Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности формирования рынка труда в национальной экономике БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Административный рынок труда. В условиях административно-командной экономики существовало лишь некоторое подобие рынка труда. Ежегодно значительная часть работников в силу различных обстоятельств меняла рабочее место. Повышенный спрос на рабочую силу предъявлял доминирующий государственный сектор. Низкий уровень заработной платы создавал видимость дешевой рабочей силы, снижал стимулы к труду (44). В ресурсозатратной экономике не мог не сформироваться завышенный спрос на рабочую силу. Дефицит последней был связан прежде всего с наличием лишних рабочих мест, созданных искусственно. Уровень заработной платы в разрезе регионов и отраслей жестко контролировался из центра. В то же время низкий уровень заработной платы не позволял главе семейства достойно содержать свою семью, заставлял других членов семьи искать работу. Поэтому на производстве предельно широко использовался женский труд. Высокий спрос на рабочие места демонстрировали пенсионеры, стремясь за счет приработка сохранить для себя приемлемый уровень жизни. В итоге сложилась сверхзанятость населения. Так, если в 1970 г. уровень занятости в общественном производстве (отношение занятых в общественном производстве к трудоспособному населению) составил 0,74, то в 1990 г. — 0,89. При этом спрос на рабочую силу постоянно в 2-3 раза превышал объем ее предложения. Сверхзанятость выступила в качестве фактора экстенсивного развития национальной экономики. Административная экономика была поражена еще одной серьезной болезнью — скрытой безработицей, что дополнялось снижением производительности труда, дисциплины и качества продукции. Избыток рабочей силы на производстве был связан со стремлением государственных предприятий создать резерв живого труда из-за тотальной неритмичности производства, постоянного отвлечения работников на выполнение различного рода общественных работ (уборка города, сельхозработы, подсобные хозяйства, военные сборы, шефская помощь). Скрытая безработица усиливалась сложившимся порядком планирования уровня средней] заработной платы персонала, а также неэффективным исполь-/ зованием вовлеченной в производство рабочей силы. В условиях заниженного уровня национальной зарплаты и низких стимулов к труду широко использовались внеэкономические методы закрепления работника на производстве. Особенно это касалось сельского хозяйства, экологически неблагополучных регионов. Предельно была усложнена процедура увольнения по собственному желанию. Гарантированность занятости трактовалась как историческое преимущество «развитого социализма». Дефицит жилья, административные ограничения по перемещению (городская прописка) привели к тому, что была значительно снижена мобильность рабочей силы. В итоге сложилось устойчивое потребительское отношение к национальному производству (см. ч. 1, глава 12). Общая характеристика нового рынка труда. В переходный период к экономической системе нового типа появляются первые признаки формирования полноценного рынка рабочей силы. На текущий момент такой рынок можно классифицировать как ограниченный по объему спроса. Под воздействием различных факторов в государственном секторе значительно сократился объем ежегодных вакансий (примерно в 6-10 раз). Одновременно сформировался устойчивый объем спроса на рабочую силу со стороны частного сектора национальной экономики. Вслед за изменением спроса на потребительские товары и некоторой структурной перестройкой национальной экономики наблюдаются изменения в отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Резкое снижение уровня жизни населения стимулирует сверхзанятость среди некоторых социально-демографических групп (домохозяйки, пенсионеры, подростки и т. п.), а также активный поиск работы по совместительству. В долговременной перспективе формирования предложения труда следует учитывать определившееся снижение темпов ес- тественного прироста населения, общее старение населения республики, а также нарастание миграционных процессов за счет представителей для Беларуси нетитульных национальностей. В рамках трудоспособного населения принято выделять экономически активное население (занятые и официальная безработица) и экономически неактивное население. На рис. 11.13 обозначены основные потоки, которые сложились на белорусском рынке труда. Отличительной особенностью формирующегося рынка труда является присутствие безработицы. Безработица. Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое экономическое явление. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда безработным считается тот, кто не имеет работы, может и хочет работать, ищет работу. В переходный период на возникновение безработицы прямое воздействие оказывают: а) кризисный и конъюнктурный (например, под воздействием импорта) спад объемов производства, структурные сдвиги и закрытие неперспективных видов производств; б) рационализация производства и стремление сократить в) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффектив г) дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых' В первую очередь исчезает ранее сформированный избыточный спрос на рабочую силу. Складывается спросоограниченный рынок рабочей силы. Уже на старте переходного периода появляется структурная безработица, обусловленная кризисным спадом производства и высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в отраслях национальной экономики. Можно прогнозировать постепенное вытеснение из производства излишков рабочей силы (скрытая безработица). Следует отметить, что вопреки официальному показателю безработицы (2,1-2,3%) ее реальные масштабы в Беларуси значительно выше. Обратим внимание на резкое снижение численности экономически активного населения (см. таблицу 11.2). Если же при расчете данного показателя учесть примерно 400-500 тыс. человек, которые лишились официальной занятости, но не зафиксированы среди безработных (примерно 50% из них оказались в «теневом секторе»), то уровень безработицы составляет примерно 10-12,5 %. В качестве стандартных причин, влияющих на прирост экономически неактивного населения, могут выступить выход на пенсию, семейные обстоятельства, увольнение по собственному желанию, занятость в «теневой экономике». Но следует учитывать и тех безработных, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). По данным, полученным в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, уровень безработицы (в % к экономически активному населению) в 1999-2002 годах сложился в пределах 6,5-7,6%. Примечание. Показатель безработицы рассчитан как отношение официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс безработные). Ежегодно в службу занятости по вопросу трудоустройства обращается 250-300 тыс. человек. Статус безработного получают 180-200 тыс. человек. Пособия по безработице получает примерно каждый второй официальный безработный. Средний размер пособия на одного безработного составляет 6-7% от средней заработной платы в республике. Среди безработных — более половины ИТР и служащих. Постепенно снижается образовательный уровень безработицы: доля лиц с высшим образованием (1991-2002 гг.) сократилась с 60 до 17%. Происходит омоложение контингента безработных (молодежь в возрасте до 30 лет составляет примерно 55%). Среди безработных снижается удельный вес женщин (с 84 до 60%). В течение года примерно каждый пятый безработный проходит профессиональное обучение и повышение квалификации. Увеличивается число длительно безработных. На одну заявленную вакансию претендуют примерно 2,5-3 безработных. Каждый двадцатый безработный привлекается к общественным работам. Скрытая безработица. Длительное сохранение в государственном секторе экономики скрытой безработицы является характерной особенностью современной переходной экономики (см. ч. 1, глава 14). Соответствующие исследования степени использования производственных мощностей на средних и крупных государственных предприятиях обнаруживают наличие избыточной численности в размере 15-40% от общей численности персонала. Скрытая безработица отсутствует в частном секторе экономики. Исклю-составляют лишь акционированные предприятия. Таблица 11. 2. Экономически активное население, занятые и уровень официальной безработицы в Республике Беларусь (1990-2003 гг.)
На государственных предприятиях скрытая безработица обнаруживается через неполную занятость в течение рабочего дня и недели (43%), вынужденные административные отпуска (50%), полную остановку производства (7%). По данным официальной статистики, численность работавших в режиме неполного рабочего места составляет 4,5-5% от среднемесячной численности персонала. До 40% вынужденных отпускников не получили денежной компенсации. Скрытая безработица материализуется через недопроизводство продукции, ухудшение финансово-экономических показателей предприятия, введение натуральной оплаты труда, хронические задержки с выплатой заработной платы, скрытое побуждение администрации к увольнению. Административные отпуска и желание сэкономить на оплате труда продиктованы стремлением сохранить конкурентную способность производства. При скрытой безработице развитие получают нелегальные формы трудовых отношений (отсутствие на работе, выполнение в рабочее время на государственном оборудовании «левого заказа» и т. д.). Такая ситуация есть своеобразная форма сохранения кадрового персонала предприятия, включая высококвалифицированных работников, которые должны быть востребованы по завершении структурных, технологических и прочих преобразований. Недавний опыт (1996-1999 гг.) частичного восстановления докризисных объемов производства при благоприятном изменении рыночной конъюнктуры за счет экстенсивных факторов, сохранение практики доведения до государственных предприятий «административных темпов» экономического роста также сдерживают освобождение производства от избыточной численности. Вместе с тем следует признать, что сохранение скрытой безработицы есть результат доминирования соответствующей концепции занятости, предполагающей сохранение сложившихся трудовых коллективов, недопущение массовых увольнений и перехода безработицы в открытую форму. Результатом сохранения большого количества неэффективных рабочих мест выступает снижение средней заработной платы, подавление стимулов к высокопроизводительному труду, отказ от сфуктурных сдвигов в переходной экономике, а также инфляция издержек производства. Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий, на формальную реализацию коммерческого (хозяйственного) расчета. В этих условиях администрация предприятия не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации и производительности труда). При совершенствовании политики занятости в условиях демонтажа административно-командной экономики нет смысла воспроизводить устаревшие идеи «всеобщей занятости». Необходимо учитывать противоречие между социальными и экономическими аспектами занятости, рационально использовать ограниченные финансовые возможности государства при регулировании пропорций между спросом и предложением рабочей силы. Невысокий уровень жизни населения, которое может защитить себя только высокопроизводительным трудом, отсутствие у населения более или менее приемлемых сбережений, а также психологическая неподготовленность к возможной потере рабочего места усиливают остроту восприятия безработицы. Ситуация ухудшается из-за дефицита инвестиций производственного содержания, спада деловой активности. Вопросы уровня оплаты труда. Становление полноценного рынка рабочей силы предполагает наличие действенной подсистемы общенационального регулирования заработной платы. Государство взяло курс на прямое регулирование стоимости рабочей силы во всех секторах экономики. В соответствии с Декретом № 17 и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23. 08. 2002 г. № 1144 предписано обязательное использование Единой тарифной сетки, включая тарифную ставку первого разряда. Однако по-прежнему воспроизводится видимость того, что для Беларуси якобы характерно наличие дешевой рабочей силы. Хотя по основным параметрам совокупная стоимость ее подготовки — для государства и домашнего хозяйства — при ближается к европейским стандартам. В действительности mi имеем дело с унаследованным от административно-командно экономики тотальным занижением цены рабочей силы как экс комического ресурса. Такая ситуация не стимулирует сниже ние спроса на рабочие места. Низкий уровень оплаты труда приводит к тому, что в переходный период средняя зарплата в промышленности ненамного превышает минимальный потребительский бюджет. В других отраслях (сельское хозяйство), а также в бюджетных отраслях средняя заработная плата длительный период времени воообще тяготеет к минимальному (физиологическому) прожиточному минимуму. Это значительно затрудняет выполнение заработной платой воспроизводственной функции. Не случайно с 1994 года естественная убыль населения ежегодно превышает рождаемость примерно на 50-60 тыс. человек Общая численность населения республики (несмотря на положительное сальдо миграции) вновь стала меньше довоенного уровня. Выполнение заработной платой воспроизводственной функции затрудняется и тем, что с 2002 года взят курс на перевод части бесплатных услуг в платные (здравоохранение, образование, коммунальные услуги, предоставление жилья, платные дороги). При этом сокращение выплат из общественных фондов потребления не компенсируется повышением цены труда и национального уровня заработной платы. Для Беларуси, находящейся в центре Европы и испытывающей дефицит важнейших видов природных ресурсов, предельно важно исключить имеющуюся недооценку труда высококвалифицированных работников (наука, высокотехнологичные сектора национальной экономики), создавать должные условия для их рационального использования, не допускать «утечку мозгов». При регулировании трудовых отношений используется установление минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда для бюджетных отраслей, где нанимателем выступает государство. Минимальная зарплата — законодательно закрепленная гарантия и основа нынешней системы оплаты труда, своеобразный социально-экономический норматив. Но данный норматив приобретает экономический и социальный смысл лишь тогда, когда совпадает с минимальным прожиточным минимумом («потребительским бюджетом»). В перспективе «потребительская корзина» должна включать затраты на образование, медицинское и культурное обслуживание, которые становятся платными. Формы адаптации рынка труда. Безработица и низкий уровень заработной платы стимулируют поиск альтернативных источников существования. Так, первую волну частного торгового бизнеса («челноки» и т. д.) составили прежде всего лица с высшим образованием, утратившие рабочие места в конструкторских бюро, проектных институтах, отраслевых научных центрах и т. д. Низкий уровень заработной платы стимулирует вторичную занятость (занятость на нескольких рабочих местах, совместительство по основному месту работы). Вторичная занятость сокращает свободное время, в особой форме отражает существование сверхзанятости определенной части населения. Если в странах ЕЭС вторичная занятость обычно составляет 3-4 %, то в Беларуси по некоторым оценкам колеблется в пределах 10-20 % и носит явно гипертрофированный характер. Основными причинами тому выступают низкий уровень жизни населения, наличие в семье безработных и снижение общего семейного дохода. Выход на полосу стабильного экономического развития будет способствовать сокращению вторичной занятости населения и повысит ценность свободного времени. С учетом сложившейся практики средняя заработная плата в здравоохранении, образовании и других бюджетных отраслях определяется беэ учета широко распространенного совместительства. Так, на 1 января 2003 года средняя зарплата врачей составила 180 тыс рублей, хотя по основному месту работы без совместительства она ниже не менее чем на 30%. Одной из особенностей современного рынка труда в Беларуси выступает неформальная занятость. Речь идет о трудо- вой деятельности, которая юридически не оформлена и осуществляется в том числе на территории сопредельных государств. По некоторым оценкам, сегодня в нее вовлечено около 800 тыс. граждан республики (строительные услуги, торговля, образование, пошив одежды и т. д.). Для определенного круга трудоспособного населения неформальная занятость позволяет стабилизировать уровень жизни. Однако всегда дополняется социальной незащищенностью, нарастанием криминальных тенденций, сокрытием доходов и потерей налоговых поступлений в бюджет. В качестве особой формы нелегальной занятости в условиях Беларуси следует рассматривать нелегальную миграцию рабочей силы (нарушены правила въезда, пребывания и экономической деятельности). Постановлением Совета Министров от 16.09 2002 г. № 1258 предусмотрено, что для трудовой деятельности на территории Беларуси иностранным гражданам и лицам без гражданства требуются специальные разрешения, выдаваемые Мит^ стерством труда и социальной защиты, а также органами внутренних дел (пред! принимательская деятельность) по согласованию с Минтруда и Минэкономики. Спрос на труд нелегалов предъявляет прежде всего «теневая экономика». По некоторым оценкам, в Беларуси численность нелегалов составляет примерно 150 тыс. человек, что отражает низкую эффективность деятельности официальных властей. Индексация заработной платы. Такая форма регулирования оплаты труда широко используется в условиях обострения инфляции. Направлена на поддержание покупательной способности населения. На практике применяются разные модели индексации. Наиболее простой вариант — автоматическое повышение заработной платы с учетом индекса цен на определенную дату. При этом повышение заработной платы может осуществляться не ежемесячно, а лишь после преодоления инфляцией «минимального порога» (например, 10% и т. д.). С 1994 по 2002 год цены на потребительском рынке Беларуси возросли в миллионы раз. Однако тотальная система индексации денежных доходов населения не используется. Частично применяется вариант корректировки уровня денежных доходов населения, когда при преодолении «минимального порога» (пер- вое ограничение индексации) индексируется лишь сумма, эквивалентная двум минимальным зарплатам, а сумма, эквивалентная 3-й и 4-й «минималке», индексируется лишь на 50%. Социальное партнерство. В переходный период должна постепенно формироваться система социального партнерства. Некоторые элементы такой подсистемы складываются и в условиях Беларуси. Так, с 1993 г. свое начало берет практика проведения трехсторонних консультаций по социально-трудовым вопросам (Согласительный совет, а с 1999 г. — Национальный совет по трудовым и социальным вопросам). Основным правовым инструментом социального партнерства выступают коллективные договоры и соглашения. Такие соглашения заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном уровне (местное соглашение). Первое Генеральное соглашение между правительством и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами было подписано в апреле 1995 г. В настоящее время действует Генеральное соглашение (от 21.05.2001 г.) между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзом на 2001-2003 гг. В данном соглашении в качестве предпосылки повышения уровня жизни признаны стабилизация и подъем белорусской экономики. По настоянию нанимателей впервые был включен раздел «Экономическая политика» с учетом осознания того, что без реформы административной экономики Беларуси невозможно повышение эффективности производства и уровня жизни населения. Определены конкретные меры в области экономической политики, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, ряд социальных гарантий. Предусмотрено поэтапно довести тарифную ставку первого разряда до уровня «бюджета прожиточного уровня», а также обеспечить темпы роста заработной платы не ниже темпов роста ВВП. Анализ реально складывающейся ситуации показывает, что ряд важных позиций, предусмотренных Генеральным соглашением на 2001-2003 гг., окажется невыполненным на конец 2003 года. Низкий национальный уровень заработной платы, невозможность создать приемлемые сбережения на старость, неэффективное использование государственной собственности морально устаревшим директорским корпусом — все это способствует нарастанию отчуждения труда, обостряет противоречие между трудом и капиталом. В данном аспекте следует обратить внимание на отсутствие влиятельного профсоюзного движения. Сегодня официальные профсоюзы практически ничем не отличаются от профсоюзов, функционировавших в условиях административно-командной экономики и выполнявших роль «школы коммунизма». Теперь кратко о частном секторе экономики. Здесь при определении размера оплаты труда используются объективные характеристики «человеческого капитала». В качестве критериев оценки работника реже используются такие факторы, как образование и стаж работы. Усиливается индивидуализация процесса установления заработной платы с учетом оценок личных качеств работника (инициатива, лояльность к фирме, бесконфликтность, наличие «полезных» связей и т. п.). Следует обратить внимание на слабую социальную защищенность наемного работника в условиях формирующегося частного сектора по сравнению с государственным. Заметно: чем ниже позиция работника в иерархии частного предприятия, тем в большей степени заработная плата зависит от волевых решений руководства. Используются жесткая система штрафов (полная компенсация ущерба, лишение месячной зарплаты и др.), а при выплате заработка — «белая» и «серая» ведомость. Несоблюдение прав работника, зафиксированных в Трудовом кодексе, обнаруживается через использование системы двойных стандартов (устных и письменных), лишение или сокращение очередного и других видов (учеба и т. п.) отпуска, а также через широкое использование сверхурочных работ. Новая социальная прослойка предпринимателей, или «новых белорусов», еще не сформировалась как класс, не связывает собственные интересы с интересами развития национальной экономики Беларуси. ГЛАВА 12
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.143.21 (0.012 с.) |