Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «монополия» (от греч. «mono» и «ро1ео» — один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия». Предметом исследования в данной главе будет чистый монополизм (рис. 4.1.).
Чистая монополия — редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг. По ряду признаков она и совершенная конкуренция являются двумя противоположными, крайними ситуациями в отрасли (табл. 4.1.).
Прежде чем подробно рассматривать эту отраслевую структуру, необходимо установить: а) на какие источники (факторы) опирается монопольная власть; б) какие виды монополизма порождаются разными факторами монополизации. Источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающимивысокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими предприятию в течение определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть: • эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос; • авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования; • инновации (нововведения); • исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства; • высокие импортные пошлины; • частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др. [1, с. 88 – 90].
Виды монополий Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т. п.) - Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т. д. Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией. Естественная монополия -отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства. В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Простая монополия - монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям [2, с. 82]. Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы — монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монопсонист и монополист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист — к максимальному занижению цены покупки [1, с. 91]. Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядочено и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения (табл. 4.2). Таблица 4.2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.97.34 (0.011 с.) |