Эластичность спроса и его значение для хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и его значение для хозяйственной деятельности



Понятие эластичности. Опыт функционирования рыночной экономики показывает, что степень зависимости объема спроса от конкретного фактора может быть разной. К тому же такая степень чувствительности редко бывает постоянной.


При определении степени зависимости объема спроса от состояния конкретного фактора в экономической теории исполь­зуется понятие «эластичность». Данный термин позаимствован из физики, а в экономической теории отражает степень реаги­рования одной переменной величины на изменение другой.

Таким образом, эластичность измеряет силу влияния при­чины на результат (экономическое явление).

Универсальным измерителем эластичности выступают про­цент или коэффициент. Показатель эластичности обычно пока­зывает процентное изменение одной переменной величины (ре­зультата) при однопроцентном изменении значения причины.

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса отра­жает зависимость объема спроса от других, ценовых и прочих факторов.

Способность одной переменной экономической величины (объема спроса) реагировать на изменение другой величины обычно начинают обсуждать на примере эластичности спро­са, который зависит от цены. Зависимость объема спроса от уровня рыночной цены принято считать в качестве универсаль­ного показателя.

Эластичность спроса по цене (Ed/) отражает то изме­нение объема спроса (D) на товар X в процентах, которое пос­ледует после однопроцентного изменения цены (Рх) на данный товар.

Следует отметить, что для обыкновенных товаров элас­тичность спроса по цене всегда имеет отрицательное значение, так как в приведенной выше формуле отрицательному значе­нию знаменателя (Р0 < Pt) соответствует положительное зна­чение числителя.


Пример расчета эластичности. Эластичность спроса по цене (Ed/) показывает, на сколько процентов изменилась ве­личина спроса при изменении цены на 1%.

Прямая эластичность спроса (цена снижается) обычно величина отри­цательная, но при обозначении знак минус принято опускать.

Эластичность спроса по цене отражает реакцию покупате­ля на изменение цены. Предположим, фирма, торгующая совре­менными электроплитами с инфракрасным излучением, приня­ла решение снизить цену на продукцию с 400 до 300 талеров. Через некоторое время установлено, что объем продаж в дан­ном регионе за месяц увеличился с 125 до 180 единиц.

Определим эластичность спроса по цене, или кратко — эластичность спроса.

Изменение цены (400 - 300): 400 х 100%) составило 25 %.

Прирост физического объема спроса (180 - 125): 125 х 100 %) составил 44 %.

В итоге коэффициент эластичности спроса по цене (44:25) равен 1,71.

Контроль за эластичностью спроса по цене имеет особое практическое значение. Такой анализ позволяет ответить на вопросы, связанные с прогнозированием объема продаж и объе­ма выпуска продукции, дохода и прибыли предприятия.

Например, если цена на холодильники и морозильные камеры ОАО «Ат­лант» возрастет на 30 %, как тогда изменится объем спроса на данную бело­русскую продукцию?

Предположим, в следующем году прогнозируется прирост денежных до­ходов населения на 24 %. Как это обстоятельство повлияет на объем спроса на все те же холодильники? При этом самого общего ответа типа «да — нет» весьма недостаточно. Чтобы дать точный ответ на поставленные вопросы, необходимо выполнить соответствующие расчеты эластичности спроса по цене и доходу и определить возможные изменения объема спроса на данную продукцию.

Уточнение формулы. Практика расчета эластичности спроса по цене обус­ловливает необходимость уточнения исходной формулы. Дело в том, что одно и то же изменение объема спроса, но в разных направлениях (сверху вниз по кривой спроса или снизу вверх) дает разное значение эластичности. Так, если при D0 = 1000; d! = 750, то можно говорить о снижении объема спроса (-250) на 25 %. Если же D0 = 750, a D( = 1000, то при росте спроса на те же 250 единиц (при базовом значении 750) фиксируется прирост объема спроса не на 25, а на 33 %. Отсюда и разные показатели эластичности спроса по цене.





Поэтомув свое время при расчете показателя эластичности спроса было предложено использовать правило «средней точки интервала» (Р. Аллен):

Теперь с учетом правила «средней точки интервала» также определим значение ДР.

Тогда эластичность спроса по цене с учетом правила «средней точки ин­тервала» будет равна:

Приведенная выше формула более точно отражает эластич­ность спроса по цене в определенном интервале, т. е. по дуге.

Характеристика величины Ed/. С учетом количественно­го значения эластичности приступают к характеристике дан­ного показателя.

В качестве критерия разграничения эластичности спроса принимается коэффициент единичной эластичности. Выделим 5 исходных вариантов.

1.Спрос с единичной эластичностью обнаруживается тог­
да, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональ­
ное изменение величины спроса. Снижение цены компенсирует­
ся соответствующим приростом физического объема продаж,
так что общий доход от продаж для продавца остается неизмен­
ным. В таком случае однопроцентному изменению цены това­
ра соответствует точно такое же изменение величины спроса.
Линия спроса D, образует с осью объема спроса (Qd) угол, рав­
ный 45 градусов (см. рис. 2.3).

2. Совершенно неэластичный спрос (Ed/ = 0) имеет место в
том случае, когда вне зависимости от цены объем спроса оста-


Рис. 2.3. Варианты эластичности спроса по цене

ется постоянным. Линия спроса представлена как строго верти­кальная линия D2 (см. рис. 2.3). В этой ситуации менеджер пред­приятия может ожидать любое изменение цены, объема выручки от реализации продукции (дохода), но не изменения объема про­дажи продукции в натуральных единицах (физического объема).

3. Спрос по цене признается просто неэластичным, когда
уменьшение цены вызывает некоторый рост объема спроса и
соответственно продаж, но объем общей выручки при этом
заметно снижается. Линия спроса D3 (см. рис. 2.3) минималь­
но отклоняется влево от D2, которая параллельна оси цен.
Коэффициент эластичности равен: 0 < Ed/ < 1.

4. Спрос эластичен, когда величина спроса изменяется на
больший процент, нежели сама цена. Поэтому в данной ситу­
ации имеет место заметный рост общего дохода фирмы от
продаж. Линия спроса D4 способна образовать острый угол по
отношению к оси объема спроса (Qd). При этом коэффициент
эластичности спроса по цене Ed/ > 1.

5. Спрос совершенно эластичен, когда кривая спроса стро­
го горизонтальна или незначительно отклоняется от линии
горизонта (см. D5 на рис. 2.3). Фактически в этом случае по-


лучается, что есть только одна цена на экономическое благо, другие просто невозможны.

Но допускается и иная интерпретация данной ситуации с позиций объе­ма спроса. А именно даже небольшое изменение цены вызывает значитель­ное изменение спроса. Его предельные значения невозможно определить. Скла­дывается видимость, что рынок готов впитать любое количество товара Специфика данной ситуации состоит в том, что при достигнутой цене якобы нет предела для объема спроса. В этих условиях реально отсутствует возмож­ность точно определить допустимый объем спроса

Факторы эластичности спроса по цене. Практика хозяй­ствования показывает, что эластичность спроса по цене (Ed/) у разных товаров неодинаковая. Дело в том, что здесь изначаль­но сказывается влияние разных обстоятельств или факторов.

1. Наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов.

Товарами-субститутами могут попарно выступать, например, газовая — электрическая плита; электропила — бензопила; маргарин — масло животное, масло животное — масло растительное, отдых в горах — отдых на лесном озере; говядина — свинина, и т. д.

При этом действует общее правило: чем больше у того или иного экономического блага полноценных заменителей, чем ближе они к нему по основным потребительским свойствам, тем эластичнее будет спрос по цене.

Дело в том, что при повышении цены спрос домашних хозяйств без особых затруднений может быть переключен на товары-заменители, которые сохранили прежние цены и ока­зались более дешевыми относительно исследуемого товара.

Следует также обратить внимание на то, что чем уже и точнее по потребительским свойствам определен товар, тем больше у него субститутов, тем выше эластичность спроса.

Например, спрос на сигареты по цене считается слабо эластичным. Потреби­телями такой продукции выступают своеобразные жертвы химической зависимо­сти, которым вслед за повышением цены уже не так просто отказаться от пороч­ного потребления табачного дыма. Но если в данной группе товаров выделить определенную марку сигарет (табака) и исследовать эластичность спроса по цене, то при таком подходе следует учитывать, что у выделенной марки сигарет появ­ляются субституты и спрос на данную марку по цене выступает как эластичный.

Обратим внимание и на то, что признавать или не призна­вать товар А и товар В товарами-субститутами — это опре­деляют сами потребители.


Например, сыр за завтраком вполне может рассматривать­ся как субститут для ветчины, масла животного и т. д. Но если тот или иной покупатель предпочитает за завтраком все же иметь именно «трехслойный» бутерброт, включая сыр, ветчи­ну и масло сливочное, то эти продукты уже выступают как товары сопутствующие или товары-комплементы. Тогда мож­но ожидать, что спрос на один товар (например, сыр) будет увеличивать спрос на другой товар.

2. Альтернативность. Чем более универсально использова­
ние экономического блага, следовательно, чем шире у анализи­
руемого товара возможность использовать его в альтернативных
целях, тем выше его эластичность спроса по цене. И наоборот.

Объясняется это тем, что в данном случае просто сраба­тывает приведенное выше первое правило. Универсальное благо всегда имеет много товаров-субститутов со всеми вы­текающими последствиями.

3. Специфика использования отдельных товаров во време­
ни.
Здесь можно выделить товары двух основных категорий:
долговременного и кратковременного использования.

Автомашины, квартиры и т. п. блага следует отнести к товарам долговременного использования. Повышение цены, при прочих равных условиях, вызовет некоторое сокращение объема спроса. Наоборот, на блага кратковременного исполь­зования (очки, лекарства и т. д.) рыночный спрос, скорее все­го, будет неэластичным или слабо эластичным по цене.

4. Фактор времени. В кратковременном периоде, когда
потребитель уже приступил к реализации своих планов, ему
сложно изменить принятую линию поведения. Срабатывают
его привычки, консерватизм поведения и т. д. Поэтому в крат­
ковременном периоде спрос по цене всегда менее эластичен.

В длительном периоде времени спрос по цене более элас­тичен, т. е. покупатель будет реагировать на изменение цены достаточно активно.

Предположим, утром обнаруживается, что на автозаправках цены на бензин заметно возросли. Событие для потребителя не особенно приятное. Вполне можно ожидать, что в ближайшее время спрос на бензин несколько


уменьшится. Бензин будут покупать, но с учетом возможностей семейного бюджета. Однако в ближайшие 2-3 недели подавляющая часть автолюбите­лей все же не станет резко изменять свои личные планы. Скорее всего, ранее запланированные неотложные поездки будут осуществлены. Но в перспекти­ве можно ожидать вполне заметные изменения в потребительских предпоч­тениях. Так, может быть ускорен переход на более экономичные модели ав­томашин; возрастет использование более дешевых видов топлива (газ. дизельное топливо); активизируется поиск жилья, более близкого к работе или к месту учебы; возрастут требования к местной власти с целью улучшить работу общественного транспорта.

Экономическая стратегия. На практике приведенные выше факторы могут срабатывать одновременно, что приведет к возникновению весьма непростых ситуаций.

Так, для товаров длительного пользования спрос эласти­чен в кратковременном периоде и менее эластичен в долговре­менном периоде. Например, при росте цен на холодильники или автомашины в краткосрочном периоде следует ожидать замет­ный спад спроса. Покупатель вынужден смириться с тем, что определенная часть его сбережений обесценилась, а чтобы их пополнить — опять же требуется некоторое время. Но отка­заться от получения или от обновления таких экономических благ невозможно. Поэтому спрос в физическом объеме будет постепенно восстанавливаться и общее снижение в длительном периоде будет не столь уж заметным.

Отнесение того или иного товара к определенной группе эластичности спроса по цене должно учитываться при разра­ботке рыночной стратегии поведения предприятия (фирмы), а также социально-экономической политики государства.

Пример. Принято считать, что спрос на спиртные напитки слабо эласти­чен по цене. Т. е. вслед за повышением цены на водку не следует ожидать резкого снижения объема продаж спиртного. Повышение цен на водку мо­жет рассматриваться как гарантированный источник прироста доходов в гос­бюджет.

Но административное повышение цены на водку при устойчивом стрем­лении сохранить прежний объем потребления алкоголя может спровоциро­вать в определенных слоях общества увеличение самогоноварения, рост спроса на сахар как исходное технологическое сырье. Тогда произойдет уменьшение спроса на водку и уменьшение акцизных сборов в пользу бюджета.


В малоимущих семьях произойдет заметный сдвиг в структуре денеж­ных расходов, что еще более обеднит потребительскую корзину. Можно про­гнозировать рост все той же преступности, связанной с добыванием средств для приобретения спиртного.

Вслед за повышение цены на водку возрастут цены в теневой экономике (услуги транспорта и строительной техники, строительные работы, погру-зочно-разгрузочные работы, обработка земли в деревне и т. п.).

В итоге окажется, что отрицательный для бюджета финансовый резуль­тат (уменьшение акцизов на водку) дополнился еще и обострением в обще­стве ряда социальных противоречий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.349 с.)