Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и методы государственного регулирования микроэкономики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Необходимость вмешательства государства. Современное государство активно занимается регулированием микроэкономики, так как: а) некоторые процессы национального воспроизводства оказываются не под силу механизму рыночного саморегулирования; 2) спонтанное функционирование рыночного механизма само по себе нуждается во внешней коррекции. В итоге ставка только на рыночную координацию неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы. Следует отметить, что государство в силу своей природы всегда занималось законодательным обеспечением рыночных отношений, организацией денежного обращения, таможенной системой. Классические функции направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, на закрепление в общественном сознании общепринятых норм экономического поведения. Такие функции «ночного сторожа» и «арбитра» достаточно ответственны. Кроме того, государство всегда выступало и в роли крупного хозяйствующего субъекта. Государство с давних времен контролирует и организует производство особо важных видов товаров (медикаменты, оружие, алкоголь, табак), а также широкого перечня общественных благ. Таким образом, недостатки рыночного саморегулирования — с одной стороны, и природа государства как комитета по управлению общественными делами — с другой, обусловливают возможность и необходимость, формы и методы государственного воздействия на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Государственное микрорегулирование выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными учреждениями в целях стабилизации и приспособления системы хозяйствования к изменяющимся условиям. Объекты регулирования. В современных условиях государство стремится обеспечить достижение ряда стратегических целей: 1) экономический рост; 2) занятость; 3) подавление инфляции; 4) стабильность обменного курса национальной валюты. Даже незначительные сбои в их обеспечении в состоянии отправить в отставку любое правительство. Выделенные выше четыре «золотые точки» традиционно находятся в центре экономической политики государства, получают отражение в общенациональной концепции развития. При этом государство обычно уточняет для себя магический «золотой квадрат», строит «дерево целей» и выдвигает более конкретные задачи социально-экономического развития (см. ч. 1, стр. 491). Тем самым определяется своеобразный «экономический радар», призванный уловить состояние национального производства (см. рис. 14.9). На рис. 14.9 в виде сплошной линии шестиугольника (адаптирован применительно к условиям Беларуси) обозначено состояние национальной экономики, принятой в качестве точки отсчета, используемой при анализе динамики экономического развития. Это могут быть фактические данные за соответствующий период прошлого года или прогнозные значения. Прерывистой линией соединены точки, отражающие отчетные данные анализируемого периода. Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. При этом приходится считаться с тем, что данные цели не только взаимно предполага- Рис. 14.9. Экономический радар состояния национального производства ют, но и отрицают друг друга. Это значительно усложняет механизм государственного регулирования. Объектом регулирования выступают условия, процессы, отношения, экономика регионов, сектора национальной экономики, функционирование которых должным образом не обеспечивается на основе рыночного саморегулирования и экономического самоуправления. Выделяются две основные группы методов воздействия на экономические процессы со стороны государства: 1) экономические (прямые и косвенные), которые предпо 2) административные (распорядительные и правовые), Направления госрегулирования микроэкономики. Выделим три взаимосвязанных направления: правовое, экономическое и институциональное (организационное). Правовое направление означает развитие законодательной базы. Экономическое направление предполагает использование инструментов, которые непосредственно затрагивают условия присвоения созданных благ, экономические интересы, экономический рост и занятость (банкротство и санирование производства, ценообразование, антимонопольное регулирование и т. д.). Институциональное направление непосредственно затрагивает совершенствование инфраструктуры рынка, условия обеспечения свободной конкуренции. Правовое обеспечение микроэкономики. Через хозяйственное законодательство закрепляются рамочные правила и нормы экономического поведения. Особое внимание уделяется механизму реализации собственности. В рамках контрактного права определяются права и обязанности поставщика и покупателя, обеспечивается правовая надежность договоров и соглашений, устанавливаются виды материальной ответственности. Государство защищает права потребителей, регулирует отношения между работодателем и работополучателем (Трудовой кодекс). Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь принята в апреле 2002 года. В общей части содержится анализ существующего законодательства, определены принципы формирования и дальнейшего обновления. В особенной части определены приоритетные направления развития каждой отрасли законодательства, включая и хозяйственное право. С 1991 года в Беларуси было принято более 20 тыс. нормативных актов 'различного уровня Только сферу лицензирования охватывают более 130 постановлений правительства и иных нормативно-правовых актов. Эксперты обращают внимание на то, что практически каждый закон содержит много отсылочных норм. К примеру, в Гражданском кодексе насчитывается около 100 таких отсылок Все это предельно затрудняет практику использования законодательной базы Ряд законов фактически не действует (например, Закон «О предприятиях»). Многие законы не содержат ни одной нормы прямого действия В соответствии с «Государственной программой подготовки нормативно-правовых актов Республики Беларусь на 2003-2005 гг.» особое внимание будет уделено систематизации и кодификации белорусского законодательства. Следует помнить, что в качестве основных требований, предъявляемых к цивилизованной правовой базе, выделяются стабильность, непротиворечивость, а также реализуемость норм. Законодательство должно быть доступным для понимания. О несовершенстве законодательного процесса свидетельствуют непрерывные изменения, ухудшение условий хозяйствования, низкая эффективность вводимых законодательных актов. Экономический рост и занятость. В рамках экономического направления государство, стремясь обеспечить долговременный и устойчивый экономический рост, влияет на соответствующие факторы и обстоятельства. Темпы экономического развития являются важнейшей предпосылкой социального прогресса и обеспечения экономической безопасности. Уровень занятости населения непосредственно отражает эффективность экономической политики государства, социальную направленность национального производства. Поэтому государство разрабатывает и выполняет соответствующие программы, включая программы занятости, антикризисные программы и т. п. Активизируется структурная политика, уточняются приоритеты развития, условия допуска иностранного капитала. Действенным рычагом здесь выступает стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение внутренних и внешних источников финансирования. Доминирование интенсивных факторов развития придает особое значение научно-техническому прогрессу. Сегодня фундаментальные научные исследования и значительная часть прикладных исследований финансируются за счет бюджета. Современное государство вводит значительные льготы для научно-исследовательских центров, блокирует «утечку мозгов». В условиях Беларуси серьезное беспокойство вызывает заметное снижение (начиная с 1999 г.) годовых темпов прироста ВВП и промышленного производства. Если дозагрузка свободных производственных мощностей первоначально способствовала стабилизации национального производства и образованию экономии на постоянных издержках производства, то в дальнейшем отсутствие структурных сдвигов, санации производства, заметное устаревание производственного аппарата и низкая обновляемость основных фондов, дефицит инвестиций стали тормозить решение задач переходного периода. Банкротство и санирование. Спонтанное функционирование рыночного механизма приводит к тому, что с определенного момента существование ряда предприятий, терпящих убыткиг становится проблематичным. Потеря дохода и прибыли, отсутствие собственных источников развития, нарастание задолженности перед кредиторами, неспособность предприятия рассчитаться с текущими платежами являются весьма тревожными сигналами. Возникает вопрос о дальнейшей судьбе хозяйствующего субъекта. Регулируя экономические процессы, государство определяет условия санирования (оздоровления) производства, банкротства и ликвидации проблемных предприятий. Применительно к государственным предприятиям может быть принято решение о разгосударствлении и приватизации, введено антикризисное управление. Решение задач оздоровления микроэкономики становится особо актуальным в переходный период. Потеря темпов экономических преобразований и стремление реанимировать административные методы хозяйствования значительно усложнили экономическую ситуацию в Беларуси. По данным официальной статистики на 1.01.2003 г. 32,9% промышленных предприятий оказались убыточными. Пример. В легкой промышленности убыточными была почти половина предприятий (47,9%). Уровень рентабельности составил 6,1%. Складские запасы на уровне 132% от месячного объема выпуска (норматив 80%) На даваль-ческом сырье работают 67 предприятий отрасли, хотя опыт показывает, что чрезмерное увлечение «давальцами» ведет к банкротству. Основными проблемами отрасли признаются изношенность оборудования (81%, низкая обновляемость — 2%, а требуется не менее 20%), хронический дефицит оборотных средств (на уровне 50-70 млн. долларов), неэффективный менеджмент. В первую очередь ко дну идут крупные и неповоротливые текстильные динозавры. Торговые организации Беларуси все менее заинтересованы в отечественной продукции 35% внутреннего рынка уже захвачено импортом, прежде всего китайским. В розничную торговую сеть республики за последние два года поставки сократились почти на 50% Если еще 2-3 года назад производители добивались отмены квот обязательных поставок на внутренний рынок, то теперь многие настаивают на их сохранении. Следует отметить, что в прежние годы государство постоянно оказывало предприятиям отрасли всемерную поддержку (валютное кредитование на закупку сырья, льготные тарифы на электроэнергию, реструктуризация задолженности в бюджет, таможенные преференции и т. д.). Но сохранение без изменения устарелого механизма хозяйствования и неэффективного менеджмента, отсутствие эффективного собственника на формально акционированных предприятиях выступают факторами разрушения экономического потенциала отрасли. Более эффективной оказалась государственная поддержка на телевизионных предприятиях «Горизонт» и «Витязь». Например, благодаря всевозможным льготам и преференциям «Горизонт» сумел увеличить производство с кризисной отметки в 140 тыс. штук (1996 г.) до 382 тыс. штук (2002 г.). При этом 67% продукции экспортируется. Ценообразование. Свободное ценообразование является непременным условием функционирования рыночного механизма. Ценообразование выступает эпицентром при обнаружении экономических интересов хозяйствующих субъектов. От задаваемых через цены пропорций обмена зависят условия реализации продукции, формирование денежных доходов предприятий и домашних хозяйств. Это объясняет, почему современное государство проводит активную ценовую политику. В первую очередь государство устанавливает единый порядок формирования издержек производства, которые лежат в основе цены предложения. В специальных нормативных актах в деталях фиксируется процедура отнесения текущих затрат на себестоимость продукции, расчета амортизационных отчислений, определения расходов по заработной плате наемного персонала. При необходимости государство устанавливает лимиты включения тех или иных видов расходов в себестоимость продукции (например, расходы на рекламу, страховые услуги, содержание служебного автотранспорта и т. д.). В целях регулирования инфляции и стабилизации внутреннего рынка органы государства, контролирующие ценообразование, могут вводить лимиты повышения цен, особый порядок согласования их изменения в сторону повышения. В рамках антимонопольного регулирования контролеры обращают внимание и на демпинговые цены. На те виды продукции, которые имеют особое социальное значение, устанавливаются ценовые субсидии, или доплаты для производителя. Государство традиционно выступает крупным покупателем. Объемы государственных закупок товаров для соответ- ствующих нужд (армия, стратегические резервы, строительство дорог и т. п.), проводимые конкурсы и торга оказывают сильное влияние на динамику внутренних цен. В этих же целях государство может прибегнуть к товарным интервенциям (закупка зерна и продовольствия), изменить условия проведения экспортно-импортных операций. В условиях Беларуси система ценообразования включает три базовых уровня: а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на про б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требует в) свободное ценообразование, когда цены формируются При административном регулировании цен доводятся до предприятий предельные уровни рентабельности, коэффициенты изменения цен (тарифов), предельные уровни торговых и оптовых надбавок. Осуществляется декларирование цен предприятиями-монополистами. В ценовой политике белорусские предприятия подразделяются на три категории. Первая — предприятия, относящиеся к естественной монополии, на продукцию которых цены устанавливаются государственными органами. Вторая — предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Третья — предприятия, в отношении которых применяется ценовое регулирование. Напомним, что активное вмешательство государства в процессы ценообразования имеет как положительные, так и отрицательные стороны (см. главу 3). Это подтверждает и практика Беларуси. Установление государством (1996-1999 гг.) заниженных фиксированных цен (сахар, отдельные виды продовольствия) неоднократно приводило к возникновению дефицита и «черного рынка». Для стабилизации внутреннего потребительского рынка приходилось доводить производителям задания (квоты) по поставке товаров на внутренний рынок. Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые жесткие меры административного характера, Беларусь тем не менее на протяжении последних 10 лет является лидером среди стран СНГ по уровню инфляции. В национальной системе цен сложились существенные структурные дисбалансы. Так, высокий диспаритет цен имеет место между промышленностью и сельским хозяйством, между ценами в Беларуси и России. Если учесть, что заниженные цены в Беларуси складываются под воздействием бюджетных льгот и преференций, то это означает, что через экспорт национальная экономика Беларуси субсидирует потребителей соседних стран Налогообложение. Значительная часть денежных средств, необходимых для финансирования государственных расходов, поступает в казну в виде налогов. Здесь четко обнаруживается так называемая фискальная функция налогов. Вместе с тем система налогообложения оказывает прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, выполняя регулирующую и стимулирующую функции. На практике объектами налогообложения выступают: а) доходы предприятия (валовой доход, доход от реализа б) расходы предприятия (фонд оплаты труда, фонд потреб в) часть стоимости продукта (например, добавленная г) прибыль (чистая прибыль и т. д.); д) цена товара (налог на продажу); е) потребительные свойства товара (акцизы на алкоголь, ж) виды имущества или собственности (основные фонды, Таким образом, за счет изменения налогооблагаемой базы, порядка ее расчета, налоговых ставок, условий и сроков уплаты налогов, введения или отмены льгот и преференций (налоговых каникул), использования налоговых санкций современное государство имеет большую возможность оказывать мощное воздействие на экономическое поведение хозяйствующего субъекта. Пример. Повышая налоги на фонд оплаты труда и сокращая налоги на импорт новой техники, государство стимулирует обновление производственного потенциала, заставляет предприятие отдавать предпочтение не трудоемкому, а капиталоемкому варианту развития производства Еще один пример: для того чтобы вынудить потребителя меньше ездить и меньше потреблять импортируемого бензина, государству достаточно заметно повысить налог на продажу бензина. Региональная политика. Предпринимательская фирма стремится минимизировать издержки производства и повысить рентабельность продукции. Для этого есть смысл использовать уже сложившуюся инфраструктуру производства, а также преимущества крупных городов и центров деловой активности. В итоге далеко не все регионы страны развиваются равномерно, не обеспечивается рациональное использование национальных экономических ресурсов. Доминирование крупных городов порождает известные проблемы экономического и экологического характера. Возникают и обостряются противоречия между центром и регионами. Регион выступает как территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда Целью региональной экономики является эффективное использование экономических ресурсов и обеспечение высокого уровня и качества жизни проживающего там населения. При анализе регионального рыночного пространства выделяются природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственно-хозяйственная специализация, уровень инфраструктурного обеспечения, развитость новых форм хозяйствования. Государство не может оставить данную проблему незамеченной. Активная региональная политика является составной частью экономической политики современного государства. Ее объектами выступают формирование рыночной среды, обеспечение комплексного развития территории. Через региональную политику государство стремится сгладить различия в уровнях безработицы, снизить зависимость региональной экономики от одного вида производства, развить производственную инфраструктуру и создать привлекательные условия для притока капитала, ограничить рост городских конгломератов (больших городов). Социальный аспект региональной политики включает обеспечение равенства возможностей для образования, культурного роста, свободы выбора трудовой деятельности и формы предпринимательства на всей территории района. Для регулирования экономических процессов на региональном уровне центральное правительство обычно использует на- логовые льготы, дотирование местного бюджета, финансирование капитального строительства за счет средств госбюджета, а также другие привилегии для предприятий, которые переносят производство в нуждающиеся районы (54, стр. 287). В условиях Беларуси особое внимание приходится уделять так называемым градообразующим предприятиям, которые являются монополистами на местном рынке труда. К тому же социальная инфраструктура таких крупных предприятий образует основную часть жилого фонда города и т. д. Градообразующим в Беларуси считается предприятие, на котором работает более 20% от экономически активного населения города. В республике насчитывается 150 городов, где имеются такие предприятия. На многих из них скрытая безработица достигает 30-40 %, подавляющая их часть убыточна Сегодня остро встала дилемма: или лишняя численность персонала и крах — или экономическая эффективность производства и рост открытой безработицы. В соответствии с Программой развития ООН (ПРООН) в Беларуси на базе четырех градообразующих предприятиях осуществляется проект «Развитие диалога по предотвращению роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий». Антимонопольное регулирование. Одним из ярких проявлений вырождения рыночного механизма выступает монополизация национальной экономики. Такие тенденции подавляют свободную конкуренцию, видоизменяют механизм перелива капитала (см. главу 9). Так перед государством возникает задача по антимонопольному регулированию. Антимонопольное регулирование выступает как совокупность экономических, законодательных и административных действий, направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение тенденций, предполагающих эксплуатацию рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода Государство разрабатывает антитрестовское законодательство и определяет допустимые пределы монополизации национальной экономики с учетом обеспечения экономической эффективности. На практике решение таких задач не является простым дело. Всегда требуется глубокое и последовательное изучение процессов концентрации и централизации производства (21, 42). Атимонопольное регулирование требует различать низкие цены, которые являются результатом рационализации экономи- ки предприятия, и демпинговые цены, вводимых искусственно с целью подавления конкурентов. Вводится экспертиза проектов законодательных актов, бизнес-планов развития предпринимательских фирм. Поддерживаются программы развития мелкого и среднего бизнеса. В условиях Беларуси важно иметь эффективное антимонопольное регулирование, обеспечивающее равновесие между совершенной конкуренцией и монополией. При этом следует учитывать унаследованную из административного периода высокую степень концентрации производства. Свыше 20 государственных предприятий являются в республике единственными производителями «Национальных чемпионов», которые доминируют на продуктовом рынке, значительно больше (около 100 предприятий) Однако сегодня многие крупные предприятия не обладают реальной монопольной властью, не распоряжаются произведенной продукцией, хронически убыточны, не конкурентоспособны по цене и качеству продукции, лишены гарантированных источников сырья Такие гиганты могут выступить легкой добычей для тех структур, которые контролируют финансовые потоки, «энергозачеты» и бартерные схемы. В белорусской экономике в роли монополий выступают и ведомственные объединения. Созданные в административный период, такие формирования сегодня не располагают преимуществами крупного или современного производства Они обречены на расформирование, что сулит значительную экономию на управленческих расходах В переходный период следует обращать внимание на появление новых форм монополизма и центров экономической власти (тайные картельные соглашения предприятий; теневой бизнес и т. д.). Сращивание управляющей элиты (вертикали) с частным предпринимательством может привести к формированию государственно-частного монополизма, расширению номенклатурного бизнеса, акционерных обществ нерыночного типа. В качестве особых форм проявления монополизма в белорусской экономике выступают дискриминация частного предпринимательства, использование практики непрерывных ре- гистраций и перерегистраций, формирование замкнутых финансово-промышленных групп, лоббирование за государственный счет интересов импорта (42). Рыночная инфраструктура. Когда жарким летним днем мы появляемся на городском пляже, то вряд ли кто-то из нас будет противиться тому, чтобы за порядком на воде наблюдала специально подготовленная служба. Но такую службу за день не создать, к тому же расходы на ее содержание придется кому-то финансировать. Тогда за это дело берется государство или добровольное общество, справедливо заслуживая нашу искреннюю благодарность. Нечто подобное происходит и с рыночной инфраструктурой. Неплохо, когда, возвращаясь в родную страну, проходишь таможенный досмотр в добротно отстроенном помещении. Центры занятости населения крайне необходимы безработным, но их создание требует немалых капитальных вложений. Глубоководный морской порт нужен очень многим, но за его возведение обычно берется государство. И никто особо не возражает. Таких примеров, когда за налаживание дорогостоящей рыночной инфраструктуры вынуждено браться государство, немало. Тем не менее следует подчеркнуть: абсолютизация государственного регулирования опасна в любом обществе. В переходный период такие идеи могут способствовать консервированию административных методов хозяйствования, использоваться некоторыми силами для навязывания «патрулируемой экономики». При наличии авторитетных и состоятельных общественных объединений некоторые свои функции должно государство передавать институтам гражданского общества. Тем самым государственное регулирование трансформируется в экономическое самоуправление, которое выступает в роли ограничителя государственного вмешательства в экономические процессы. ЛИТЕРАТУРА 1.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. 2. Антикризисная политика: пути реализации. Под ред. В. 3. Антикризисное управление предприятиями и банками: 4. Базелер У., Сабонов 3., Хайнрих И., Кох В. Основы эко 5. Банковское дело. Под ред О.И. Лаврушина. — М.: Фи 6. Бизнес-планирование. Учебник. Под ред. В. М. Попова 7. Бокун Н. Ч. Теневая экономика: понятия, классифика 8. Вахрин П. И. Инвестиции. Учебник. — М.: Корпорация 9. Веблен Т. Теория праздного класса / Перевод с англ. —
10. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., 11.Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования / 12. Гусаков В. Г. Рыночное развитие агропромышленного 13. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономичес 14. Дэй Д. Стратегический маркетинг. — М.: Издательство 15. Жудро М. К. Формирование экономической среды для 16. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. 17. Ельсуков В. П., Каменков В. С., Конанов Б. И., Миро- 18. Ильин А. И. Планирование на предприятии. Учебник. — 19. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. — М.: 20. Камаев В. Д. и колл. авторов. Экономическая теория. 21. Качалин В. В. Системы антимонопольной защиты об 22. Курс экономической теории: Общие основы экономи 23. Лемешевский И. М. Экономическая теория. 4.1. Осно 24. Лемешевский И. М. Экономическое самоуправление. 25. Лемешевский И. М. Социалистическая предприимчи 26. Лемешевский И. М. Микроэкономика. — Мн.: Плюс- 27. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, про 28. Маркетинг. Под ред. М. Бейкера /Перевод с англ. — 29. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, 30. Методы анализа динамики экономических процессов. 31. Микроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М. И. 32. Мэнкью Н. Макроэкономика / Перевод с англ. — М.: 33. Мэнкью Н. Принципы экономике. — СПб.: Питер, 1999. 34. Мясникович М. В. Формирование финансово-промыш 35. Мясникович М. В. Проблемы экономической безопас 36. Раицкий К. А. Экономика предприятия. Учебник для 37. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной 38. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб 39. Рынок труда. Под ред. Буланова В. С., Валыгина Н. А. — 40. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие. — 41. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности 42. Санько Г. Г. Монополия и конкуренция. — Мн.: БГЭУ,
43. Теория маркетинга. Под ред. М. Бейкера. — СПб.: 44. Труд как первая жизненная потребность. Под ред. 45. Уткин Э. А., Котляр Б. А., Рапопорт Б. М. Бизнес-пла 46. Финансово-промышленные группы в Беларуси (перс 47. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. — М.: Экономи 48. Фридмен М. Количественная теория денег. — М.: Эльф- 49. Цинн К. Г. Социальное рыночное хозяйство: идея и 50. Чемберлин Э. Теория монополистической конкурен 51. Черняк В. 3. Бизнес-планирование. Учебник для ву 52. Шик О. Экономические системы: сравнение, теория, 53. Шумпетер И. Теория экономического развития. — М.: 54. Экономическая теория (политическая экономия). Учеб 55. Экономический анализ. Учебник для вузов. Под ред. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................... 3
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.014 с.) |