Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночная структура и ее основные типы. Несовершенная конкуренцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рынок и конкуренция. Рынок выступает как упорядоченная совокупность отношений обмена между продавцами и покупа- ' телями по поводу реализации экономических благ в целях возмещения понесенных затрат и удовлетворения сложившегося платежеспособного спроса. Современный цивилизованный рынок проявляется как своеобразная культурная экономическая сеть, объединяющая обособленных хозяйствующих субъектов в единое экономическое и информационное пространство. Основными функциями рынка являются: а) установление через механизм взаимодействия спроса и б) согласование структуры и объема производства в со в) экономическое стимулирование хозяйствующих субъек г) селекция хозяйствующих субъектов, отбор наиболее д) своеобразное подтверждение экономического права на е) перелив капитала и сосредоточение экономических ре ж) информационное обеспечение хозяйствующих субъектов; з) выполнение коммуникационной функции. Функции рынка — это конкретное проявление действия ряда важнейших экономических законов, включая закон спроса и предложения, стоимости, редкости ресурсов, концентрации и централизации капитала, а также всеобщий закон повышения производительности труда. Сюда же следует отнести и ряд специфических законов денежного обращения. Рынок — величайшее изобретение человечества. Под воздействием рыночных процессов непрерывно корректируется жономическое поведение хозяйствующих субъектов, осуществляется перелив экономических ресурсов в пользу перспек-1ивных «точек роста». Рыночная структура (модель рынка). Известно, что структура национального рынка может определяться с использованием разных критериев (см. ч. 1, стр. 442). Вспомним: при классификации структуры общенационального рынка вполне применимы, например, географический, региональный, отраслевой и другие признаки. В итоге выделяются внутренний и внешний, легальный и нелегальный, равновесный и дефицитный, отраслевой и др. разновидности рынка. С точки зрения хозяйствующего субъекта (предприятия или домашнего хозяйства) особое значение имеет рынок продукта, т. е. тот рынок, где он повседневно выступает в роли или покупателя, или продавца, взаимодействует с конкурентами, где проверяется его платежеспособная сила. Поэтому настало время выявить: 1) закономерности функционирования отраслевого рынка, 2) возможные типы рыночной структуры с точки зрения Решение данной задачи предполагает определение содержания рыночной структуры, выделение моделей рынка продукта. Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих порядок сочетания исходных элементов отраслевого рынка, его особенности, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия хозяйствующих субъектов отрасли. Рыночная структура определяется следующими базовыми признаками: 1) количество производителей (продавцов) и их рыночные 2) условия вступления в отрасль и выхода из нее; 4) степень дифференциации продукта; 5) характер экономического поведения хозяйствуют] субъектов, наличие или отсутствие рыночной власти у кон ретного хозяйствующего субъекта (см. рис. 9.1). Количество продавцов на отраслевом рынке, их доли в обц ме продаж определяют возможность влияния каждого из них i рыночную ситуацию, выступают как важнейшая, но не еди! ственная предпосылка для формирования рыночной власти. Степень дифференциации продукта непосредственно определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше дифференциация продукта, тем более независимыми выступают производители в соответствующем сегменте рынка, тем менее конкурентным будет их поведение. Наоборот, если в отрасли приходится иметь дело со стандартизированной продукцией, то следует ожидать высокую эластичность спроса по цене. В этих условиях рынок отрасли выглядит более конкурентным. Условия вступления на рынок и выхода с него выступают как «барьеры рынка». Их высота в отрасли зависит от уровня капиталоемкости производства, сложившейся минимальной границы вложения капитала, наличия патентов, лицензий, авторских прав и т. п. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее новым производителям появиться на таком рынке, тем больше возможностей для формирования и использования рыночной власти. Степень контроля производителей над ценами выступает как своеобразный индикатор действия перечисленных выше факторов, которые определяют возможности для развития конкуренции. Чем жестче контроль над ценой, тем менее конкурентным выглядит отраслевой рынок. Характер поведения фирм может быть стратегическим и нестратегическим. В первом случае каждое предприятие предпочитает учитывать возможные ответные действия со стороны ближайших конкурентов, стремится найти форму взаимной координации поведения, что характеризует зарождение рыночной власти. Во втором случае многочисленные хозяйствующие субъекты предпочитают вырабатывать и принимать самостоятельные решения, не учитывая реакции конкурентов. Рыночная власть — способность хозяйствующего субъекта (производителя или покупателя) оказывать решающее влияние на уровень цены и другие условия реализации продукции. Наличие рыночной власти означает, что фирма доминирует на рынке. Несколько ниже к вопросу о формировании доминирующего положения мы вернемся специально. Здесь же кратко отметим, что наличие рыночной власти определяется такими объективными факторами как концентрация производства и капитала, наличие крупных финансовых резервов. Особые предпосылки для формирования рыночной власти создают низкая эластичность спроса по цене, отсутствие товаров-заменителей, высокая степень дифференциации продукта. Чем менее эластичен спрос по цене, тем в большей степени предприятие свободно в определении ценовой политики. Отсутствие товаров-заменителей также способствует усилению рыночной власти. Наличие рыночной власти еще не означает, что предприятие обязательно ее использует в собственных интересах. К тому же можно иметь рыночную власть над многими условиями реализации продукции, но не иметь власть над ценой, например, в силу высокой эластичности спроса по цене. Степень рыночной власти хозяйствующего субъекта в отрасли можно определять с использованием коэффициента Лернера: где Mm — коэффициент монопольной власти, рассчитываемый как превышение цены над предельными издержками производства; Р — цена предприятия; МС — предельные издержки производства. Данный показатель, призванный отражать степень монопольной власти, в 1934 г. предложил А. Лернер. Значение коэффициента степени рыночной власти изменяется от 0 до 1. Чем больше рыночная цена превышает предельные издержки, тем выше коэффициент рыночной власти. Перед хозяйствующим субъектом стоит задача не только установить максимально выгодную (высокую) цену, но и реализовать по данной цене произведенную продукцию. Поэтому степень рыночной власти находится в обратной зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше степень эластичности спроса по цене, тем ниже степень рыночной власти производителя. Типы рыночной структуры. В зависимости от проявления каждого из базовых признаков и их комбинации формируется конкретный тип рыночной структуры, или модель состояния отраслевого рынка продукта. Обратим внимание на то, что все перечисленные выше базовые признаки рыночной структуры непосредственно затрагивают условия конкуренции. Это означает, что при определении типа рыночной структуры не обойтись без тщательного анализа реально существующего конкурентного взаимодействия. Тип рыночной структуры и есть тип рыночной конкуренции. Конкуренция. В реальной действительности конкуренция (от лат. «конкурро» — сталкиваться) выступает как: 1) форма экономического соревнования в условиях рыноч Каждый участник конкурентного противоборства ставит перед собой определенные цели, предпринимает соответствующие действия. Содержание такой рыночной соревновательности Сводится к тому, чтобы первым добиться поставленных целей; 2) форма взаимозависимости и взаимодействия участни Конкуренция проявляется как соперничество, экономичес-^ая борьба между взаимосвязанными участниками рыночных отношений за выгодные условия купли-продажи товара. Следует специально подчеркнуть, что наличие или отсутствие рыночной конкуренции отражает сохранение или ограничение в обществе экономической свободы. Это подкрепляется через наличие свободы предпринимательской деятельности, доступность товаров для потребителей, а также свободы выбора домашним хозяйством способа и объема потребления, вида занятости и самого рабочего места и т. д. Конкуренция для производителей есть процесс борьбы за платежеспособный спрос, т. е. «за доллар покупателя». Конкуренция для покупателей есть процесс борьбы за доступ к экономическому благу на более выгодных условиях. Известно, что конкуренция выступает в качестве важнейшего элемента рыночного механизма. Поэтому перечисленные выше функции рынка следует так же рассматривать и как функции рыночной конкуренции. Вместе с тем в качестве особой или контрольной функции рыночной конкуренции следует рассматривать предотвращение возникновения стойкой рыночной власти одних хозяйствующих субъектов над другими. Усиливая неустойчивость возникшей рыночной власти, конкуренция затрудняет ее трансформацию в политическую власть. На рис. 9.1, с учетом проявления базовых признаков рыночных отношений, выделены два основных типа рыночной структуры — свободная (совершенная) и несовершенная конкуренция. Свободная конкуренция — выступает в качестве исторически первого типа рыночной структуры. Свободная, или совершенная (полная), конкуренция — это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию, на процессы купли-продажи. В условиях свободной конкуренции обеспечивается свободный вход и свободный выход из отраслевого рынка. Для новых фирм нет барьеров или существенных препятствий для проникновения на отраслевой рынок продукта. Полюс покупателей и полюс продавцов аккумулируют большое количество независимых хозяйствующих субъектов (см. рис. 9.2). Можно говорить об атомизации рынка, так как рыночные доли хозяйствующих субъектов настолько малы, что никто не может оказать решающего воздействия на процесс ценообразования и на другие условия реализации продукции. Принимая решения, хозяйствующие субъекты полностью автономны в своем экономическом поведении, т. е. в состоянии не учитывать реакцию своих конкурентов. На отраслевом рынке доминирует стандартизированная продукция, отсутствует сколько-нибудь значительная дифференциация продукта. Предполагается полная информированность всех участников рынка о состоянии рыночной конъюнктуры, т. е. обеспечивается прозрачность рынка. Свободная, или совершенная, конкуренция выступает как главный символ свободного рынка. Таким образом, свободная конкуренция есть тип рыночной структуры, который исключает возникновение особой экономической власти, позволяющей эксплуатировать рыночный спрос и наращивать валовой доход за счет взвинчивания цен. В условиях свободной конкуренции единственно доступным способом укрепления экономического положения высту- Рис. 9.2. Содержание двух типов рыночных структур пает снижение индивидуальных издержек производства и повышение его эффективности. Идеализация свободной конкуренции. Во все времена совершенная конкуренция рассматривалась как идеал рыночных отношений, как своеобразный «золотой век» рыночной экономики. Сегодня в экономической теории идеи свободной конкуренции активно отстаивают представители либерального направления (радикал-либерализм, неолиберализм и т. д), считающие такой механизм рыночного взаимодействия вечным, наиболее экономически эффективным и социально справедливым с позиций гражданского общества. Вместе с тем необходимо признать, что в реальной действительности свободная конкуренция всегда прямо или косвенно ограничена. Так, доступ к экономической информации сдерживается коммерческой тайной — священным и неотъемлемым правом частной собственности. Дифференциация товаропроизводителей и вытеснение с рынка менее эффективных предприятий сопровождаются сокращением численности хозяйствующих субъектов. На практике всегда существуют официальные и неофициальные барьеры для вступления на рынок — в виде лицензирования деятельности, наличия собственности на природные ресурсы, а также авторских прав и патентов на изобретения. Следует признавать и наличие сильного противодействия свободной конкуренции, которое оказывается со стороны определенных внерыночных сил (мафия, бюрократизм, коррупция, лоббирование, консерватизм чиновников, номенклатурный бизнес, организованная преступность и т. п.). Особые преимущества всегда имеют крупные предприятия. У них больше финансовых резервов и лучшие организационные предпосылки, которые необходимы для быстрого внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. При наличии положительного эффекта масштаба производства («чем больше объем выпуска, тем ниже индивидуальные средние издержки производства») есть возможность получить весомые конкурентные преимущества (позиция на рынке, экономическая прибыль и др.). При быстром увеличении рыночного спроса существует необходимость оперативно наращивать объемы предложения. Такими возможностями располагают далеко не все производители, в первую очередь лишь крупные предприятия. К тому же в банковской сфере при открытии кредитной линии и т. п. крупное предприятие может рассчитывать на дополнительные легальные льготы. Межотраслевой перелив капитала серьезно затруднен высокой капиталоемкостью производства, которая продолжает возрастать. Так что в реальной действительности свободная конкуренция всегда существует лишь в виде некого идеала. Если воспользоваться философской терминологией, то можно сказать, что свободная конкуренция осуществляется через свое неосуществление. Следует признать, что вслед за развитием рыночной практики постепенно изменялось и отношение самой экономичес- кой науки к идеям свободной конкуренции. Так, на смену радикально-либеральным концепциям, где идеалом экономической системы выступала лишь неограниченная свободная конкуренция, пришло понимание того, что стратегическим ориентиром в экономическом развитии должна выступать не конкуренция ради самой конкуренции, а «эффективная конкуренция». Главное в экономической жизни не сама форма рынка, не тип рыночной структуры, а высокая эффективность механизма рыночной конкуренции. Пример. В соответствии с идеалом свободной конкуренции одно лишь увеличение в отрасли производителей с 60 до 84 следует рассматривать как укрепление экономической свободы, да и самой конкуренции. Теперь сравним два варианта состояния рынка продукта: 1) на отраслевом рынке крупному производителю противостоят 17 мелких предприятий; 2) крупному производителю на рынке отрасли противостоят 4 новых производителя, которые возникли в результате объединения прежних 17 мелких. По «рейтингу» свободной конкуренции первый вариант следует оценивать выше, второй — ниже. Но такой вывод противоречит реальной действительности. Ведь, вне всяких сомнений, именно второй вариант «1 + 4» в состоянии обеспечить более высокую степень рыночной конкуренции. Если рыночную конкуренцию рассматривать как динамический и длительный процесс противоборства, когда технические нововведения предприятия-новатора заставляют других «отраслевиков» втягиваться в инновационный процесс и повышать эффективность производства, то с этих позиций сокращение списка конкурентов нет оснований рассматривать как снижение интенсивности экономического противоборства. Также известно, что свободная конкуренция как рыночная структура не является устойчивой, склонна к вырождению. По многим направлениям элементы свободной конкуренции подвергаются непрерывной деформации и постепенно трансформируются в несовершенную конкуренцию. Несовершенная конкуренция. Теперь нам предстоит решить две задачи. Первая — это уточнить содержание несовершенной конкуренции. Вторая — выявить ее материальный базис, объективные закономерности возникновения и развития. Несовершенная конкуренция всегда рассматривается как противоположность совершенной, или свободной, конкуренции (см. рис. 9.1). Это такой тип рыночной структуры или такое состояние отраслевого рынка продукта, когда свобода ценообразования и автономность принятия хозяйствующими субъектами экономических решений заметно ограничены. Несовершенная конкуренция есть «полярный» тип рыночной структуры, отражает особое состояние отраслевого рынка, когда за его организацию принялись доминирующие хозяйствующие субъекты. Выделение у рынка продукта состояния «несовершенности» заставляет обратить внимание на некоторые специфические условия хозяйствования. Прежде всего на то, что у отдельных субъектов складываются заметные преимущества, блокируется традиционный механизм свободного перелива капитала, исчезает свободное соперничество, наконец, возникает особая экономическая технология. В качестве основных компонентов такой «несовершенной» рыночной технологии выступают: а) сохранение длительное время выгодной позиция на рын б) система экономических и финансовых льгот, особые в) формирование дополнительного дохода, присвоение г) групповое блокирование интересов банковского и про В условиях несовершенной конкуренции предельно затруднен вход в ту или иную отрасль национальной экономики. Таким образом, несовершенная конкуренция отражает такой тип рыночных отношений, когда появляются хозяйствующие субъекты, которые обладают сильной экономической властью, имеют возможность навязывать своим контрагентам (партнерам) выгодные для себя решения, т. е. открыто доминируют на внутреннем рынке (см. рис. 9.2). Теперь приступим к решению второй обозначенной выше задачи и определим материальный остов подобного доминирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.011 с.) |