Две основные группы методов изучения произвольной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Две основные группы методов изучения произвольной памяти



1 группа. Исследование непосредственной памяти (есть установка на запоминание, но не используются специальные средства). Такое исследование позволяет установить:

1) как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, в которую включено запоминание;

2) какую роль играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности;

3) какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является специальной задачей.

2 группа. Методы исследования опосредствованного запоминания.

Под опосредствованным запоминанием понимается процесс, в котором поставлена цель – запомнить данный материал, используя для этого специальные мнемотехнические средства.

Такое исследование позволяет установить, насколько объем и прочность запоминания могут повышаться в результате использования специальных мнемотехнических средств.

Для исследования памяти Эббингауз разработал ряд методов, носящих сейчас название классических.

Метод непосредственного выучивания

Заучивается до безошибочного воспроизведения определенное число слогов.

С использованием этого метода установлена кривая заучивания. Важно регистрировать число необходимых повторений. С использованием этого метода установлена кривая заучивания.

По оси абсцисс откладывается число повторений, по оси ординат - число воспроизведенных слогов. Эта кривая отражает ту закономерность, что при многократном предъявлении 12–15 элементов число удержанных членов постепенно возрастает. У человека, находящегося в состоянии утомления, кривая поднимается медленнее, или сначала поднимается, а затем начинает опускаться.

Кривая заучивания сильно изменялась в зависимости от длины ряда. Если при предъявлении ряда из 10 слогов она достигала предела после 3–4 повторений (удерживались все 10 слогов), то при предъявлении 20–30 слогов заучивание шло дольше и не достигало полного воспроизведения. Увеличение объема информации, поступающей за один раз, приводит к торможению запоминания. Не давать материал, рассчитанный на запоминание, в конце занятия, беседы. Материал для запоминания давать порциями, а не весь сразу.

Установка на запоминание является существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда не дает эффекта. Классический эксперимент Эббингауза фактически всегда опирается как на ассоциативные связи, так и на установки. Установка создавалась инструкцией запомнить. Установка также влияет и на длительность запоминания.

Давать установку на длительное хранение заучиваемого материала с последующим воспроизведением его в профессиональной производственной ситуации.

Метод удержания членов ряда

С использованием метода удержания членов ряда был установлен объем «чистой памяти». Средний объем «чистой памяти» был установлен Г. Эббингаузом в экспериментах, когда испытуемому предлагалось запоминать бессмысленные слоги или цифры. Он составляет 7±2 изолированных элементов, которые человек легко запоминает после первого прочтения. Порция не связанного логически материала на одном занятии ограничивается формулой (7 ± 2) элемента. Это могут быть иностранные слова, термины, формулы и т.д. Число 7 ± 2 ввёл в психологию американский исследователь Дж. Миллер в своей статье под названием «Магическое число семь плюс или минус два». Семёрками полны наши пословицы и поговорки. О семи днях творения мира рассказывают библейские мифы. Семь мудрецов было у древних греков, семь чудес света знал эллинский мир. Б.Ф. Ломов объяснял это так: «… в процессе эволюции наряду со многими психофизиологическими константами у человека выработалась и такая постоянная величина, как объём кратковременной памяти. Человеку было удобнее всего думать об однородных вещах, если число их не превышало семи».

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. При запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Исследованиями памяти занимались также бихевиоризм, психоанализ. Бихевиористы подчёркивали роль подкреплений в запоминании материала, в процессах научения. Заслугой психоанализа было выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, описаны интересные механизмы подсознательного забывания.

4. Приемы организации запоминания. Мнемоника (мнемотехника) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. По преданию, первая мнемотехническая система была разработана древнегреческим поэтом Симонидом в VI веке до н.э.

Необходимо научиться использовать различного рода мнемические приемы, когда требуется запомнить много несвязного материала. Все способы запоминания можно разделить на механические (повторение, запись) и смысловые (план, заголовки, деление на части, логические связи, опорные слова).

Можно использовать следующие приёмы.

При изучении объема памяти была обнаружена закономерность, получившая название «фактор края». Элементы предложенного ряда удерживаются не одинаково. Первые и последние элементы ряда удерживаются прочнее и чаще, чем срединные. Этот факт говорит о тормозящем эффекте, который отдельные звенья ряда оказывают друг на друга (проактивное и ретроактивное торможение).

При запоминании материала необходимо более активно повторять и подкреплять середину.

Метод «удачных» ответов состоял в том, что слова парами читают и запоминают. Затем одному слову требовалось сопоставить другое. В основе этого метода лежал ассоциативный механизм. Факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

Ассоциативные связи играют значительную роль, особенно в элементарных формах памяти. Однако высшие формы памяти человека не сводимы к одним лишь ассоциациям.

Оборотной стороной сохранения является забывание. Многие исследователи рассматривали забывание как функцию времени, прошедшего с момента заучивания.

В процессе запоминания повторять в различных формах новый материал.

Рекомендовать повторять материал в тот же день и на следующий (основное забывание происходит на 2-й день после заучивания). Первый раз можно повторить материал через 20 минут после его получения, второй – через 8 – 9 часов, третий – через 24 часа.

Заучивание материала чередовать с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект.

Эксперименты советского психолога С. Л. Рубинштейна были посвящены изучению связи памяти с мышлением и воображением. Его задачей было выяснение зависимости прочности запоминания как от смыслового содержания, так и от речевой формы, т. е. структурирования и организации текста. При таком эксперименте кривая забывания принципиально отлична от кривой Эббингауза. После первого предъявления сохранялось до 70% материала. Сотрудники Рубинштейна сделали следующий вывод: в основу изучения памяти, запоминания и забывания смыслового содержания, данного в речевой форме, должно быть положено единство мысли и речи. Опыты показали, что надо включать материал в систему, которая отражает объективные его смысловые связи. Организация элементов в целые смысловые (логические) структуры существенно расширяет возможности памяти и делает ее более продуктивной.

Давать новый материал в строгой логической последовательности, обращая внимание обучающегося на его логическую структуру.

Использовать схемы, диаграммы, таблицы, в сжатом виде отражающие логическую структуру материала.

Научиться выделять в материале смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи.

Рекомендовать студентам делать записи, опираясь на логическую структуру занятия для облегчения последующего процесса воспроизведения материала на основе смысловых связей.

Материал для запоминания должен обеспечивать достижение цели деятельности. Успешность непроизвольного запоминания зависит от цели или задачи, на которую направлена деятельность. Человек запоминает прежде всего то, что имеет отношение к цели его деятельности (содействует ее достижению или препятствует ей). Успешность непроизвольного запоминания зависит также и от характера деятельности (от степени ее сложности и активности). Материал для запоминания должен быть включен в интеллектуальную деятельность. Интеллектуальная работа над материалом приводит к тому, что материал удерживается значительно более точно и полно, чем при механическом запоминании. Успешность непроизвольного запоминания зависит от протекания деятельности. Задача сохраняется в нашей памяти, пока соответствующая деятельность не выполнена, следы незаконченной и невыполненной деятельности сохраняются в памяти лучше, чем следы законченной (эффект Зейгарник).

Непроизвольное запоминание в значительной степени зависит от эмоциональной окрашенности материала. Материал для запоминания должен быть эмоционально окрашенным. Эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные. Они вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры. Человек склонен гораздо чаще возвращаться к ним; в этом отношении эмоционально окрашенные переживания вызывают такое же повышенное напряжение, как и незаконченные действия.

Необходимо запоминать с желанием знать и помнить, создавать себе мотивацию. Пользоваться смысловыми опорами, смысловыми соотношениями («Кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает»), составлять опорные конспекты, ментальные карты, шпаргалки. Надо заучивать информацию и повторять небольшими порциями, разделяя её на части. Необходимо начинать повторять до того, как материал стал забываться. Полезно по очереди учить разнородный материал: стихи – физику – историю – математику … Когда учишь, привлекай все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Труднее всего запомнить и воспроизвести середину материала, её надо учить больше. Лучше запоминается начало и конец (эффект края). Содержание данной темы отражено в рис. 9, 10, 11, 12.

 

Некоторые понятия темы

Продуктивность памяти определяется доступным человеку объемом памяти, быстротой, с которой он может запомнить материал, временем, в течение которого он может удерживать этот материал, точностью, с которой он его может воспроизвести.

Амнезия – отсутствие памяти. Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, ретардированную, фиксационную, прогрессирующую и т.д.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки, полученной информации, непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов, это память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение (в среднем) 20 секунд (без повторения). В ней сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только та информация, которая сознаётся, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память – длительное хранение материала, чаще всего после многократного повторения.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое мнемический процесс? Какие мнемические подпроцессы составляют память?

2. Какие виды памяти вы знаете?

3. Перечислите эффекты и законы памяти.

4. Расскажите о значительных исследованиях памяти.

5. Какие мнемотехнические приёмы вы знаете?

Рис. 9. Память (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)


Рис. 10. Память (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


 

Рис. 11. Память (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)


Рис. 12. Память (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)


ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ

 

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.022 с.)