Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели сохранения рыночного равновесия

Поиск

Содержание равновесия. Совпадение интересов покупате­лей и продавцов в точке рыночного равновесия означает, что между основными хозяйствующими субъектами есть согласие по объему производства и по цене реализации продукции. Уро­вень цены и объем поставок устраивают и покупателей, и про­изводителей товара.

В точке рыночного равновесия обеспечиваются условия:


Еще раз подчеркнем, что в точке рыночного равновесия остается лишь то количество продавцов, для которых цена Ре приемлема с точки зрения экономической эффективности. С одной стороны, равновесная цена покрывает издержки произ­водства (текущие затраты). С другой — обеспечивает полу­чение приемлемой прибыли, выступающей финансовым источ­ником развития. Те производители, которых данная цена не устраивает, вынуждены уйти с рынка продукта. Это свиде­тельствует о том, что предложенные ими условия производ­ства не признаны в качестве общественно-нормальных.

Что касается потребителей, то в точке рыночного равно­весия их число также ограничено. Есть определенная часть домашних хозяйств, интересы которых вообще не учтены. Их наличие обнаруживается ниже точки рыночного равновесия. В той ситуации одни домашние хозяйства готовы купить товар, другие прикупить дополнительные экземпляры товара, но те и другие — по более низкой цене. Такие желания и интересы производителями не учитываются, потому что находятся за границами их экономических возможностей.

Формирование нового равновесия. Жизнь свидетельству­ет о том, что на рынке продукта нет ничего постоянного. В любой момент с трудом достигнутое равновесие может быть нарушено и по цене, и по объему продаж. Это связано с тем, что формирование спроса и предложения зависит от множества различных факторов, действующих во времени и в простран­стве с изменяющейся интенсивностью.

Чаще всего рыночное равновесие нарушается по инициа­тиве одной из сторон. В условиях наличия развитой «культур­ной сети» рыночных отношений новое равновесие устанавли­вается спонтанно, через небольшие локальные изменения.

Предположим, что под воздействием ряда экономических факторов происходит сдвиг линии предложения вправо и вниз (см. рис. 3.10)

Сдвиг типа S, — S2 означает, что появляется возможность производить продукцию в более выгодных условиях при мень­ших издержках. Производители готовы производить, во-пер-


Рис. 3.10. Сдвиг предложения и возникновение новой точки рыночного

равновесия

вых, больше продукции при той же цене; во-вторых, при бо­лее низкой цене тот же объем продукции. Так или иначе, но на сей раз новый вариант рыночного равновесия уже складыва­ется в точке Е2.

На формирование новой точки равновесия линия спроса D оказывает лишь пассивное воздействие. По крайней мере, удалось учесть присутствие тех покупателей, чьи интересы и желания до этого рынок просто не признавал (см. отрезок Е, — Е2).

Обобщение рыночных наблюдений показывает, что не столь уж и редко возможен и общий сдвиг кривой спроса и кривой предложения (см. рис. 3.11).

На рис. 3.11 сдвиг линии спроса (Dj — D2) дополняется сдвигом линии предложения (S, — S2). Четырем возможным пересечениям данных линий спроса и предложения соответ­ствуют четыре точки рыночного равновесия. Но рынок выби­рает лишь одну точку, которая в определенный промежуток времени более полно соответствует динамике экономическо­го развития. На рис. 3.11 в качестве таковой выступает точ­ка Е,. В конечном счете следует признать, что имеет место достаточно заметный рост объема продаж, вслед за ростом


спроса и предложения, при некотором повышении рыночной равновесной цены.

Подчеркнем так же, что в реальной действительности оче­редность сдвига линий спроса и предложения может быть разной. Не исключены сдвиги как в левую, так и в правую сторону.

Пример. Обратимся к рынку сырой нефти, который в последние два де­сятилетия приковывает к себе самое пристальное внимание.

Предположим, в силу определенных обстоятельств ОПЕК (объединение стран-производителей сырой нефти) принимает соответствующее решение и добивается от своих участников уменьшения объема добычи и поставки на мировой рынок сырой нефти на 20%. В итоге на бирже устанавливается более высокая мировая цена на нефть (предположим, 32 доллара за баррель нефти).

Первая реакция экспортеров нефти свелась к уменьшению объемов за­купки нефти К тому же отдельные страны стали использовать ранее создан­ные стратегические запасы. Возросло потребление газа, каменного угля. Но основная ставка все же делается на введение новой ресурсосберегающей тех­нологии. Это позволяет значительно уменьшить спрос на энергоносители, включая и продукты нефтепереработки

Уменьшение спроса серьезно подрывает позиции поставщиков сырой не­фти. Кроме того, вслед за повышением цены на мировой рынок более активно начинают выходить другие поставщики нефти, которые не являются участни-

Рис. 3.11. Общий сдвиг спроса и предложения и возникновение новой точки рыночного равновесия


ками ОПЕК. В совокупности это увеличивает общее предложение нефти и смяг­чает диктат поставщиков нефти. В итоге все это снижает цену предложения.

Вполне возможно, что под воздействием уменьшения спроса и некото­рого смягчения монополии ОПЕК установится, в конечном счете, весьма низ­кая цена рыночного равновесия.

Используя описание данных событий, попытайтесь самостоятельно оп­ределить сдвиг линий спроса и предложения и выявить динамику изменения цены рыночного равновесия

Фактор времени и рыночное равновесие. Обобщение ры­ночной практики показывает, что во времени продавец и по­купатель по-разному реагируют на изменение экономической ситуации. Поэтому их участие в формировании рыночного равновесия весьма различно.

Так, в мгновенный период нет особых препятствий для изменения объема спроса. Под воздействием потребительских предпочтений, увеличения денежных доходов, слухов, все той же рекламы и т. п. может произойти заметный сдвиг линии спроса (см. рис. 3.12). Вместе с тем в мгновенный период объем предложения остается неизменным. Следовательно, кривая предложения S2 принимает строго вертикальное положение. Возникает точка равновесия Е2.

О чем свидетельствует положение данной точки равновесия?

На рис. 3.12 видно, что при возросшем платежеспособном спросе потребители хотели бы приобрести товар в объеме Q3,


но производители оказываются неспособными произвести та­кое количество экономического блага. В итоге на полюсе по­купателей заметно возрастает конкуренция. Разница между Q3 и qj, по сути, есть дефицит товара, который сформировался под воздействием возросшего спроса.

Возникшее противоречие разрешается за счет резкого по­вышения рыночной цены и отсечения той части потребителей, которых такая высокая цена не устраивает. Дефицит преодо­левается в точке равновесия Е2 при цене Р2.

Таким образом, при фиксированном объеме предложения рыночная цена полностью зависит от спроса. Изменение спро­са вызывает рост цены. При новой возросшей рыночной цене Р2, по сути, будет распродан прежний объем товаров, предла­гаемый производителями. Наклон кривой предложения S2 (см. рис. 3.12) свидетельствует о том, что приходится иметь дело с абсолютно неэластичным предложением.

В кратковременный период времени эластичность предло­жения по цене также не столь велика. Но производители все же имеют возможность среагировать на изменение цены. Кри­вая предложения S3 имеет слабо вогнутый вид с заключитель­ным участком, принимающим форму вертикали (см. рис. 3.13).


Что касается общей формы кривой предложения в краткосрочном перио­де, то ранее на этот счет были даны соответствующие объяснения (см. раздел 2.3).

Чтобы точнее обозначить степень влияния предложения на рыночную ситуацию в кратковременный период, будем счи­тать, что спрос остался без изменения. Поэтому в качестве точки отсчета в наших рассуждениях принимаем положение кривой D2, т. е. ситуацию, сложившуюся пбсле предыдущего сдвига спроса. Допускается лишь движение по кривой спроса, т. е. изменение объема спроса.

Исходная позиция наших рассуждений — это взаимодей­ствие S3 и D2, которое приводит к образованию точки рыноч­ного равновесия Е3.

Наглядно видно, что фирмы-производители заметили повы­шение цены и обострение конкуренции среди покупателей. Они поспешили увеличить объем предложения за счет привлечения мобильных факторов производства (дополнительные смены, сверхурочные, сокращение выходных дней и отпусков для пер­сонала, закупка новых партий сырья и т. п.). Стремление произ­водителей поставить на рынок больше товаров вызывает сдвиг кривой предложения (S2 — S3). Под давлением возросшего объе­ма предложения обозначается снижение равновесной цены. По­лучат при этом производители больше или меньше торговой выручки — вопрос остается открытым. Но потребители выиг­рывают, им предложено больше товаров по более низкой цене.

Однако не станем идеализировать сложившуюся ситуа­цию. Дело в том, что в краткосрочном периоде рыночная цена равновесия (Р3) сохраняется все же на достаточно высоком уровне. Поэтому для определенной части потребителей эконо­мическое благо по ценовому фактору по-прежнему остается недоступным.

В долговременном периоде можно прогнозировать, что в данную отрасль устремится дополнительный капитал. Будет проведена реконструкция действующих предприятий. Увеличит­ся число предприятий, возрастут производственные мощности. В итоге усилится тенденция наращивания объемов предложения. Будет иметь место дальнейшее смещение кривой предложения


(S3 — S4). Возникнет новая точка рыночного равновесия Е4 (см. рис. 3.13). При этом кривая предложения примет более пологий вид, так как в долговременном периоде предпринимательская фирма имеет возможность реагировать на изменение цены, ма­неврируя всеми факторами производства.

На рис. 3.13 произошедшее смещение кривой предложения отражает наличие обратной функциональной зависимости между объемом предложения и ценой. В итоге, чем больше предложение, тем ниже цена равновесия в условиях конкурентного рынка. Точ­ке Е4 соответствуют возросший объем предложения и более низ­кая цена Р4 — цена долгосрочного рыночного равновесия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.013 с.)