Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная структура и ее основные типы. Несовершенная конкуренция

Поиск

Рынок и конкуренция. Рынок выступает как упорядоченная совокупность отношений обмена между продавцами и покупа- ' телями по поводу реализации экономических благ в целях воз­мещения понесенных затрат и удовлетворения сложившегося платежеспособного спроса.

Современный цивилизованный рынок проявляется как свое­образная культурная экономическая сеть, объединяющая обо­собленных хозяйствующих субъектов в единое экономическое и информационное пространство.

Основными функциями рынка являются:

а) установление через механизм взаимодействия спроса и
предложения пропорций обмена или ценностных эквивалентов;

б) согласование структуры и объема производства в со­
ответствии со сложившимися потребностями;

в) экономическое стимулирование хозяйствующих субъек­
тов, их ориентация на достижение максимального конечного
результата (дохода, прибыли);

г) селекция хозяйствующих субъектов, отбор наиболее
устойчивых и перспективных «экономических клеток»;

д) своеобразное подтверждение экономического права на
частную собственность,
распределение дохода в соответ­
ствии с достигнутой результативностью;

е) перелив капитала и сосредоточение экономических ре­
сурсов в наиболее перспективных отраслях национального
производства;

ж) информационное обеспечение хозяйствующих субъектов;

з) выполнение коммуникационной функции.

Функции рынка — это конкретное проявление действия ряда важнейших экономических законов, включая закон спроса и предложения, стоимости, редкости ресурсов, концентрации и централизации капитала, а также всеоб­щий закон повышения производительности труда. Сюда же следует отнести и ряд специфических законов денежного обращения.

Рыноквеличайшее изобретение человечества. Под воз­действием рыночных процессов непрерывно корректируется


жономическое поведение хозяйствующих субъектов, осуще­ствляется перелив экономических ресурсов в пользу перспек-1ивных «точек роста».

Рыночная структура (модель рынка). Известно, что струк­тура национального рынка может определяться с использова­нием разных критериев (см. ч. 1, стр. 442).

Вспомним: при классификации структуры общенационального рынка впол­не применимы, например, географический, региональный, отраслевой и дру­гие признаки. В итоге выделяются внутренний и внешний, легальный и неле­гальный, равновесный и дефицитный, отраслевой и др. разновидности рынка.

С точки зрения хозяйствующего субъекта (предприятия или домашнего хозяйства) особое значение имеет рынок про­дукта, т. е. тот рынок, где он повседневно выступает в роли или покупателя, или продавца, взаимодействует с конкурен­тами, где проверяется его платежеспособная сила.

Поэтому настало время выявить:

1) закономерности функционирования отраслевого рынка,
содержание рыночной структуры, тенденции формирования на
рынке продукта экономического поведения хозяйствующего
субъекта;

2) возможные типы рыночной структуры с точки зрения
степени развития соревновательности между хозяйствующими
субъектами.

Решение данной задачи предполагает определение содержа­ния рыночной структуры, выделение моделей рынка продукта.

Рыночная структура выступает как совокупность при­знаков, отражающих порядок сочетания исходных элементов отраслевого рынка, его особенности, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также характер вза­имодействия хозяйствующих субъектов отрасли.

Рыночная структура определяется следующими базовы­ми признаками:

1) количество производителей (продавцов) и их рыночные
доли в объеме продаж;

2) условия вступления в отрасль и выхода из нее;
3) степень контроля производителей над ценами;

4) степень дифференциации продукта;


5) характер экономического поведения хозяйствуют] субъектов, наличие или отсутствие рыночной власти у кон ретного хозяйствующего субъекта (см. рис. 9.1).

Количество продавцов на отраслевом рынке, их доли в обц ме продаж определяют возможность влияния каждого из них i рыночную ситуацию, выступают как важнейшая, но не еди! ственная предпосылка для формирования рыночной власти.

Степень дифференциации продукта непосредственно оп­ределяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше дифферен­циация продукта, тем более независимыми выступают произ­водители в соответствующем сегменте рынка, тем менее конкурентным будет их поведение. Наоборот, если в отрасли


приходится иметь дело со стандартизированной продукцией, то следует ожидать высокую эластичность спроса по цене. В этих условиях рынок отрасли выглядит более конкурентным.

Условия вступления на рынок и выхода с него выступают как «барьеры рынка». Их высота в отрасли зависит от уров­ня капиталоемкости производства, сложившейся минимальной границы вложения капитала, наличия патентов, лицензий, ав­торских прав и т. п. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее новым производителям появиться на таком рынке, тем больше возможностей для формирования и использования ры­ночной власти.

Степень контроля производителей над ценами выступа­ет как своеобразный индикатор действия перечисленных выше факторов, которые определяют возможности для развития конкуренции. Чем жестче контроль над ценой, тем менее кон­курентным выглядит отраслевой рынок.

Характер поведения фирм может быть стратегическим и нестратегическим. В первом случае каждое предприятие пред­почитает учитывать возможные ответные действия со сторо­ны ближайших конкурентов, стремится найти форму взаимной координации поведения, что характеризует зарождение рыноч­ной власти. Во втором случае многочисленные хозяйствующие субъекты предпочитают вырабатывать и принимать самосто­ятельные решения, не учитывая реакции конкурентов.

Рыночная властьспособность хозяйствующего субъек­та (производителя или покупателя) оказывать решающее вли­яние на уровень цены и другие условия реализации продукции.

Наличие рыночной власти означает, что фирма доминиру­ет на рынке. Несколько ниже к вопросу о формировании доми­нирующего положения мы вернемся специально. Здесь же крат­ко отметим, что наличие рыночной власти определяется такими объективными факторами как концентрация производства и капитала, наличие крупных финансовых резервов. Особые пред­посылки для формирования рыночной власти создают низкая эластичность спроса по цене, отсутствие товаров-замените­лей, высокая степень дифференциации продукта. Чем менее


эластичен спрос по цене, тем в большей степени предприятие свободно в определении ценовой политики. Отсутствие товаров-заменителей также способствует усилению рыночной власти.

Наличие рыночной власти еще не означает, что предпри­ятие обязательно ее использует в собственных интересах. К тому же можно иметь рыночную власть над многими услови­ями реализации продукции, но не иметь власть над ценой, на­пример, в силу высокой эластичности спроса по цене.

Степень рыночной власти хозяйствующего субъекта в отрас­ли можно определять с использованием коэффициента Лернера:

где Mm — коэффициент монопольной власти, рассчитываемый как превышение цены над предельными издержками производ­ства; Р — цена предприятия; МС — предельные издержки про­изводства.

Данный показатель, призванный отражать степень монопольной влас­ти, в 1934 г. предложил А. Лернер.

Значение коэффициента степени рыночной власти изменя­ется от 0 до 1.

Чем больше рыночная цена превышает предельные издер­жки, тем выше коэффициент рыночной власти.

Перед хозяйствующим субъектом стоит задача не только установить максимально выгодную (высокую) цену, но и ре­ализовать по данной цене произведенную продукцию. Поэто­му степень рыночной власти находится в обратной зависимо­сти от эластичности спроса по цене.

Чем выше степень эластичности спроса по цене, тем ниже степень рыночной власти производителя.

Типы рыночной структуры. В зависимости от проявления каждого из базовых признаков и их комбинации формируется конкретный тип рыночной структуры, или модель состояния отраслевого рынка продукта.

Обратим внимание на то, что все перечисленные выше базовые признаки рыночной структуры непосредственно зат­рагивают условия конкуренции.


Это означает, что при определении типа рыночной струк­туры не обойтись без тщательного анализа реально существу­ющего конкурентного взаимодействия.

Тип рыночной структуры и есть тип рыночной конкуренции.

Конкуренция. В реальной действительности конкуренция (от лат. «конкурро» — сталкиваться) выступает как:

1) форма экономического соревнования в условиях рыноч­
ных отношений.

Каждый участник конкурентного противоборства ставит перед собой определенные цели, предпринимает соответствую­щие действия. Содержание такой рыночной соревновательности Сводится к тому, чтобы первым добиться поставленных целей;

2) форма взаимозависимости и взаимодействия участни­
ков рыночных отношений.

Конкуренция проявляется как соперничество, экономичес-^ая борьба между взаимосвязанными участниками рыночных отношений за выгодные условия купли-продажи товара.

Следует специально подчеркнуть, что наличие или отсут­ствие рыночной конкуренции отражает сохранение или огра­ничение в обществе экономической свободы. Это подкрепляет­ся через наличие свободы предпринимательской деятельности, доступность товаров для потребителей, а также свободы вы­бора домашним хозяйством способа и объема потребления, вида занятости и самого рабочего места и т. д.

Конкуренция для производителей есть процесс борьбы за платежеспособный спрос, т. е. «за доллар покупателя».

Конкуренция для покупателей есть процесс борьбы за до­ступ к экономическому благу на более выгодных условиях.

Известно, что конкуренция выступает в качестве важнейшего элемента рыночного механизма. Поэтому перечисленные выше функции рынка следу­ет так же рассматривать и как функции рыночной конкуренции.

Вместе с тем в качестве особой или контрольной функции рыночной конкуренции следует рассматривать предотвращение возникновения стойкой рыночной власти одних хозяйствующих субъектов над другими. Усиливая неустойчивость возникшей рыночной власти, конкуренция затрудняет ее трансформацию в политическую власть.


На рис. 9.1, с учетом проявления базовых признаков рыноч­ных отношений, выделены два основных типа рыночной струк­туры — свободная (совершенная) и несовершенная конкуренция.

Свободная конкуренция — выступает в качестве истори­чески первого типа рыночной структуры.

Свободная, или совершенная (полная), конкуренцияэто такое состояние рынка продукта, когда никто из его участ­ников не может оказать решающего воздействия на экономи­ческую ситуацию, на процессы купли-продажи.

В условиях свободной конкуренции обеспечивается сво­бодный вход и свободный выход из отраслевого рынка. Для новых фирм нет барьеров или существенных препятствий для проникновения на отраслевой рынок продукта. Полюс поку­пателей и полюс продавцов аккумулируют большое количе­ство независимых хозяйствующих субъектов (см. рис. 9.2).

Можно говорить об атомизации рынка, так как рыночные доли хозяйствующих субъектов настолько малы, что никто не может оказать решающего воздействия на процесс ценообра­зования и на другие условия реализации продукции. Принимая решения, хозяйствующие субъекты полностью автономны в своем экономическом поведении, т. е. в состоянии не учиты­вать реакцию своих конкурентов.

На отраслевом рынке доминирует стандартизированная продукция, отсутствует сколько-нибудь значительная диффе­ренциация продукта.

Предполагается полная информированность всех участ­ников рынка о состоянии рыночной конъюнктуры, т. е. обес­печивается прозрачность рынка.

Свободная, или совершенная, конкуренция выступает как главный символ свободного рынка.

Таким образом, свободная конкуренция есть тип рыночной структуры, который исключает возникновение особой эконо­мической власти, позволяющей эксплуатировать рыночный спрос и наращивать валовой доход за счет взвинчивания цен.

В условиях свободной конкуренции единственно доступ­ным способом укрепления экономического положения высту-


Рис. 9.2. Содержание двух типов рыночных структур

пает снижение индивидуальных издержек производства и по­вышение его эффективности.

Идеализация свободной конкуренции. Во все времена совер­шенная конкуренция рассматривалась как идеал рыночных от­ношений, как своеобразный «золотой век» рыночной экономики.

Сегодня в экономической теории идеи свободной конкуренции активно отстаивают представители либерального направления (радикал-либерализм, неолиберализм и т. д), считающие такой механизм рыночного взаимодействия вечным, наиболее экономически эффективным и социально справедливым с по­зиций гражданского общества.

Вместе с тем необходимо признать, что в реальной дей­ствительности свободная конкуренция всегда прямо или кос­венно ограничена.


Так, доступ к экономической информации сдерживается коммерческой тайной — священным и неотъемлемым правом частной собственности.

Дифференциация товаропроизводителей и вытеснение с рынка менее эффективных предприятий сопровождаются со­кращением численности хозяйствующих субъектов.

На практике всегда существуют официальные и неофици­альные барьеры для вступления на рынок — в виде лицензи­рования деятельности, наличия собственности на природные ресурсы, а также авторских прав и патентов на изобретения.

Следует признавать и наличие сильного противодействия свободной конкуренции, которое оказывается со стороны определенных внерыночных сил (мафия, бюрократизм, коррупция, лоббирование, консерватизм чиновни­ков, номенклатурный бизнес, организованная преступность и т. п.).

Особые преимущества всегда имеют крупные предприятия. У них больше финансовых резервов и лучшие организационные предпосылки, которые необходимы для быстрого внедрения новей­ших достижений научно-технического прогресса. При наличии положительного эффекта масштаба производства («чем больше объем выпуска, тем ниже индивидуальные средние издержки про­изводства») есть возможность получить весомые конкурентные преимущества (позиция на рынке, экономическая прибыль и др.).

При быстром увеличении рыночного спроса существует необходимость оперативно наращивать объемы предложения. Такими возможностями располагают далеко не все производи­тели, в первую очередь лишь крупные предприятия.

К тому же в банковской сфере при открытии кредитной линии и т. п. круп­ное предприятие может рассчитывать на дополнительные легальные льготы.

Межотраслевой перелив капитала серьезно затруднен высокой капиталоемкостью производства, которая продолжа­ет возрастать.

Так что в реальной действительности свободная конку­ренция всегда существует лишь в виде некого идеала.

Если воспользоваться философской терминологией, то можно сказать, что свободная конкуренция осуществляется через свое неосуществление.

Следует признать, что вслед за развитием рыночной прак­тики постепенно изменялось и отношение самой экономичес-


кой науки к идеям свободной конкуренции. Так, на смену ра­дикально-либеральным концепциям, где идеалом экономичес­кой системы выступала лишь неограниченная свободная кон­куренция, пришло понимание того, что стратегическим ориентиром в экономическом развитии должна выступать не конкуренция ради самой конкуренции, а «эффективная кон­куренция». Главное в экономической жизни не сама форма рын­ка, не тип рыночной структуры, а высокая эффективность механизма рыночной конкуренции.

Пример. В соответствии с идеалом свободной конкуренции одно лишь увеличение в отрасли производителей с 60 до 84 следует рассматривать как укрепление экономической свободы, да и самой конкуренции.

Теперь сравним два варианта состояния рынка продукта: 1) на отрасле­вом рынке крупному производителю противостоят 17 мелких предприятий; 2) крупному производителю на рынке отрасли противостоят 4 новых произ­водителя, которые возникли в результате объединения прежних 17 мелких.

По «рейтингу» свободной конкуренции первый вариант следует оцени­вать выше, второй — ниже. Но такой вывод противоречит реальной действи­тельности. Ведь, вне всяких сомнений, именно второй вариант «1 + 4» в со­стоянии обеспечить более высокую степень рыночной конкуренции.

Если рыночную конкуренцию рассматривать как динами­ческий и длительный процесс противоборства, когда техничес­кие нововведения предприятия-новатора заставляют других «отраслевиков» втягиваться в инновационный процесс и по­вышать эффективность производства, то с этих позиций сокра­щение списка конкурентов нет оснований рассматривать как снижение интенсивности экономического противоборства.

Также известно, что свободная конкуренция как рыночная структура не является устойчивой, склонна к вырождению. По многим направлениям элементы свободной конкуренции под­вергаются непрерывной деформации и постепенно трансфор­мируются в несовершенную конкуренцию.

Несовершенная конкуренция. Теперь нам предстоит ре­шить две задачи. Первая — это уточнить содержание несовер­шенной конкуренции. Вторая — выявить ее материальный ба­зис, объективные закономерности возникновения и развития.

Несовершенная конкуренция всегда рассматривается как противоположность совершенной, или свободной, конкуренции


(см. рис. 9.1). Это такой тип рыночной структуры или такое состояние отраслевого рынка продукта, когда свобода цено­образования и автономность принятия хозяйствующими субъектами экономических решений заметно ограничены.

Несовершенная конкуренция есть «полярный» тип рыноч­ной структуры, отражает особое состояние отраслевого рын­ка, когда за его организацию принялись доминирующие хозяй­ствующие субъекты. Выделение у рынка продукта состояния «несовершенности» заставляет обратить внимание на некото­рые специфические условия хозяйствования. Прежде всего на то, что у отдельных субъектов складываются заметные пре­имущества, блокируется традиционный механизм свободного перелива капитала, исчезает свободное соперничество, нако­нец, возникает особая экономическая технология.

В качестве основных компонентов такой «несовершенной» рыночной технологии выступают:

а) сохранение длительное время выгодной позиция на рын­
ке продукта; раздел рынков сбыта и снабжения между участ­
никами; гарантированный объем реализации;

б) система экономических и финансовых льгот, особые
условия доступа к факторам производства;

в) формирование дополнительного дохода, присвоение
сверхприбыли;

г) групповое блокирование интересов банковского и про­
мышленного капитала, установление личной унии и т. д.

В условиях несовершенной конкуренции предельно затруд­нен вход в ту или иную отрасль национальной экономики.

Таким образом, несовершенная конкуренция отражает такой тип рыночных отношений, когда появляются хозяйству­ющие субъекты, которые обладают сильной экономической властью, имеют возможность навязывать своим контрагентам (партнерам) выгодные для себя решения, т. е. открыто доми­нируют на внутреннем рынке (см. рис. 9.2).

Теперь приступим к решению второй обозначенной выше задачи и определим материальный остов подобного доминиро­вания.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.011 с.)