Тема 9. Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности



1. Раскрыть понятия «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «монополистическая деятельность» и показать взаимосвязь между ними. 2. Антимонопольные требования к торгам. 3. Когда признается положение субъекта хозяйствования доминирующим на рынке? 4. Что означает «коллективное доминирование»? 5. В каких формах проявляется монополистическая деятельность субъектов хозяйствования, органов власти и управления? 6. Выявить понятия «естественная монополия», «государственная монополия», «временная монополия». 7. Основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках России. 8. Общие признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке. 9. Группа лиц и аффилированные лица. 10. Задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа. 11. Почему предоставление государственной и муниципальной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства является объектом антимонопольного регулирования? 12. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. 13. Принятие, обжалование и исполнение решений антимонопольного органа.

Задачи

Задача № 1. ООО «Прогресс» в течение 4 лет используя изобретение, являлось монополистом в производстве и реализации выпускаемых акустических приборов. Федеральная антимонопольная служба при разработке мер по развитию конкуренции включила ООО «Прогресс» в число субъектов, которые будут демонополизированы. Общество, возражая против этого, указало, что оно относится к временным монополиям.

Как разрешить спор?

Задача № 2. Федеральная антимонопольная служба приняла решение о принудительном разделении ООО «Заря» в связи с его доминирующим положением на рынке виброустановок. ООО «Заря», возражая против указанного решения, отметило, что все его подразделения находятся в тесной технологической взаимосвязи, хотя и есть возможность определить их узкую предметную специализацию по производству определенного товара. Кроме того, принудительная реорганизация возможна только на основании решения суда.

Как разрешить спор?

Задача № 3. Федеральная антимонопольная служба выдала предписание ОАО «Вымпел» о внесении изменений в его договор поставки, заключенный с покупателем «Орбита» в связи с тем, что продукция реализуется по монопольно высокой цене. Продукция поставщика на местном рынке по объему реализации составляет 39%. В связи с неисполнением данного предписания ФАС приняла постановление о наложении штрафа на поставщика в сумме 700 тыс. руб. Не исполнено было и это решение. Тогда ФАС обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании 700 тыс. руб. Суд удовлетворил иск; ФАС выдала новое предписание об изменении условия о цене в договоре поставки, за неисполнение которого был наложен штраф в сумме 1 млн. руб.

Проанализируйте действия ОАО «Вымпел», ФАС и арбитражного суда на предмет соответствия их законодательству.

Задача № 4. Коммерческая организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания ФАС, которым ей предлагалось прекратить действия по навязыванию заключения договора с контрагентом.

Арбитражный суд заявленные требования удовлетворил, указав, что предписание не соответствует статье 10 Закона о защите конкуренции, которая не содержит в числе оснований для выдачи предписания действий по навязыванию заключения договора. В данной статье речь идет о действиях хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающих доминирующее положение, по навязыванию условий договора, не выгодных контрагенту.

Правильно ли поступил суд? Имеются ли основания к отмене решения?

 

Литература

1. Горячева Ю. Новые правила предотвращения и пресечения сговоров, направленных против конкуренции // ХиП. 2003. № 2.

2. Колесник Г.И. Новое в ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции // СКЮВ. 2007. № 4.

3. Полосин М. Правовые основы обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции // ХиП. 1999. № 8.

4. Скобликов П. Ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции: законодательство и правоприменительная практика // ХиП. 2004. № 12.

5. Тотьев К. Защита конкуренции на товарных рынках // ХиП. 2000. № 1.

Нормативные материалы

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I (в ред. от 26 июля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 16; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1).

2. О естественных монополиях. ФЗ от 17 августа 1995 г. (в ред. от 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. № 34; 2007. № 46.

3. О защите конкуренции. ФЗ от 26 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.).

4. Положение о Федеральной антимонопольной службе. ПП РФ от 30 июня 2004 г. (в ред. от 8 февраля 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31; 2007. № 7.

5. О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. ПП РФ от 19 февраля 1996 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9; 2005. № 7.

6. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Приказ ФАС РФ от 15 декабря 2006 г. № 324 (в ред. от 1 августа 2007 г.) // БНА. 2007. № 11; 2007. № 38.

 

Письменные экспресс контрольные вопросы

1. Необходимость института конкуренции в рыночной экономике, взаимосвязь его с монополизмом.

2. Раскройте следующие правовые понятия: «доминирующее положение субъекта хозяйствования», «коллективное доминирование», «монопольное положение субъекта», «государственная монополия», «естественная монополия», «аффилированные лица».

3. Укажите на основные методы регулирования естественных монополий.

4. Что такое недобросовестная конкуренция?

5. Понятие, содержание и порядок выдачи предписаний антимонопольного органа нарушителю антимонопольного законодательства.

6.Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

 

Тесты контроля знаний

Вариант 1. По действующему законодательству товарным рынком признается:

1. Республиканский товарный рынок.

2. Республиканский товарный рынок и местный товарный рынок.

3. Товарный рынок как сфера обращения товаров иностранного производства.

4. Товарный рынок как сфера обращения товаров на всей территории РФ или ее части.

Вариант 2. Взаимосвязь между понятием «доминирующее положение субъекта хозяйствования» и понятием «монополистическая деятельность» состоит в следующем:

1. Указанные понятия с разных сторон закрепляют один и тот же смысл.

2. Доминирующее положение субъекта на рынке – лишь констатация его возможностей вести себя как монополист. Монополистическая же деятельность есть следствие злоупотребления доминирующим положением.

3. Доминирующее положение субъекта на рынке означает, что он на данном рынке продает товаров больше других субъектов. Монополистическая деятельность – это деятельность субъекта на рынке, когда его товарам нет аналога.

4. Доминирующее положение субъекта означает, что он занимается монополистической деятельностью, а последняя приводит его к указанному положению.

Вариант 3. Конкуренция субъектов на рынке товаров и недобросовестная конкуренция свидетельствуют о том, что:

1. Конкуренция – это борьба со своими конкурирующими субъектами. Недобросовестная конкуренция указывает на то, что ее участники нарушили заключенное между ними соглашение о правилах этой борьбы.

2. Конкуренция – это соперничество, не дающее кому-либо из участников односторонне влиять на общие условия обращения товара. Недобросовестная конкуренция – действия субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, что может причинить или причинило убытки другим субъектам.

3. Конкуренция – вытеснение из рынка своего конкурента. Недобросовестная конкуренция – применение недостойных методов.

4. Конкуренция и недобросовестная конкуренция – это одно и то же, так как конкуренция всегда недобросовестна.

Вариант 4. Субъект хозяйствования занимает доминирующее положение на рынке соответствующего товара, если его доля на рынке определенного товара составляет:

1. Более 50 %.

2. Более 20 %.

3. Более 35 %, но не более 80 %. Если более 80 %, тогда субъект становится монополистом.

4. Более 35 %, но менее 50 %, если факт доминирующего положения установлен антимонопольным органом. Свыше 50 % - автоматически признается доминирующим положение субъекта хозяйствования.

Вариант 5. Федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о разделении (выделении) коммерческой организации, если:

1. Имеет место организационная и территориальная обособленность структурных подразделений. Между этими подразделениями нет тесной технологической взаимосвязи. Будет возможность юридическим лицам в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

2. Все условия, указанные в п. 1 и, кроме того, субъект хозяйствования совершает три и более нарушений антимонопольного законодательства в течение одного года.

3. Все условия, указанные в п. 1 и, кроме того, субъект предпринимательской деятельности, занимая доминирующее положение, совершает два и более нарушений антимонопольного законодательства.

4. Такое право антимонопольному органу не предоставлено.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.017 с.)