ТОП 10:

Цели, организация, методы и практика антимонопольного регулирования в РФ.



Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, следует отнести антитрестовские законы.

Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые в капиталистических странах для регулировки процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.

Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. В такой ситуации одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая цены более высокие, чем конкурентные, а значит и увеличивая свои прибыли. Существуют доводы за и против такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является слишком однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.

Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Наибольшую историю она имеет в США, где существует наиболее развитое антитрестовское законодательство.

Антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний, запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает"принцип разумности" - только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высоко-концентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.

Краеугольным камнем антитрестовской политики являются закон Шермана и закон Клейтона.

Закон Шермана 1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью; закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.

Закон Клейтона 1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.

Закон Робинсона-Пэтмана 1936 г. - федеральный антитрестовский акт, запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли: "ножницы цен", ценовую дискриминацию. Под. ценовой дискриминацией понимается продажа одного и того же товара разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства

Закон Селлера-Кефовера против слияний 1950 г. запрещает одной фирме приобретать активы другой фирмы, если результатом является ослабление конкуренции.

Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия. Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении предоставления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах.Запретительное предписание - мера административного государственного регулирования, т.е. распоряжение суда или правительственного ведомства (комиссии или министерства), обязывающее корпорацию или отдельное лицо прекратить специфическую форму хозяйственной деятельности.

Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже образовалась. Но имеют место ситуации, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснована. Это относится к так называемым естественным монополиям.

Естественная монополия имеется в тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков; отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Обеспечение приемлемого поведения естественных монополий возможно двумя путями: государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность (или подобные ей формы) имеет место в США в таких отраслях как почтовая служба, пассажирские перевозки (компания "Амтрак"), Управление долины реки Теннесси, на местном уровне-общественный транспорт, системы водоснабжения и канализации, сбор мусора.

Государственное регулирование - более распространенный в США вариант. Специально созданные государственные федеральные регулирующие комиссии занимаются такими сферами, как обеспечение торговли между штатами (железные дороги, грузовые и ав1обусные перевозки, водные пути, морской флот),-энергетика (электроэнергетика, газ, трубопроводный транспорт, гидроэнергетические сооружения), связь (телефон, телевидение, радио, телеграф и т.д.). Регулируемый сектор составляет примерно 10 % ВВП. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым ценам посредством регулирования на благо общества таких отраслей, где конкуренция неуместна. Потребители получают выгоду от снижения издержек за счет масштабов производства. Цель государственного регулирования состоит в установлении таких разумных цен, которые будут возмещать издержки и приносить "обоснованный", "справедливый" доход предприятию. Но здесь есть проблема в обеспечении беспристрастности регулирующих комиссий, которые часто действуют не в интересах общества, а поддерживают неоправданные издержки и прибыли отраслей, которые обязаны регулировать.

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций как таковых, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Оно направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.

Формы борьбы с монополизацией рынков:

- контроль слияний;

- пресечение доминирующего положения;

- недопущение ограничения конкуренции;

- противодействие сговору;

- разделение монополиста на несколько частей;

- защита конкуренциина конкурсных торгах.

В России Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Ей переданы полномочия бывшего Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.

Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соотвествии с главой 7 Федерального Закона «О защите конкуренции», а также в соответствии с Правилами осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 №314.

Анализ рынков необходим для подготовки ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции – в соответствии со ст.23 23 ФЗ «О защите конкуренции», а также при контроле экономической концентрации - согласно ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России осуществляет предварительный контроль лишь крупных сделок, действительно оказывающих влияние на конкуренцию, поэтому каждое из рассматриваемых ходатайств требует тщательного анализа рынка.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России.

В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители наиболее влиятельных некоммерческих объединений и бизнес-ассоциаций. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы формируются и в территориальных органах ФАС России.

При ФАС России действуют Экспертные советы по ключевым рынкам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. Такая практика позволяет ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышает транспарентность принимаемых ФАС России решений.

ФАС России активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий.

Международная деятельность ФАС России направлена на:

- содействие интеграции экономики России в мировое экономическое пространство;

- реализацию международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС России;

- участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства,

- защиту российских интересов посредством участия в профильных международных организациях;

- внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта, повышение квалификации специалистов ФАС России;

- подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах ФАС России.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.01 с.)