Основные формы монополий. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы монополий. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.



К нашему времени сложились пять основных форм монополистических объединений. Простейшие формы монополий - картели и синдикаты.

1. Картель - объединение компаний (предприятий) одной отрасли, участники которых сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность (собственность на средства производства и произведенный продукт). Они договариваются о разделе рынков сбыта, условиях продажи, ценах, устанавливают квоты, т.е. долю каждого участника в общем объёме производства, иногда делят прибыль. Картельное соглашение может охватывать как любой из этих пунктов в отдельности, так и несколько из них. В прошлом картели были широко распространены в Германии. В США картельные соглашения в последней трети XIX века настолько открыто и нагло использовались для вздутия цен и грабежа потребителей, что правительство было вынуждено принять антитрестовское законодательство, направленное против юридически оформленных картелей. После второй мировой войны некоторые формы картелей были юридически запрещены в ряде стран Европы и в Японии. Помимо зарегистрированных в капиталистическом мире имеется множество негласных картельных соглашений, действующих в обход законодательства. Однако картельное соглашение не касалось производственной и тем более снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Регулирование такой монополией осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Типичным картелем является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Она устанавливает не только единые цены на нефть, но и распределяет квоты на ее добычу.

2. Синдикаты - объединения предприятий одной отрасли промышленности, участники которых сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. Создаётся контора для сбыта продукции участников, а иногда и для снабжения их сырьём. Распределение заказов, закупка сырья, реализация продукции осуществляются через единую сбытовую организацию. Организационно-правовая форма, в которой действуют синдикаты, многогранна. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество и т.д.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополий как трест.

3. Трест - объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). Тресты объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

В основе производственной деятельности треста лежит комбинирование производства, т.е. объединение разнородных, но связанных друг с другом видов производства. Преимущества комбинированного производства широко реализуются в современной практике. Примером снижения издержек производства путём создания многоотраслевой цепочки является комбинат Г.Форда В Ривер Руж под Детройтом. В нём объединены производство стали и проката, выплавка стекла, выпуск важнейших узлов автомашин и их сборка. Достигнута экономия на транспортных издержках, в административном аппарате, преодолены противоречия между входящими в комбинат цехами и т.д.

4. Многоотраслевой концерн - объединение десятков и даже ста предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. Свыше 90 % наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях -- предприятия 30-50 отраслей.

В качестве примера возьмём итальянскую корпорацию ФИАТ. В 1983 г. она занимала 39-е место среди промышленных компаний капиталистического мира и 8-е место в отрасли. Корпорация объединяет более 100 компаний. Они сгруппированы в четыре отделения, контролируемые единым холдингом. ФИАТ одна из немногих автомобильных компаний мира, которая не только производит автомашины, но и строит автозаводы.

В 70-80-е гг. тресты постепенно преобразуются в концерны на основе диверсификации производства. Характерный пример - превращение нефтяных трестов в энергетические концерны, преобразование металлургических монополий и др.

5. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Так, Японская компания "Тойота", кроме выпуска автомобилей, освоила производство ткацких станков, текстиля, стала предоставлять строительные услуги. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики. В рамках этой политики осуществляются контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе в Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная антимонопольная политика охватывает почти весь круг решений, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. К основным функциям антимонопольного органа относят:

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, о рекламе.

2. Предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

3. Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов.

4. Выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения.

5. Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд.

Возможности понижения степени монополизации:

1. Прямое разделение монопольных структур: такие возможности в российской реальности сильно ограничены, так как, например, единый завод на части разделить нельзя, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются;

2. Иностранная конкуренция - это, вероятно, самый действенный и эффективный удар по отечественному монополизму. Но столь сильнодействующее средство надо использовать очень осторожно, так как из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция в очень многих случаях оказывается избыточно сильной;

3. Создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие.

 

18. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее.

Виды:

1.Производственное предпринимательство – это процесс производства конкретных товаров, осуществление работ, оказание услуг для их реализации потребителям - промышленность, сельское хозяйство, лесничество, транспорт, услуги.

2. Коммерческое предпринимательство: торговые организации, товарные биржи. В коммерческомпредпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. Прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

3. Финансовое предпринимательство – область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (коммерческие банки, фондовые биржи).

4. Консультативное предпринимательство. Консультант – специалист, дающий советы по узкой специальности.

5. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Признаки:

1. Осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоря­жаться по своему усмотрению себе во благо, что выража­ется, как правило, в плодах и доходах от имущества.

2. Самостоятельность и систематичность ее осуществления;

3. Осуществление на свой риск, т.е. под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специ­фического предпринимательского) риска в обязательствен­ных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные послед­ствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случа­ях, кроме непреодолимой силы.

4. Деятельность творческая, направлена на создание чего-то нового, отличного от уже имеющегося

Функции:

1. ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики.

2. организационную. Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано способствовать достижению поставленной цели — получению высокого дохода.

3. творческая, связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями НТП и расширением рынка научно-технических разработок.

4. венчурное (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий.

5. Социальная выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно – экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.017 с.)