Правовое регулирование антимонопольной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование антимонопольной деятельности



 

Антимонопольное законодательство – система нормативных правовых актов, включающая правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении (ограничении и пресечении) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции РФ.

А) В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовых услуг.

Непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закрепленные в ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Они запрещают устанавливать на территории РФ юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны станы и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК.

Б) ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ранее – Закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Он является вторым российским антимонопольным законом. В нем содержится: понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях, структуре и компетенции антимонопольных органов, составы нарушений антимонопольного законодательства, требования государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, правила об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также о принятии, обжаловании и исполнении актов антимонопольных органов.

Закон применим к субъектам естественной монополии, если последние нарушают антимонопольное законодательство РФ.

Г) ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ. Существуют такие отрасли экономики, где конкуренция по объективным причинам (технологические особенности производства, характер спроса и потребления) неэффективна или вообще невозможна. Такие товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект – поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством РФ относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности.

Понятие конкуренции

Конкуренция является экономической категорий, характеризующей особого рода экономические отношения между участниками рынка, которые возникают между ними в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Конкуренция (от лат. Concurro – сталкиваться, сбегаться) – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается и ли о граничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4).

Иными словами конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов за преимущества на рынке с использованием различных методов.

Из определения вытекают признаки конкуренции, которые приобрели правовое значение вследствие правового регулирования соответствующих отношений:

1) конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;

2) конкуренция осуществляется лишь между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;

3) при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

1. Конкурентные действия – самостоятельные состязательные действия, совершаемые хозяйствующими субъектами (Х.С.) для приобретения ими правомерных преимуществ в своей сходной или аналогичной предпринимательской деятельности на рынке, направленные на получение прибыли.

Различают: 1) ценовые и 2) неценовые конкурентные действия.

Ценовые конкурентные действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей).

Неценовые конкурентные действия: 1. действия по улучшению качества и потребительских свойств товара, 2. расширение ассортимента и введение в оборот новых товаров, 3. улучшение сервисного обслуживания, 4. установление и продление гарантийных сроков, 5. занятие более удобного месторасположения фирмы, 6. рекламные действия конкурентов и др.

2. Субъекты конкуренции:

А) п/п 5 ст. 4 Хозяйствующие субъекты: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Б) Финансовая организация – Х.С., оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4).

3. Ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздейств овать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном положении.

В экономике принято различать совершенную и несовершенную конкуренцию.

В первом случае на определенном товарном рынке присутствует достаточно большое число конкурентов, обладающих примерно одинаковой рабочей силой, которую принято оценивать по доле хозяйствующего субъекта на этом рынке, уровню издержек производства и обращения, его технической оснащенности, финансовой устойчивости, ценам, качеству продукции и пр.

Несовершенная конкуренция может быть представлена в различных формах, например, в виде присутствия на рынке крупного, доминирующего предприятия и нескольких небольших предприятий-аутсайдеров, в виде ограниченного числа относительно крупных предприятий (олигополия) и пр.

 

Понятие и виды монополий

Монополия (от греч. Monopolia – продаю один), является экономической категорий, характеризующей определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной (чистой) монополией.

В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование несовершенной конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция).

В российском законодательстве отсутствует общее определение монополии. Данный термин упоминается в нормативных правовых актах, применительно к субъектам, подвергающихся специальному правовому режиму регулирования: государственным и естественным монополиям.

Антимонопольное законодательство использует правовую категорию «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции).

В зависимости от степени вмешательства государства в установление правового режима доминирующего положения Х.С. на рынках и иных специальных режимов следует различать основные виды монополий, имеющие правовое значение:

А) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

Б) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

В) возникающие в результате обладания исключительными правами.

А) Монополия первого вида – монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны Х.С., не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют две монополии рассматриваемого вида: государственная и естественная.

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Целями создания государственных монополий является: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств, например и др.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов. Они в основном носят фискальный характер. Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.

– П. 3 ст. 10 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 г. № 41–ФЗ – в РФ установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

– Ст. 5 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3–ФЗ – в РФ действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, культивированием растений, разработкой, переработкой, распределением, ввозом (вывозом), уничтожением наркотических средств, психотропных веществ.

– П. 2 ст. 4, п. 1 ст. 12 ФЗ от 19.07.1998 г. № 114–ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 ФЗ от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях»).

Закон устанавливает следующие признаки естественных монополий:

1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства.

В определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов;

2) товары (услуги), производимые субъектами е.м., не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами е.м., в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существует перечень сфер деятельности, в которых обычно вводится режим естественной монополии: транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии и др.

Понятию «естественная монополия» наиболее близко понятие «сетевая деятельность». Специфика сетевой деятельности заключается в том, что для осуществления такой деятельности необходимо наличие сетей, т.е. совокупность структур (часто сложных и дорогостоящих), связанных между собой. Дороги, ж\д пути, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередачи – наиболее простые примеры.

Согласно ст. 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования е.м. (Федеральная антимонопольная служба, федеральная служба по тарифам) могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов е.м.:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом е.м.

Б) Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства – рыночные монополии.

Такие монополии могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и ухода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д.

В) Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования место происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.027 с.)