Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент в системе регулирования деятельности фирмы

Поиск

Функции управления. Известно, что необходимость управ­ления детерминирована прежде всего общественным разделе­нием труда, делегированием части полномочий создаваемой структуре.

В особую сферу деятельности управление обособилось на рубеже XIX-XX-го веков. Повлияли рост масштабов производства, усложнение техники и технологии. Появилась особая паука об управлении. Вслед за ан­глийским экономистом А. Маршаллом управление сегодня рассматривает­ся как особый фактор производства.

Управление (менеджмент) выступает как целесообразная деятельность, направленная на координацию совместных уси­лий с целью оптимального сочетания вводимых факторов про­изводства.

Примечание. Нельзя не заметить, что в последнее время термин «управ­ление» активно вытесняется понятием «менеджмент». Однако «управление» и заимствованное из английского языка «менеджмент» (management) совпада­ют только в том случае, если речь идет об управлении в организации. При этом


под организацией Понимается объединение двух и большего количества лю­дей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

Для обозначения управления в технических системах используется поня­тие «control».

Если речь идет об управлении государством, то в английском языке ис­пользуется слово «government».

Еще одно английское слово «administration», переводимое как управле­ние, употребляется, если речь идет о формальных и единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы. При этом сотрудник рассматривается как носитель рабочей силы или элемент трудовых ресурсов.

Основными функциями управления выступают:

1) анализ ситуации, прогнозирование, выбор цели и опре­
деление задач развития;

2) выбор средств достижения цели (планирование);

3) подготовка средств к достижению цели и организация дела;

4) координация действий участников процесса, стимули­
рование
и объединение усилий;

5) контроль за процессом достижения цели и внесение кор­
ректив, учет.

Таким образом, управление предполагает прогнозирование хода развития событий, создание материальной базы производ­ства, формирование наиболее приемлемой организационной структуры предприятия, включает определение соответствия отданного распоряжения реальному положению дел, измерение объема проделанной работы.

Помимо общих функций управления выделяются конкрет­ные направления координации по использованию тех или иных экономических ресурсов. Поэтому речь может идти об управ­лении финансами, недвижимостью, материальными ресурсами, оборудованием, персоналом, реализацией произведенной про­дукции. Наглядно соотношение между общими функциями и конкретными направлениями можно представить в виде осо­бой матрицы (см. рис. 14.2).

Таким образом, с учетом возможных объектов управления можно классифицировать финансовый, производственный, ин­формационный, технологический, рыночный (маркетинг) ме­неджмент и т. п. Особое место всегда отводится управлению


Рис. 14.2. Соотношение общих функций и основных направлений

управления

персоналом (трудом). Где и что находится, подскажет приве­денная выше матрица управления (см. рис. 14.2).

Без особых преувеличений можно утверждать: управление создает и сохраняет предприятие как хозяйствующий субъект, выступает как форма его жизнеобеспечения.

Смена концепций управления. За последние сто лет про­изошла смена проблем менеджмента:

— в 20-30-е годы XX века на первом месте находилась
«научная организация труда»;

— в 50-60-е годы доминируют проблемы организацион­
ной структуры, т. е. «чистого управления»;

— в 60-70-е годы вперед выдвигаются проблемы плани­
рования деятельности предприятия;

— в 80-90-е годы доминируют проблемы стратегическо­
го развития.

В структуре современного менеджмента предприятия есть основание выделить две основные концепции:


а) старую «рациональную» парадигму;

б) новую «неформальную» парадигму.

В первом случае (старая концепция) предпринимательская фирма рассматривается как «закрытая» и сформировавшаяся система. Так как цель и задачи развития жестко задаются вне­шним окружением, поэтому считается, что успех фирмы зави­сит только от внутренних факторов. В качестве основных объектов управления определяются специализация, производи­тельность труда, контроль, снижение издержек производства и социальный микроклимат.

Во втором случае (новая концепция) предпринимательская фирма трактуется как «открытая» система. Главные предпо­сылки успеха усматриваются вне фирмы, зависят от приспо­собления к внешней среде. На первом месте — маневр в рас­пределении ресурсов, а не пунктуальность в их расходовании, прогноз будущего состояния окружающей среды. При органи­зации внутрифирменных отношений предусматриваются спе­циальные меры для уменьшения сопротивления переменам, развития у персонала готовности к риску.

Организационная структура. Составной частью управле­ния предприятием выступает организацияпроцесс, который затрагивает распределение внутри предприятия обязаннос­тей между отдельными управляющими, определяет формы и способы внутренних взаимоотношений по поводу ответ­ственности и властных полномочий.

В современной трактовке «организовать» означает спланировать, опре­делить те функции, которые необходимы для выполнения той или иной ра­боты, распределить их среди работников, используя определенные знания и технические приемы Организация обеспечивает внутреннюю взаимосвязь под­разделений, группировку отдельных видов работ, делегирование полномочий, создание оптимального организационного микроклимата Ключевой момент организации предприятия — обеспечение устойчивых внутренних связей, или организационной структуры

Организационная структура определяется целью и стра­тегией развития фирмы. Цель — желаемое состояние предпри­ятия в будущем. Стратегия — концепция использования ресур­сов, выбора средств достижения цели. В качестве основных принципов организации выделим:


а) единство управления, когда за результат отвечает кон­
кретный работник, который наделен правом делегировать
только часть своих полномочий;

б) единство подчинения, когда у любого работника есть
только один руководитель;

в) ориентация на выполнение основной задачи, получение
в достаточном объеме необходимой информации, защита от
«информационного шума»;

г) последовательный контроль, гибкость и доступность
всех уровней организации.

На практике существуют разнообразные типы организа­ционных структур управления:

1) линейная структура, когда обеспечивается подчинение
«снизу доверху», что позволяет четко распределить обязанно­
сти и полномочия, оперативно принимать решения, поддержи­
вать ответственность и дисциплину;

2) линейно-штабная структура, когда при линейном ру­
ководителе создается специализированная служба (например,
бюро планирования отдельного цеха или производства, «служ­
ба главного механика» и т. п.)»

3) функциональная структура, когда служба или «штаб»
наделены правом руководства и принятия решения (сбыт, фи­
нансы, учет, снабжение, технический контроль и т. п.);

4) дивизионное управление, когда учитываются группы
обслуживаемых потребителей или группы производимой про­
дукции, образуются продуктово-рыночные единицы, обще­
фирменные отделы, что обеспечивает высокую степень де­
централизации управления;

5) матричная структура, когда в отдельную структуру
выделяется разработка новых продуктов и технологий, а
объем поставляемых ресурсов зависит от степени решения
поставленной задачи или от «жизненного цикла» продукции.

На практике каждая организационная структура демонст­рирует свои положительные и отрицательные стороны, не яв­ляется универсальной и в чистом виде практически не исполь­зуется. Реальная организационная структура — это результат комбинирования различных схем.


Реальные модели управления. При разработке модели уп­равления предприятия с учетом рыночной среды особую цен­ность приобретает структурный анализ отношений управле­ния и выделение при этом организационно-технического, экономического и социального аспектов.

При организационно-техническом подходе управление вы­ступает как функция координации совместного труда. Ее со­держание — координирование трудовой деятельности совокуп­ного работника предприятия за счет усилий технократии. Управление устанавливает согласованность между индивиду­альными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. Составляющи­ми объектами выступают технология и контроль за ее соблю­дением, обеспечение ритмичности производства, оптимальное сочетание факторов производства, организация материальных потоков внутри предприятия, трудовая дисциплина.

При экономическом подходе управление предприятием рас­сматривается как функция собственника, важнейший пункт в системе присвоения, реализации экономических интересов. Пред­приятие рассматривается как имущественный комплекс, как ка­питал в физической форме. Выделяются вопросы специализации производства, его развития, инвестирования, а также распреде­ления дохода и прибыли между факторами производства.

При социальном подходе управление связывается с механиз­мом социальной реализации собственности на средства производ­ства и рабочую силу. Управление затрагивает вопросы условий труда, единства содержания и характера труда, воспроизводства рабочей силы, экологической безопасности производства, форми­рования социального микроклимата. При социальном подходе учитываются национальные традиции, разновидности вероиспо-ведования среди наемного персонала и т. д.

При выборе модели управления и ее совершенствовании многое может подсказать опыт функционирования тех фирм, которые добились мировой известности. Есть свидетельство, подтверждающее отход от линейных, линей­но-штабных структур и активное внедрение матричных (адаптирующих) сис­тем управления. Новейшие системы отличают децентрализация, приближение ответственности к пункту принятия управленческого решения. Ставится зада-


ча преодолеть разрыв между уровнем принятия и исполнения управленческо­го решения. Существует однозначная тенденция разделять высшую экономи­ческую власть между несколькими структурами, представляющими собствен­ника предприятия, управленцев-профессионалов, наемный персонал и т. д.

Таким образом, современная экономическая теория предла­гает разные модели управления. Конкретную модель воздвига­ет сама фирма с учетом масштаба производства, внешней сре­ды, традиций и т. п. При этом через каждые 4-5 лет возникает необходимость реформировать сложившуюся систему управле­ния предприятием. В качестве основных характеристик новейших моделей управления выделяются уменьшение уровней управле­ния, укомплектование структурных подразделений наиболее ква­лифицированным персоналом, активное развитие производствен­ного соуправления (самоуправления) наемного персонала.

Управление трудом. На многих предприятиях затраты на труд — основная часть издержек производства. Поэтому эф­фективное использование наемной рабочей силы предстает как особо важная задача.

К тому же рабочая сила существенно отличается от других факторов производства. Так, в самый неподходящий момент работник может уволиться или отказаться от предложенного места, потребовать повышения заработной платы, приобрести другую профессию или поменять место жительства. Усло­вия использования рабочей силы всегда жестко регулируются государством.

Эти и другие обстоятельства заставляют особенно тща­тельно подходить к организации найма и использования вов­лекаемой в производство рабочей силы.

Поиск работника может проходить за счет внешних (биржа, конторы, центры занятости, объявления) и внутренних источников, что зависит от конкретных обстоятельств и формы бизнеса. При приеме на работу, чтобы собрать необходимую информацию, познакомить кандидата с рабочим мес­том, используются анкетирование, собеседование и т. д.

Методы и средства управления трудом, как важнейшим фактором производства, не остаются неизменными. Они зави­сят от уровня развития производительных сил, характера ис­пользуемой технологии. В любом случае то, что вполне при­годно на строительной площадке, абсолютно неприемлемо для атомной электростанции. Кроме того, на выбор модели управ­ления трудом воздействие оказывают формы собственности и


Механизм ее реализации, содержание и характер труда, способ реализации собственности на рабочую силу.

Важнейшим объектом управления трудом выступает оцен­ка исполнения, сравнение фактически достигнутых результа­тов с намеченными целями. Важно выявить параметры сниже­ния текучести рабочей силы.

Предполагая, что во многих случаях определенная текучесть кадров или неизбежна (уход на пенсию, смена места жительства и т. п.), или целесообраз­на (приток новых людей с новыми идеями), все же завышенный оборот ра­бочей силы отрицательно сказывается на производительности, увеличивает издержки фирмы по подготовке рабочей силы. Поэтому руководство долж­но знать реальные причины увольнения, чтобы в дальнейшем улучшить уп­равление трудом.

В сфере оплаты труда предпринимательская фирма пре­следует несколько основных задач:

— наем подготовленной и обученной рабочей силы;

— стимулирование высокой дисциплины и производитель­
ности труда.

Уровень оплаты труда затрагивает, с одной стороны, из­держки производства, его прибыльность и рентабельность, с другой — условия воспроизводства рабочей силы как способ­ности к труду. Высокая зарплата позволяет расширить круг кандидатов при заполнении вакансии, сокращает текучесть кадров. Но сама по себе высокая зарплата не гарантирует высокую производительность и дисциплину труда.

В качестве базовых типов управления трудом фундамен­тальная экономическая теория выделяет:

1) технократический, для которого присущи максималь­
ное разделение труда, обособление исполнительских и органи­
зационных функций, жесткие формы контроля, обособление
управленческого труда, стремление к получению положитель­
ных производственных результатов;

2) инновационный, когда ставка делается на повышение
творческой и интеллектуальной активности персонала, на до­
верие и уважение работников, симпатии друг к другу, исполь­
зование рабочей силы высокого качества («человеческого ка­
питала»), групповых форм организации труда.


Безусловно, на практике реальных типов управления значительно больше. Чтобы наглядно отразить это, взаимо­связь технократического и инновационного измерений схе­матически представим в виде графика с 9-ти балльной оцен­кой (см. рис. 14.3).

По вертикали (ось Y) отложено возрастание «инновационных предпоч­тений», или заботы о людях, а по горизонтали (ось X) — «технократические устремления».

Для варианта 1.9 характерна минимальная забота о результатах произ­водства. Главное — это оптимальный социальный микроклимат, даже если это вредит производству.

Для противоположного варианта 9.1 характерен режим жесткого под­чинения руководителю.

Вариант 9.9 синтизировал высокий уровень заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях. Реально данный вариант не является дос­тижимым.

Вариант 5.5 реализует философию «золотой середины».

Вариант 1.1 — это «нищета управления», когда отсутствие заботы о персонале дополняется низкими показателями хозяйствования.

Кризис технократического управления. Теоретическую основу технократической модели управления трудом состави-


ли принципы «НОТ» (научной организации труда), система американского предпринимателя Ф. Тейлора (разделение тру­да, тщательный инструктаж, сдельная зарплата и штрафы), а также другие построения. В соответствии с данными построе­ниями наемный работник рассматривается как ленивое суще­ство, отлынивающее от работы, которое необходимо подго­нять, грозить наказаниями и т. д.

Технократия монополизирует функцию управления производством, уси­ливает отчужденность труда и собственности. Для технократа наемный ра­ботник «с улицы» выступает как наиболее дешевый фактор производства, винтик социотехнической системы. Технократическое мышление свободно от категорий нравственности, совести, человеческого переживания. Технократы всегда стремятся уйти из-под контроля собственника предприятия. Стремле­ние вместе со сложившейся системой управления стабилизировать свое лич­ное положение, получать с предприятия скрытые доходы и привилегии пре­вращают технократию в опору консерватизма.

Технократия всегда выступает противником демократиза­ции экономических отношений. Для технократической концеп­ции управления предприятием, порожденной особенностями крупного производства, свойственно максимальное отделение труда исполнительского от организаторского. С определенного момента технократия, власть которой основана на владении конкретными техническими знаниями современного производ­ства, становится символом бюрократических тенденций.

Не случайно в условиях современного производства под воздействием научно-технической революции, усиливается кризис технократического управления. Получают развитие функциональный хозрасчет (центры ответственности) и внут­реннее предпринимательство (интрапренерство), а также вре­менные трудовые коллективы, которые создаются для реше­ния конкретной задачи. Широкое распространение получают модели «инновационного менеджмента» («сжатая рабочая не­деля», «участие в прибыли», бригадный подряд, «кружки ка­чества», «команды энтузиастов»).

Таким образом, постепенно в менеджменте труда усили­ваются экономические и социальные аспекты. Работник все меньше рассматривается как простой придаток машины. На


производстве возрастает значение психологов и социологов, а также производственного соуправления.

Производственное соуправление. Инновационная модель управления трудом предполагает развитие производственно­го соуправления.

Основная идея производственного соуправления сводится к тому, что наемный персонал предприятия, включая и рабочих, регулярно привлекается к выработке управленческих решений и контролю за их выполнением. Тем самым управление как функ­ция координации совместного труда перестает быть исключи­тельной монополией собственника и менеджеров предприятия.

Сегодня производственное соуправление получило развитие во всех за­падноевропейских странах, опирается на мощную законодательную базу. Так, в ФРГ первый закон о развитии производственного соуправления был при­нят в 1951 году, что позволило реализовать на практике соответствующие идеи гуманизации индустриального труда (49).

В условиях производственного соуправления наемный работник перестает рассматриваться как носитель грубой физической силы. Полноценное развитие получает собствен­ность на рабочую силу, идея «человеческого капитала». При замещении вакантных должностей проводятся конкурсы и выборы. Этим открываются широкие возможности для внут­рифирменного продвижения по службе. При подготовке управ­ленческого решения, связанного с развитием предприятия, есть стремление полно учесть производственный опыт персонала («кружки качества», «команды энтузиастов» и т. п.).

Производственное соуправление наделяет наемный персонал весьма широкими полномочиями в сфере организации труда, со­вершенствования условий отдыха. Особое внимание уделяется совместной разработке внутрифирменных стандартов и норматив­ных материалов, должностных инструкций, регламентирующих организацию и оплату труда. Соуправление преследует цель сфор­мировать оптимальный социальный микроклимат за счет колле­гиальности, развития корпоративных ценностей, а также обогатить содержание труда, усилить признаки свободного труда.

Для этого создается инфраструктура производственного соуправления. Ее эпицентрсовет предприятия, где наемные


рабочие и управляющие имеют равное количество голосов. Про­изводственное соуправление предполагает получение работником информации о состоянии дел на предприятии. Наемный рабочий имеет право на участие в распределении прибыли, в выборах членов дирекции предприятия. Наемный персонал имеет своих представителей в наблюдательном совете корпорации.

Развитие производственного соуправления непосредственно отражается в диффузии собственности на средства производ­ства, ее социализации (см. ч. 1, стр.272). Частная собственность все более приобретает долевой характер (акции, паи, рабочие доли и т. д.), что усиливает ее ассоциативный характер.

Следует признать, что все такие изменения в управлении трудом и внутрипроизводственных отношениях оказывают существенное влияние на трансформацию национальной эко­номической системы, корреспондируются с формированием так называемого «народного капитализма», где высокая эко­номическая эффективность дополняется социальной ориента­цией экономического развития (см. рис. 14.4).


Таким образом, инновационная модель управления трудо\ получая особое воплощение в производственном соуправленш способствует формированию экономического человека, наде ленного сознанием нового типа.

Одним из продуктов развития производственного соуправ-ления выступает формирование на заводской территории про­изводственной ассоциации.

Производственная ассоциация предстает как социальное объединение рабо­тодателя и наемного персонала, выступающее как товаропроизводитель в соот­ветствии с местом, занимаемым в системе общественного разделения труда, ре­ализующим собственные экономические интересы.

Ассоциативность сглаживает традиционное отчуждение ра­ботодателя и работополучателя. С одной стороны, престиж пред­приятия, качество продукции и уровень доходов зависят от со­циально-экономической реализации собственности на рабочую силу, от степени удовлетворенности наемного работника трудом. С другой стороны, личная судьба рабочего, его имидж зависят от финансового положения предприятия. В развитии производ­ственной ассоциации и усилении коллективности экономических отношений сказывается жесткая экономическая необходимость. Сегодня сложно устоять в конкурентной борьбе, не создав усло­вий для заинтересованной творческой работы персонала.

Следует отметить, что административный социализм формально никогда не отказывался от идеи привлечения «трудящихся к управлению производ­ством», от стремления привлечь «каждую кухарку» к управлению государством. Чего стоил только один лозунг «Земля крестьянам, фабрики рабочим». Но иде­ологические соображения уступили место бюрократизации и этатизации эко­номической жизни. Бюрократия как новый класс предпочитала распоряжаться народным достоянием самостоятельно. Это позволило скрывать от народа реальное положение дел, т. е. провалы в социалистическом строительстве.

Последняя попытка смягчить кризис административно-командной систе­мы за счет развития производственного самоуправления предприятий была предпринята окружением М Горбачева. Первоначально получила в обществе весьма положительный резонанс. На руководящие должности разных уровней было выдвинуто много талантливых специалистов. Экономической предпосыл­кой для развития производственного самоуправления выступило возрастание ответственности предприятий за конечные результаты хозяйствования, разви­тие самоокупаемости и самофинансирования. Но вскоре под давлением бюрок­ратии и технократии прежняя порочная система селекции руководящих кад-


ров была восстановлена в полном объеме. Советы предприятий были распу­щены, а выборы и открытые конкурсы были упразднены как элементы, ино­родные для административно-командной системы (23, 24).

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Содержание планирования. Среди функций управления особое место занимает планирование.

Планирование предстает как совокупность последова­тельных и взаимосвязанных действий, направленных на дости­жение высокой экономической эффективности производства.

Планирование можно рассматривать как заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда и кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.

Основное содержание планирования — это определение цели и главных задач развития, установление возможных па­раметров состояния в будущем, уменьшение до минимума нео­пределенности и риска предпринимательской деятельности, подготовка соответствующих управленческих решений.

На практике планирование предстает как система планов или специальных расчетов: долгосрочных, среднесррчных, краткосрочных (текущих) и оперативных (детальная разработ­ка конкретной задачи).

План составляется в виде цифрового расчета по отдельным направлени­ям деятельности предприятия: выпуск продукции, объем реализации, доходы и расходы, материальные и трудовые затраты, капитальные расходы (инвес­тиции), социальное развитие.

Долгосрочное планирование (план-прогноз) имеет особое стратегическое значение. Здесь выделяются главные цели и определяется «сценарий» развития фирмы. Основными этапа­ми в разработке долгосрочного плана выступают:

1) анализ достигнутого уровня развития и сложившихся
тенденций;

2) прогноз состояния внешней экономической среды;

3) определение стратегической цели развития;

4) разработка конкретных программ и ситуационных планов;

5) проработка финансового и материального обеспечения.


В современных условиях особое значение имеет идея непре­рывного планирования, когда в любой момент у предпринима­тельской фирмы в наличии есть планы всех видов. Поэтому когда в конце календарного года разрабатывается план на сле­дующий год (годовой план), то одновременно в среднесрочный и долгосрочный планы вносятся соответствующие дополнения.

Прогнозирование. Неопределенность рыночной среды де­лает необходимым прогнозирование ее состояния в будущем.

Прогнозирование — это стремление руководства предпри­ятия заглянуть в свое ближайшее будущее. При этом форми­руется информационная база, необходимая для разработки планов социально-экономического развития.

При прогнозировании могут использоваться различные математические и эвристические методы. Среди последних достаточно хорошо зарекомендовал себя «метод Дельфи», когда прогноз составляется при участии группы специалистов и экспертов, а мнения постепенно согласовываются. Следует так же выделить математическое моделирование, корреляци­онный анализ, а также экстраполирование, когда прошлое рассматривается как пролог будущего (30).

В современных условиях громоздкие «техпромфинпланы» вытесняются бизнес-планированием.

Бизнес-план. Предстает в виде специальной программы или документа, обычно состоит из общего реферата и конк­ретных расчетов по основным разделам, разрабатываемых с учетом типовой методики.

Реферат бизнес-плана рассчитан на широкую публику. Наоборот, основные разделы бизнес-плана предназначены только для руководства предприятия и заинтересованных сто­рон (обслуживающего банка и т. д.).

В качестве основных разделов бизнес-плана выступают:

— анализ рынка и маркетинговая стратегия;

— продуктовая стратегия;

— производственная стратегия;

— развитие системы управления фирмой и собственность;

— финансово-экономическая стратегия.

В зависимости от специфики предпринимательской деятельности и по­ложения на рынке фирмы уделяют разное внимание тем или иным разделам


бизнес-плана. Если для одних наиболее важным является разработка продук­товой и производственной стратегии, то для других — финансовой. В любых случаях в центре внимания всегда находится инновационная стратегия ком­пании, включая и политику инвестиций.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет, предоставляет руководству фирмы наиболее полную картину экономического положения и возможностей развития. При раз­работке бизнес-плана предприятие может исходить из разных стратегий развития.

Традиционная стратегия предполагает сохранение позиций и максималь-•юе улучшение качества продукции. Планируется использовать ту техноло-^ию, которая доступна.

Оппортунистическая стратегия включает поиск особого фирменного продукта с целью прочно занять свободную экономическую нишу.

Имитационная стратегия предполагает избегание риска, использование новой техники и технологии только в «следящем режиме».

Наступательная стратегия сориентирована на лидерство, на преодоле­ние технологического разрыва и быстрое использование новой технологии.

Помимо фундаментального бизнес-плана (плана-прогноза) предприятие может разрабатывать бизнес-план по реализации конкретного инвестиционного проекта (реконструкция цеха, открытие торгового дома). Такой бизнес-план направлен на ре­шение конкретной задачи (освоение выпуска нового продук­та, уменьшение дебиторской задолженности, преодоление не­платежей) и выглядит как перечень конкретных действий. В таком документе определяются возможные финансовые и ма­териальные затраты, степень доходности и окупаемости капи­тальных вложений (6, 18, 45).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.015 с.)