Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа. Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Интенсивность раздражителя (более сильный раздражитель на фоне действующего). Если субъекту предъявляется группа раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской, тембром голоса, звуком, запахом), то внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем. 2. Новизна раздражителя или его отличие от других раздражителей. Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который является необычным, новым, то он сразу же начинает привлекать к себе внимание (иногда по своей интенсивности он может быть даже слабее), например: новые товары, новая мода в одежде. 3. Структурная организация материала. Воспринимаемое поле является одним из наиболее мощных средств управления вниманием. Одним из наиболее важных факторов расширения объема внимания является структурная организация материала. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5–7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Если материал структурирован в схемы и таблицы на основе логических связей – объем внимания увеличивается. 4. Движение стимула, например: опытные воины резко из окопа не выскакивают. 5. Внезапность стимула, например: А. Райкин говорил, что звук открываемой двери – главный конкурент артисту. 6. Ритмичность стимула, например: жужжание мухи, падающая капля. 7. Начало и прекращение действия стимула, например: длительная пауза в разговоре. 8. Распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания. Результаты исследований динамики устойчивости внимания на учебном занятии: 0–7 минут – внимание рассеянное, требуются определенные усилия со стороны педагога по концентрации внимания обучающихся; 8–23 минуты занятия – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания; 24–30 минуты – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требуется снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.); 31–45 минуты – концентрация внимания в связи с поставленной задачей (произвольное внимание). Группа. Факторы, характеризующие деятельность самого субъекта (долгосрочные) 1. Потребности (задачи, ситуации, материал, отвечающие потребностям студента, привлекают его внимание). 2. Интересы (учебные предметы, проблемные задачи, учебный материал, соответствующие интересам студента, вызывающие его особое пристальное внимание). 3. Установка (выявление из совокупности учебного материала элементов, отвечающих личности студента, его установке, полученной, например, от преподавателя). Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Виды и свойства внимания. Непроизвольное (природное) внимание вызывают раздражители, соответствующие значимым потребностям индивида. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Возникает при действии сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Основными характеристиками являются непроизвольность, лёгкость возникновения и переключения. Обеспечивается ориентировочным рефлексом или доминантой, характеризующей устойчивый интерес личности. Например, нездоровый цвет кожи лица, круги под глазами у случайного прохожего на улице скорее заметит врач и не обратит внимания на элегантный костюм или платье этого человека. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл. Произвольное (социально обусловленное) внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действия. Цель и определяет выделение объектов его внимания, требуя волевых усилий. Необходимость волевых усилий для организации произвольного внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех. Такой вид внимания утомляет. Ведущая роль в нём 2-й сигнальной системы. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильное решение, осуществлять планы, возникающие в деятельности. Послепроизвольное внимание возникает при вхождении в деятельность и появляющемся при этом интересе. Этот вид внимания связан с формированием и прочным закреплением рабочего динамического стереотипа. Послепроизвольное внимание формируется в тех действиях, которые становятся автоматическими, т.е. на высоком уровне освоения деятельности. Есть выражение – профессиональное внимание как показатель высокого профессионального мастерства. При этом виде внимания сохраняется целенаправленность и снимается напряжение. Оно обеспечивается доминантой, характеризующей возникший в процессе данной деятельности интерес. Кроме этих основных видов внимания существуют ещё следующие виды: – непосредственное – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека; – опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов; – чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств; – интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Свойства внимания (УКРОП) Устойчивость внимания – характеристика внимания во времени, измеряется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов и активности личности. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объектов. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения. С другой стороны, внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы. Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимают периодическое непроизвольное изменение степени интенсивности (усиление, ослабление) внимания. Концентрация внимания – степень сосредоточенности сознания на объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность и концентрированность внимания рассматриваются как синонимы. Например: рассеянность бывает поэтической (люди искусства часто витают в облаках) и профессорской. Математик Амбарцумян стал академиком в 18 лет, по словам очевидцев, страдал рассеянностью. На вопрос: «О чём ты постоянно думаешь?» – он ответил: «Это вы думаете о чём угодно, а я – об одном, о математике». Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий труда водителя любого транспортного средства, воспитателя, учителя, преподавателя, дирижёра, работника ГАИ, инженера. Возможности распределения внимания: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание, б) трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (2-х видов умственной активности, 2-х видов двигательной активности). Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью, при их совмещении сильнее снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью. Эта характеристика внимания очень индивидуальна и зависит от силы и свойств нервной системы человека. Например: Цезарь знал в лицо всех солдат своей армии. М. Горький в Италии в цирке видел артиста, который держал по 2 ручки в разных руках, карандаш – во рту и одновременно писал 3 фразы на разных языках. Объем внимания – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе сознания одновременно (у взрослого человека – 4–6 объектов, у ребёнка – не более 2–3). Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале 1–1,5 секунды объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5–7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала. Например: один фокусник шел мимо витрины и смог заметить и описать до 40 предметов. Переключение внимания – качество, заключающееся в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха. Можно говорить о полном, завершенном переключении, либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объекта или операции, переключение внимания затрудняется в силу замедления процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, особенно, если это происходит в конце дня. Способность к переключению внимания носит индивидуальный характер и зависит от типа нервной системы. Однако эта характеристика внимания поддается тренировке с помощью упражнений. Интенсивность внимания характеризуется эффективностью восприятия, мышления и памяти в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.008 с.) |