Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь политики и других сфер общества: теория и практика↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Свойства политики Как социальное явление политика обладает опредеенными специфическими свойствами. 1. Политика содержит в себе динамичное, деятельностное начало, выступает в виде политической деятельности. 2. Политика заключает в себе: а) объективную сторону – условия политической деятельности, не зависящие от сознания людей; б) субъективную сторону, воплощенную в сознании людей, субъектов политики. Сознание людей отражается в политической психологии и политической идеологии. 3. Политика – это деятельность в сфере отношений между социальными группами и политическими партиями. Для сохранения стабильности, целостности общества и его развития необходимо регулирование политических отношений. 4. В современных условиях действие политических факторов пронизывает все явления и процессы общественной жизни. Функции политики Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности). В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально: 1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. 2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности.; 3) управленческую и регулятивную функции.; 4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, 5) функцию политической социализации. 6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности. Предмет политической науки Между учеными названных направлений, разных отраслей знания идут довольно продолжительные споры о том, кто же из них имеет приоритет в исследовании проблем политической науки. Еще на заре формирования политической науки английский историк К. Фримен не без оснований говорил: ’’История – это лрошлая политика, и политика - это теперешняя И неудивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ни на Западе, ни у нас в стране ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Для определения объекта и предмета исследования политологии, круга охватываемых ею тем, самой политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины прежде всего необходимо выяснить содержание понятий ’’политическое”, ’’мир политического”, ’’политическая сфера” и т. д. Представляется невозможным определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества. В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы составляют гражданское общество. Именно в нем образуются социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные, образовательные и иные основы политики. Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т. д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д. Политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т. д., и т. п. Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса. Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т. д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку. Функции политической науки Политологическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (от лат. functio – «отправление», «деятельность»). Выражаемое в функциях предназначение политологии сводится к следующему. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять теоретико-познавательную (гносеологическую) функцию. Смысл ее состоит в выявлении природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективности форм развития общества. Обобщая мировой и национальный опыт создания политических институтов, политическая наука помогает найти оптимальный политический курс, сформулировать научно обоснованные цели и средства их достижения. Политология не только ограничивается адекватным отражением политической реальности, но и дает оценку политическому строю, институтам и событиям. В этом выражается ее аксеологическая функция. Политология выполняет функцию рационализации политической жизни, политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т. д. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Политология призвана определять соответствие программ, политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. Это становится возможным в рамках диагностической функции. Политология осуществляет прогностическую функцию, в рамках которой возможно появление желаемых вариантов развития политических процессов. Это позволяет заблаговременно определять эффективность принимаемых решений. Наличие предварительной экспертизы позволяет застраховать общество от негативных последствий и неэффективных действий. В рамках функции политической рефлексии политология имеет возможность вырабатывать способность рационально, критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни. Политология выполняет функцию политической социализации, которая позволяет человеку адекватно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке. Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять также моти-вационно-регулятивную функцию, т. е. оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение. Корпоративное лидерство По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Делает ее лидером. Стиль – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и Сотрудничества. Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика: -аналитическая функция -функция разработки программы действия (управленческая). -функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется: -новаторская функция означает -коммуникативная функция -организаторская функция вытекает из предыдущих. -координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти; -интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного -функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы. Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства. Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права. Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей. Правовое государство требует наличия следующих институтов: -Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам. -Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения. -Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов. -Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом. Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия[1]) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся Признаки социального государства: -Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников; -Социально ориентированная структура экономики;-Формирование гражданского общества;-Разработка государством разнообразных социальных программ;-Развитое социальное законодательство; -Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;-Социальная ответственность перед гражданами. Функции социального государства -Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);-Охрана труда и здоровья людей; -Поддержка семьи, материнства, детства;-Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;-Поощрение благотворительной деятельности;-Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;-Борьба с безработицей. 29. Устройство современного государства 29 Формы правления Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Партийные системы. Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти. В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. Типы партийных систем: 1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы: – демократические — широкие гражданские права и свободы человека; – авторитарные — непререкаемое подчинение власти; – тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: – однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая); – двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США); – многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия); – «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные; 5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные. Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются: – восприимчивость к запросам и нуждам общества; – способность трансформировать их во властные решения; – возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур. Идеологический компонент Политические знания Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе Политические ценности Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость) Политические убеждения Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения): демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности; социалистическая демократия; тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе. Становление того или иного типов политической культуры обусловлено совокупностью социально-политических и экономических отношений, особенностями исторического развития политической системы, спецификой государственно процессов, национальными, религиозными и другими факторам. Для украинского менталитета в целом и политической культуры в частности присущи следующие черты: - интраверсия (тяготение к малым группам - семья, община); - иррациональность (предпочтение эмоциональности над прагматичностью, необходимости руководствоваться нормативным поведением); - экстернальность (нетерпеливость к своим политическим оппонентам); - экзекутивность (предпочтение созерцательного образа жизни перед активным, склонность к апатии); - сенсорность (любовь к комфорту, неприятие конфликтов, терпение и умение лавировать) На формирование перечисленных черт политической культуры влияли следующие факторы: - многовековой период безгосударственност< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.013 с.) |