ТОП 10:

Финансовая политика включает в себя : бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.



Бюджетная политика – это направление деятельности органов государственной власти по составлению и исполнению финансовых планов страны и административно-территориальных образований, находящихся на самоуправлении.

Достигнутые в последние годы результаты экономического развития, успешная реализация структурных реформ во многом были определены проводимой бюджетной политикой.

Основными задачами бюджетной реформы являлись:

· усиление роли бюджета в качестве инструмента экономической политики, финансовой основы для проведения структурных реформ;

· снижение зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;

· обеспечение профицитности федерального бюджета, как условие снижения долгового бремени;

· повышение качества управления государственными активами и пассивами;

· совершенствование управления государственным долгом.

Валютная политика – это совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.

Кредитная политика охватывает кредитный рынок, а также рынок коротких денег и рынок ценных бумаг.

Денежная политика государства представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны, а также обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование курса национальной денежной единицы.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает:

· совокупность организационных форм финансовых отношений;

· порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

· методы финансового планирования;

· формы управления финансами и финансовой системой;

· финансовое законодательство.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, но они имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы государства. В частности организация финансов на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, направления. Например, использование чистой прибыли после уплаты налогов.

С развитием государства изменяется тип финансовой политики. Использование того или иного типа связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Анализ финансовой политики, применяющейся различными государствами, позволяет выделить три ее основных типа:классическая;регулирующая;планово-директивная.

При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

· выбор субъектов распределительных отношений, т.е. владельцев и распределителей финансовых ресурсов;

· определение степени централизации финансовых ресурсов в распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и граждан в удовлетворении своих потребностей;

· определение первоочередных общественных потребностей и меры их удовлетворения и соответственно приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

· выбор источников и методов формирования финансовых ресурсов.

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется МВФ и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная (дефляционная) политика монетаризма (политика сдерживания деловой активности) основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста, сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской (рефляционной) финансовой политике (политика экономического роста), включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, т.к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, либо за счет роста налоговых поступлений, что возможно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. От государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств РФ.

Необходим также контроль за общей массой денег в обращении и за определенной структурой платежных средств, в том числе более ликвидных. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из факторов роста цен.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для страны уровне и поддерживать стабильность цен, то считается, что государство проводит политику стабилизации.

Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономики.

В современных условиях принято рассматривать два типа финансовой политики:

· дискреционная – политика, проводимая непосредственно правительством;

· недискриционная, проводимая через встроенные стабилизаторы.

К стабилизаторам можно отнести:

· налоговую систему;

· социальные выплаты (в период спада экономики производят выплаты безработным, что поддерживает платежеспособный спрос, что ведет к снижению темпов падения производства);

· эффект надежности компаний ( выплата дивидентов на прежнем уровне);

· инертность склонноси к потреблению (индивид медленно приспосабливается к повышению дохода).

Под дискриционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной политики являются:

· общественные работы;

· социальные программы;

· правительственные закупки;

· государственное инвестирование;

· управление налоговым гнетом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.008 с.)