Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
*) Кривая предложения отражает динамику издержек производства.
В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) — он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеLМРт), другая же часть потребительского эффекта (МLЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества. Чистый убыток общества в результате монополизации рынка — это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны. Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство против монополий. Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, — это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Для определения степени монополизации рынка используется также индекс концентрации рынка, или индекс Харфиндела — Хиршмана (ИХХ) ИХХ = …, где qi — доля фирмы в общем объеме продаж (в %); п — общее число фирм на рынке. Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ= 1000 (10 х 102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до1200 (102х8+202). Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией — это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные. К прямым методам ограничения власти монополий относится установление «потолка цен» — верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельной нормы прибыли и т.п. К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции: • поощрение создания товаров-заменителей; • поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); • предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса; • открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке); • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; • государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение «накопления» фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Обычно законодательные меры предполагают: • запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков; • запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением; • принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее самую давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков. Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги. Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское. Антимонопольное регулирование в России. Плановая экономика СССР характеризовалась чрезвычайно высоким уровнем монополизма, который базировался на монополии государственной собственности и носил тотальный характер. Гигантские заводы-монополисты не были заинтересованы в техническом прогрессе, и покупатели были вынуждены покупать у таких предприятий продукцию любого качества и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителей — проблем с реализацией продукции любого уровня. Именно сверхмонополизация российской экономики стала одной из причин падения ее эффективности и превратилась в существенный барьер на пути экономических реформ. Все мероприятия, осуществляемые в 90-х гг. в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), должны были способствовать демонополизации. В конце 1991 г. в России впервые был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство, которое было призвано бороться с доминирующим положением отдельных продавцов на рынке.
Изменение экономической обстановки в стране, необходимость усиления борьбы с монополистическими тенденциями в экономике потребовали принятия в 2006 г. нового Федерального закона «О защите конкуренции», целью которого является «...защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков» (Приложение 4.1). Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять: • ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (Приложение 4.2). ВЫВОДЫ 1. Конкуренция — это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителя 2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельные продавцы на цену повлиять не могут, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж. На рынке продается однородная, стандартная продукция, все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка, вход на рынок и выход с него свободны. В условиях совершенной конкуренции все продавцы находятся в равном положении, и чтобы увеличить доходы, они должны повышать качество своей продукции, снижать издержки производства. 3. Сама конкуренция порождает тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Основные типы монополий — искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции. 4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия — это рынок, на котором действует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от не посредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. Олигополия — это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка — взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов 5. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными 6. Степень монополизации рынков определяется с помощью ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Конкуренция, методы конкуренции, добросовестная и недобросовестная конкуренция, совершенная конкуренция; монополия, искусственная монополия, естественная монополия, монопольно высокая и монопольно низкая цена, рынок несовершенной конкуренции, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, экономический вред монополий, индекс Харфинделла—Хиршмана, доминирующее положение на рынке, антимонопольная деятельность государства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое конкуренция, каковы ее функции в рыночной экономике? Охарактеризуйте основные типы конкурентного поведения. Как можно сгруппировать фирмы, функционирующие на конкретном рынке, с точки зрения их участия в конкурентной борьбе? 2. Какие существуют методы конкурентной борьбы? Какие методы преобладают в современных условиях? Что представляет собой неценовая конкуренция? 3. В чем различия между добросовестной и недобросовестной 4. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции. Почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта? 5. Что такое монополия? Как она возникает? Охарактеризуйте 6. Какие существуют модели рынка несовершенной конкуренции? Охарактеризуйте чисто монополистический рынок. Какие барьеры могут препятствовать вступлению в отрасль? 7. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты? В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой политики, проводимой в условиях чистой монополии? 8. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции? 9. Объясните, почему и как монополизация рынка наносит вред всему обществу? 10.Как измеряется степень монополизации рынка? 11.На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-й приходится 70% продаж, на долю 2-й — 30%. а) Определить индекс Харфинделла — Хиршмана (ИXX), б) Как изменится ИXX, если объем продаж 1-й фирмы увеличится на 10%? в) Что произойдет с ИXX, если две фирмы объединятся? г) Что произойдет с ИXX, если вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемами продаж в 50 и 20%? 12. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства ТЕСТЫ 1. Совершенная конкуренция предполагает, что: а) ни один продавец не может повлиять на цену; б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке; в) одному покупателю противостоит множество продавцов; 2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана: а) чистая монополия; б) олигополия; в) совершенная конкуренция; г) монополистическая конкуренция. 3. Барьерами для вступления в отрасль могут быть: а) патенты и лицензии; б) более низкие издержки крупного производства; в) законодательное оформление исключительных прав; г) все вышеперечисленное верно. 4. Когда на конкретном рынке функционирует один покупатель, то это: а) чистая монополия; б) олигополия; в) монопсония; г) монополистическая конкуренция. 5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это: а) чистая монополия; б) монополистическая конкуренция; в) монопсония; г) олигополия. 6. К отрицательным сторонам монополий можно отнести: а) возможность финансирования научно-исследовательских работ; б) обеспечение прибыли за счет сокращения объема производства и повышения цены; в) возможность снижения издержек производства; г) устойчивость при общей неблагоприятной рыночной конъюнктуре. 7. Монополизация рынка ведет к: а) выигрышу потребителей; б) потерям производителя; в) чистым потерям общества; г) верны все ответы. 8. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы на рынке? а) величина финансовых активов фирмы; б) получаемый доход; в) численность работников; г) объем продаж на рынке. 9. Что вы отнесете к инструментам прямого экономического а) дробление доминирующей на рынке компании по решению суда; б) привлечение иностранных инвестиций в экономику; в) установление предельного роста цен; г) поддержка малого и среднего бизнеса. 10. Государственное регулирование естественных монополий предполагает: а) их дробление; б) контроль за ценами на продукцию; в) поощрение конкуренции в отраслях, где существуют естественные монополии; г) их демонополизацию.
Приложение
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.54.31 (0.008 с.) |