Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы государственного регулирования микроэкономики

Поиск

Необходимость вмешательства государства. Современное государство активно занимается регулированием микроэконо­мики, так как:

а) некоторые процессы национального воспроизводства оказываются не под силу механизму рыночного саморегули­рования;

2) спонтанное функционирование рыночного механизма само по себе нуждается во внешней коррекции.

В итоге ставка только на рыночную координацию неизбеж­но грозит деформацией национальной экономической системы.

Следует отметить, что государство в силу своей природы всегда занималось законодательным обеспечением рыночных отношений, организацией денежного обращения, таможенной системой. Классические функции направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, на зак­репление в общественном сознании общепринятых норм эконо­мического поведения. Такие функции «ночного сторожа» и «ар­битра» достаточно ответственны.

Кроме того, государство всегда выступало и в роли круп­ного хозяйствующего субъекта. Государство с давних времен контролирует и организует производство особо важных видов товаров (медикаменты, оружие, алкоголь, табак), а также широкого перечня общественных благ.


Таким образом, недостатки рыночного саморегулирова­ния — с одной стороны, и природа государства как комите­та по управлению общественными делами — с другой, обус­ловливают возможность и необходимость, формы и методы государственного воздействия на экономическое поведение хо­зяйствующих субъектов.

Государственное микрорегулирование выступает как со­вокупность мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, осуществляемых правомочными уч­реждениями в целях стабилизации и приспособления системы хозяйствования к изменяющимся условиям.

Объекты регулирования. В современных условиях государ­ство стремится обеспечить достижение ряда стратегических целей: 1) экономический рост; 2) занятость; 3) подавление инф­ляции; 4) стабильность обменного курса национальной валюты.

Даже незначительные сбои в их обеспечении в состоянии отправить в отставку любое правительство.

Выделенные выше четыре «золотые точки» традиционно находятся в центре экономической политики государства, по­лучают отражение в общенациональной концепции развития. При этом государство обычно уточняет для себя магический «золотой квадрат», строит «дерево целей» и выдвигает более конкретные задачи социально-экономического развития (см. ч. 1, стр. 491). Тем самым определяется своеобразный «эконо­мический радар», призванный уловить состояние националь­ного производства (см. рис. 14.9).

На рис. 14.9 в виде сплошной линии шестиугольника (адаптирован применительно к условиям Беларуси) обозначе­но состояние национальной экономики, принятой в качестве точки отсчета, используемой при анализе динамики экономи­ческого развития. Это могут быть фактические данные за со­ответствующий период прошлого года или прогнозные значе­ния. Прерывистой линией соединены точки, отражающие отчетные данные анализируемого периода.

Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. При этом приходится считаться с тем, что данные цели не только взаимно предполага-


Рис. 14.9. Экономический радар состояния национального производства

ют, но и отрицают друг друга. Это значительно усложняет механизм госу­дарственного регулирования.

Объектом регулирования выступают условия, процессы, отношения, экономика регионов, сектора национальной эконо­мики, функционирование которых должным образом не обес­печивается на основе рыночного саморегулирования и эконо­мического самоуправления.

Выделяются две основные группы методов воздействия на экономические процессы со стороны государства:

1) экономические (прямые и косвенные), которые предпо­
лагают формирование и изменение при необходимости общих
условий хозяйствования, формирование соответствующей
материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта»;

2) административные (распорядительные и правовые),
имеющие характер прямого действия, устанавливающие обя­
зательные нормы поведения (см. ч. 1, стр. 499).

Направления госрегулирования микроэкономики. Выделим три взаимосвязанных направления: правовое, экономическое и институциональное (организационное).


Правовое направление означает развитие законодательной базы.

Экономическое направление предполагает использование инструментов, которые непосредственно затрагивают условия присвоения созданных благ, экономические интересы, экономи­ческий рост и занятость (банкротство и санирование производ­ства, ценообразование, антимонопольное регулирование и т. д.).

Институциональное направление непосредственно затра­гивает совершенствование инфраструктуры рынка, условия обеспечения свободной конкуренции.

Правовое обеспечение микроэкономики. Через хозяйствен­ное законодательство закрепляются рамочные правила и нор­мы экономического поведения. Особое внимание уделяется механизму реализации собственности. В рамках контрактно­го права определяются права и обязанности поставщика и покупателя, обеспечивается правовая надежность договоров и соглашений, устанавливаются виды материальной ответствен­ности. Государство защищает права потребителей, регулиру­ет отношения между работодателем и работополучателем (Трудовой кодекс).

Концепция совершенствования законодательства Республи­ки Беларусь принята в апреле 2002 года. В общей части содер­жится анализ существующего законодательства, определены принципы формирования и дальнейшего обновления. В особенной части определены приоритетные направления развития каждой отрасли законодательства, включая и хозяйственное право.

С 1991 года в Беларуси было принято более 20 тыс. нормативных актов 'различного уровня Только сферу лицензирования охватывают более 130 по­становлений правительства и иных нормативно-правовых актов.

Эксперты обращают внимание на то, что практически каждый закон со­держит много отсылочных норм. К примеру, в Гражданском кодексе насчиты­вается около 100 таких отсылок Все это предельно затрудняет практику исполь­зования законодательной базы Ряд законов фактически не действует (например, Закон «О предприятиях»). Многие законы не содержат ни одной нормы пря­мого действия В соответствии с «Государственной программой подготовки нормативно-правовых актов Республики Беларусь на 2003-2005 гг.» особое вни­мание будет уделено систематизации и кодификации белорусского законода­тельства.


Следует помнить, что в качестве основных требований, предъявляемых к цивилизованной правовой базе, выделяются стабильность, непротиворечивость, а также реализуемость норм. Законодательство должно быть доступным для понимания. О несовершенстве законодательного процесса свидетельствуют непрерывные изменения, ухудшение условий хозяйствования, низкая эффективность вводимых законодательных актов.

Экономический рост и занятость. В рамках экономическо­го направления государство, стремясь обеспечить долговре­менный и устойчивый экономический рост, влияет на соответ­ствующие факторы и обстоятельства.

Темпы экономического развития являются важнейшей пред­посылкой социального прогресса и обеспечения экономической безопасности. Уровень занятости населения непосредственно отражает эффективность экономической политики государства, социальную направленность национального производства. По­этому государство разрабатывает и выполняет соответствую­щие программы, включая программы занятости, антикризисные программы и т. п. Активизируется структурная политика, уточ­няются приоритеты развития, условия допуска иностранного капитала. Действенным рычагом здесь выступает стимулиро­вание инвестиционной деятельности, привлечение внутренних и внешних источников финансирования.

Доминирование интенсивных факторов развития придает осо­бое значение научно-техническому прогрессу. Сегодня фундамен­тальные научные исследования и значительная часть прикладных исследований финансируются за счет бюджета. Современное го­сударство вводит значительные льготы для научно-исследова­тельских центров, блокирует «утечку мозгов».

В условиях Беларуси серьезное беспокойство вызывает заметное сниже­ние (начиная с 1999 г.) годовых темпов прироста ВВП и промышленного про­изводства. Если дозагрузка свободных производственных мощностей первона­чально способствовала стабилизации национального производства и образованию экономии на постоянных издержках производства, то в дальней­шем отсутствие структурных сдвигов, санации производства, заметное устаре­вание производственного аппарата и низкая обновляемость основных фондов, дефицит инвестиций стали тормозить решение задач переходного периода.


Банкротство и санирование. Спонтанное функционирова­ние рыночного механизма приводит к тому, что с определен­ного момента существование ряда предприятий, терпящих убыткиг становится проблематичным. Потеря дохода и прибы­ли, отсутствие собственных источников развития, нарастание задолженности перед кредиторами, неспособность предприятия рассчитаться с текущими платежами являются весьма тревож­ными сигналами. Возникает вопрос о дальнейшей судьбе хо­зяйствующего субъекта.

Регулируя экономические процессы, государство опреде­ляет условия санирования (оздоровления) производства, бан­кротства и ликвидации проблемных предприятий. Примени­тельно к государственным предприятиям может быть принято решение о разгосударствлении и приватизации, введено анти­кризисное управление.

Решение задач оздоровления микроэкономики становится особо актуальным в переходный период. Потеря темпов эко­номических преобразований и стремление реанимировать ад­министративные методы хозяйствования значительно услож­нили экономическую ситуацию в Беларуси. По данным официальной статистики на 1.01.2003 г. 32,9% промышленных предприятий оказались убыточными.

Пример. В легкой промышленности убыточными была почти половина предприятий (47,9%). Уровень рентабельности составил 6,1%. Складские запа­сы на уровне 132% от месячного объема выпуска (норматив 80%) На даваль-ческом сырье работают 67 предприятий отрасли, хотя опыт показывает, что чрезмерное увлечение «давальцами» ведет к банкротству.

Основными проблемами отрасли признаются изношенность оборудова­ния (81%, низкая обновляемость — 2%, а требуется не менее 20%), хроничес­кий дефицит оборотных средств (на уровне 50-70 млн. долларов), неэффек­тивный менеджмент. В первую очередь ко дну идут крупные и неповоротливые текстильные динозавры.

Торговые организации Беларуси все менее заинтересованы в отечествен­ной продукции 35% внутреннего рынка уже захвачено импортом, прежде всего китайским. В розничную торговую сеть республики за последние два года поставки сократились почти на 50% Если еще 2-3 года назад производители добивались отмены квот обязательных поставок на внутренний рынок, то теперь многие настаивают на их сохранении.


Следует отметить, что в прежние годы государство постоянно оказывало предприятиям отрасли всемерную поддержку (валютное кредитование на закуп­ку сырья, льготные тарифы на электроэнергию, реструктуризация задолженно­сти в бюджет, таможенные преференции и т. д.). Но сохранение без изменения устарелого механизма хозяйствования и неэффективного менеджмента, отсут­ствие эффективного собственника на формально акционированных предприятиях выступают факторами разрушения экономического потенциала отрасли.

Более эффективной оказалась государственная поддержка на телевизи­онных предприятиях «Горизонт» и «Витязь». Например, благодаря всевоз­можным льготам и преференциям «Горизонт» сумел увеличить производство с кризисной отметки в 140 тыс. штук (1996 г.) до 382 тыс. штук (2002 г.). При этом 67% продукции экспортируется.

Ценообразование. Свободное ценообразование является не­пременным условием функционирования рыночного механизма.

Ценообразование выступает эпицентром при обнаружении экономических интересов хозяйствующих субъектов. От зада­ваемых через цены пропорций обмена зависят условия реали­зации продукции, формирование денежных доходов предприя­тий и домашних хозяйств. Это объясняет, почему современное государство проводит активную ценовую политику.

В первую очередь государство устанавливает единый порядок формирования издержек производства, которые лежат в основе цены предложения.

В специальных нормативных актах в деталях фиксируется процедура отнесения текущих затрат на себестоимость продукции, расчета амортизаци­онных отчислений, определения расходов по заработной плате наемного пер­сонала. При необходимости государство устанавливает лимиты включения тех или иных видов расходов в себестоимость продукции (например, расходы на рекламу, страховые услуги, содержание служебного автотранспорта и т. д.).

В целях регулирования инфляции и стабилизации внутрен­него рынка органы государства, контролирующие ценообра­зование, могут вводить лимиты повышения цен, особый поря­док согласования их изменения в сторону повышения. В рамках антимонопольного регулирования контролеры обращают вни­мание и на демпинговые цены. На те виды продукции, кото­рые имеют особое социальное значение, устанавливаются це­новые субсидии, или доплаты для производителя.

Государство традиционно выступает крупным покупате­лем. Объемы государственных закупок товаров для соответ-


ствующих нужд (армия, стратегические резервы, строитель­ство дорог и т. п.), проводимые конкурсы и торга оказывают сильное влияние на динамику внутренних цен. В этих же це­лях государство может прибегнуть к товарным интервенци­ям (закупка зерна и продовольствия), изменить условия про­ведения экспортно-импортных операций.

В условиях Беларуси система ценообразования включает три базовых уровня:

а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на про­
дукцию фиксируется государством (энергоносители, транспор­
тные услуги, нефтепродукты из белорусской нефти, социаль­
но значимые товары и т. п.);

б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требует­
ся представить подробное обоснование и получить соответству­
ющее разрешение (предприятия-монополисты, экспортные цены);

в) свободное ценообразование, когда цены формируются
исключительно под прямым воздействием спроса и предложения.

При административном регулировании цен доводятся до предприятий предельные уровни рентабельности, коэффициенты изменения цен (тарифов), предельные уровни торговых и оптовых надбавок. Осуществляется деклари­рование цен предприятиями-монополистами.

В ценовой политике белорусские предприятия подразделяются на три категории. Первая — предприятия, относящиеся к естественной монополии, на продукцию которых цены устанавливаются государственными органами. Вторая — предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со сто­роны государственных антимонопольных органов. Третья — предприятия, в отношении которых применяется ценовое регулирование.

Напомним, что активное вмешательство государства в процессы ценообразования имеет как положительные, так и отрицательные стороны (см. главу 3). Это подтверждает и прак­тика Беларуси. Установление государством (1996-1999 гг.) за­ниженных фиксированных цен (сахар, отдельные виды продо­вольствия) неоднократно приводило к возникновению дефицита и «черного рынка». Для стабилизации внутреннего потребитель­ского рынка приходилось доводить производителям задания (квоты) по поставке товаров на внутренний рынок.

Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые жесткие меры административного характера, Беларусь тем не менее на протяжении после­дних 10 лет является лидером среди стран СНГ по уровню инфляции.


В национальной системе цен сложились существенные структурные дис­балансы. Так, высокий диспаритет цен имеет место между промышленностью и сельским хозяйством, между ценами в Беларуси и России. Если учесть, что заниженные цены в Беларуси складываются под воздействием бюджетных льгот и преференций, то это означает, что через экспорт национальная эко­номика Беларуси субсидирует потребителей соседних стран

Налогообложение. Значительная часть денежных средств, необходимых для финансирования государственных расходов, поступает в казну в виде налогов. Здесь четко обнаружива­ется так называемая фискальная функция налогов.

Вместе с тем система налогообложения оказывает прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъек­тов, выполняя регулирующую и стимулирующую функции.

На практике объектами налогообложения выступают:

а) доходы предприятия (валовой доход, доход от реализа­
ции имущества, чистый доход, проценты), а также домашних
хозяйств (заработная плата, дивиденды);

б) расходы предприятия (фонд оплаты труда, фонд потреб­
ления и т. д.);

в) часть стоимости продукта (например, добавленная
стоимость);

г) прибыль (чистая прибыль и т. д.);

д) цена товара (налог на продажу);

е) потребительные свойства товара (акцизы на алкоголь,
табак, бензин и т. д.);

ж) виды имущества или собственности (основные фонды,
земля, дом, незавершенное строительство, ценные бумаги, эк­
спорт и импорт товара).

Таким образом, за счет изменения налогооблагаемой базы, порядка ее расчета, налоговых ставок, условий и сроков уплаты налогов, введения или отмены льгот и преференций (налоговых каникул), использования налоговых санкций современное государ­ство имеет большую возможность оказывать мощное воздействие на экономическое поведение хозяйствующего субъекта.

Пример. Повышая налоги на фонд оплаты труда и сокращая налоги на импорт новой техники, государство стимулирует обновление производствен­ного потенциала, заставляет предприятие отдавать предпочтение не трудоем­кому, а капиталоемкому варианту развития производства


Еще один пример: для того чтобы вынудить потребителя меньше ездить и меньше потреблять импортируемого бензина, государству достаточно за­метно повысить налог на продажу бензина.

Региональная политика. Предпринимательская фирма стре­мится минимизировать издержки производства и повысить рен­табельность продукции. Для этого есть смысл использовать уже сложившуюся инфраструктуру производства, а также преиму­щества крупных городов и центров деловой активности.

В итоге далеко не все регионы страны развиваются рав­номерно, не обеспечивается рациональное использование наци­ональных экономических ресурсов. Доминирование крупных городов порождает известные проблемы экономического и экологического характера. Возникают и обостряются проти­воречия между центром и регионами.

Регион выступает как территориальная подсистема национальной эконо­мики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и терри­ториального разделения труда

Целью региональной экономики является эффективное использование эко­номических ресурсов и обеспечение высокого уровня и качества жизни прожи­вающего там населения. При анализе регионального рыночного пространства выделяются природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственно-хозяйственная специализация, уровень инфраструктурного обеспечения, развитость новых форм хозяйствования.

Государство не может оставить данную проблему незамечен­ной. Активная региональная политика является составной частью экономической политики современного государства. Ее объекта­ми выступают формирование рыночной среды, обеспечение ком­плексного развития территории. Через региональную политику государство стремится сгладить различия в уровнях безработицы, снизить зависимость региональной экономики от одного вида про­изводства, развить производственную инфраструктуру и создать привлекательные условия для притока капитала, ограничить рост городских конгломератов (больших городов).

Социальный аспект региональной политики включает обеспечение равенства возможностей для образования, культурного роста, свободы выбора трудовой деятельности и формы предпринимательства на всей территории района.

Для регулирования экономических процессов на региональ­ном уровне центральное правительство обычно использует на-


логовые льготы, дотирование местного бюджета, финансирова­ние капитального строительства за счет средств госбюджета, а также другие привилегии для предприятий, которые перено­сят производство в нуждающиеся районы (54, стр. 287).

В условиях Беларуси особое внимание приходится уделять так называемым градообразующим предприятиям, которые являются монополистами на местном рынке труда. К тому же социальная инфраструктура таких крупных предприятий об­разует основную часть жилого фонда города и т. д.

Градообразующим в Беларуси считается предприятие, на котором работа­ет более 20% от экономически активного населения города. В республике насчи­тывается 150 городов, где имеются такие предприятия. На многих из них скры­тая безработица достигает 30-40 %, подавляющая их часть убыточна Сегодня остро встала дилемма: или лишняя численность персонала и крах — или эконо­мическая эффективность производства и рост открытой безработицы.

В соответствии с Программой развития ООН (ПРООН) в Беларуси на базе четырех градообразующих предприятиях осуществляется проект «Раз­витие диалога по предотвращению роста безработицы и бедности при рест­руктуризации градообразующих предприятий».

Антимонопольное регулирование. Одним из ярких прояв­лений вырождения рыночного механизма выступает монопо­лизация национальной экономики. Такие тенденции подавля­ют свободную конкуренцию, видоизменяют механизм перелива капитала (см. главу 9).

Так перед государством возникает задача по антимоно­польному регулированию.

Антимонопольное регулирование выступает как совокупность экономичес­ких, законодательных и административных действий, направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение тенденций, предполагающих эксплуатацию рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода

Государство разрабатывает антитрестовское законодатель­ство и определяет допустимые пределы монополизации националь­ной экономики с учетом обеспечения экономической эффективно­сти. На практике решение таких задач не является простым дело. Всегда требуется глубокое и последовательное изучение процес­сов концентрации и централизации производства (21, 42).

Атимонопольное регулирование требует различать низкие цены, которые являются результатом рационализации экономи-


ки предприятия, и демпинговые цены, вводимых искусственно с целью подавления конкурентов. Вводится экспертиза проектов законодательных актов, бизнес-планов развития предпринима­тельских фирм. Поддерживаются программы развития мелкого и среднего бизнеса.

В условиях Беларуси важно иметь эффективное антимо­нопольное регулирование, обеспечивающее равновесие между совершенной конкуренцией и монополией. При этом следует учитывать унаследованную из административного периода высокую степень концентрации производства.

Свыше 20 государственных предприятий являются в республике един­ственными производителями «Национальных чемпионов», которые домини­руют на продуктовом рынке, значительно больше (около 100 предприятий)

Однако сегодня многие крупные предприятия не обладают реальной монопольной властью, не распоряжаются произведен­ной продукцией, хронически убыточны, не конкурентоспособ­ны по цене и качеству продукции, лишены гарантированных источников сырья Такие гиганты могут выступить легкой до­бычей для тех структур, которые контролируют финансовые потоки, «энергозачеты» и бартерные схемы.

В белорусской экономике в роли монополий выступают и ведомственные объединения. Созданные в административный период, такие формирования сегодня не располагают преиму­ществами крупного или современного производства Они об­речены на расформирование, что сулит значительную эконо­мию на управленческих расходах

В переходный период следует обращать внимание на появ­ление новых форм монополизма и центров экономической влас­ти (тайные картельные соглашения предприятий; теневой биз­нес и т. д.). Сращивание управляющей элиты (вертикали) с частным предпринимательством может привести к формирова­нию государственно-частного монополизма, расширению номен­клатурного бизнеса, акционерных обществ нерыночного типа.

В качестве особых форм проявления монополизма в бело­русской экономике выступают дискриминация частного пред­принимательства, использование практики непрерывных ре-


гистраций и перерегистраций, формирование замкнутых фи­нансово-промышленных групп, лоббирование за государствен­ный счет интересов импорта (42).

Рыночная инфраструктура. Когда жарким летним днем мы появляемся на городском пляже, то вряд ли кто-то из нас бу­дет противиться тому, чтобы за порядком на воде наблюдала специально подготовленная служба. Но такую службу за день не создать, к тому же расходы на ее содержание придется кому-то финансировать. Тогда за это дело берется государство или добровольное общество, справедливо заслуживая нашу искреннюю благодарность.

Нечто подобное происходит и с рыночной инфраструкту­рой. Неплохо, когда, возвращаясь в родную страну, проходишь таможенный досмотр в добротно отстроенном помещении.

Центры занятости населения крайне необходимы безработ­ным, но их создание требует немалых капитальных вложений.

Глубоководный морской порт нужен очень многим, но за его возведение обычно берется государство. И никто особо не возражает.

Таких примеров, когда за налаживание дорогостоящей рыночной инфраструктуры вынуждено браться государство, немало.

Тем не менее следует подчеркнуть: абсолютизация государ­ственного регулирования опасна в любом обществе. В переход­ный период такие идеи могут способствовать консервированию административных методов хозяйствования, использоваться не­которыми силами для навязывания «патрулируемой экономики».

При наличии авторитетных и состоятельных обществен­ных объединений некоторые свои функции должно государство передавать институтам гражданского общества. Тем самым государственное регулирование трансформируется в экономи­ческое самоуправление, которое выступает в роли ограничи­теля государственного вмешательства в экономические про­цессы.


ЛИТЕРАТУРА

1.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности.
Под общ. ред. В. И. Стражева. — Мн.: Вышэйшая школа, 1999.

2. Антикризисная политика: пути реализации. Под ред. В.
В. Пинигина. — Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2002.

3. Антикризисное управление предприятиями и банками:
Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2001.

4. Базелер У., Сабонов 3., Хайнрих И., Кох В. Основы эко­
номической теории: принципы, проблемы, политика. Германс­
кий опыт и российский путь. — СПб.: Питер, 2000.

5. Банковское дело. Под ред О.И. Лаврушина. — М.: Фи­
нансы и статистика, 2000.

6. Бизнес-планирование. Учебник. Под ред. В. М. Попова
и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Бокун Н. Ч. Теневая экономика: понятия, классифика­
ция, оценки, методология, статистические исследования. —
Мн.: НИИ статистики, 2002.

8. Вахрин П. И. Инвестиции. Учебник. — М.: Корпорация
«Дашков и К», 2002.

9. Веблен Т. Теория праздного класса / Перевод с англ. —
М.: Прогресс, 1984.

 

10. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И.,
Тарасевич Л. С. Макроэкономика. Учебник. — СПб.: Изд-во
ГУЭФ, 1997.

11.Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования /
Перевод с англ. — М.: Дело, 1997.

12. Гусаков В. Г. Рыночное развитие агропромышленного
комплекса: выводы и предложения. — Мн.: БелНИИ аграрной
экономики, 2001.

13. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономичес­
кая модель / Перевод с англ. — М.: 1996.

14. Дэй Д. Стратегический маркетинг. — М.: Издательство
ЭКСМО-Пресс, 2002.


15. Жудро М. К. Формирование экономической среды для
эффективного развития агробизнеса. — Горки, 2001.

16. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.
Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.

17. Ельсуков В. П., Каменков В. С., Конанов Б. И., Миро-
ниченко А. И. Антикризисное управление предприятием. —
Мн.: Аверсэв, 2003.

18. Ильин А. И. Планирование на предприятии. Учебник. —
Мн.: Новое знание, 2001.

19. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. — М.:
Юристъ, 2000.

20. Камаев В. Д. и колл. авторов. Экономическая теория.
Учебник. — М.: ВЛАДОС, 1998.

21. Качалин В. В. Системы антимонопольной защиты об­
щества в США. — М.: Наука, 1997.

22. Курс экономической теории: Общие основы экономи­
ческой теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы
национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А. В.
Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2001.

23. Лемешевский И. М. Экономическая теория. 4.1. Осно­
вы. Вводный курс: Учебное пособие для вузов. — Мн.: ФУА-
информ, 2002.

24. Лемешевский И. М. Экономическое самоуправление.
— Мн.: Вышэйшая школа, 1992.

25. Лемешевский И. М. Социалистическая предприимчи­
вость. Мн.: Беларусь, 1986.

26. Лемешевский И. М. Микроэкономика. — Мн.: Плюс-
минус, 1994.

27. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, про­
блемы и политика /Перевод с англ. — М.: Республика, 2002.
Т. 1, 2.

28. Маркетинг. Под ред. М. Бейкера /Перевод с англ. —
СПб.: Питер, 2002.

29. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли,
предприятия. — М.: Наука, 2001.


30. Методы анализа динамики экономических процессов.
Отв. ред. В. Н. Павлов, Л. К. Казанцева. — Новосибирск: ИЭ
и ОПП СО РАН, 2001.

31. Микроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М. И.
Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2002.

32. Мэнкью Н. Макроэкономика / Перевод с англ. — М.:
МГУ, 1994.

33. Мэнкью Н. Принципы экономике. — СПб.: Питер, 1999.

34. Мясникович М. В. Формирование финансово-промыш­
ленных групп в переходных экономиках (на примере Респуб­
лики Беларусь и Российской Федерации). — СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ. 1997.

35. Мясникович М. В. Проблемы экономической безопас­
ности: Учебное пособие. — Мн.: Академия управления при Пре­
зиденте РБ, 2001.

36. Раицкий К. А. Экономика предприятия. Учебник для
вузов. — М.: Дашков и К, 2002.

37. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной
конкуренции. — М.: Прогресс, 1986.

38. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб­
ное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.

39. Рынок труда. Под ред. Буланова В. С., Валыгина Н. А. —
М, 2000.

40. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие. —
М.: Изд. дом «Филин», 1999.

41. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. Учебное гГособие. — Мн.: Новое знание, 2001.

42. Санько Г. Г. Монополия и конкуренция. — Мн.: БГЭУ,
1999.

 

43. Теория маркетинга. Под ред. М. Бейкера. — СПб.:
Питер, 2002.

44. Труд как первая жизненная потребность. Под ред.
Ф. Б. Боровика, Я. А. Язвинской, Л. И. Передковой. — Мн.:
Вышэйшая школа, 1987.

45. Уткин Э. А., Котляр Б. А., Рапопорт Б. М. Бизнес-пла­
нирование. — М.: Издательство «ЭКСОМ», 2001.


46. Финансово-промышленные группы в Беларуси (перс­
пективы и методы формирования). Абрамов И. М., Михайло-
ва-Станюта И. А. и др. — Мн.: Издательство «Институт при­
кладных исследований», 1997.

47. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. — М.: Экономи­
ка, 1993.

48. Фридмен М. Количественная теория денег. — М.: Эльф-
Пресс, 1996.

49. Цинн К. Г. Социальное рыночное хозяйство: идея и
развитие экономического строя ФРГ / Перевод с нем. Под ред.
И. М. Лемешевского. — Мн.: Магазин для экономиста, 1994.

50. Чемберлин Э. Теория монополистической конкурен­
ции. — М.: Экономика, 1996.

51. Черняк В. 3. Бизнес-планирование. Учебник для ву­
зов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

52. Шик О. Экономические системы: сравнение, теория,
критика. — М.: ИНИОН, 1998.

53. Шумпетер И. Теория экономического развития. — М.:
Прогресс, 1982.

54. Экономическая теория (политическая экономия). Учеб­
ник. Под общей ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. — М.:
ИНФРА-М, 1997.

55. Экономический анализ. Учебник для вузов. Под ред.
Л. Т. Гиляровской. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................... 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.014 с.)