Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов



-организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;

-общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;

-научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;

-политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;

-профессиональное политическое руководство.

Подходы к анализу политики как общественного явления:

политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;

политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;

политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

-Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

-Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

-Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

-Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

-Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.

-Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

 

Субъекты и объекты политики. Политические отношения.

 

Структура политических отношений включает следующие элементы: взаимодействующие субъекты и объекты политических действий; политические потребности; политические интересы; политические цели; политическая воля.

Субъекты политики - это индивиды, классы, социальные группы, а также созданные ими организации, активная практическая деятельность которых направлена на сохранение или изменение политических и других сфер жизнедеятельности людей.

Объекты политики - элементы политической системы общества, а также явления политической сферы в их разнообразных проявлениях, на которые направлена деятельность субъектов политики.

В обществе субъектом политики является человек, социальные группы, организации, движения, коллективы, государство, общество в целом. Субъект политики - тот, кто творит политику.

Возможности влияния субъекта политики на саму политику обуславливаются, во-первых, качественными характеристиками самого субъекта (знания, умения, последовательность, эмоциональность); во-вторых, - объективными условиями, возможностями для политической деятельности (уровень политической зрелости общества в целом).

Объектом политики является политическая жизнь общества в целом. Субъекты политики должны внести в неё организованность, обеспечить консолидацию, мирное функционирование. Субъекты политики формируют объекты властной политики - политическую систему и её структуру: власть, политические отношения, политическую культуру.

Ныне объектом политики стали мировая политическая система, мировой политический порядок, отношения между политическими системами разных стран мира. Усиливается взаимосвязь и взаимовлияние субъектов и объектов политики.

Итак, субъектом политики является личность, социальная группа или общественная организация, которая способна самостоятельно участвовать в политической жизни, влиять на положение и поведение других, вызывать важные изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами.

В зависимости от масштабности и эффективности действий различаются первичные и вторичные субъекты политики.

Первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.

Ко вторичным субъектам политики относятся институты и политические организации, реализующие интересы и волю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политические организации). Вторичные субъекты - производные по отношению к первичным, поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп и выполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественным группам.

Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти.

Субъектом политики выступают нации. Индивиды одной национальной (этнической) принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей, развитым чувством национального самосознания, организованные политически в самостоятельные государственные образования, активно участвуют в политических отношениях и оказывают влияние на политические события и явления.

Важное место в политических отношениях занимают такие субъекты как классы. С классами связана марксистская интерпретация характера социального расслоения и его политических следствий. Марксизм определяет класс как основной, базовый элемент социально-классовой структуры общества, как большую социальную группу, занимающую особое положение в системе общественного производства и имеющую собственное, отличное от других групп, отношение к средствам производства. Господствующий в отношениях к собственности класс является и политически господствующим классом.

Главным субъектом политики является человек. Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.

Политические отношения есть разновидность общественных отношений. "Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также асоциальными, обще­ственными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом". Однако политические отношения об­ладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными со­циальными общностями, нациями, а также партиями, государства­ми по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде вы­ражают коренные потребности и интересы социальных групп, клас­сов, народа.

В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, сопер­ничестве различных политических сил за использование государ­ства и государственной власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации по­литических взглядов и убеждений, функционирования политичес­ких институтов.

Политические отношения не статичны. Они сложны и по­движны, они есть единство объективного и субъективного, стихий­ного и сознательного.

 

Виды политики и функции

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

государственно - административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся:

управленческая (политическое руководство обществом);

интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;

регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

теоретико - прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;

артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.028 с.)