства и повышения цены;

в) возможность снижения издержек производства;

г) устойчивость при общей неблагоприятной рыночной конъ­юнктуре.

7. Монополизация рынка ведет к:

а) выигрышу потребителей;

б) потерям производителя;

в) чистым потерям общества;

г) верны все ответы.

8. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы на рынке?

а) величина финансовых активов фирмы;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

9. Что вы отнесете к инструментам прямого экономического
регулирования деятельности монополий:

а) дробление доминирующей на рынке компании по решению суда;

б) привлечение иностранных инвестиций в экономику;

в) установление предельного роста цен;

г) поддержка малого и среднего бизнеса.

10. Государственное регулирование естественных монополий предполагает:

а) их дробление;

б) контроль за ценами на продукцию;

в) поощрение конкуренции в отраслях, где существуют есте­ственные монополии;

г) их демонополизацию.

 


 

 

Приложение





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.018 с.)