Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели сохранения рыночного равновесияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание равновесия. Совпадение интересов покупателей и продавцов в точке рыночного равновесия означает, что между основными хозяйствующими субъектами есть согласие по объему производства и по цене реализации продукции. Уровень цены и объем поставок устраивают и покупателей, и производителей товара. В точке рыночного равновесия обеспечиваются условия: Еще раз подчеркнем, что в точке рыночного равновесия остается лишь то количество продавцов, для которых цена Ре приемлема с точки зрения экономической эффективности. С одной стороны, равновесная цена покрывает издержки производства (текущие затраты). С другой — обеспечивает получение приемлемой прибыли, выступающей финансовым источником развития. Те производители, которых данная цена не устраивает, вынуждены уйти с рынка продукта. Это свидетельствует о том, что предложенные ими условия производства не признаны в качестве общественно-нормальных. Что касается потребителей, то в точке рыночного равновесия их число также ограничено. Есть определенная часть домашних хозяйств, интересы которых вообще не учтены. Их наличие обнаруживается ниже точки рыночного равновесия. В той ситуации одни домашние хозяйства готовы купить товар, другие прикупить дополнительные экземпляры товара, но те и другие — по более низкой цене. Такие желания и интересы производителями не учитываются, потому что находятся за границами их экономических возможностей. Формирование нового равновесия. Жизнь свидетельствует о том, что на рынке продукта нет ничего постоянного. В любой момент с трудом достигнутое равновесие может быть нарушено и по цене, и по объему продаж. Это связано с тем, что формирование спроса и предложения зависит от множества различных факторов, действующих во времени и в пространстве с изменяющейся интенсивностью. Чаще всего рыночное равновесие нарушается по инициативе одной из сторон. В условиях наличия развитой «культурной сети» рыночных отношений новое равновесие устанавливается спонтанно, через небольшие локальные изменения. Предположим, что под воздействием ряда экономических факторов происходит сдвиг линии предложения вправо и вниз (см. рис. 3.10) Сдвиг типа S, — S2 означает, что появляется возможность производить продукцию в более выгодных условиях при меньших издержках. Производители готовы производить, во-пер- Рис. 3.10. Сдвиг предложения и возникновение новой точки рыночного равновесия вых, больше продукции при той же цене; во-вторых, при более низкой цене тот же объем продукции. Так или иначе, но на сей раз новый вариант рыночного равновесия уже складывается в точке Е2. На формирование новой точки равновесия линия спроса D оказывает лишь пассивное воздействие. По крайней мере, удалось учесть присутствие тех покупателей, чьи интересы и желания до этого рынок просто не признавал (см. отрезок Е, — Е2). Обобщение рыночных наблюдений показывает, что не столь уж и редко возможен и общий сдвиг кривой спроса и кривой предложения (см. рис. 3.11). На рис. 3.11 сдвиг линии спроса (Dj — D2) дополняется сдвигом линии предложения (S, — S2). Четырем возможным пересечениям данных линий спроса и предложения соответствуют четыре точки рыночного равновесия. Но рынок выбирает лишь одну точку, которая в определенный промежуток времени более полно соответствует динамике экономического развития. На рис. 3.11 в качестве таковой выступает точка Е,. В конечном счете следует признать, что имеет место достаточно заметный рост объема продаж, вслед за ростом спроса и предложения, при некотором повышении рыночной равновесной цены. Подчеркнем так же, что в реальной действительности очередность сдвига линий спроса и предложения может быть разной. Не исключены сдвиги как в левую, так и в правую сторону. Пример. Обратимся к рынку сырой нефти, который в последние два десятилетия приковывает к себе самое пристальное внимание. Предположим, в силу определенных обстоятельств ОПЕК (объединение стран-производителей сырой нефти) принимает соответствующее решение и добивается от своих участников уменьшения объема добычи и поставки на мировой рынок сырой нефти на 20%. В итоге на бирже устанавливается более высокая мировая цена на нефть (предположим, 32 доллара за баррель нефти). Первая реакция экспортеров нефти свелась к уменьшению объемов закупки нефти К тому же отдельные страны стали использовать ранее созданные стратегические запасы. Возросло потребление газа, каменного угля. Но основная ставка все же делается на введение новой ресурсосберегающей технологии. Это позволяет значительно уменьшить спрос на энергоносители, включая и продукты нефтепереработки Уменьшение спроса серьезно подрывает позиции поставщиков сырой нефти. Кроме того, вслед за повышением цены на мировой рынок более активно начинают выходить другие поставщики нефти, которые не являются участни- Рис. 3.11. Общий сдвиг спроса и предложения и возникновение новой точки рыночного равновесия ками ОПЕК. В совокупности это увеличивает общее предложение нефти и смягчает диктат поставщиков нефти. В итоге все это снижает цену предложения. Вполне возможно, что под воздействием уменьшения спроса и некоторого смягчения монополии ОПЕК установится, в конечном счете, весьма низкая цена рыночного равновесия. Используя описание данных событий, попытайтесь самостоятельно определить сдвиг линий спроса и предложения и выявить динамику изменения цены рыночного равновесия Фактор времени и рыночное равновесие. Обобщение рыночной практики показывает, что во времени продавец и покупатель по-разному реагируют на изменение экономической ситуации. Поэтому их участие в формировании рыночного равновесия весьма различно. Так, в мгновенный период нет особых препятствий для изменения объема спроса. Под воздействием потребительских предпочтений, увеличения денежных доходов, слухов, все той же рекламы и т. п. может произойти заметный сдвиг линии спроса (см. рис. 3.12). Вместе с тем в мгновенный период объем предложения остается неизменным. Следовательно, кривая предложения S2 принимает строго вертикальное положение. Возникает точка равновесия Е2. О чем свидетельствует положение данной точки равновесия? На рис. 3.12 видно, что при возросшем платежеспособном спросе потребители хотели бы приобрести товар в объеме Q3, но производители оказываются неспособными произвести такое количество экономического блага. В итоге на полюсе покупателей заметно возрастает конкуренция. Разница между Q3 и qj, по сути, есть дефицит товара, который сформировался под воздействием возросшего спроса. Возникшее противоречие разрешается за счет резкого повышения рыночной цены и отсечения той части потребителей, которых такая высокая цена не устраивает. Дефицит преодолевается в точке равновесия Е2 при цене Р2. Таким образом, при фиксированном объеме предложения рыночная цена полностью зависит от спроса. Изменение спроса вызывает рост цены. При новой возросшей рыночной цене Р2, по сути, будет распродан прежний объем товаров, предлагаемый производителями. Наклон кривой предложения S2 (см. рис. 3.12) свидетельствует о том, что приходится иметь дело с абсолютно неэластичным предложением. В кратковременный период времени эластичность предложения по цене также не столь велика. Но производители все же имеют возможность среагировать на изменение цены. Кривая предложения S3 имеет слабо вогнутый вид с заключительным участком, принимающим форму вертикали (см. рис. 3.13). Что касается общей формы кривой предложения в краткосрочном периоде, то ранее на этот счет были даны соответствующие объяснения (см. раздел 2.3). Чтобы точнее обозначить степень влияния предложения на рыночную ситуацию в кратковременный период, будем считать, что спрос остался без изменения. Поэтому в качестве точки отсчета в наших рассуждениях принимаем положение кривой D2, т. е. ситуацию, сложившуюся пбсле предыдущего сдвига спроса. Допускается лишь движение по кривой спроса, т. е. изменение объема спроса. Исходная позиция наших рассуждений — это взаимодействие S3 и D2, которое приводит к образованию точки рыночного равновесия Е3. Наглядно видно, что фирмы-производители заметили повышение цены и обострение конкуренции среди покупателей. Они поспешили увеличить объем предложения за счет привлечения мобильных факторов производства (дополнительные смены, сверхурочные, сокращение выходных дней и отпусков для персонала, закупка новых партий сырья и т. п.). Стремление производителей поставить на рынок больше товаров вызывает сдвиг кривой предложения (S2 — S3). Под давлением возросшего объема предложения обозначается снижение равновесной цены. Получат при этом производители больше или меньше торговой выручки — вопрос остается открытым. Но потребители выигрывают, им предложено больше товаров по более низкой цене. Однако не станем идеализировать сложившуюся ситуацию. Дело в том, что в краткосрочном периоде рыночная цена равновесия (Р3) сохраняется все же на достаточно высоком уровне. Поэтому для определенной части потребителей экономическое благо по ценовому фактору по-прежнему остается недоступным. В долговременном периоде можно прогнозировать, что в данную отрасль устремится дополнительный капитал. Будет проведена реконструкция действующих предприятий. Увеличится число предприятий, возрастут производственные мощности. В итоге усилится тенденция наращивания объемов предложения. Будет иметь место дальнейшее смещение кривой предложения (S3 — S4). Возникнет новая точка рыночного равновесия Е4 (см. рис. 3.13). При этом кривая предложения примет более пологий вид, так как в долговременном периоде предпринимательская фирма имеет возможность реагировать на изменение цены, маневрируя всеми факторами производства. На рис. 3.13 произошедшее смещение кривой предложения отражает наличие обратной функциональной зависимости между объемом предложения и ценой. В итоге, чем больше предложение, тем ниже цена равновесия в условиях конкурентного рынка. Точке Е4 соответствуют возросший объем предложения и более низкая цена Р4 — цена долгосрочного рыночного равновесия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.011 с.) |