Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное законодательство (АЗ).

Поиск

Регулиров структ рынка осущ при помощи (АЗ) – набор законов и норм, предназнач для сдержив или предотвращ разв моноп

Закон Шермана – самое древнее АЗ 1890 г. США.

Исторически сложились две системы АЗ:1)Американское АЗ явл более строгим и имеет более широкий спектр применения, чем в других странах.2)Западноевропейское АЗ запрещает не саму монополию, а злоупотребление монопольной сластью.

В каждой стране своё АЗ.

АЗ в большинстве стран запрещает:1)Договариваться о ценах. (НЕЛЬЗЯ фиксировать цены)2)Параллельное поведение. (Фирма копирует все действия своих конкурентов)3)Ценовой демпинг. (Снижение цен даже ниже издержек производства)4)Дискриминацию цен в форме разорительной конкуренции.5)Слияние фирм. (Горизонтальное (в одной отрасли) и вертикальное (снизу вверх)) Разрешено, если фирмы конгломераты.6)Система взаимопереплетающихся директоратов. (когда наш человек входит в руководство вашей компании, а ваш в наш)7)Разделение рынков сбыта.8)Соглашение по ограничению выпуска продукции. 9)Байкот. (Полное или частичное прекращение деловых отношений со своими поставщиками)10)Искажённую информацию и ложную рекламу.11)Шантаж поставщиков.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:Конституции Республики Беларусь;норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»Закона «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

В РБ запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.

В РБ запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.

Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным органам принимать акты, заключать соглашения, либо совершать иные действия, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Государственным органам запрещается также заключать соглашения с другими государственными органами или хозяйствующими субъектами, которые направлены на ограничение конкуренции, раздел товарного рынка, исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;

фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.

Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере.

Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства при участии в конкурсах на получение государственного заказа.

 

31-32. 1. Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс.

Для производства товаров фирме необходимо приобрести ресурсы: труд, земля, капитал. Рынки, на которых они реализуются, называются рынками ресурсов (факторов производства). Спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве с целью реализации их на потребительском рынке.

Существует несколько причин, обусловливающих необходимость изучения процесса формирования цен на ресурсы.

1. Цены на ресурсы являются основным фактором, определяющим денежные доходы. (владелец труда получает з\ п – это цена этого капитала)

2. Цены на ресурсы выполняют функцию их распределения по различным отраслям и фирмам.

3. Поскольку для фирмы цены на ресурсы являются издержками, то фирма должна закупить такое количество ресурсов, чтобы получить максимальную прибыль.

4. При формировании цен на ресурсы возникает множество этических аспектов и проблем экономической политики. (Возникают такие вопросы, как: «как следует распределять национальный доход?», «следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли?», «может необходимо установить нижний предел заработной платы?» и.т.д.)

Модель: максимизации прибыли.

Цель: скомбинировать ресурсы таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.

Ограничения:

1. Производственная технология, которая определяет, как могут быть скомбинированы ресурсы. (изокванта)

2. Спрос на ресурс является производной спроса на товар. (больше покупают столов – покупай больше древесины). Прирост совокупного дохода фирмы, полученный в результате потребления дополнительной единицы ресурса при условии, что два других фактора производства остаются неизменными называется предельной доходностью ресурса. MRP – доход, полученный за счёт покупки дополнительной единицы ресурса. Другими словами, это денежное выражение предельного продукта. * ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ — дополнительный продукт, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса. MRP= MP*MR. *Для СК фирмы MRP=MP*P. MRP - это максимальная цена, которую фирма готова заплатить за каждую дополнительную единицу ресурса. Следовательно, график MRP любого ресурса совпадает с графиком спроса на данный ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного продукта (MP) и цены продукта (Р).

D=MRP доход не долен быть меньше чем 10 р.

В условиях СК цена продукта является постоянной, следовательно, исключительно из-за убывающей отдачи кривая спроса на ресурс плавно понижается. Кривая спроса несовершенного конкурента менее эластична, поскольку не только MP уменьшается, но и снижается цена Р по мере выпуска продукта.

Рыночный спрос на ресурс можно построить путём суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм или кривых MRP.

3. Издержки, т.е. стоимость ресурса. Если они дороже - купим меньше. Дешевле – больше. Издержки приобретения каждой дополнительной единицы ресурса называются предельными издержками ресурса (MRC). Для СК рынка ресурсов кривая MRC совершенно эластичной.

Условие оптимального сочетания ресурсов:

Фирма будет считать прибыльным применение дополнительных единиц ресурса до той точки, в которой MRP данного ресурса равен MRC. Т.е. MRP=MRC условие оптимального сочетания ресурсов.

Отраслевой спрос на ресурс представляет собой совокупность индивидуальных спросов на него. Рыночный же спрос на ресурс можно определить как сумму объёмов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Ценовая эластичность спроса на ресурс (показывает, на сколько изменится спрос на ресурс при изменении цены на 1%):

1. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.

2. Чем больше общих издержек производства приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс.

3. Чем большее количества ресурсов заменителей, тем выше эластичность спроса на определённый ресурс.

4. Спрос на ресурс более эластичен в долгосрочном периоде.

5. Коэффициент снижения MP. Если предельный продукт снижается медленно, то кривая спроса на ресурс будет также понижать медленно и иметь тенденцию к высокой эластичности.

Факторы изменения спроса на ресурсы.

1. Чем выше спрос на продукт, тем больше спрос на ресурсы.

2. Изменение технологии производства (т.е. производительности). Обычно новая технология сокращает в большинстве случае количество всех ресурсов необходимых для производства единицы продукции.

3. Изменение цен на другие ресурсы.

4. Замещающие ресурсы. (Труд и капитал: машины подешевели – фирма переходит только на машинное производство) ЗР ведут за собой два эффекта: Эф. Замещения (показывает, что фирма приобретает больше того сырья, относительная цена которого упала, и использует меньше того сырья, цена которого взросла) и Эф. Объёма производства (т.к. изменение цены ресурсов повлияет на издержки и, следовательно, повлечёт за собой рост объёмов продукции, максимизирующий прибыль). Эти два эффекта действуют в противоположных направлениях. Если ЭЗ превышает ЭОП, то изменение цены замещающего ресурса вызовет такое же изменение спроса на труд. Если ЕОП превышает ЭЗ, то изменение цены замещающего ресурса вызывает противоположное изменение спроса на труд.

5. Дополняющие ресурсы: изменение цены взаимодополняющего ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.

6. Изменение производительности. Если увеличивается MP, то и MRP тоже увеличивается. (на производительность могут влиять: нетрудовые затраты, повышение качества труда)

 

33. Кривая предложения труда.

Субъектами рынков труда являются:

1. Работники и работодатели.

2. Посредники между работодателями и наёмными работниками.

3. Представители органов власти

Дох, получаемый фактором «труд», называется заработком, величина которого равна ставке заработной платы умноженное на количество затраченного труда(обычно измеряется рабочим временем).

Общий заработок состоит из осн заработка и всех доплат. З/ п (ставка з\п) – это цена труда в единицу времени. Решение индивида о том, какое количество труда предложить можно анализировать, как компромисс между двумя благами: отдыхом и купленными товарами и услугами. Выбирая между двумя этими возможностями, индивид сталкивается с двумя основными ограничениями:

1. Ограниченностью времени в сутках 24 часами.

2. Часовой ставкой з\п, повышение которой влияет на выбор между трудом и отдыхом двояким образом:А) посредством действия эффекта замещения (рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на возросшую зарплату)Б)посредством действия эффекта дохода (с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха)

При падении реальной зарплаты появляется ещё одна особенность индивидуального предложения: чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда за счёт участия в нём женщин, детей; многие работники пытаются устроиться на вторую работу, либо на 1.5 ставки. Это явление называется эффектом замещения при низком доходе.

Взятые вместе два эффекта дают кривую предложения индивидом своего труда, которые называются кривой изгибающейся назад( с загибом \ обратная кривая предложения труда)

Кривая с загибом характерна не для всех людей. На правом рисунке кривая предложения труд описывает работника, у которого отсутствует эффект дохода.

Однако кривая предложения на отдельном рынке конкретного вида труда имеет положительный наклон на всём своём протяжении, т.к. повышение ставки з\п может быть скомпенсировано появлением новых работников из других отраслей и регионов.

Рыночное предложение труда определяется при помощи суммирования индивидуальных кривых предложения.

Ниже на рисунке представлена кривая предложения труда для работника, стремящегося к целевому доходу. Например: 350.000 в день.

 

Рынок труда в условиях СК: Характерные черты:

1. Большое число фирм конкурирует друг с другом при найме конкретного вида труда.

2. Каждая фирма потребляет только небольшую часть от имеющегося объёма предложения труда.

3. Многочисленная однородная рабочая сила.

4. Каждый продавец услуг труда продаёт только малую часть общего объёма предложения труда.

5. Свобода входа и выхода с рынка для всех продавцов ресурса.

6. Вся информация доступна.

7. Ни фирма, ни работники не осуществляют контроль над рыночной ставкой зарплатык.

Обычно предполагается, что кривые спроса и предложения на рынке труда имеют такой же наклон, как на рынке товаров.

 

На конкурентном рынке труда равновесная зарплата We и количество нанимаемых работников Le определяются предложением труда и спросом на труд. Равновесная ставка зарплаты равна предельной доходности ресурса (W=MRP) и одинакова для всех фирм, входящих в отрасль. Каково бы ни было число рабочих, ставка заработной платы остаётся неизменной. Предложение труда абсолютно эластично. В этом случае фирма, максимизирующая прибыль, будет нанимать работников до тех пор, пока MRP=MRC.

Рыночный спрос на данный вид труда определяется путём суммирования mrp отдельных фирм. Кривая рыночного предложения поднимается, потому что она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь рабочих на определённые места ставка зарплаты должна покрывать издержки упущенных возможностей.

Площадь ОW0ELe отражает общий доход фирмы, из которого 0WeE представляет совокупные издержки на зарплаты. а остальная часть предназначена для оплаты нетрудовых ресурсов.

39. Рынок ценных бумаг. Дох на рынке ц.б.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обрашению.Компоненты р-ка:*эмитенты(гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица);*проф-ые участники(дилеры,брокеры);*биржевой,внебирж-ойрынки ценн бум;*инвесторы;*органы госрегул-ия;*саморегул-ые орг-ии;*инфрастр-ра.Фирмы-ценные бум-рынок цен бум-доходы по ЦБ-домхоз-сбереж-рцб-инвестиции-фирма.

Выделяют 3 основные вида ц.б: акции – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в капитале АО и дающая ему право на получение дохода в виде дивиденда и участия в управлении делами этого общества. Акции бывают простые и привилегированные;- облигации – это вид ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое обязательство заемщика, которое гарантирует держателю облигации возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное получение дохода в виде процента по твердо зафиксированной или меняющейся ставке;- производные – векселя, фьючерсы(догов о кол-ве ценн-ей к сроку),опционы(завер покупки-продажи).Доход от акции наз. Дивиденд.Курс акции =(дивиденд × номинальная цена)/норма процента

Чем больше дивиденд, тем больше курс акции, а чем больше норма процента, тем меньше курс акции и наоборот.Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны

Функции РЦБ:1.инвестиционная;2.перелив капитала;3.контроль за эффективностью акционерных предприятий;4.Регулирование денежного обращения страны;5.страхование ценовых и финансовых рисков.Об эффективности деятельности компании свидетельствует курс акции. При уменьшении дивидендов, процента – падает курс акции и они могут сменить своего владельца.С помощью РЦБ происходит регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения выпуска ценных бумаг, которые препятствуют инфляции наличных денег.

40. Предпринимательская способность как фактор пр-ва. Экономическая прибыль, ее ф-ции и источники.

На современном этапе к факторам пр-ва также относят предпринимательские способности (ПС) и информацию. ПС – человеческая способность наиболее эффективно исп-ть другие факторы пр-ва. Специфика ПС – умение и желание внедрять новые виды продукта, новые технологии, рисковать для получения max прибыли. ПС проявляется в умении принимать решения в различных условиях, в т.ч. экстримальных. ПС – тип человеческого сознания, для которого характерны ответственность за принимаемые решения, стремление максимизировать прибыль. Прибыль –разница между общим валовым доходом и общими издержками. Прибыль – доход, который является результатом различных источников, прежде всего капитала и ПС. Функции прибыли: учетная – учитывает/отражает конечную/реальную предпринимательскую прибыль;стимулирующая – стимулирует внедрение новшеств, риска;распределительная – способствует распределению конечной прибыли.Источники эк прибыли:неопред-ть,риск,инновации,мон власть.Доход:1)норм-ая прибыль(гарантир-ый доход ип);2)эк-ая прибыль(плата за риск..)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.008 с.)