Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент в системе регулирования деятельности фирмыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции управления. Известно, что необходимость управления детерминирована прежде всего общественным разделением труда, делегированием части полномочий создаваемой структуре. В особую сферу деятельности управление обособилось на рубеже XIX-XX-го веков. Повлияли рост масштабов производства, усложнение техники и технологии. Появилась особая паука об управлении. Вслед за английским экономистом А. Маршаллом управление сегодня рассматривается как особый фактор производства. Управление (менеджмент) выступает как целесообразная деятельность, направленная на координацию совместных усилий с целью оптимального сочетания вводимых факторов производства. Примечание. Нельзя не заметить, что в последнее время термин «управление» активно вытесняется понятием «менеджмент». Однако «управление» и заимствованное из английского языка «менеджмент» (management) совпадают только в том случае, если речь идет об управлении в организации. При этом под организацией Понимается объединение двух и большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели. Для обозначения управления в технических системах используется понятие «control». Если речь идет об управлении государством, то в английском языке используется слово «government». Еще одно английское слово «administration», переводимое как управление, употребляется, если речь идет о формальных и единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы. При этом сотрудник рассматривается как носитель рабочей силы или элемент трудовых ресурсов. Основными функциями управления выступают: 1) анализ ситуации, прогнозирование, выбор цели и опре 2) выбор средств достижения цели (планирование); 3) подготовка средств к достижению цели и организация дела; 4) координация действий участников процесса, стимули 5) контроль за процессом достижения цели и внесение кор Таким образом, управление предполагает прогнозирование хода развития событий, создание материальной базы производства, формирование наиболее приемлемой организационной структуры предприятия, включает определение соответствия отданного распоряжения реальному положению дел, измерение объема проделанной работы. Помимо общих функций управления выделяются конкретные направления координации по использованию тех или иных экономических ресурсов. Поэтому речь может идти об управлении финансами, недвижимостью, материальными ресурсами, оборудованием, персоналом, реализацией произведенной продукции. Наглядно соотношение между общими функциями и конкретными направлениями можно представить в виде особой матрицы (см. рис. 14.2). Таким образом, с учетом возможных объектов управления можно классифицировать финансовый, производственный, информационный, технологический, рыночный (маркетинг) менеджмент и т. п. Особое место всегда отводится управлению Рис. 14.2. Соотношение общих функций и основных направлений управления персоналом (трудом). Где и что находится, подскажет приведенная выше матрица управления (см. рис. 14.2). Без особых преувеличений можно утверждать: управление создает и сохраняет предприятие как хозяйствующий субъект, выступает как форма его жизнеобеспечения. Смена концепций управления. За последние сто лет произошла смена проблем менеджмента: — в 20-30-е годы XX века на первом месте находилась — в 50-60-е годы доминируют проблемы организацион — в 60-70-е годы вперед выдвигаются проблемы плани — в 80-90-е годы доминируют проблемы стратегическо В структуре современного менеджмента предприятия есть основание выделить две основные концепции: а) старую «рациональную» парадигму; б) новую «неформальную» парадигму. В первом случае (старая концепция) предпринимательская фирма рассматривается как «закрытая» и сформировавшаяся система. Так как цель и задачи развития жестко задаются внешним окружением, поэтому считается, что успех фирмы зависит только от внутренних факторов. В качестве основных объектов управления определяются специализация, производительность труда, контроль, снижение издержек производства и социальный микроклимат. Во втором случае (новая концепция) предпринимательская фирма трактуется как «открытая» система. Главные предпосылки успеха усматриваются вне фирмы, зависят от приспособления к внешней среде. На первом месте — маневр в распределении ресурсов, а не пунктуальность в их расходовании, прогноз будущего состояния окружающей среды. При организации внутрифирменных отношений предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам, развития у персонала готовности к риску. Организационная структура. Составной частью управления предприятием выступает организация — процесс, который затрагивает распределение внутри предприятия обязанностей между отдельными управляющими, определяет формы и способы внутренних взаимоотношений по поводу ответственности и властных полномочий. В современной трактовке «организовать» означает спланировать, определить те функции, которые необходимы для выполнения той или иной работы, распределить их среди работников, используя определенные знания и технические приемы Организация обеспечивает внутреннюю взаимосвязь подразделений, группировку отдельных видов работ, делегирование полномочий, создание оптимального организационного микроклимата Ключевой момент организации предприятия — обеспечение устойчивых внутренних связей, или организационной структуры Организационная структура определяется целью и стратегией развития фирмы. Цель — желаемое состояние предприятия в будущем. Стратегия — концепция использования ресурсов, выбора средств достижения цели. В качестве основных принципов организации выделим: а) единство управления, когда за результат отвечает кон б) единство подчинения, когда у любого работника есть в) ориентация на выполнение основной задачи, получение г) последовательный контроль, гибкость и доступность На практике существуют разнообразные типы организационных структур управления: 1) линейная структура, когда обеспечивается подчинение 2) линейно-штабная структура, когда при линейном ру 3) функциональная структура, когда служба или «штаб» 4) дивизионное управление, когда учитываются группы 5) матричная структура, когда в отдельную структуру На практике каждая организационная структура демонстрирует свои положительные и отрицательные стороны, не является универсальной и в чистом виде практически не используется. Реальная организационная структура — это результат комбинирования различных схем. Реальные модели управления. При разработке модели управления предприятия с учетом рыночной среды особую ценность приобретает структурный анализ отношений управления и выделение при этом организационно-технического, экономического и социального аспектов. При организационно-техническом подходе управление выступает как функция координации совместного труда. Ее содержание — координирование трудовой деятельности совокупного работника предприятия за счет усилий технократии. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. Составляющими объектами выступают технология и контроль за ее соблюдением, обеспечение ритмичности производства, оптимальное сочетание факторов производства, организация материальных потоков внутри предприятия, трудовая дисциплина. При экономическом подходе управление предприятием рассматривается как функция собственника, важнейший пункт в системе присвоения, реализации экономических интересов. Предприятие рассматривается как имущественный комплекс, как капитал в физической форме. Выделяются вопросы специализации производства, его развития, инвестирования, а также распределения дохода и прибыли между факторами производства. При социальном подходе управление связывается с механизмом социальной реализации собственности на средства производства и рабочую силу. Управление затрагивает вопросы условий труда, единства содержания и характера труда, воспроизводства рабочей силы, экологической безопасности производства, формирования социального микроклимата. При социальном подходе учитываются национальные традиции, разновидности вероиспо-ведования среди наемного персонала и т. д. При выборе модели управления и ее совершенствовании многое может подсказать опыт функционирования тех фирм, которые добились мировой известности. Есть свидетельство, подтверждающее отход от линейных, линейно-штабных структур и активное внедрение матричных (адаптирующих) систем управления. Новейшие системы отличают децентрализация, приближение ответственности к пункту принятия управленческого решения. Ставится зада- ча преодолеть разрыв между уровнем принятия и исполнения управленческого решения. Существует однозначная тенденция разделять высшую экономическую власть между несколькими структурами, представляющими собственника предприятия, управленцев-профессионалов, наемный персонал и т. д. Таким образом, современная экономическая теория предлагает разные модели управления. Конкретную модель воздвигает сама фирма с учетом масштаба производства, внешней среды, традиций и т. п. При этом через каждые 4-5 лет возникает необходимость реформировать сложившуюся систему управления предприятием. В качестве основных характеристик новейших моделей управления выделяются уменьшение уровней управления, укомплектование структурных подразделений наиболее квалифицированным персоналом, активное развитие производственного соуправления (самоуправления) наемного персонала. Управление трудом. На многих предприятиях затраты на труд — основная часть издержек производства. Поэтому эффективное использование наемной рабочей силы предстает как особо важная задача. К тому же рабочая сила существенно отличается от других факторов производства. Так, в самый неподходящий момент работник может уволиться или отказаться от предложенного места, потребовать повышения заработной платы, приобрести другую профессию или поменять место жительства. Условия использования рабочей силы всегда жестко регулируются государством. Эти и другие обстоятельства заставляют особенно тщательно подходить к организации найма и использования вовлекаемой в производство рабочей силы. Поиск работника может проходить за счет внешних (биржа, конторы, центры занятости, объявления) и внутренних источников, что зависит от конкретных обстоятельств и формы бизнеса. При приеме на работу, чтобы собрать необходимую информацию, познакомить кандидата с рабочим местом, используются анкетирование, собеседование и т. д. Методы и средства управления трудом, как важнейшим фактором производства, не остаются неизменными. Они зависят от уровня развития производительных сил, характера используемой технологии. В любом случае то, что вполне пригодно на строительной площадке, абсолютно неприемлемо для атомной электростанции. Кроме того, на выбор модели управления трудом воздействие оказывают формы собственности и Механизм ее реализации, содержание и характер труда, способ реализации собственности на рабочую силу. Важнейшим объектом управления трудом выступает оценка исполнения, сравнение фактически достигнутых результатов с намеченными целями. Важно выявить параметры снижения текучести рабочей силы. Предполагая, что во многих случаях определенная текучесть кадров или неизбежна (уход на пенсию, смена места жительства и т. п.), или целесообразна (приток новых людей с новыми идеями), все же завышенный оборот рабочей силы отрицательно сказывается на производительности, увеличивает издержки фирмы по подготовке рабочей силы. Поэтому руководство должно знать реальные причины увольнения, чтобы в дальнейшем улучшить управление трудом. В сфере оплаты труда предпринимательская фирма преследует несколько основных задач: — наем подготовленной и обученной рабочей силы; — стимулирование высокой дисциплины и производитель Уровень оплаты труда затрагивает, с одной стороны, издержки производства, его прибыльность и рентабельность, с другой — условия воспроизводства рабочей силы как способности к труду. Высокая зарплата позволяет расширить круг кандидатов при заполнении вакансии, сокращает текучесть кадров. Но сама по себе высокая зарплата не гарантирует высокую производительность и дисциплину труда. В качестве базовых типов управления трудом фундаментальная экономическая теория выделяет: 1) технократический, для которого присущи максималь 2) инновационный, когда ставка делается на повышение Безусловно, на практике реальных типов управления значительно больше. Чтобы наглядно отразить это, взаимосвязь технократического и инновационного измерений схематически представим в виде графика с 9-ти балльной оценкой (см. рис. 14.3). По вертикали (ось Y) отложено возрастание «инновационных предпочтений», или заботы о людях, а по горизонтали (ось X) — «технократические устремления». Для варианта 1.9 характерна минимальная забота о результатах производства. Главное — это оптимальный социальный микроклимат, даже если это вредит производству. Для противоположного варианта 9.1 характерен режим жесткого подчинения руководителю. Вариант 9.9 синтизировал высокий уровень заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях. Реально данный вариант не является достижимым. Вариант 5.5 реализует философию «золотой середины». Вариант 1.1 — это «нищета управления», когда отсутствие заботы о персонале дополняется низкими показателями хозяйствования. Кризис технократического управления. Теоретическую основу технократической модели управления трудом состави- ли принципы «НОТ» (научной организации труда), система американского предпринимателя Ф. Тейлора (разделение труда, тщательный инструктаж, сдельная зарплата и штрафы), а также другие построения. В соответствии с данными построениями наемный работник рассматривается как ленивое существо, отлынивающее от работы, которое необходимо подгонять, грозить наказаниями и т. д. Технократия монополизирует функцию управления производством, усиливает отчужденность труда и собственности. Для технократа наемный работник «с улицы» выступает как наиболее дешевый фактор производства, винтик социотехнической системы. Технократическое мышление свободно от категорий нравственности, совести, человеческого переживания. Технократы всегда стремятся уйти из-под контроля собственника предприятия. Стремление вместе со сложившейся системой управления стабилизировать свое личное положение, получать с предприятия скрытые доходы и привилегии превращают технократию в опору консерватизма. Технократия всегда выступает противником демократизации экономических отношений. Для технократической концепции управления предприятием, порожденной особенностями крупного производства, свойственно максимальное отделение труда исполнительского от организаторского. С определенного момента технократия, власть которой основана на владении конкретными техническими знаниями современного производства, становится символом бюрократических тенденций. Не случайно в условиях современного производства под воздействием научно-технической революции, усиливается кризис технократического управления. Получают развитие функциональный хозрасчет (центры ответственности) и внутреннее предпринимательство (интрапренерство), а также временные трудовые коллективы, которые создаются для решения конкретной задачи. Широкое распространение получают модели «инновационного менеджмента» («сжатая рабочая неделя», «участие в прибыли», бригадный подряд, «кружки качества», «команды энтузиастов»). Таким образом, постепенно в менеджменте труда усиливаются экономические и социальные аспекты. Работник все меньше рассматривается как простой придаток машины. На производстве возрастает значение психологов и социологов, а также производственного соуправления. Производственное соуправление. Инновационная модель управления трудом предполагает развитие производственного соуправления. Основная идея производственного соуправления сводится к тому, что наемный персонал предприятия, включая и рабочих, регулярно привлекается к выработке управленческих решений и контролю за их выполнением. Тем самым управление как функция координации совместного труда перестает быть исключительной монополией собственника и менеджеров предприятия. Сегодня производственное соуправление получило развитие во всех западноевропейских странах, опирается на мощную законодательную базу. Так, в ФРГ первый закон о развитии производственного соуправления был принят в 1951 году, что позволило реализовать на практике соответствующие идеи гуманизации индустриального труда (49). В условиях производственного соуправления наемный работник перестает рассматриваться как носитель грубой физической силы. Полноценное развитие получает собственность на рабочую силу, идея «человеческого капитала». При замещении вакантных должностей проводятся конкурсы и выборы. Этим открываются широкие возможности для внутрифирменного продвижения по службе. При подготовке управленческого решения, связанного с развитием предприятия, есть стремление полно учесть производственный опыт персонала («кружки качества», «команды энтузиастов» и т. п.). Производственное соуправление наделяет наемный персонал весьма широкими полномочиями в сфере организации труда, совершенствования условий отдыха. Особое внимание уделяется совместной разработке внутрифирменных стандартов и нормативных материалов, должностных инструкций, регламентирующих организацию и оплату труда. Соуправление преследует цель сформировать оптимальный социальный микроклимат за счет коллегиальности, развития корпоративных ценностей, а также обогатить содержание труда, усилить признаки свободного труда. Для этого создается инфраструктура производственного соуправления. Ее эпицентр — совет предприятия, где наемные рабочие и управляющие имеют равное количество голосов. Производственное соуправление предполагает получение работником информации о состоянии дел на предприятии. Наемный рабочий имеет право на участие в распределении прибыли, в выборах членов дирекции предприятия. Наемный персонал имеет своих представителей в наблюдательном совете корпорации. Развитие производственного соуправления непосредственно отражается в диффузии собственности на средства производства, ее социализации (см. ч. 1, стр.272). Частная собственность все более приобретает долевой характер (акции, паи, рабочие доли и т. д.), что усиливает ее ассоциативный характер. Следует признать, что все такие изменения в управлении трудом и внутрипроизводственных отношениях оказывают существенное влияние на трансформацию национальной экономической системы, корреспондируются с формированием так называемого «народного капитализма», где высокая экономическая эффективность дополняется социальной ориентацией экономического развития (см. рис. 14.4). Таким образом, инновационная модель управления трудо\ получая особое воплощение в производственном соуправленш способствует формированию экономического человека, наде ленного сознанием нового типа. Одним из продуктов развития производственного соуправ-ления выступает формирование на заводской территории производственной ассоциации. Производственная ассоциация предстает как социальное объединение работодателя и наемного персонала, выступающее как товаропроизводитель в соответствии с местом, занимаемым в системе общественного разделения труда, реализующим собственные экономические интересы. Ассоциативность сглаживает традиционное отчуждение работодателя и работополучателя. С одной стороны, престиж предприятия, качество продукции и уровень доходов зависят от социально-экономической реализации собственности на рабочую силу, от степени удовлетворенности наемного работника трудом. С другой стороны, личная судьба рабочего, его имидж зависят от финансового положения предприятия. В развитии производственной ассоциации и усилении коллективности экономических отношений сказывается жесткая экономическая необходимость. Сегодня сложно устоять в конкурентной борьбе, не создав условий для заинтересованной творческой работы персонала. Следует отметить, что административный социализм формально никогда не отказывался от идеи привлечения «трудящихся к управлению производством», от стремления привлечь «каждую кухарку» к управлению государством. Чего стоил только один лозунг «Земля крестьянам, фабрики рабочим». Но идеологические соображения уступили место бюрократизации и этатизации экономической жизни. Бюрократия как новый класс предпочитала распоряжаться народным достоянием самостоятельно. Это позволило скрывать от народа реальное положение дел, т. е. провалы в социалистическом строительстве. Последняя попытка смягчить кризис административно-командной системы за счет развития производственного самоуправления предприятий была предпринята окружением М Горбачева. Первоначально получила в обществе весьма положительный резонанс. На руководящие должности разных уровней было выдвинуто много талантливых специалистов. Экономической предпосылкой для развития производственного самоуправления выступило возрастание ответственности предприятий за конечные результаты хозяйствования, развитие самоокупаемости и самофинансирования. Но вскоре под давлением бюрократии и технократии прежняя порочная система селекции руководящих кад- ров была восстановлена в полном объеме. Советы предприятий были распущены, а выборы и открытые конкурсы были упразднены как элементы, инородные для административно-командной системы (23, 24). Планирование и прогнозирование деятельности предприятия Содержание планирования. Среди функций управления особое место занимает планирование. Планирование предстает как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на достижение высокой экономической эффективности производства. Планирование можно рассматривать как заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда и кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат. Основное содержание планирования — это определение цели и главных задач развития, установление возможных параметров состояния в будущем, уменьшение до минимума неопределенности и риска предпринимательской деятельности, подготовка соответствующих управленческих решений. На практике планирование предстает как система планов или специальных расчетов: долгосрочных, среднесррчных, краткосрочных (текущих) и оперативных (детальная разработка конкретной задачи). План составляется в виде цифрового расчета по отдельным направлениям деятельности предприятия: выпуск продукции, объем реализации, доходы и расходы, материальные и трудовые затраты, капитальные расходы (инвестиции), социальное развитие. Долгосрочное планирование (план-прогноз) имеет особое стратегическое значение. Здесь выделяются главные цели и определяется «сценарий» развития фирмы. Основными этапами в разработке долгосрочного плана выступают: 1) анализ достигнутого уровня развития и сложившихся 2) прогноз состояния внешней экономической среды; 3) определение стратегической цели развития; 4) разработка конкретных программ и ситуационных планов; 5) проработка финансового и материального обеспечения. В современных условиях особое значение имеет идея непрерывного планирования, когда в любой момент у предпринимательской фирмы в наличии есть планы всех видов. Поэтому когда в конце календарного года разрабатывается план на следующий год (годовой план), то одновременно в среднесрочный и долгосрочный планы вносятся соответствующие дополнения. Прогнозирование. Неопределенность рыночной среды делает необходимым прогнозирование ее состояния в будущем. Прогнозирование — это стремление руководства предприятия заглянуть в свое ближайшее будущее. При этом формируется информационная база, необходимая для разработки планов социально-экономического развития. При прогнозировании могут использоваться различные математические и эвристические методы. Среди последних достаточно хорошо зарекомендовал себя «метод Дельфи», когда прогноз составляется при участии группы специалистов и экспертов, а мнения постепенно согласовываются. Следует так же выделить математическое моделирование, корреляционный анализ, а также экстраполирование, когда прошлое рассматривается как пролог будущего (30). В современных условиях громоздкие «техпромфинпланы» вытесняются бизнес-планированием. Бизнес-план. Предстает в виде специальной программы или документа, обычно состоит из общего реферата и конкретных расчетов по основным разделам, разрабатываемых с учетом типовой методики. Реферат бизнес-плана рассчитан на широкую публику. Наоборот, основные разделы бизнес-плана предназначены только для руководства предприятия и заинтересованных сторон (обслуживающего банка и т. д.). В качестве основных разделов бизнес-плана выступают: — анализ рынка и маркетинговая стратегия; — продуктовая стратегия; — производственная стратегия; — развитие системы управления фирмой и собственность; — финансово-экономическая стратегия. В зависимости от специфики предпринимательской деятельности и положения на рынке фирмы уделяют разное внимание тем или иным разделам бизнес-плана. Если для одних наиболее важным является разработка продуктовой и производственной стратегии, то для других — финансовой. В любых случаях в центре внимания всегда находится инновационная стратегия компании, включая и политику инвестиций. Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет, предоставляет руководству фирмы наиболее полную картину экономического положения и возможностей развития. При разработке бизнес-плана предприятие может исходить из разных стратегий развития. Традиционная стратегия предполагает сохранение позиций и максималь-•юе улучшение качества продукции. Планируется использовать ту техноло-^ию, которая доступна. Оппортунистическая стратегия включает поиск особого фирменного продукта с целью прочно занять свободную экономическую нишу. Имитационная стратегия предполагает избегание риска, использование новой техники и технологии только в «следящем режиме». Наступательная стратегия сориентирована на лидерство, на преодоление технологического разрыва и быстрое использование новой технологии. Помимо фундаментального бизнес-плана (плана-прогноза) предприятие может разрабатывать бизнес-план по реализации конкретного инвестиционного проекта (реконструкция цеха, открытие торгового дома). Такой бизнес-план направлен на решение конкретной задачи (освоение выпуска нового продукта, уменьшение дебиторской задолженности, преодоление неплатежей) и выглядит как перечень конкретных действий. В таком документе определяются возможные финансовые и материальные затраты, степень доходности и окупаемости капитальных вложений (6, 18, 45).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.02 с.) |