Классификация психических явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация психических явлений



Наша психика существует в виде отдельных психических явлений, их три:

1) психические процессы,

2) психические состояния,

3) психические свойства.

Процесс – это базальная, исходная форма проявления психики, которая имеет начало, фазовую динамику (совокупность изменений) и завершение, но конечный результат у всех психических процессов разный: образ – у восприятия и воображения, мысль – у мышления, переживание – у эмоций и т. д. Не у всех процессов есть конечный результат. Его нет у памяти, внимания, речи, регуляторно-волевого процесса. Эти процессы называются сквозными, а их назначение заключается в обеспечении эффективного функционирования всех других самостоятельных психических процессов.

Психические процессы могут быть:

1. Познавательными, их главное назначение – познавать окружающий мир, к ним относятся: ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление, речь.

2. Эмоциональными, к ним относятся: эмоциональный тон ощущения, аффект, собственно эмоции, чувства, а также радость, горе, удивление, разочарование, гнев, спокойствие и др.

3. Регуляторно-волевыми: это автоматизированное управление, произвольная регуляция, воля.

Состояние – такой вид психического явления, который предполагает общую остановку совокупности происходящего в психике в какой-то период времени, например: состояние утомления, возбуждения, фрустрации и т. д. Суть состояний в том, что в них проявляются психические процессы в определённом времени, и их своеобразие зависит от психических свойств личности.

Виды состояний:

1) функциональное состояние, то есть слаженная работа всех органов, определённый уровень работоспособности человека;

2) эмоциональное состояние (настроение человека), например: стресс, депрессия, фрустрация, настроение и др.;

3) состояние интеллектуальной работоспособности.

Свойство – наиболее устойчивое и продолжительное психическое явление, закреплено механизмами своего постоянного воспроизводства, присуще психике на длительный период времени, иногда на всю жизнь; виды свойств:

1) темперамент,

2) характер,

3) способности,

4) направленность личности (потребности, интересы, убеждения, самооценка, ценностные ориентации, мировоззрение).

Итак, психология изучает психику в закономерностях её развития. При этом психология изучает не одни лишь абстрактно взятые функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой, изучает сознание человека как конкретной личности, включённой в определённую систему общественных отношений.

 

2. Понятие педагогики. Основные категории педагогики. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом своих предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Педагогика (от греч.) наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» – ребенок, «гогес» – вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Буквально это детовождение.

Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это способ видения объекта с позиций этой науки.

Объектом педагогической науки является образование. Правда, образование изучают также и другие науки. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех его составляющих, для которой оно и только оно является её собственным объектом изучения.

Предмет педагогики – воспитание, осуществляемое впроцессе направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения и образования; предполагающее исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории, методики и технологии образования (взаимосвязи обучения и воспитания) как специально организованного педагогического процесса. Воспитание – средство включения человека в жизнь современного общества, стимулирование его собственной активности во всех основных видах жизнедеятельности: общении, преобразовании, ценностно-ориентационной жизнедеятельности во всех пластах человеческой культуры («проба себя», развитие своих сущностных сил и способности к творчеству, своих образовательных возможностей).

Основными категориями и направлениями педагогики являются воспитание, развитие, формирование, образование, обучение.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, отдельных её качеств в соответствии с тем идеалом, который задаёт общество; формирование мировоззрения; подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

И. Я. Конфедератор, профессор Московского энергетического университета, выделяет следующие категории воспитания:

1. Отношение к предмету.

2. Мировоззрение как сумма отношений к предметам.

3. Поведение как проявление отношения / отношений, мировоззрения воспитуемого.

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования; это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение – это способ передачи имеющегося, сложившегося социального опыта, отражённого во всех пластах человеческой культуры: материальной, духовной, соционормативной – и усвоения его учащимися (обучающимися). Учение – процесс усвоения социального опыта философски, научно- и художественно обобщённого. Учение есть сторона воспитания. Обученность – «присвоение» личностью той стороны общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и способы творческой деятельности в области науки, техники, искусства (преимущественно ноосфера, сфера разума).

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе воспитания средствами обучения, оно представляет собой воспитание, обучение и развитие, взятые в единстве. Образование является средством формирования и развития личности человека, его сущностных (духовных) сил и способностей; потребностей в творчестве в материальной, духовной и соционормативной сферах человеческой культуры, в деятельности «для других», в свободе самореализации. Образование – это вызванный внешним воздействием процесс обобщённого, объективированного общественного опыта, процесс трансформации важного опыта, норм, ценностей в субъективированный мир формирующейся личности (осуществляется в процессе самообразования, воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения).

Профессор В. В. Розанов (1856 – 1919) сформулировал следующие три главных принципа образования:

1. «Принцип индивидуальности», предполагающий сохранить индивидуальность учащихся.

2. «Принцип целости»: «всякое входящее в душу впечатление» не должно прерываться «до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось». «Лучшая школа … не та, которая расширяет горизонтально курсы, прибавляя у одним предметам новые, а та, которая их суживает и, в то же время, углубляет».

3. «Принцип единства типа»: все факты, сведения, воззрения «должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры», быть в русле одной концепции (теории).

Характерной особенностью культурного человека нашего времени является непрерывность образования. Экономическая формула наших дней: знать, уметь, хотеть, успевать – является регулятором и стимулятором непрерывного образования и самообразования.

Формирование – результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств (И. Ф. Харламов).

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как её часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как её отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т. д.

Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы.

Педагогика как наука изучает три главных вопроса:

1. Цель обучения (для чего учить?).

2. Содержание обучения (чему именно учить?).

3. Формы и методы обучения (как учить?).

Для осуществления эффективной педагогической деятельности необходимо учитывать структуру учебного процесса, включающую в себя совокупность ряда звеньев (И. И. Тихонов, доктор педагогических наук):

1. Получение информации – 40% учебного времени (занятия):

а) постановка учебной задачи перед учащимися;

б) изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению.

2. Освоение информации – 40%:

в) закрепление знаний, умений и навыков на практике;

г) применение знаний, умений и навыков на практике.

3. Контроль информации – 5–10% и коррекция процесса рассогласования с информацией – 10–15%: проверка их усвоения. Контроль также может носить обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

Основная цель всего учебного процесса – дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение студентов, а также научить их учиться (учиться = учить себя), пользоваться обширной информацией, характерной для нашего времени. Однако серьёзное совершенствование практики обучения возможно только на основе применения достижений психологии.

Педагогическое знание также переживает процесс дифференциации, выраженный в оформлении ряда отраслей педагогики.

Основные отрасли педагогической науки: общая педагогика, дошкольная педагогика, педагогика общеобразовательной школы, специальная педагогика, педагогика профессионально-технического и среднего специального образования, исправительно-трудовая, военная, педагогика высшей школы и др.

Общая педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая фундаментальные законы обучения и воспитания; возрастная педагогика представляет собой группу областей, включающую в себя дошкольную, все виды школьной педагогики, педагогику профессионально-технического и высшего образования, а также педагогику «третьего возраста»; ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Педагогика школы опирается на исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств, которые дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс, является базой для построения вузовской педагогики. Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Её теоретический фонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Её развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского познавательного труда переносится на школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса. Вторая специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в её преемственности со школьной педагогикой, которая является источником обогащения других ветвей наук о воспитании. Актуальнейшей научной проблемой является создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми – субъектно-ориентированными, когда обучение студента в вузе будет осуществляться по его собственной программе формирования своего педагогического профессионализма (инженерного, экономического, военного, медицинского и т. д.). Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Благодаря внедрению педагогических разработок общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Существуют военная, социальная, исправительно-трудовая, сравнительная, специальная (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика; история педагогики. В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам. Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии. Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Лечебная педагогика: сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается она на границе с медициной. Основным предметом её является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными школьниками.

Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека. Именно поэтому она находится в тесной связи с психологией. Бытует мнение, что психология – это наука, а педагогика – искусство.

Первые педагогические знания связаны с именем Сократа (470/469 – 399 г. до н. э.). Его ученики Ксенофонт и Платон записывали занятия с Сократом и донесли до нас его педагогические приёмы. В переводе с латинского и греческого «школа» – это «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным, поэтому нетрудно догадаться, что же должно лежать в основе высшей и средней школы.

Ученик Платона – Аристотель (384 – 322 г. до н. э.), создавший трактаты по философии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, описал почти все доступные для его времени отрасли знаний; впервые ввёл возрастную периодизацию; рассматривал воспитание как средство укрепления государства, что школы должны быть только государственными. Аристотель 20 лет участвовал в Платоновской академии. Главное в его системе – природолюбие. Он заложил основы природосообразности образования. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». Он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причём «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному».

Основные вехи в развитии и формировании психологии и педагогики отражены в схемах некоторых студентов Южно-Уральского государственного университета факультета «Экономика и Управление», представленных в данном учебном пособии (студенты В. Абрамов, ЭиУ- 479, Е. Лесова, Е. Мальцева, ЭиУ-329) (табл. 1, рис. 2, 3, 4, 5, 6).

Схема (в идеале – ментальная карта) – это вид самостоятельной работы студентов, в котором представлена совокупность 3 важных компонентов: 1) отражено содержание лекции, 2) добавлена не прозвучавшая в лекции существенная, по мнению студента, информация по теме из учебников «Психология и педагогика» под редакцией А. А. Радугина или «Психология» Р. С. Немова и 3) осуществлены структуризация и оформление всего материала по теме. В нашей педагогической практике схема – это обычный и обязательный вид домашней работы, представляемый студентом на следующем после лекции практическом занятии и являющийся опорой для устного ответа по теме.

Задачи педагогики

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерными будут те связи, которые удовлетворяют некоторым требованиям. Рассмотрим эти требования или, иначе говоря, критерии детальнее. Важнейшее из них – требование объективности связи, то есть ее независимости от желания, настроения, вкусов участников педагогического взаимодействия. Например, связь между применяемыми в обучении упражнениями и их результатами в виде формирующихся навыков той или иной деятельности в принципе неизбежны.

2. В состав постоянных, то есть непреходящих задач педагогической науки, входит и такая задача, как изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Результаты их изобретательства превратились в интернациональный продукт интеллектуального творчества и обогатили мировой фонд педагогических ценностей.

3. В числе задач науки о воспитании важнейшее место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В словаре педагогики появилось сравнительно новое понятие – педагогическая инноватика.

4. К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др. В педагогическом прогнозировании реализуется известный кибернетический постулат: любая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двухаспектного управления ею: управления функционированием и управления ее развитием.

5. Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу внедрения результатов исследований в практику. Таким образом, задачами психологии и педагогики являются следующие:

1) устанавливать психические и педагогические факты;

2) находить новые факты;

3) выявлять механизмы психического и педагогического функционирования;

4) находить закономерности психических и педагогических явлений;

5) устанавливать законы развития психики и личности в целом.

3. Методы психолого-педагогического исследования. Психологию можно считать наукой, поскольку она использует научные методы, чтобы описывать и объяснять поведение.

Среди знаний имеются такие, которые знакомят нас с готовыми результатами познания, а также такие, которые задают нам метод действования с вещами. Великий философ Р. Декарт провозгласил: «Метод важнее результата!». Тем самым подчёркивается приоритет метода как инструмента, орудия действования по сравнению с частным знанием, важным для использования лишь в конкретном случае.

Уровни познания:

1. Операциональный уровень содержит совокупность знаний об относительно простых понятиях, методах преобразования или оперирования объектами независимо от их природы.

2. Предметно-специфический, содержащий зания о методах, которые данная обрасть знаний использует для решения своих специфических задач, т. е. только этой области присущих.

3. Общенаучной методологии – более высокий уровень, содержащий сведения о возможных научно обоснованных стратегиях исследования и описания объектов познания. Перечислим некоторые стратегии: метод проб и ошибок, метод аналогии, аналитический метод, метод системного анализа.

Психологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1) формулировку проблемы,

2) выдвижение гипотезы,

3) проверку гипотезы,

4) интерпретацию результатов проверки.

В основном о методах психологии говорят в связи с третьим этапом проверки гипотезы.

Под методом следует понимать способ организации деятельности, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, инструмент, которым познается предмет познания, науки.

Методики – конкретные разновидности инструмента одного вида, приёмы изучения отдельных психических явлений.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) – системапринципов испособов организации и построения теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания. Методологией называют систему принципов конкретного исследования.

Общим научным методом, на требования которого ориентируются исследователи любой отрасли наук, является диалектико-материалистический метод.

Основные требования этого метода сводятся к следующему:

– изучать явление в его развитии, т. е. подходить к изучаемому явлению как к развивающемуся и изменяющемуся,

– изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями, в первую очередь с теми, которые определяют его появление, влияют на него сейчас и определяют тенденции его дальнейшего развития;

– выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные;

– рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, происходящее в силу присущих ему внутренних противоречий: единство и борьба этих противоречий или противоположностей и есть движущая сила, источник развития.

При изучении психологического и педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, тест, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, психолого-педагогической документации.

Приведём краткую характеристику некоторых методов.

Наблюдение – это самый информативный и дешёвый метод изучения явления, конечно, при условии специальной подготовки наблюдателя. Наблюдение может быть внешним (со стороны), внутренним (самонаблюдение = рефлексия), свободным, стандартизированным, включённым и сторонним. Чтобы точнее регистрировать поведение наблюдаемых респондентов, не смешивать существенное с второстепенным и не интерпретировать события, исходя из своих ожиданий, необходимо вооружиться магнитофоном, фотоаппаратом или видеокамерой.

Чтобы изучить определённый аспект поведения и описать его характеристики, используют опросники или карты наблюдения.

Беседа применяется в целях получения необходимой информации или разъяснения по поводу того, что не было понято при наблюдении.

Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путём опроса какой-то части этих людей, составляющих репрезентативную (представительную) выборку. Выборка должна точно отражать популяцию в целом, а вопросы должны быть тщательно разработаны.

Тест (от англ. test – проверка) – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого психологического качества (свойства) личности. Тест – научно-обоснованный метод измерения, дающий возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества (гомогенные – измерение одного свойства, гетерогенные – совокупность гомогенных тестов, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств). Существуют тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Об испытуемом судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение других людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Проекция – один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счёт приписывания их другим людям.

Эксперимент – метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и продуманном создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Различают эксперимент естественный, лабораторный и психолого-педагогический.

Моделирование – метод психологического исследования, применяемый тогда, когда исследование интересующего учёного явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Создают искусственную модель изучаемого феномена, повторяя его основные параметры и предполагаемые свойства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.072 с.)