Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюдж огранич. Бюдж линия потребит и ее св.

Поиск

Бюдж огранич. Бюдж линия потребит и ее св.

Крив безр позволяют выявить потребит предпочт. Однако при этом не учит-ся 2 важных обст: цены тов и дох потребит. Крив безр показ лишь возм замены 1 блага др. Однако они не опр, какой именно набор тов потребит считает для себя наиб выгодам. Эту инф дают нам бюдж огранич (бюдж линии). Она показ, какие потребитнаборы можно приобрести за данную сумму денег.

Диапазон вар-ов выбора потребит, облад фиксирован бюдж и исходящего из заданных цен м б представлен на том же типе графиков, кот были исп для крив безр.

Всё пространство между бюдж линией и осями коорд предст собой мн-во вар-в потребит выбора и наз бюдж мн-ом.

В общем виде ур бюдж линии Рх*х+Ру*у=I

Разделим обе части урна Ру, а затем решим его относительно у. Получим Рх\Ру*х+У=I\Ру

У=I\Ру – Рх\Ру*х

Наклон бюдж линии равен – Рх\Ру. Угол накл показ, с какой скоростью рынок позволяет заменять потребит 1 тов др, или он показ альт стоим 1 тов в единицах др.

 
 

С помощью ур легко опр-ся точки пересеч бюдж линии с осями коорд.

Увелич дох сдвинет бюдж линию во вне и наоб.

Увеличен цены блага поворачивает бюдж линию во внутрь и наоб. Если изм цена 1тов при неизменности др, то сдвинется верхн или нижн конец бюдж лин– в завис от того,Цена какого тов меняется.

Пропорциональные измен цен и дох оставляет положение бюдж линии неизменной.

Бюдж линии не обязательно явл прямыми(завис от эласт)

 

Аксиомы ордин-го подхода в анализе оц потр-ем полезн потр-ых благ. Ф-ция полезн кр безр потр-ля.св-ва крив безразл

Рац действ потребит выбирает набор благ, кот обеспеч ему наиб общ полезн.

Анализ повед потребит в ординалист концепции осн на аксиомf[ предпочтений.

1.Аксиома полноты – утв,индивид в сост сказать, какое из благ он предпоч в большей степ, или указать на их равноценность.

2. Аксиома транзитивности – утв, что если набор С предпочтительнее набора В, а набор В – набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А.

3. Аксиома отбора – утв, что потребит стремится к своему наиб предпочтительному сост, и он всегда предпочит больш кол-во блага меньшему.

4. Аксиома невозможн насыщения – утв, что потребитель никогда не сможет достичь полного удовл, независимо от потребляемого кол-ва блага.

5. Субституция –утв, что потреб согласен отказаться от небольш кол-ва тов А, если ему взамен предложат больш кол-во блага-субститута.

6. Аксиома независ - утв, что удовлетв потребит обусловлено кол-ом потребляемых им благ и не зависит от кол-ва благ, потребл другими потребит.

7. Аксиома непрерывности – утв, что имеется набор точек, образующ крив безр.

Набор вар-ов потребит выбора, каждый из кот облад одинаковой полезн и поэтому ни один из вар-ов не имеет предпочт перед другими, наз набором безразличия.

Графич отображ набора безразл наз-ся крив безраз. Она демонстр все возм комбинации тов, дающих потребит равный объём удовл потребности или полезн.

Она же функция полезн. В каждой т прямой полезн тов одинакова, и потребителю не важно, что приобретать.

Осн хар-ки крив безразл.

1. Обычно крив безраз имеют отриц накл

2. Кол-во тов, кот покупатель согласен пожертвовать, чтобы заполучить одну доп ед тов наз-ся пред нормой замещ.

3. Крив безр выпуклы по отнош к нач коорд – это зн, что пред норма замещ уменьш по мере того, как происх движ вниз по крив безр.

4. Можно построить крив безраз, проходящ через люб корзину тов. Набор из нескольких крив безразличия наз-ся картой безр.

5. Крив безр не пересек (т.к. это будет противоречить аксиоме транзитивности),но и не должны быть паралл.

6. Крив безр мб разной формы, кот указ на разную степ готовности к замещ или дополн-ию.

Карта безразл для сов субститутов сост из мн-ва параллельных линий.

Карта безразл для тов- комплиментов сост из мн-ва прямых углов; вершина этих углов нах на луче исходящем из нач координат, а величина накл этого луча равно соотнош, в кот потребляются тов.

Ординалист и кардиналист фун полезн.

Крив безр предполагают упорядоченное (т.е. ординалист) ранжирование рын корзин, поэтому фун полезн, кот помогает ранжировать эти корзины наз ординалистск.

Ординализм утв, что ур-ни полезн можно ранжировать только по порядку и разницу между ними нельзя выразить колич (мы можем сказать, что U3 несёт большую полезн, чем U1, но насколько она полезн сказать не можем)

Фун полезн, кот выраж на сколько одна рын корзина предпочтительнее др наз-ся кардиналистск (т.е. количеств фун полезн). Т.е. в отличие от ординалист фун полезн она присваивает рын корзинам колич знач.

Сов конк и эк эффект.

Отв на воп об эфф того или иного рынка –зн оценить на сколько эфф рынок отвеч на 3вопроса.

1.Что произ? Отв на вопр – зн оценить эфф распр рес. Предпринимат, руководствующиеся мотивом приб будут произв каждый тов точно до той точки, в кот MC=MR. Это зн, что рес в усл СК распред эфф-но. Произв ниже т, где MC=MR - зн получ не макс приб и недораспред рес для произв этого тов с обществ т зр. Произв выше т, где MC=MR - зн получ не макс приб и излишне перераспр рес для произв этого тов с т зр общ. Рынок СК эффо распр рес.

2.Как произв? Отв на вопр – оцен эфф исп рес. Рес в усл СК испя эфф-но, тк Р=ATC=LAC. Фирма не только произв прод с наим из возм ATC, но также правильно выбир размеры предпр, с целью минимиз LAC.

3.Для кого произв? Ответ на вопр – оцен эфф распред прод. СК распр прод эфф, тк Р=МС. Это озн, что рес исп-ся таким обр, кот отв предпочтениям покуп. Рын конк распр тов и усл в соотв со сложившейся структурой спроса.

Но несмотря на ряд желаемых рез модель СК имеет некот недостатки:

1.Постоянн приспособление к усл рынка в долг пер для некот фирм в отрасли приводит к растрате рес

2.Конкурентн сист может мешать применен лучшей из известн произв технол, что связано с эфф масшт. Чтобы достичь положит эфф масштаба, фирме надо становиться крупной. А это противоречит принципам сов конк.

3.Фирмы зачастую не желают осущ техн прогресс. *для улучш чего-то необх деньги, а у мелких фирм лишних денег нет.

4.Конкур сист не обеспеч ни широкого разнообразия товара, ни усл для разработки новых прод.

5.Распределяя рес, конкур сист цен не учитывает сущ внешн эфф и игнорирует произв обществ благ.

Чист моноп и эфф

Что произв?

В усл мон эк рес распред-ся неэфф, тк цена превосх пред изд в т равнов. Р>MC Это озн, что возник недопроизв прод и след-о недорасперед рес.

Проблема распред рес в мон решается неэфф-но!

Как произв? – связан с объективностью внутр произв.

Из модели мон видно, что т равнов вып моноп может оказ в любой части крив долгоср изд, поэтому монополист не отдаёт предпочт минимиз LAC (ATC) и в этом смысле она менее эфф, чем сов конк

Для кого произв? – связан с эфф распр прод.

Чтобы оценить эфф распред, прод сравним в этом смысле мон с конк. При мон:

А) излишек потребителя меньше на величину bc. (совершенная: – a+b+c; монополия: а)

Б) излишек произв-ля (сов конк: f+d; мон: b+f),больше на величину b-d

В) сумм излишек потребит и произв (мон: a+b+f) меньше на вел чистых потерь общ, равн c+d

В усл мон потенц выгоды от торговли ост нереализов.

последств для монополизиров рынка:1)Ограничение вып и в связи с этим недораспред рес.2)Х-неэффективн имеет место, когда фактич изд фирмы для любого объёма произв больше, чем миним возм. 3) Высокие расх связ с сохр закр мон.4)Рост цены, получ монополистич приб и в связи с этим неравенство в распред.5)Слабые стимулы для НТП.6)Эк власть и политич влияние зачастую сливаются, и мон влияет на прав-во в своих целях.

Есть ряд серьёзных возражений, кот высказыв-ся в защиту мон:

1. Нет никаких гарантий, что монополист будет получать эк приб длительн вр. (приб сниж-ся под возд тов-субст)

2. Не только очень богат люди явл монополистами. Есть люди, разбогат при олигоп, мон конк и т.д.

3. Моноп может быть единств спос получ приб вследств значит эк от масшт произв.

4. Монополист зачастую имеет большие возм для разв НТП, тк получает моноп приб.

5. При мон произв-тся прод лучшего кач за счёт нововвед. (может позволить себе ввести нов технол)

6. Ценовая дискрим приводит к продаже большего объёма прод.

7. Мон стимул конк, тк выс приб явл привлекательной для других фирм.

 

Рын власть и её показат.

Рын власть возн, когда фирма получает возм влиять на цену.

Моноп власть – это спос назн цену выше пред изд.

Мера моноп власти была предлож Абба Лернером в 1934 году и наз «индексом моноп власти Лернера» (чем больше этот участок, тем больше рын власть).С его примен возник ряд проблем:1)тк MC измерить трудно, то часто используют AVC.2)Если Р ниже оптим, то её потенц моноп цена не будет учтена этим индексом.3

Осн ист моноп власти явл эластичн спроса на прод фирмы, кот опр-тся след факторами:1)Эласт рын спроса.2)Кол-ом фирм на рынке.3)Взаимод между фирмами.4)Барьеры для вступл в отрасль. Монопсонической властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл единственным покупателем. Монопсоническая власть х-на для рынка труда.

Монополизм – это тип экономических отношений, при кот отдельные субъекты хозяйствования обладают рыночной властью и используют ее для получения монопольной прибыли. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, и коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.

Коэффициент Лернера (L): , где Р- цена продукции; МС- предельные издержки выпуска продукции.

L изменяется от 0 до 1. На рынке СК L=0, и чем дальше индекс отстоит от 0, тем выше степень монополизации рынка. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его пр-ва, данный коэффициент=0

Коэффициент концентрации- выраженное в процентах отношение объема продаж определенного кол-ва крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж.

Индекс Херфиндаля- Хиршмана рассчитываеся как сумма квадратов рыночных долей все фирм определенной отрасли.

n

HHI=∑ S2i где S- доля фирмы в общем объе =1 ме выпуска; n- кол-во фирм в отрасли максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (HHI= 10000). Минимальное значение приближается к 0 и возможно, когда число субъектов стремится к бесконечности, а их рыночные доли к 0.

Монополизм в РБ отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой.

Монополизм многих предприятий не явл. Естественным- они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия. Значительное кол-во крупных предприятий не показывают высокой эффективности хоз. деятельности из-за устаревших технологий, высокой степени износа оборудования, отсутствия финансовых ср-в для дальнейшего развития.

Экономическая ситуация в РБ хар-тся высокой степенью влияния на рыночные пр-сы гос-ва, владеющего значительной долей собственности в стране. Гос-во инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, создание различных хоз. Групп

51. Регулирование внешних эффектов:корректирующие налоги и субсидии.Особенности гос.регулирования внешних эффектов в РБ.

Чтобы сократить перепроизв-во товара с отриц.внешним эф-ом или увелич.пр-во тов-а с полож.,нужно трансформировать внешн.эф-ты во внутр (их интернализация).Она мож.быть достигнута путем приближения MC к MSC(предельных частных издержек к предельным общественным)Англ.эк-т А.Пигу предложил использ-ть с этой целью корректирующие налоги и субсидии.Корректирующий налог – налог на выпуск эк-го блага,облад.-го отрицат.внешн.эф-ом,к-й повышает предел.частные издержки до уровня предел.общественных изд-ек=>налог на уровне MEC. Tax=MEC.Корректир.субсидия – субсидия производ-лю или потреб-лю эк.благ,к-е обладают полож.внешн.эфф-ом,позволяющ. приблизить предельные частные выгоды к обществ.предел. выгодам;субсидия на уровне MEU.

Субсидия=MEUКоррект.субсидия мож.быть предоставлена студентам с целью увелич.их спрос.Коррект. налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешн.эфф-ов,т.к.реально трудно опред.-ть предельн.изд-ки и полезность,ущерб 3-ей стороны.

Интернализ внешн эфф

Внешние эффекты имеют место, когда 3-и лица (не производители, не потребители) несут часть расходов связанных с его производством или получают часть полезности от его использования.Экстерналии – результат неспособности рыночного механизма ценообраз-я

Отрицательные ВЭ – когда 3-еи лица несут расходы на производство товара. Величина ОВЭ определяется расходами 3-х лиц неучтенных. К ОВЭ относится расходы жителей домов живущих рядом с химическим комбинатом => на лечение болезней, связанных с влиянием вредных выбросов. Политические ВЭ – это полезности производства получает 3-я сторона и производс

 

 

47. Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето Эффективность структуры выпуска

Продукции

Чтобы произ-во было эфф-ым, необ-мо обеспечить не только мин. затрат (достигнуть макс. эфф-ти произ-ва), но и выпуск товаров в таких кол-ах, кот. соотв-ли бы потр-ям и возм-ям потреб-лей. Структура выпуска эфф-на, если произ-ли и потреб-ли одновременно находятся в состоянии равновесия, т. е. если: MRTAB=MRSAB. (10.8)

На рис. = пред. нормы трансформации и пред. нормы замещения 2 тов-ов для сов-ого потр-ля

соотв-ет точке касания кр. трансф-ции и безраз-ия, в этом случае касательная к кр. трансф-ции в точке М будет и касательной к кр. безр-ия совокупного потр-ля в т. М.

Сформулируем третье предельное условие эффективности (условие эффективной структуры выпуска) – предельная норма трансформации MRT любых двух товаров должна равняться предельной норме замещения MRS этих товаров у потребителей. Это обеспечивает эффективность структуры выпуска продукта. Комбинация выпуска двух товаров в эффективной экономике должна быть такой, чтобы невозможно было через поиски других комбинаций выпуска увеличить полезность для одного индивида без снижения полезности для другого. Поскольку при совершенной конкуренции предельные нормы замещения для всех потребителей равны соответствующим предельным нормам трансформации, то такая экономика эффективна по структуре выпуска продукта.

48. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Цели и инструменты микроэкономического регулирования

Парето-эфф-ая аллокация возникает в условиях С.К..Рынки терпят фиаско, по 4-ем основным причинам: рын. власть, неполная инфо, вн.эфф-ты, общ.блага. Для снижения отр-ых воздействий этих явл-ий возникает необх-ть в микроэк. рег-ии рынков со стороны гос-ва.

Рын.власть: неэф-ть возникает, когда произ-ль или продавец ресурса имеет рын.власть.(установление цены на продукцию монополистом)

Неполнота инфо.: если потреб-ли не имеют точной инфо о рын. Ценах или кач-ве продуктов, рын.система будет функц-ть неэфф-но. Недостаток инфо может побудить проив-лей предлогать слишком много 1х продуктов и мало 2х. иногда потребители не станут покупать продукт несмотря на выгодность сделки, тогда как 2ие потр-ли приобрктут продукты, от котоых им станет хуже.

Внешн. Эф-ты.: иногда рын цены не отражают действий производителей или потребителей. ВЭ возникает, когда к-то деят-ть, связанная с потребл-ем или произв-ом имеет косвенное влияние на др. виды такой дея-ти, неотражаемая непосредственно рын ценами.(загрязнение окр. среды, выбросы отходов с завода в реку)

Общ. Блага: ОБ-тавар, кот благ-ря низкой цене может стать доступным для мн. потребителей, но будцчи адресованным лишь нек-ым из них,он может остаться недоступным для др.рынки не способны обеспечить произв-во дост-го кол-ва ОБ. гос-во может решить эту проблему или предлагая это благо от себя, или стимулируя частн. предприятия к его произв-ву

 

 

49. Внешние эффекты. Проблема эффективного размещения ресурсов.

ВЭ-издержки или выгод от рын сделок, не отраж-ые в ценах.

ВЭ имеют место,когда 3-и лица (не произв-ли, не потребители) несут часть расходов, связанных с производством товара или получают часть полезности от его использования. ВЭ – результат неспособности рыноч. механизма ценообразования учесть полные обществ. затраты и полную полезность, связанную с пр-вом товара. Минусы ВЭ имеют место, когда 3-и лица несут расходы на пр-во товара. Величина их определяется расходами 3-их лиц, не учтённых в цене товара (расходы жителей домов рядом с химкомбинатом – расходы на лечение от вредных выбросов). Плюсы ВЭ – те полезности, кот. получает 3-я сторона и кот. не учтены в цене товара (студенты, получают прибыль соседи, т. к. образованные люди не склонны нарушать общ. порядок). Причина сущ-я ВЭ – стихийный рыночный механизм выделяет с избытком ресурсы на произв-во товаров с минусами ВЭ и не выд. достаточно ресурсов с т. зрения интересов общ-ва на пр-во благ с плюсами ВЭ.

Объём выпуска и цена на продукцию химкомбината при полных и неполных издержках (1). S1 – предлож. химкомбината, опр. его пред. издержки (МС). D – спрос на продукцию химкомбината. S1 пересекает D в т.Е1 – т. равновесия. МС – частные изд-ки, кот не учитывают полностью все расходы. МЕС – изд-ки, кот. несут 3-и лица – изд-ки перелива. MSC=MC+MEC, где MSC – общественные пред. изд-ки. Если бы химкомбинат нёс все расходы (с учётом МЕС), то кривая предложения имела бы вид S2, т. Е2 – новая равновесная ситуация, уровень Р0 – цен и Q0 - V выпуска. Изд-ки больше, поэтому цена больше, соотв. спрос меньше, что соответствовало бы эффективному распределению ресурсов – наиб. оптим. ситуация. Изд-ки перелива можно трансформировать в общие изд-ки предприятия.

Объём выпуска и цена на образовательные услуги (2). Спрос на товары с плюсами ВЭ опред. только mu – кривая D1. С точки зрения общ-ва спрос должен опред. как mu, так и meu – кривая D2. mu+meu – общая полезность, кот. получает покупатель блага и др. члены общ-ва, т. е. 3-и лица (meu). msu=mu+meu, где msu – общественная общ. полезность, mu – частная полезность, meu – внешняя полезность. Т. Е1 - равновесная цена Р1, кот. готовы заплатить родители студентов и Qe – кол-во студентов. С точки зрения общ-ва лучше цена Р2 и кол-во студентов Q0 – т.Е2. Т. к. > студентов, то и Р2>P1. спрос опред. т.А – видно, что спрос уменьшится до Q2 (а не Q0). Значит, общ-во получит обратный эффект. Конечно, при желании общ-во может увел. спрос на образ. услуги до оптим. уровня Q0 , но при цене Р3, значит низшей цены Р1, фактически существующей. Разницу между ценой Р2 и Р3 должно взять на себя общ-во. Если хочет увел. кол-во студентов до оптим. уровня. Способы решения этой проблемы: общ-во может взять на себя полностью расходы на обучение и увел. кол-во мест; может взять часть расходов; может принять меры по увел. покупательной способности потребителей образ. услуг с помощью кредитов на обучение.

52.. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Политика охраны окружающей среды. Особенности политики охраны окружающей среды в РБ.

Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды.

Экологическая политика создаёт условия для сохранения редких природных ресурсов путём изъятия их из хозяйственного оборота. Она охраняет окружающую среду с целью сделать её безопасной для здоровья и жизни людей.Государство принимает законодательство, которое ограничивает загрязнение окружающей среды. Государственные органы разрабатывают эколого-экономические стандарты, нормативы, с помощью которых определяется степень загрязнения окружающей среды; они осуществляют экологический мониторинг за изменением состояния окружающей среды.Государство вводит особые налоги для предприятий, которые загрязняют окружающую среду; устанавливает штрафы за нарушение экологического законодательства. Налоги и штрафы заставляют потенциальных загрязнителей устанавливать очистительное оборудование.Значительная часть расходов на природно-охранные мероприятия осуществляется за счёт государственных средств.Экономическая наука считает эффективными в области контроля за состоянием окружающей среды такие меры, которые позволяют сбалансировать предельные общественные выгоды, полученные в результате таких мероприятий, с предельными общественными издержками на их проведение

Эффективный уровень выбросов

MSC – предельные общественные издержки

MSB -- предельные общественные выгоды

Qэф -- % эффективного выброса

Q -- уровень выброса в %


В РБ установлен экологический налог за пользование природными ресурсами и налог за загрязнение окружающей среды. Налог пользование природными ресурсами взимается с предприятий, которые добывают природные ресурсы из окружающей среды. Он зависит от объёма добычи ресурсов. Налог за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, которые осуществляют выбросы вредных веществ в окружающую среду. Ставки налогов ежегодно устанавливаются кабинетом министров РБ. За превышение допустимых размеров добычи устанавливается налог в десятикратном размере. За превышение допустимых размеров загрязнения устанавливается налог в пятнадцатикратном размере. Налог за превышение лимитов отчисляется из прибыли предприятия.

 

53. Чистые частные и чистые общественные блага. Св-ва общественных благ.

Общественные блага-блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения. Примером общественного блага служит система национальной обороны, т.к. касается всех и каждого в равной степени. Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое общественное благо-благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо-благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага могут эффективно распределять рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не является ни чисто частным, ни чисто общественным. Например, услуги полиции, с одной стороны представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Чистые общественные блага имеют две основные особенности: 1) чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. 2) потребление чистых общественных благ не обладает свойством исключительности в потреблении. Это значит, что потребитель нежелающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

54. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.

Кривая спроса на чистое общественное благо.

D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.

Кривая спроса на частное благо.

Qd=∑qi, где i =1…n

То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.

Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

 

55. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.

Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность). У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

56. Информация и её роль в рыночной экономике. Выбор в условиях неопределенности. Риск

Информация—важнейшее условие принятия оптимальных решений. Как и любое экономическое благо, она ограничена. Существуют условия неполной информации, поэтому решения могут оказаться ошибочными (доход снизится, а расход увеличится больше, чем ожидалось). Одним из первых учёных, заинтересовавшихся информационной неопределённостью в хозяйственной деятельности, был американец Ф.Найт (2002г.—Нобелевская премия). Изучая возможность получения определённых результатов, он выделил 2 типа их вероятности: математическая (объективная) вероятность и статистическая (субъективная). Первая базируется на расчёте частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность—эмпирическая оценка получения данного результата (на основе логического размышления). Риск—подсчитанная вероятность отклонения действительных результатов от ожидаемых. Противники риска предпочтут гарантированный результат неопределённому (большинство людей). К риску склонны люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация, объединение риска, распределение риска, поиск информации. 1) снижение риска путём вложения средств в производство различных товаров, инвестиции в разные проекты; 2) снижение риска путём превращения случайных значений убытков в относительно небольшие, но постоянные издержки (страхование): сумма выплат и затрат на страхование не должна превышать взносы, разноплановое страхование; 3) риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны (финансово-промышленные группы); 4) получение необходимой информации может значительно снизить величину риска, но ан её получение надо нести расходы, которые иногда превышают выгоду, получающуюся при использовании информации. (График) т. Е—оптимальные расходы Ре на количество информации Qe.

 

57. Мор-ый риск.Проблема «принципал-агент».Мор-ый риск и р-к страх-ия.

С крытые действия- действия, предпринимаемые одной из сторон в эк-их взаимо-ях,кот затраг-ют др сторону,но остаются вне поля зр-ия последней.Т.к. инфо-ная сторона может предпринять «неправ» дейс-ия,то неинфо-ая сторона несет риск из-за безответ-го поведения др стороны. Это явл-ие, связ-ое со скрытыми дейс-ми получило назв-ие мор-й риск. Выделяют следующие типы морального риска в страховании: 1) недоброс-ное поведение – поведение индивида,сознательно увели-его ве-сть возможного ущерба в надежде,что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страх комп-ей(спец поджег дома);2) пренебрежение рисками – ситуация,когда застрах-ся инд-д перестает выполнять те меры предосто-ти,кот были для него обязат-ми до страх-ия(открытые двери авто);3) сверхнормативное потр-ие услуг, оплач-ых в рез-те страховки(частые походы к врачу). Суть проблемы «принципал-агент»: угроза манип-ия агентом(испол-ль) принципала(заказ-ик) при вып-ии поручений и предписаний последнего.Введение принципала в забл-ие становится возможным на основе асим-ти инфо и высоких издержках контроля над деят-ью агента.Хаар-ые черты проблемы «принципал-агент»:взаимо-ия нанимателя и нанятого. Кол-во усилий, прилаг. наемными раб-ми,сложно контролировать.На практике это часто выр-ся в отлынивании – исп-ии рабврем в собс-ых целях как свободного посредством имитации бурной деят-ти.Пов-ие раб-ка отклоняется от цели мак-ии выгоды нанимателя.

Бюдж огранич. Бюдж линия потребит и ее св.

Крив безр позволяют выявить потребит предпочт. Однако при этом не учит-ся 2 важных обст: цены тов и дох потребит. Крив безр показ лишь возм замены 1 блага др. Однако они не опр, какой именно набор тов потребит считает для себя наиб выгодам. Эту инф дают нам бюдж огранич (бюдж линии). Она показ, какие потребитнаборы можно приобрести за данную сумму денег.

Диапазон вар-ов выбора потребит, облад фиксирован бюдж и исходящего из заданных цен м б представлен на том же типе графиков, кот были исп для крив безр.

Всё пространство между бюдж линией и осями коорд предст собой мн-во вар-в потребит выбора и наз бюдж мн-ом.

В общем виде ур бюдж линии Рх*х+Ру*у=I

Разделим обе части урна Ру, а затем решим его относительно у. Получим Рх\Ру*х+У=I\Ру

У=I\Ру – Рх\Ру*х

Наклон бюдж линии равен – Рх\Ру. Угол накл показ, с какой скоростью рынок позволяет заменять потребит 1 тов др, или он показ альт стоим 1 тов в единицах др.

 
 

С помощью ур легко опр-ся точки пересеч бюдж линии с осями коорд.

Увелич дох сдвинет бюдж линию во вне и наоб.

Увеличен цены блага поворачивает бюдж линию во внутрь и наоб. Если изм цена 1тов при неизменности др, то сдвинется верхн или нижн конец бюдж лин– в завис от того,Цена какого тов меняется.

Пропорциональные измен цен и дох оставляет положение бюдж линии неизменной.

Бюдж линии не обязательно явл прямыми(завис от эласт)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.02 с.)