Инструменты антимонопольного регулирования



1. прямые – к нимотносятся различные законодательные меры, методы запрета, угрозы применения различных санкций и налогообложение прибыли монополиста;

2. косвенные - установление предельных цен, предельно допустимой нормы прибыли, выплаты дотаций из госбюджета (компенсация монополисту разницы между средними издержками и ценой). Но в результате дотационных выплат возникают другие проблемы: на все общество ложится дополнительное налоговое бремя, а монополисты заинтересованы сделать издержки как можно более высокими.

Если же государство определяет оптимальный выпуск монополистов и устанавливает цену на уровне минимально возможных средних издержек, то при таких максимально возможном выпуске и минимально возможной цене фирме гарантирована нормальная прибыль. Однако ситуацию нельзя охарактеризовать как экономически эффективную, так как долгосрочные средние издержки еще не достигли минимума, а у естественных монополистов, заинтересованных в росте средних издержек, есть возможность необоснованно завышать их. Это неизбежно скажется на росте цен (например, на почтовые или коммунальные услуги), может проявиться в немотиви­рованном расширении управленческого персонала или завышении оплаты его труда, экономически необоснованном увеличении площадей и мощностей, нерациональной перестройке структуры производства и т.д. Для обозначения таких последствий монополизма иногда используют специальный термин «Х-неэффективность» — снижение эффективности в результате ограничения конкуренции, неоптимального выпуска.

В реальной жизни власть монополий не столь значима, как это показывают модели монополии. Чистых монополий очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном или мировом.

Власть монополистов ограничивают различные факторы, в частности, следующие:

· спрос на продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены;

· монополистические барьеры не являются абсолютно непреодолимыми, следовательно, сохраняется угроза потенциальной конкуренции. Многие факторы монополизации (например, инновации, патенты) имеют временный характер;

· пострадавшие от монопольной практики группы населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий — ее ограничению (законодательно или с помощью экономических методов).

Некоторые экономисты обращают внимание на положительную роль большого бизнеса в экономике, поскольку только крупные предприятия располагают финансовыми возможностями для модернизации и развития производства, финансирования НИОКР, инноваций в управлении и др. Именно они являются эффективными во многих отраслях, а значит, чистая конкуренция в таких отраслях невозможна [1, с. 103 - 108].

 

 

Ценовая дискриминация

 

Вцелях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу. Ценовая дискриминацияэто практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Для того, чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.

2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют далеко не на всех рынках, но они не столь уж и редки. Она характерна для предприятий коммунальных услуг, шоу-бизнеса, в сфере образования, здравоохранения и др.

Различают три степени ценовой дискриминации.

При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

Однако такая ценовая политика крайне редко встречается на практике, поскольку для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и четко представлять, какова максимальная цена может быть, которую готов заплатить покупатель за каждую единицу блага.

Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете).

Ценовая дискриминация третьей ступени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т. е. формирование групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени - сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.

Примером достаточно надежного разделения рынка можно назвать метрополитен, где проездные билеты реализуются дешевле для школьников, студентов, лиц пенсионного возраста и особой категории работающих. Дешевые билеты продаются только при предоставлении соответствующих документов. Ведь даже если пассажир попытается воспользоваться льготным билетом, на контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но и удостоверение на право его иметь.

Механизм ценовой стратегии третьей степени можно представ вить графически (рис. 4.8.).

 

рис 4.8. Ценовая дискриминация третьей степени

 

На рис. 4.8, а иллюстрируется ценовой механизм и максимизация прибыли монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию.

Предположим, что на рынках (рис. 4.8, б), на которых действует дискриминирующий монополист, предельные издержки одинаковы при продаже благ по разным ценам. У обоих рынков общая вертикальная ось, на которой нанесена цена 2, Р3)за единицу блага. Объем продает на «дешевом» рынке отражается на горизонтальной осп как обычно - слева направо, а на «дорогом» - справа налево. Ввиду того, что ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, то и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дешевом» рынке монополист установит Р2 и объем продаж составит Q2 , максимум прибыли – площадь прямоугольника A2P2B2C2.

На «дорогом» рынке, спрос менее эластичен, цена будет на уровне Р3, объем Q3 и прибыль в виде прямоугольника A2P3B3C3.

Таким образом, сумма площадей A2P2B2C2+ A2P3B3C3 > площади A1P1B1C1.

Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в электричке, заплатил за билет меньше, чем они.

Однако на примере студенческих стипендий (отличники получают повышенную стипендию), снижения оплаты проезда в городском транспорте и жилищно-коммунальных услуг отдельной категории населения можно убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и выгоду. Она способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая диск­риминация всегда будет объектом критики. [2, с. 101-105].

Вопросы для самопроверки

1. Сравните модели совершенной и несовершенной конку­ренции по основным признакам. В чем главные различия?

2. Может ли монополия одновременно относиться к несколь­ким видам, например быть простой, естественной, открытой монополией?

3. Почему цена и предельный доход монополиста падают? В чем отличие предельного дохода а) простого монополиста, б) регулируемой монополии, в) монополии, основанной на со­вершенной ценовой дискриминации?

4. Каково влияние эластичности спроса на поведение моно­полиста?

5. Почему нельзя построить кривую предложения монопо­листа?

6. Каких результатов может добиться государство методом предельных цен?

7. В чем проблемы регулирования естественных монопо­лий? Почему регулирование цен может породить усиление Х-неэффективности?

8. Как вы понимаете утверждение о том, что суть проблемы монополизма заключается не в перераспределении благосостоя­ния в пользу монополиста, а в уменьшении общественного бла­госостояния?

9. Существуют ли ограничения монопольной власти кроме государственной антимонопольной политики?

10. Какие доводы приводятся в защиту монополий?

Литература

1. Бондарь, А. В. Микроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. Н. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. – 415с.

2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010. – 448с.

3. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 3-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. Т. 1. - 349 c.

Семинар 5 Фирма в условиях чистой монополии (2 часа)

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Двусторонняя монополия, естественная монополия, закрытая монополия, монополия, монополистическая цено­вая дискриминация, монопсония, открытая монополия, простая монополия, социальная цена монополизма, Х-неэффективность

Обсуждаем

1. Признаки монополии. Виды монополий.

2. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки монополиста.

3. Монополия в краткосрочном периоде.

4. Монополия в длительном периоде.

5. Ценовая дискриминация.

6. Достоинства и недостатки монополии. Экономические последствия монополии.

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Размышляем

1. Монопольная власть - это:

1) возможность устанавливать любую цену на продукт;

2) возможность устанавливать любую цену в пределах эластичного участка спроса;

3) возможность устанавливать цену, превышающую цену совер­шенной конкуренции;

4) все ответы правильные;

5) верно 2) и 3).

2. Монополия имеет прибыль (не обязательно максимальную), только если:

1) наклон кривой ее совокупной выручки больше, нем наклон кривой совокупных издержек;

2) величина ее средней выручки больше, чем величина средних издержек;

3) величина ее предельной выручки больше, чем величина пре­дельных издержек;

4) верно 1) и 2);

5) верно 1) и 3).

3. В долгосрочном периоде максимизирующая прибыль монопо­лия производит объем продукции, при котором:

1) долгосрочные предельные издержки равны долгосрочной предельной выручке;

2) долгосрочные средние общие издержки равны долгосрочной средней выручке;

3) обеспечивается стабильная прибыль;

4) действует возрастающая отдача от масштаба;

5) верно 1) и 3).

4. Если средние издержки монополиста возрастают, то при прочих равных условиях:

1) цена увеличивается на ту же величину;

2) цена растет только в том случае, если предельные издержки тоже увеличиваются;

3) цена снижается, так как монополист вынужден продавать больше, чтобы покрыть возрастающие издержки;

4) цена падает, только если эластичность спроса больше единицы;

5) нет правильного ответа.

5. С увеличением объема производства монополии обязательно:

1) увеличится ее прибыль;

2) возрастет ее выручка;

3) упадет ее предельная выручка;

4) снизятся ее предельные издержки;

5) верно 3) и 4).

6. Естественные монополии должны регулироваться государством, так как:

1) производимые ими блага связаны с возникновением значительных положительных внешних эффектов;

2) без государственной поддержки они будут нести убытки;

3) без государственного регулирования цены будут завышены, а объем производства занижен по сравнению с общественно опти­мальным уровнем;

4) верно 1) и 2);

5) верно 1) и 3).

7. Естественная монополия регулируется государством, которое установило потолок цен на ее продукцию на уровне, обеспечиваю­щем компании нормальную прибыль. Это значит, что:

1) P = MC= ATCmin;

2) Р = АТС;

3) Р = МС;

4) достигается производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов;

5) верно 1) и 4).

8. Следствием ценовой дискриминации первой степени является то, что:

1) объем производства оказывается таким же, как и при совер­шенной конкуренции;

2) монополия захватывает весь потребительский излишек;

3) прибыль монополиста оказывается больше, чем при продаже товара по единой монопольной цене;

4) один и тот же товар продается по разным ценам на разных рынках;

5) верно 1), 2), 3).

9. Максимизация прибыли в условиях ценовой дискриминации третьей степени подразумевает:

1) более высокую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любой данной цене;

2) более низкую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любой данной цене;

3) более высокую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любом данном количестве;

4) более низкую цену на рынке с меньшей эластичностью спроса по цене при любом данном количестве;

5) нет верного ответа.

10. Единственный ресторан небольшого города является монопо­листом в сфере общественного питания. Муниципалитет принял за­кон о введении налога на владельцев ресторанов, который равен всей экономической прибыли. В результате:

1) цена, объем производства и прибыль уменьшатся;

2) цена возрастет, объем производства и прибыль уменьшатся;

3) цена и прибыль снизятся, объем производства увеличится;

4) цена и объем производства останутся неизменными, прибыль упадет;

5) ресторан закроется.

 

 

Считаем

1.Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 - 2Р. Общие издержки ТС = 8,5Q2- 10Q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли. Как будет вести себя фирма в долгосрочном периоде?

2.Фирма-монополист разделила рынок на два сегмента. Спрос на одном выражен уравнением Qd = 90 - 2Р, а на другом - Р = 40 - 1/2Q. Издержки составляют 35 единиц на каждую единицу производства. Определите цену, объем продаж и эластичность спроса в обоих сегментах и размер прибыли фирмы.

3.Спрос фирмы-монополиста описывается функцией Qi = 48 - 2P. Общие издержкиТС = Q3 - 36Q2 + 334Q. Определите, какой потолок цен назначит правительство, чтобы избежать дотаций произ­водителям.

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.225.41.203