Тема 15. Психология малой группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Психология малой группы.



План

Понятие о группе.

Классификация групп.

Социальная психология малой группы.

Уровни развития группы.

Основные понятия: группа, статус, лидерство, руководство, межличностные отношения, социометрическая методика.

Литература

1. Морозов, А. В. Деловая психология: курс лекций / А. В. Морозов. – СПб.: Изд-во Союз, 2000. – 576 с.

2. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: учебное пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 736 с.

4. Шикун, А. Ф. Управленческая психология: учебное пособие / А. Ф. Шикун, И. М. Филинова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 332 с.

 

1. Понятие о группе. Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов.

С одной стороны, личность, её самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в неё людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам её членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Группа – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур; это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определённого признака.

Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р. Л. Кричевский, З. М. Дубовская, 1991).

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) взаимодействие членов группы, 4) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, 5) осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе. Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

В зависимости от данных признаков возможны следующие классификации социальных групп.

 

2. Классификации групп. Выделяют несколько оснований для классификации социальных групп.

I. По численности, то есть количеству людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей – десятки человек, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; характеризующаяся реальным поведенческим членством, развитой внутренней неформальной структурой, непосредственными трудовыми связями, например: бригада рабочих, группа студентов, сотрудники кафедры;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность людей – сотни человек (тысячи), находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии, в статусно-ролевом контакте; имеющая юридически оформленную структуру (отсутствие развитой неформальной структуры) и трудовые, опосредованные официальной структурой организации связи в процессе труда, например: организация всех работников предприятия, вуза, фирмы;

3) большая группа – многочисленная общность людей – тясячи и миллионы человек, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга; между которыми отсутствует контакт, нет внутренней структуры, имеются трудовые, опосредованные социальной структурой общества связи в процессе труда, например: этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия.

II. По времени существования группы:

1) кратковременные – малые, средние и большие, например: бригада рабочих, организация, политическая партия;

2) долговременные – бригада рабочих, организация, этническая общность, политическая партия.

III. По структурной целостности группы:

1) первичные группы – это всегда малая формальная группа, не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра;

2) вторичные группы – практически всегда средняя группа, совокупность первичных малых групп, например: ЧТЗ – состоит из более мелких структурных подразделений – цехов, отделов; ЮУрГУ – из факультетов, кафедр, лабораторий.

Вывод. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются её численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством.

3. Социальная психология малой группы. Процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу называется группообразованием. Создание группы зависит от следующих условий:

1) наличия общей территориии специального помещения, где возможно выполнение совместной работы;

2) установления контакта и общения людей между собой;

3) времени взаимодействия;

4) численности группы. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2–3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Для определения оптимальной численности Л. Г. Почебут и В. А. Чикер выделили три критических момента [2, с. 63–67]:

– количество 7±2 члена группы: связано с такими групповыми явлениями, как конформизм и конфликтность, принятие группового решения и целостность или раздробленность на группировки. Группа, состоящая из 7 человек, легче добивается согласованного решения, менее подвержена делению на группировки (в Японии знаменитые «кружки качества» состоят именно из 8 человек);

– количество 14±2 человека: эффективности добивается в результате группового обсуждения, особенно творческих задач; уменьшение вероятности случайной ошибки и увеличение эффективности обучения (например: иностранному языку);

– количество 21±2 человека: предел для группы как единого целого; возможно членение на 2–3 подгруппы, больше возможностей для взаимозамены (наиболее эффективными и долговременными оказывались кабинеты министров в Европе, не превышающие 21 человек).

Многие исследователи отмечают, что сложности координации деятельности группы увеличиваются с её численностью.

5) Целеполагания группы: задача группы всегда является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы; цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремлённость. Процесс целеполагания проходит несколько этапов:

1. Поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.

2. В процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.

3. Согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознаётся, интериоризируется каждым как его личная цель участия в работе данной группы.

6) Совместной деятельности: достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. Выделяют 3 типа совместной деятельности: а) совместно-индивидуальную, которая предполагает общий предмет труда и независимые действия участников с единым для них предметов труда (например: сырьё, заготовки в бригаде станочников, класс учеников для учителей школы); б) совместно-последовательную, характеризующуюся не только общим предметом труда, но и жёсткой организацией процесса труда (например: конвейерное производство; в) совместно-взаимосвязанную, которая предполагает не только общий предмет и жёсткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете (например: сборка корпуса автомобиля).

7) Структуры группы, то есть упорядоченной системы взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности; характеризуется расположением статусов в ней. Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Выделяют два типа статуса: формальный (официальный, обязанности членов группы официально распределены) и неформальный (неофициальный, образуется на основе взаимоотношений, сложившихся в процессе трудового взаимодействия); структуру группы также определяют как формальную (существует линейная соподчинённость людей друг другу по принципу «руководитель – подчинённый») и неформальную (определяется психологическими особенностями личности участников, нежёсткой иерархической системой, которая состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые).

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader – ведущий) – а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях, б) играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, в) обычно выдвигается стихийно, г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе, д) ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных, е) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями, ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе. Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено, в конечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т.е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего – инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация – следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др. Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.

Руководитель – а) обычно назначается официально, б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности, в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных, г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя: 1) организация и контроль деятельности подчиненных, 2) принятие решения, 3) представительство во внешней социальной среде, 4) воспитательная функция, 5) экспертно-консультативная функция. Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы, выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров “по горизонтали”), а скорее авторитетом, или лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать. Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе. Для изучения структуры группы используется социометрическая методика.

 

4. Уровни развития группы. Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует её социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

Л. И. Уманский определяет шесть уровней, учитывая три критерия: общность целей совместной деятельности; чёткость структуры группы; динамика групповых процессов.

Конгломерат (лат. conglomerates – собранный, скопившийся) – это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет либо она крайне примитивна, например: очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса.

Номинальная группа (лат. nominalis – именной, существующий только по названию) – группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, например: группа первокурсников, бригада ремонтников. Наименование группы необходимо для получения официального статуса, определения цели, видов деятельности, режима работы, взаимоотношений с другими группами. Для возникновения такой группы нужна организация (организатор), которая бы собрала людей вместе и предложила им цели совместной деятельности. Это процесс обговаривания и согласования, существует до начала самой деятельности.

Ассоциация (лат. association – соединение) – группа людей, объединённых совместной деятельностью – группа работников. Начинает формироваться структура и развиваться групповая динамика. Общие интересы группы существуют с учётом интересов каждого. Развивается неформальная структура, появляются лидеры.

Кооперация (лат. cooperation – сотрудничество) – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определённого результата в своей деятельности, – группа сотрудников. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учётом собственных целей и интересов. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль.

Автономия (греч. autonomia) – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей; получающих материальный результат совместной деятельности и удовлетворение от участия в ней, – группа соратников. Социальные потребности и интересы членов группы полностью удовлетворяются. Групповая цель поглощает индивидуальные цели участников. Её особенности: обособленность, закрытость от других групп, внутренняя спаянность, совместимость членов группы, внутригрупповая мораль, критика внутри не допускается. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация; если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.

Корпорация (лат. corporation – объединение, сообщество) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Противопоставляет себя другим группам, удовлетворяет свои потребности и интересы любой ценой: за счёт интересов членов своей группы и интересов других групп; жёсткая групповая мораль, отказ от индивидуальных интересов; преобладание эффектов группового эгоизма и фаворитизма. Если удовлетворяет свои интересы за счёт общества, то превращается в преступную организацию.

Коллектив – высший и непродолжительный уровень развития группы, необходимый ей прежде всего в трудных, конфликтных, стрессовых условиях – группа единомышленников. Отмечается гармонизация индивидуальных, групповых и общественных целей и интересов; высокое напряжение; высшая мобилизация сил и резервов.

Вывод. Малая группа как специфическая общность людей обладает социально-психологическими особенностями. Она развивается и достигает определённых уровней, наивысшим из которых является коллектив.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение группы и назовите признаки группы.

2. Какие классификации социальных групп Вы знаете?

3. Какие условия необходимы для образования малой группы?

4. Каковы уровни развития группы?


ТЕМА 16. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ.

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.03 с.)