Основные трактовки к формулировке и исследованию рыночной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные трактовки к формулировке и исследованию рыночной конкуренции



Понятие «конкуренция» несколько столетий использовалось в экономической науке, но только со второй половины XIX века (по Дж. Стиглеру, с 1871 г.) оно стало привлекать внимание ученых-экономистов как самостоятельное явление. Согласно Ю.В.Тарануха сформировалось 5 основных трактовок к формулировке и исследованию рыночной конкуренции:

· поведенческая; борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностеи

· структурная; анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него

· предпринимательская; Борьба между новым и старым, Процесс созидательного разрушения

Содержание конкуренции-Соизмерение альтернатив-Выявление правильности принятого решения
Объект конкуренции-Предпринимательские идеи-Новая технология, продукт, организация

· функциональная; соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным

эволюционная; Динамическии процесс, в котором генерируется поиск эффективных форм поведения и одновременно осуществляется их отбор
Содержание конкуренции-Процесс отбора-Проверка потенциала фирмы
Объект конкуренции-Организационные рутины-Поведенческие правила и накопленный опыт

 

марксистская (воспроизводственная)... Конкуренция – есть не что иное, как внутренняя природа капитала, его существенное определение, проявляющееся и реализующееся во взаимном воздействии многих капиталов друг на друга, не что иное как внутренняя тенденция, выступающая в форме внешней необходимости»
Содержание конкуренции-Борьба за прибыльное применение капитала
Объект конкуренции-Сфера обращения

7. Характеристика поведенческой трактовки;

 

 

Поведенческая трактовка конкуренции

Поведенческая трактовка свойственна классическому рассмотрению конкуренции. Данная трактовка берет свое начало с работ Адама Смитта, рассматривающего конкуренцию как соперничество, ведущееся между субъектами рынка за выгодные условия продаж.

Подобным же образом, но негативно, конкуренция определяется в господствующей в советской науке марксистской политической экономии: «свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; <…> борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли»

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Более современный вариант поведенческой трактовки нашел свое развитие в трудах М. Портера, П. Хайне и ряда других авторов. Исходя из предпосылок, что потребность в ресурсах, нужных субъектам рынка, больше чем их предложение представители данного направления сосредотачивают свое внимание не только на изучении структуры рынка, а, в первую очередь, на методах ведения борьбы, стратегиях, которых целесообразно придерживаться различным типам компаний, т.е. на поведении.

Рис 2.2 Силы, определяющие отраслевую конкуренцию

Так например Майкл Портер в качестве основы для рассмотрения предлагает «отрасль, как совокупность компаний», которые производят продукты, близкие по своим свойствам и функциональному назначению. Границы отрасли нечетки и зависят больше от конкретных задач исследования. При этом состояние конкуренции в любой из отраслей экономики зависит от 5-ти конкурентных сил (рис. 2.2)

Таким образом, М. Портер расширяет понятие конкуренции далеко за область действия действующих игроков-конкурентов: «Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество».

Конкуренция между компаниями отрасли усиливается в том случае, если один или несколько участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В целом интенсивность соперничества в отрасли зависит от ряда взаимодействующих структурных факторов, таких как:

· наличие большого числа конкурентов или равенство по силам;

· низкие темпы роста в отрасли;

· высокий уровень постоянных издержек или затрат на хранение (например, при использовании и производстве скоропортящейся продукции);

· отсутствие дифференциации или издержек переключения;

· скачкообразный рост производственных мощностей;

· многообразие конкурентов;

· высокие барьеры для выхода.

8. Характеристика структурной трактовки;

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономической теории формируется структурная концепция конкуренции (рис. 2.3) и связано со становлением математической школы экономики. Наибольший вклад в развитие теории типов конкуренции внесли следующие представители: Ф. Эджуорт (автор учения об олигополии и монополии), А. Курно (теория совершенной конкуренции), Дж. Робинсон, Э. Чемберлин (создатели концепции монополистической конкуренции) и ряд других

Последователями данной концепции рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой межфирменной борьбы фирм на анализ структуры рынка и условий, которые господствуют в нем.

9. Характеристика функциональной трактовки;

 

Рис. 2.5 Функциональная трактовка конкуренции

В рамках данной трактовки основное внимание уделяется роли конкуренции в экономике в целом. Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным.

Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.005 с.)