Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально-генетический подход к рассмотрению способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы, а возникновения (генезиса) способностей – с позиции генетической теории. В. Д. Шадриков рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении выступает в роли способностей. При этом В. Д. Шадриков подчёркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т. д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям. Под задатками В. Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность её функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В. Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые – функциональных систем психических процессов, вторые – компонентов этой системы, поэтому, по В. Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Основные положения В. Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями. Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В. Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.
2. Виды способностей. Различают способности общие и специальные. Общие способности – способности к обучению, к познавательной деятельности, к приобретению знаний, умений и навыков. Общие способности включают в себя следующие частные общие способности: 1) вербальные, 2) математические, 3) мнемические, 4) пространственные. Все они вместе помогают человеку быстрее и глубже воспринимать знания. Специальные способности – это успешность выполнения специальных видов деятельности, динамика приобретения умений и навыков в какой-то узкой области познания (музыкальной, педагогической, художественной, пластической и т.д.). Например, технические способности: конструкторское воображение, способность абстрактно и по чертежу представить готовую машину; для художника – чувство пропорции и цвета. Лингвистические и коммуникативные способности, являясь промежуточными между общими и специальными, могут рассматриваться в качестве специальных способностей. Она (лингвистическая) общая, когда дело касается обучения вообще, и специальная, когда речь идет о навыках – на филологическом и факультете иностранных языков. В лаборатории дифференциальной психологии, основанной Тепловым Б. М., его последователями и учениками (Изюмовой С. А., Леонтьевым А. А., М. К. Кабардовым) выполнено диссертационное исследование психофизиологических факторов успешности овладения иностранными языками (французским) при обучении взрослых интенсивными (суггестопедическими) методами (рук. С. А. Изюмова и А. А. Леонтьев). Установлено, что для лиц, более мобильных и характеризующихся относительным преобладанием первой сигнальной системы («художники»), эти интенсивные методы хороши. Эти лица отличаются и большей продуктивностью непроизвольных форм запоминания и доминированием слухового восприятия. Для лиц же более инертных и характеризующихся относительным преобладанием второй сигнальной системы («мыслители»), интенсивные методы менее благоприятны, так как при них не учитывается склонность этих лиц к аналитическому овладению иностранным языком. Для таких лиц характерны произвольные формы запоминания и доминирование зрительного восприятия. Таким образом, выделено по экспериментальным психологическим, лингвистическим и физиологическим тестам, а также по «жизненным» показателям 2 типа овладения языком: · интуитивно-чувственный, · рационально-логический. То же можно сказать о музыкальном слухе: он будет общей способностью при сопоставлении друг с другом разных видов музыкальной деятельности (Теплов Б. М. в «Психологии музыкальных способностей» определил 3 основных вида музыкальной деятельности: · слушание музыки, · исполнение музыки, · сочинение музыки), и специальной, когда музыкальная деятельность противопоставляется всякой другой деятельности. В каждом человеке важно определить не только наличие конкретных способностей, но и их соотношение. Что важнее: наличие специальных или общих способностей? Н. С. Лейтес отмечает взаимодействие двух самых глобальных характеристик способностей (которые он сам выделяет) – активности и саморегуляции. Один из «полюсов» типологического свойства уравновешенности – активированность (преобладание возбуждения) – является природной предпосылкой для формирования некоторых форм психической активности, более непосредственно зависящих от энергетической базы. Другой «полюс» – инактивированность (преобладание торможения) – оказывается предпосылкой саморегуляции и форм психической активности, обусловливающих большую систематичность и организованность. Низкоактивированные подростки учатся почти столь же успешно, как и высокоактивированные, особенно по предметам гуманитарного цикла. В условиях однообразной деятельности более успешно работают люди со слабой нервной системой, однако они теряют свои преимущества при высоком уровне активации. Работоспособность некоторыми исследователями (В. И. Рождественский и др.) рассматривается как задатки способностей – фактор динамичный, изменчивый, зависящий от развития функциональных состояний монотонии, пресыщения, утомления. Многими психологами и педагогами память рассматривается как важный компонент общих и специальных способностей. Исключительная память отмечается у некоторых одаренных детей. Роль силы нервной системы выступает в трудных условиях запоминания: при большом объеме материала и уменьшении степени его осмысленности лучшая функция запечатления – у обладателей сильной нервной системы. Если же испытуемые оперируют со смысловым материалом, когда запоминание связано с активной мыслительной деятельностью, т. е. когда имеются условия взаимодействия собственно памяти и мышления, оно может успешно осуществляться лицами с более слабой нервной системой. Эта зависимость обнаружена и у взрослых, и у подростков. Продуктивность именно смысловой памяти оказалась значительнее у учеников с более слабой и активированной нервной системой. Продуктивность данного вида памяти, тесно связанного с мышлением, положительно коррелировала и с успешностью обучения. При непроизвольном запоминании продуктивнее память оказалась у более лабильных, а при произвольном – у более инертных испытуемых. Обследование студентов с выдающейся памятью показало, что среди них не было ни одного испытуемого со слабой нервной системой [2]. Кроме того, различают способности «нулевые», средние, хорошие, высокие, талант и гениальность. Отмечают также существование умственного познавательного дефекта, именуемого олигофренией. Олигофрения (от греч. oligos – немногий + phren – ум) – наиболее распространённая форма умственной отсталости. Выделяются 2 основные группы: 1) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; 2) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери и т.д. Психические проблемы людей с олигофренией исследует олигофренопсихология. Олигофренопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. Олигофренопсихология выявляет причины их умственной отсталости (врожденные дефекты нервной системы, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта (дебилы – легкая степень отсталости, имбецилы – средняя, идиоты – глубокая), способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах. В психологии личности исследования способностей представляют собой самый захватывающий и интересный раздел. Диагностика и изучение способностей имеют не только теоретическое значение, но и важное практическое значение с целью развития и своевременной коррекции способностей личности. К высоким способностям относят дарование и одарённость. Дарование – высоко развитые специальные способности (например, музыкальные, художественные и т.д.). Одаренность – наличие нескольких способностей при высоком уровне развития одной способности, совокупность способностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения. За высокими способностями следуют талант и гений. Талант – выдающаяся способность к конкретным видам деятельности или общения, в которых человек достигает значительных творческих результатов. Гениальность – уникальные способности, наличие которых позволяет получить результаты, являющиеся достижением эпохи. Существуют различные классификации способностей. Представляем вам классификацию способностей А. Ц. Гармаева. В своей книге «Этапы нравственного становления ребенка» он говорит о существовании 15 способностей в каждой личности. Важно, как родители будут относиться к этим способностям, каких способностей окажется больше. Виды способностей человека 1. Интеллектуальная или умственная. 2. Музыкальная. 3. Изобразительная. 4. Зодческая. 5. Лингвистическая – слышание внутренней красоты слова, внутренней жизни слова (красоты поговорок, пословиц, загадок, приговорок, если бы люди чувствовали, это бы из лексикона не ушло). Первые пять способностей сродни эмоциональному в человеке. 6. Ремесленная – человек слышит предметы природы, внутренне их чувствует; умение взаимодействовать с камнем, металлом, деревом, глиной). 7. Техническая – слышит и чувствует предметы, созданные самим человеком: все электронное, рычажное, электрическое; техническую в школе не развивают вообще, ремесленную способность – по репродуктивному способу. Шестая и седьмая способности обращены к материальному, внешнему миру. 8. Растениеводческая – благодаря ей человек слышит внутреннюю жизнь растений. 9. Животноводческая – слышание внутреннего мира или жизни животных. Слой, через который человек общается с окружающим миром, животными, и душевные свойства, помогающие ему откликнуться на человека, его нужду и беду, – разное. Бывает, ребенок всего себя готов отдать кошке, а бабушку тут же обругает. Восьмая и девятая способности обращены к животному миру. 10. Организаторская – ее нельзя путать с диктаторскими свойствами. 11. Квалификационные способности – способность слышать в мире различные типы явлений, предметов, экстрасенсорные способности. 12. Ораторская. 13. Врачевательная. Двенадцатая и тринадцатая способности обращены к человеку. 14. Пластическая – чувствование пластики своего тела. Если это погружено в ситуацию самоутверждения, то тогда это спорт, а если в состояние развития себя для других – это физическая культура. Спорт – это мотив власти над другими, а физическая культура – развитие пластической способности для исполнения нужд других людей (здоровье, красивый внешний вид). 15. Актерская, педагогическая. Этих способностей нет (это в позиции нравственной психологии) – это дар. Дар – когда соединяются способности и душевные свойства, это нечто обращенное в окружающий мир и через душевные свойства – к людям. Педагогический дар может быть ложным и истинным. Если в педагогическом даре соединяются способности и душевные свойства, это дар истинный, а если соединяются способности и эмоциональность, это дар ложный. Актерский дар, с позиции нравственной психологии, всегда ложный, потому что актерский дар – это всегда соединение способностей со страстной эмоциональностью, а актерство или страстная эмоциональность – это уподобление ненастоящему. Гармаев связывает выход этой неправды, уподобленности на ведущее положение в мире с нравственным нездоровьем общества. Духовные способности Важнейшим вопросом на пути духовного становления человечества является соотношение личностей, осуществляющих духовный взлет, и основной массы населения. Увеличиваются ли различия между выдающимися личностями и основным населением, способна ли масса подняться до высот духовной культуры, или все большую роль в обществе будут иметь социальные нормы, регулирующие поведение основной массы населения? Каков должен быть характер обучения в этих условиях? Целесообразно ли создавать условия для духовного подъема всех или это должен быть удел избранных? Даже сама постановка вопросов звучит, в определенной мере, кощунственно, считает В. Д. Шадриков. Несомненно, пока только одно: чем выше общий духовный уровень, тем более высоки будут вершины, возвышающиеся над этим уровнем. Хорошим примером является вычислительная техника. Для того чтобы пользоваться компьютером на уровне средства, не надо знать, как он сделан, хотя для того, чтобы создать компьютер, необходим прорыв к информационным технологиям. Высоким прорывом в духовной жизни явилось развитие идей гуманизма и социальной справедливости. Россия, при всех издержках реализации этих идей, несомненно, оказала глубокое влияние на общественную и политическую мысль Запада, на реальную жизнь широких слоев. Духовность времени заключается в совокупности идей, творений, образов, которые создаются выдающимися представителями, но которые доступны каждому, кто способен слышать и понимать. Величие русского духа проявилось в том, что он сумел создать творения непреходящей ценности во всех областях: в поэзии, музыке, изобразительном искусстве, науке и технике. Будучи изолированной от Запада, Россия сумела создать и противопоставить Западу творения своего духа во всех областях. Несомненно, эти творения духа являются источником развития мировой культуры [15].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.3.196 (0.011 с.) |