Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития антимонопольного законодательства в РФСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первым упоминанием в законодательстве России, направленным на регулирование деятельности крупных экономических субъектов, можно считать «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 года) принятое царствование Николая I. Царский указ предусматривал уголовное наказание за «стачки» - то есть за картельные сговоры. Согласно статье 1615 за это предусматривались весьма серьезные наказания. С распадом в 1991 году Советского Союза и происходящими коренными преобразованиями в сторону рыночной экономики в руках граждан оказывается частная собственность, возможность осуществления коммерческой деятельности. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за существенных преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы, взаимоотношения между экономическими субъектами. Таким образом, в 1991 году в силу вступает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – положивший начало становлению антимонопольного регулирования в России. Закон предусматривал относительно мягкие санкции по большинству нарушений, при этом предпочтение отдавалось предписаниям о запрещении продолжения противоправной деятельности и возвращению незаконно полученного дохода, а не прямым штрафным санкциям и наказанию физических лиц. Это соответствовало ожиданиям, сводившимся к тому, что наихудшие потенциальные проблемы могут решаться при помощи системы регулирования, а также отражало справедливую озабоченность по поводу полной неосведомленности в понятиях Закона о конкуренции и желание обеспечить осведомленность в новых правилах до того, как начнут применяться жесткие санкции. Долгая история планирования и согласования, а также отсутствие осведомленности о методах управления рынками и их регулирования привели к ожиданиям того, что различные государственные органы будут пытаться продолжить процесс контролирования экономической деятельности. Для предотвращения такого развития событий в Закон о конкуренции были введены положения, запрещающие такое поведение. Подобно этому, ожидание необходимости дробления крупных предприятий и объединений нашло отражение в статье 19 Закона, предоставляющей полномочии для такого дробления в случаях рецидивирующих нарушений Закона. Дополнительным шагом к становлению системы рыночного хозяйствования на территории РФ стало формирование системы свободного ценообразования берущее начало с принятия Указа Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991г. № 297 и аналогичного Постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991г. №55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики. Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. №948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно: · предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность; · определены действия, которые классифицируются как монополистические; · определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно; · разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках; · определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона. В целях реализации закона о конкуренции, в соответствии с законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» 14 июля 1990 года образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Приказом ГКАП России от 17 октября 1991 года во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные ведомства. В 1993 г. курс на развитие конкуренции был закреплен в Основном законе страны – Конституции России, декларирующей поддержку конкуренции и запрещающей деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34). Наряду с другими инновационными положениями, в новой Конституции было отражено намерение России следовать рыночным принципам, а также в двух отдельных ее статьях прямо указывалось на то, что поддержка конкуренции является частью системы конституционных ценностей. В 1994 г. положения, направленные на защиту конкуренции, также появились в первой части Гражданского кодекса России, призванного служить фундаментом для построения новых экономических отношений. Согласно Гражданскому кодексу товары, услуги и финансовые средства должны свободно перемещаться на всей территории Российской Федерации, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Гражданский кодекс не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Для заполнения ощущаемых пробелов в правовом регулировании рыночной деятельности имела место дополнительная законотворческая деятельность. Одним из крупнейших проектов в этом направлении стала разработка широкого федерального Закона «О рекламе» (1995г.), вводящего единые требования к рекламе на территории Российской Федерации и закрепляющий за антимонопольным органом полномочия по контролю за соблюдением рекламного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции. Хотя по Закону о конкуренции антимонопольному органу уже были предоставлены некоторые полномочия по контролю практической рекламной деятельности (например, контроль за взаимодействием конкурентов, в том числе в части опубликования ложной информации о конкурентах или некорректных сравнений товаров), новое законодательство было нацелено на предоставление полной правовой основы регулирования рекламной деятельности с целью защиты потребителя, охраны общественного здоровья, морали и других ценностей. Новое законодательство основывалось на системах и правилах, действующих в европейских странах с рыночной экономикой и включало в себя ограничения на рекламу алкогольной и табачной продукции, на рекламу, направленную на детей, или изготовленную с их участием, устанавливало максимальные объемы и вводило ограничения по продолжительности рекламы в некоторых средствах массового вещания, а также учитывало целый ряд других проблем. Антимонопольный орган был назначен основным органом, обеспечивающим исполнение Закона о рекламе и начал построение системы практического мониторинга широкого круга разнообразных рекламных СМИ и создание правоисполнительных процедур по делам о нарушениях в рекламной сфере. 1) Антитрестовское законодательство, которое регулирует деятельность фирм, обладающих крупной долей рынка. Целью антитрестовского законодательства является ограничения действий таких фирм в пользу потребителей, поставщиков и конкурентов хозяйствующего субъекта. Проблемой российского антимонопольного законодательства является то, что оно имеет ряд существенных противоречий. ü Антитрестовское законодательство разрушает единство экономического пространства ü Антитрестовское законодательство нарушает свободу экономической деятельности и перемещения товаров ü Этические основы антитрестовского законодательства весьма спорны ü Лежащая в основе антитрестовского законодательства теория содержит существенные недостатки ü Антитрестовское законодательство препятствует эффективному функционированию товарных рынков 2) Естественно-монопольное законодательство, устанавливающее монопольные права в ряде "инфраструктурных" отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. Естественно-монопольное законодательство отличается от других похожих видов неценового регулирования декларируемой целью - повышением экономической эффективности, а не, например, обеспечением качества и безопасности товаров как в законодательстве о лицензировании. Российское естественно-монопольное законодательство обладает двумя особенностями, отличающими его от антитрестовского. ü Компании объявляются "монополистами" не на основе результатов деятельности, а путем законодательного определения того, какие отрасли являются естественно-монопольными. ü Предписания естественно-монопольного законодательства применяются не на дискреционной, а на постоянной основе. Наиболее характерными предписаниями являются технологические ограничения (ограничения на вертикальную интеграцию) и присоединение (равный и не дискриминационный доступ к инфраструктуре). 3) Законодательство о добросовестной конкуренции запрещает действия компаний, которые не совместимы с обычаями делового оборота, требованием добропорядочности, разумности и справедливости. Примерами таких действий могут быть распространение ложных сведений о конкурентах, использование чужой интеллектуальной собственности или разглашение коммерческой тайны. Целью законодательства о добросовестной конкуренции является предотвращение вреда, который причиняется или может быть причинен конкурентам. Особенностью законодательства о добросовестной конкуренции является то, что вводимые этим видом законодательства ограничения конкуренции накладываются на деятельность всех фирм, а не только обладающих крупной долей рынка, как в антитрестовском законодательстве, или действующих в определенных отраслях, как в естественно-монопольном законодательстве. 4) Законодательство против монопольных прав, которое запрещает либо ограничивает предоставление монопольных прав. Наилучшим термином для обозначения законодательства против монопольных прав могло бы являться обозначение "антимонопольное законодательство", однако оно, к сожалению, используется в намного более широком значении, включающем как предотвращающие монополизацию меры, так и прямые ограничений конкуренции. Основой российского законодательства против монопольных прав является, сформулированный в статье 15 ФЗ "О Защите конкуренции", запрет органам государственной власти и местного самоуправления, говорящий о том, что «Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)». Этот запрет, в отличие от запретов антитрестовского законодательства накладывается не на хозяйствующие субъекты, а на деятельность государства и органов местного самоуправления, обладающих властью не в метафорическом ("монопольная власть"), а буквальном смысле. Законодательство против монопольных прав - относительно неразвитый в России вид законодательства о конкуренции, однако только его последовательная реализация позволяет достичь целей, которые ставятся российским ФЗ "О Защите конкуренции". Можно выделить следующие основные цели антимонопольного законодательства: 1. Определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции 2. Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства. Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовый средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ содержит аналогичные нормы (п.3 ст. 1, п.1 ст.10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ «О Защите конкуренции», можно назвать следующие: ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О связи»; ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ФЗ «Об электроэнергетике» и др. 16. Виды нарушений антимонопольного законодательства Понятие "нарушение антимонопольного законодательства" включает в себя следующие виды правонарушений: - монополистическая деятельность; - недобросовестная конкуренция; - неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов; - воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольных органов возложенных на них обязанностей; - не предоставление ходатайств и заявлений, предусмотренных статьями 17 и 18 Закона "О конкуренции…"; - неисполнение законных требований предъявляемых в соответствии с п.3 статьи 17 и п.4 статьи 18 Закона "О конкуренции…"; - непредставление в срок документов либо иной информации необходимой для осуществления деятельности антимонопольных органов - представление антимонопольным органам недостоверных сведений; - регистрация коммерческих организаций или их объединений без согласия антимонопольного органа в случаях предусмотренных статьей 17 Закона "О конкуренции"; - разглашение должностными лицами антимонопольных органов сведений составляющих коммерческую тайну; - неисполнение или ненадлежащее исполнение антимонопольным органом своих обязанностей, причинившее убытки хозяйствующему субъекту или иному лицу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.013 с.) |