Тема 10. Правовое регулирование рекламной деятельности в сфере предпринимательства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Правовое регулирование рекламной деятельности в сфере предпринимательства



1. Понятие, признаки и виды рекламы. 2. Отношения, регулируемые законодательством о рекламе. 3. Недобросовестная конкуренция в области рекламы. 4. Общие требования, предъявляемые к рекламе. 5. Использование в рекламе объектов исключительных прав. 6. Предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. 7. Требования к рекламе, связанные с особенностями отдельных способов ее распространения. 8. Реклама и информация нерекламного характера. 9. Контрреклама как способ опровержения ненадлежащей рекламы. 10. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах. 11. Особенности наружной рекламы. 12. Социальная реклама. 13. Государственный контроль в области рекламы. 14. Полномочия антимонопольных органов по государственному контролю в области рекламы. 15. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

Задачи

Задача № 1. Телерадиокомпания №-ской области показала видеосюжет журналиста о двух профессиональных художницах-фитодизайнерах, мечтающих приобщить граждан к своему искусству, т.е. «букетному образованию». В телеинтервью художницы говорили, что истинным украшением дома являются не живые цветы, а изящные букеты из сухих полевых цветов. Они так увлеченно рассказывали о преимуществах сухих полевых цветов, что журналист воскликнул: «Не знаю, как вам, телезрители, а мне покупать на рынке полуувядшие цветы не хочется. Лучше поехать на природу и собрать что-то свое. Только для себя».

После показа этого материала в территориальный антимонопольный орган поступило заявление от группы предпринимателей, торгующих цветами на рынке. Заявители указывали, что прозвучавшее в видеосюжете высказывание о плохом качестве рыночных цветов является недобросовестной рекламой, которая опорочила их деловую репутацию, уменьшила спрос на продаваемый товар, и потребовали применить к нарушителю соответствующие меры.

Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что упомянутый сюжет имеет все признаки рекламной информации и является ненадлежащей рекламой. Телерадиокомпания обжаловала действия антимонопольного органа в арбитражный суд.

Как разрешить спор?

Задача № 2. Антимонопольный орган наложил на рекламораспространителя штраф за ненадлежащую рекламу. Поскольку штраф не был уплачен добровольно, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его взыскании.

Суд в удовлетворении требования отказал, исходя из того, что антимонопольный орган не правомочен налагать штрафы, а юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушения, указанные в ст. 33 ФЗ «О рекламе».

Суд апелляционной инстанции отменил решения суда первой инстанции и удовлетворил требование антимонопольного органа. Правильно ли поступил суд?

Задача № 3. Антимонопольный орган предписал организации-рекламораспространителю (газете) прекратить нарушение требований п.3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» о необходимости сопровождения рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, пометкой установленной формы.

Рекламораспространитель не согласился с выводами антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.

Подлежит ли требование удовлетворению?

 

Литература

1. Вольдман Ю.Я. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе». М., 1998.

2. Вольдман Ю.Я. Новое в законодательстве о рекламе // ХиП. 2000. № 5.

3. Всеволжский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М., 1998.

4. Горячева Ю.Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера // Законодательство. 2000. № 5.

5. Кузнецова О.Б. Недобросовестная конкуренция в рекламе. Законодательство и практика применения // Закон. 1999. № 7.

6. Хохлов Д.В. Вопросы применения ответственности за нарушения законодательства о рекламе (Правоприменительная практика) // Арбитражные споры. 2000. № 4.

 

Нормативные акты

1. О рекламе. ФЗ от 13 марта 2006 г. (в ред. от 21 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. № 12; 2007. № 30.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. ФЗ от 27 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.).

3. О защите конкуренции. ФЗ от 26 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.).

4. О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 25 ноября 2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15; СЗ РФ. 2006. № 48.

5. Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. ПП РФ от 17 августа 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 35.

6. Положение о Федеральной антимонопольной службе. ПП РФ от 30 июня 2004 г. (в ред. от 8 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31; 2007. № 7.

7. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Приказ ФАС РФ от 15 декабря 2006 г. № 324 (в ред. от 1 августа 2007 г.) // БНА. 2007. № 11; 2007. № 38.

 

Письменные экспресс-контрольные вопросы

1. Понятие и значение рекламы в рыночной экономике.

2. Нормативно-правовая основа рекламы.

3. Предотвращение и пресечение недобросовестной рекламы.

4. Правовое регулирование распространения рекламы.

5. Государственный контроль в области рекламы.

6. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

 

Тесты контроля знаний

Вариант 1. По действующему законодательству рекламой признается:

1. Информация, обладающая двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространяется общедоступным способом.

2. Информация не направлена конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц.

3. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах.

4. Все вышеперечисленные признаки раскрывают содержание рекламы.

Вариант 2.Участниками рекламных отношений являются:

1. Рекламодатели – только юридические лица.

2. Рекламопроизводители – юридические и физические лица.

3. Рекламораспространители – только физические лица.

4. Все вышеперечисленные физические и юридические лица.

Вариант 3. Государственный контроль в области рекламы – это:

1. Регулирование рекламной деятельности, осуществляемое только государственными органами.

2. Рекламные отношения упорядочивают только их участники.

3. Одновременно используются оба приведенные выше варианта.

4. Ни один из предложенных вариантов не верен.

Вариант 4. Органы саморегулирования в области рекламы:

1. Действуют независимо от государственных органов, регулирующих рекламную деятельность.

2. Привлекаются к разработке необходимых требований к рекламе.

3. Привлекаются федеральным антимонопольным органом (территориальным управлением) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства о рекламе.

4. Правильными являются 2 и 3 варианты ответов.

Вариант 5. Контрреклама в соответствии с законодательством о рекламе означает:

1. Опровержение ненадлежащей рекламы, осуществляемое антимонопольным органом.

2. Опровержение ненадлежащей рекламы, осуществляемое правонарушителем.

3. Опровержение ненадлежащей рекламы, осуществляемое рекламодателем.

Опровержение ненадлежащей рекламы, осуществляемое рекламоизготовителем и рекламораспространителем.

 

Тема 11. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства

1. Место и значение института банкротства в рыночной экономике. 2. Определите понятие банкротства и выявите основные его признаки. 3. Какие могут быть применены процедуры к должнику при признании его несостоятельным? 4. Наблюдение в механизме банкротства. 5. Финансовое оздоровление как процедура банкротства: сущность, порядок введения, правовой режим. 6. Внешнее управление как процедура банкротства: сущность, порядок введения, правовой режим. 7. Конкурсное производство в механизме банкротства. 8. Мировое соглашение и его роль в оздоровлении финансового положения субъекта хозяйствования. 9. Внесудебные процедуры, применяемые к несостоятельным должникам. 10. Особенности правового регулирования несостоятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. 11. Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц. 12. Особенности правового режима банкротства индивидуального предпринимателя. 13. Упрощенные процедуры банкротства.

Задачи

Задача № 1.В арбитражный суд обратился кредитор должника с заявлением об обжаловании действий внешнего управляющего. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом организации-должника предусмотрено одобрение Советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 тыс. руб. Внешний управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50 тыс. руб.

Подлежит ли жалоба удовлетворению? Чем определяются полномочия внешнего управляющего?

Задача № 2. Арбитражный суд определением отстранил арбитражного управляющего от исполнения обязанностей на основании поступившей в суд информации о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей. Арбитражный управляющий с указанным определением не согласился, поскольку арбитражный суд не заручился согласием на его отстранение лиц, участвующих в деле.

Есть ли основания для отмены определения арбитражного суда?

Задача № 3. В арбитражный суд обратился участник хозяйственного общества-должника с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего, которые наносят ущерб имущественным интересам заявителя.

Арбитражный суд рассмотрел требование заявителя по существу, указав при этом, что в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ участники хозяйственного общества имеют обязательственные права по отношению к этому юридическому лицу.

Правильно ли поступил суд? Вправе ли участник хозяйственного общества обжаловать действия арбитражного управляющего?

Задача № 4. К арбитражному управляющему обратился кредитор с требованием о признании сделки, совершенной должником, недействительной. Арбитражный управляющий в рассмотрении данного требования отказал, сославшись на то, что этот вопрос не входит в его компетенцию; указанное требование не может быть включено в реестр требований кредиторов.

Обоснованно ли возражение арбитражного управляющего? Как разрешить спор?

 

Литература

1. Анохин В.С. Правовое регулирование процедуры по делам о несостоятельности (банкротстве). Воронеж, 2003.

2. Егоров А. Мировое соглашение в деле о банкротстве и обязательные платежи // ХиП. 2004. № 4.

3. Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Поиск новой модели законодательства о банкротстве // ХиП. 2001. № 3.

4. Зинченко С., Лапач В. Об эмиссии акций в период внешнего управления несостоятельным должником // ХиП. 2001. № 7.

5. Колиниченко Е.А. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России (сравнительный анализ) // ВВАС РФ. 2000. № 8.

6. Ломидзе О., Ломидзе Э. Проблемы защиты прав кредитора по неденежному обязательству при банкротстве организации-должника // ХиП. 2001. № 3.

7. Химичев В. Текущие обязательства при банкротстве // ХиП. 2004. № 4.

Нормативные материалы

1. О несостоятельности (банкротстве). ФЗ от 26 октября 2002 г. (в ред. от 19 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 43; 2007. № 30.

2. АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 2 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30; 2007. № 41.

3. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 1999. № 9; 2007. № 1 (ч.1).

4. Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. ПП РФ от 28 мая 2004 г. (в ред. от 22 мая 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 23; 2006. № 22.

5. Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов. ПП РФ от 9 июля 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 29.

6. О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. ПП от 3 февраля 2005 г. // СЗ РФ. 2005. № 6.

Письменные экспресс-контрольные вопросы

1. Понятие признаков банкротства субъектов предпринимательства по действующему законодательству.

2. Назовите процедуры банкротства, предусмотренные действующим законодательством для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве субъектов предпринимательства.

4. Временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий: понятие и назначение данных институтов.

5. Основания для отмены реабилитационных процедур, применяемых к несостоятельному должнику, и открытия конкурсного производства.

6. Упрощенные процедуры банкротства и особенности их проведения.

Тесты контроля знаний

Вариант 1. Несостоятельность субъекта предпринимательства означает:

1. Неспособность должника удовлетворить требования кредиторов.

2. Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

3. Признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов.

4. Неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения.

Вариант 2. По действующему российскому законодательству о банкротстве банкротами могут быть признаны:

1. Любые коммерческие организации.

2. Коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) и граждане-предприниматели без образования юридического лица.

3. Любые, как коммерческие, так и некоммерческие организации (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), а также граждане-предприниматели без образования юридического лица.

4. Коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, а также индивидуальные предприниматели.

Вариант 3. В отношении несостоятельного должника применяются следующие процедуры банкротства:

1. Наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

2. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение

3. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение – в отношении должника-юридического лица; конкурсное производство, мировое соглашение – в отношении гражданина.

4. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение – в отношении должника-юридического лица; наблюдение, конкурсное производство, мировое соглашение – в отношении гражданина.

Вариант 4. Конкурсное производство по законодательству о банкротстве означает:

1. Состязание конкурентов на должность арбитражного управляющего, назначаемого по результатам конкурса арбитражным судом.

2. Реабилитационная процедура, направленная на оздоровление должника.

3. Процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного должника, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами.

4. Процедура назначения на должность конкурсного управляющего.

Вариант 5. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

1. Должник, собственник предприятия (органы собственника), кредитор (кредиторы), прокурор.

2. Должник, кредитор (кредиторы).

3. Должник, кредитор (кредиторы), уполномоченные законом органы.

4. Должник, кредитор (кредиторы), прокурор.

Тема 12. Правовое регулирование планирования предпринимательской деятельности

1.Какую роль играет планирование в рыночной экономике? 2. Раскрыть понятие «директивное планирование» и «индикативное планирование», «стратегическое планирование». 3. Какое планирование применяется в рыночной экономике? 4. Установить соотношение между понятиями «планирование» и «маркетинг». 5. Какими актами опосредуется планирование в РФ? Выявить их правовую природу. 6. Назвать основные принципы планирования экономики РФ в период перехода к рынку и выяснить порядок их правового закрепления. 7. В чем проявляется взаимосвязь планов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в условиях многоуровневой структуры отношений собственности? 8. Определить правовую природу планов-прогнозов, целевых программ. 9. Какое место в системе правового регулирования планирования отводится предпринимательскому договору; заказу для государственных нужд; экономическим нормативам; технико-экономическим нормативам? Определить их правовую природу. 10. Целевые программы экономического и социального развития: порядок их разработки, утверждения, реализации. 11. Выявить правовые формы планирования деятельности субъектов предпринимательства. 12. Характерные особенности бизнес-плана коммерческих организаций.

Задачи

Задача № 1. ФГУП «Прогресс» при разработке своего плана отказалось включить в него госзаказ, выданный госзаказчиком. Госзаказ составил 90 % производственной программы предприятия, в соответствии с которой изготовляются лакокрасочные изделия.

Предприятие считает, что производимая им продукция не относится к важнейшей, обеспечивающей бесперебойную работу народного хозяйства, хотя изготавливается только им. Более того, действующим законодательством не предусмотрена обязательность госзаказа. Реализация его должна производиться на контрактно-добровольной основе. Госзаказчик настаивает на включении госзаказа в план подведомственного ему предприятия. Как разрешить спор?

Задача № 2. В процессе разработки проекта федеральной целевой программы между государственным заказчиком и акционерным обществом было подписано соглашение о намерениях участия акционерного общества в исполнении и финансировании указанной программы. Программа была утверждена распоряжением Правительства РФ, после чего государственный заказчик обратился к акционерному обществу с предложением о заключении договора на финансирование программы. Акционерное общество, сославшись на ухудшение финансового состояния, отказалось. Госзаказчик обратился в суд с иском о понуждении акционерного общества к заключению договора, предусмотренного соглашением о намерениях. Подлежит ли иск удовлетворению? Какова правовая природа соглашений о намерениях, заключаемых в ходе разработки целевых программ?

Литература

1. Анохин В.С. Государственное регулирование предпринимательства // Приложение к ХиП. 2001. № 8.

2. Ванин В.В. Правовой механизм планирования государственных нужд в условиях рыночной экономики. Ростов н/Д., 2007.

3. Леонова Г.Б. Правовое положение государственного заказчика при поставке товаров для государственных нужд // Законодательство. 2000. № 10.

Нормативные материалы

1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ. ФЗ от 20 июля 1995 г. (в ред. от 9 июля 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. № 30; 1999. № 28.

2. БК РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31; 2007. № 45.

3. Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. ПП РФ от 27 августа 2004 г. № 443 (в ред. от 29 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 36; 2007. № 45.

4. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. ПП РФ от 26 июня 1995 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 1995. № 28; 2006. № 52 (ч.3).

5. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. Утв. ПП РФ от 10 апреля 2002 г. (в ред. от 23 марта 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 15; 2006. № 13.

6. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы). Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. 2006. № 5.

Письменные экспресс-контрольные задания

1. Директивное, индикативное, стратегическое планирование предпринимательской деятельности: соотношение, отличие. Какие виды планирования применяются в России?

2. Взаимосвязь между прогнозированием социально-экономического развития и целевым программированием.

3. Правовые отличия программы социально-экономического развития от концепции социально-экономического развития.

4. Госзаказ и директивное задание: общность, отличие.

5. Особенности правовых форм планирования казенных предприятий.

6. Правовое положение госзаказчика в системе реализации целевых программ социально-экономического развития.

 

Тесты контроля знаний

Вариант 1. В соответствии с действующим законодательством в России осуществляется:

1. Директивное планирование социально-экономического развития.

2. Индикативное планирование этих процессов.

3. Стратегическое планирование.

4. Сочетание директивного, индикативного и стратегического планирования.

5. Сочетание этих видов планирования при приоритетности стратегического планирования.

Вариант 2. Концепция, прогноз и программа социально-экономического развития соотносятся таким образом:

1. Прогноз – более общее понятие. Оно конкретизируется в концепции, а последняя находит свое проявление и воплощение в программах социально-экономического развития.

2. Концепция – исходные начала программирования предпринимательской деятельности. Прогноз и программа конкретизируют концептуальные положения.

3. Прогноз, концепция и программа опосредуют параллельные процессы регулирования предпринимательской деятельности.

4. Программа задает все исходные параметры социально-экономического развития. Механизм их выполнения обеспечивается посредством прогнозов, концептуальных моделей и разработок.

Вариант 3.Роль государства в планировании экономических и социальных процессов заключается в том, что оно:

1. Обеспечивает стабильность, эффективность и справедливость их в отношении всех членов общества.

2. Обеспечивает законность указанных процессов.

3. Ограничивает волю субъектов предпринимательства, если она приводит к действиям, противоречащим общественным (публичным) интересам.

4. Обеспечивает необходимой планово-прогнозной информацией макроуровня субъектов предпринимательства.

Вариант 4.Прогноз социально-экономического развития и федерально-целевые программы утверждаются:

1. Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации).

2. Государственной Думой.

3. Правительством РФ.

4. Правительством РФ, а Федеральному Собранию они представляются вместе с проектом госбюджета на очередной год и другой планово-программной документацией.

Вариант 5.С точки зрения нормативности планово-прогнозно-программные акты можно оценить следующим образом:

1. Все они являются не нормативными, а индивидуальными актами.

2. Прогноз, концепция являются нормативными актами, а целевые программы - индивидуальные акты.

3. Только целевые программы, утвержденные Правительством РФ, соответствующими органами субъектов Федерации, являются нормативными актами.

4. Данный вопрос относится к спорным и неразрешенным проблемам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.016 с.)